Археография

На сборе пионеров в городе Ступино

К 100-летию пионерии: статья в “Пионерской правде” о сборе пионеров в доме культуры города Ступино в уже мирном, но непростом 1945 году, и их импровизированном путешествии по городам Советского союза.

Пионерская правда. – 4 декабря 1945. – № 050 (2875).

Подробнее ⟶
Вход в Успенский Брусенский монастырь Коломны

Путешествие Олимпиады в Киев и к родным

Монахиню Олимпиаду, казначею подмосковного Аносина монастыря, отпустили в путешествие, вместе с ней поехала ее близкий друг Гликерия Маркова (в монашестве – Ангелина), которая после Олимпиады была игуменьей Коломенского женского Брусенского Успенского монастыря.

Во время путешествия не обошлось без приключений – например, двум будущим игуменьям Брусенского монастыря пришлось ехать вместе беглой солдаткой, выдававшей себя за игуменью…

Подробнее ⟶

О метрических записях раскольников

19 апреля 1874 года были Высочайше утверждены Правила о метрической записи браков, рождения и смерти раскольников (Положение “Об установлении метрических книг для записи браков, рождения и смерти раскольников”), фактически легализующие браки между раскольниками и устанавливающие правила регистрации актов гражданского состояния.

Комментарии к положениям о метриках раскольников оставил корреспондент “Московских епархиальных ведомостей” 24 ноября 1874 года (N 48).

Подробнее ⟶
Купол шатрового храма Успения Пресвятой Богородицы в Брусенском монастыре в Коломне

Испытание недоброжелателями монахини Олимпиады

После того, как монахиня Олимпиада с благоволения митрополита Московского и Коломенского Филарета осталась в Аносиной пустыни казначеей, в монастыре у нее появились недоброжелатели. Олимпиада была в хороших отношениях с сестрами, при этом пользовалась особым расположением митрополита Филарета, поэтому, вероятно, одна из сестер ей позавидовала и оговорила Олимпиаду, донеся Филарету. Олимпиаде пришлось держать ответ перед митрополитом Филаретом.

Подробнее ⟶

Вид на Брусенский монастырь г. Коломны со стороны Успенской улицы, 2007 год. Источник: Залата Т. К.

Бегство монахини Олимпиады в Москву. Аносин монастырь

Монахиня Олимпиада под именем донской казачки Прасковьи преодолела путь от Ладинского Покровского женского монастыря (Полтавская губерния) до Аносиной женской пустыни (Звенигородский уезд Московской губернии) и была определена к послушанию.

Однако игуменья Аносинского монастыря, узнав о том, что перед ней не Прасковья, а ушедшая странствовать монахиня Олимпиада из Ладинского монастыря, родом из дворянской семьи, была встревожена и доложила об этом митрополиту Московскому Филарету (Дроздову), который, имея разговор с Олимпиадой, наоборот, посодействовал ее дальнейшему устройству в Аносин монастырь. 

Подробнее ⟶
Пострижение в монахини будущей игуменьи Брусенского монастыря Олимпиады

Пострижение в монахини будущей игуменьи Брусенского монастыря Олимпиады

Когда Ольге (в будущем – игуменье Олимпиаде Успенского Брусенского женского монастыря в Коломне) исполнилось 16 лет, ей пришлось выбирать: оставлять ли Киево-Печерскую лавру в пользу светской жизни или идти дальше по духовному пути.

Старец Киево-Печерской лавры Зосима предресказал Ольге, что в будущем она должна отправиться в Ладинский Покровский монастырь, но истинное ее предназначение – быть игуменьей монастыря за Москвой 25 лет (как мы знаем – это Брусенский монастырь в Коломне).

Ольга выбрала путь в монастырь и постриглась в монахини в Ладинском Покровском монастыре (Полтавская губерния) в 1835 году с именем Олимпиада.

Подробнее ⟶
Крестовоздвиженский собор Успенского Брусенского монастыря (г. Коломна), 2015 год. Автор: Залата Т. К.

О. Ф. Егорова (в будущем – игуменья Олимпиада Брусенского монастыря) в Киево-Печерской лавре

Тринадцатилетняя Ольга Егорова (будущая игуменья Олимпиада Успенского Брусенского женского монастыря в Коломне) отправилась из родной станицы Кобылянской вместе с близкими в Киево-Печерскую лавру, чтобы излечить свой недуг (ужасную головную боль).

В Лавре Ольга получала духовные поддержку и наставления в том числе от известных старцев – Вассиана Слепого (его посещал в свое время император Александр I) и схимника Михаила. Старцы Вассиан Слепой и Зосима проявляли к Ольге отеческое участие.

Ольге понравилось здесь, и она приняла решение остаться в Киево-Печерской лавре на неопределенный срок, а ее мать вернулась в Кобылянскую одна.

Подробнее ⟶

Вид на Крестовоздвиженский собор Коломенского Успенского Брусенского монастыря, 2009 год. Источник: Залата Т. К.

Детство игуменьи Олимпиады (Успенский Брусенский монастырь, г. Коломна)

Будущая игуменья Успенского Брусенского женского монастыря в Коломне Олимпиада родилась в многодетной дворянской семье Егоровых, проживавшей в станице Кобылянской Области Войска Донского и была наречена Ольгой (отца звали Федор).
Отец Ольги, Федор Егоров – обер-офицер в отставке – имел славную военную карьеру, был участником войны 1812 года и прожил долгую жизнь – около ста лет.
Согласно биографическим заметкам об игуменье Олимпиаде, ее расположенность к духовной жизни проявилась еще в детстве при чудесных обстоятельствах.

Подробнее ⟶

"За рулем". - № 6. - 1928.

Об улучшении грунтовых дорог в 1928 году

Заметка из журнала “За рулем” 1928 года о работе дорожного отряда из Егорьевска. В Коломне дороги не сделали – исполком  не выделил на это средства. 

Заметка вышла в составе шестого номера – это один из первых номеров журнала “За рулем” (журнал основан в 1928 году).

“За рулем”. – № 6, 1928. – С. с. 42, 43. 

Подробнее ⟶

Некролог священнику с. Голочелово о. Игнатию Востокову

Некролог из “Московских епархиальных ведомостей” 1897 года, посвященный священнику села Голочелово – Игнатию Матвеевичу Востокову. В некрологе приводится не только жизнеописание священника, но и подробности жизни прихода церкви села Голочелово во второй половине XIX века. Текст некролога составлен, по всей видимости, сыном покойного – священником Василием Игнатьевичем Востоковым, известным религиозным и общественным деятелем, публицистом периода белой эмиграции.

Подробнее ⟶

Список лиц, избранных в присяжные заседатели для участия в заседаниях Окружного суда в г. Коломне в 1906 г.

Список лиц, избранных Коломенской комиссией в присяжные заседатели для участия в судебных заседаниях Окружного суда, имеющих быть в городе Коломне в 1906 году.

Московские губернские ведомости. – № 16, 25 февраля 1906 г. – С. 5.

Внимание! Для быстрого поиска по списку используйте команду Ctrl+F.

Подробнее ⟶

Отпевание и погребение тела Н. П. Гилярова-Платонова (1887)

Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824 – 1887) – видный русский публицист, общественный деятель, богослов, философ, преподаватель Московской духовной академии.

Родился в Коломне в семье священника церкви Великомученика Никиты. 

Оставил после себя в том числе богатое литературное наследие, в частности, книгу воспоминаний “Из пережитого”, в которой также вспоминает своё коломенское детство.

Скончался в 1887 году. В газете “Московские церковные ведомости” (№ 43, стр. 559 – 560) опубликована статья-некролог “Отпевание и погребение тела Н. П. Гилярова-Платонова”, текст которой мы и приводим.


Подробнее ⟶

Корреспонденция от священника села Мясное (Михнево, Ступинский район) о праздниках в Серпуховском уезде

Московские церковные ведомости. – 1886. – № 10. – С 161 – 162.

Корреспонденция из Серпуховского уезда

В хозяйственных статистических сведениях, изданных Московским губернским земством за 2-й период 1885 года помещена на 116 странице корреспонденция землевладельца, интересная по своему содержанию и странному из нее выводу.

Вот часть корреспонденции, которая обратила на себя наше внимание.

Подробнее ⟶

Об обновлении храма в селе Починках Ступинского района (бывш. Серп. у.)

 

Московские епархиальные ведомости, 1876. – №50. – с. 438 – 439.


Обновление храма в селе Починках Серпуховского уезда

26-го сентября сего года мне случайно удалось быть свидетелем торжества обновления храма во имя св. архистратига Михаила в селе Починках Серпуховского уезда. Обновление храма совершено было местным настоятелем, как исправляющим должность благочинного, в сослужении четырех священников соседних приходов и стольких же диаконов. Несмотря на неясную в тот день погоду, стечение народа было все-таки многочисленное. Стройное пение литургии, исполненное хором певчих торгового соседнего села Хатуни, служило немалым украшением торжества. По окончании литургии местным священником сказано было приоичное торжеству слово, в котором проповедник, выразив чувства благодарности благотворителю храма, на средства которого совершено было возобновление храма, сказал несколько слов, касающихся вообще иконопочитания. По окончании богослужения духовенство и избранные из посетителей и ревнителей храма приглашены были в дом возобновителя храма, разделив скромную трапезу, во время которой слышны были оживленные и справедливые толки об изящной отделке храма и отчетливом выполнении живописных работ, безукоризненно исполненных московским цеховым Кузьмой Ефимовым Морозовым. Трапеза закончена была обычным многолетием, после которого местным настоятелем при кратком слове, исполненном чувств благодарности, вручена была возобновителю храма копию с указа Духовной Консистории об утверждении его в должности приходского попечителя.

Подробнее ⟶

Страница 1 из 3
1 2 3