Археография

Вид на Маринкину башню Коломенского кремля из Успенского Брусенского монастыря, 2004 г. Из архива Залата Т. К.

Обновление Успенского Брусенского монастыря в Коломне и благотворители

В 1848 году Олимпиада стала игуменьей Брусенского монастыря, и первым делом она занялась, среди прочего, заботами по обновлению монастыря: нужно было поправить храм, устроить для сестер новые кельи. И в этих заботах Олимпиаде помогали коломенские благотворители.

Подробнее ⟶
Вид на Грановитую башню Коломенского кремля из Успенского Брусенского монастыря, 2004 г. Из архива Залата Т. К.

Как Коломна и Брусенский монастырь встретили новую игуменью – Олимпиаду

В 1848 году Олимпиада в качестве новой игуменьи Успенского Брусенского монастыря прибывает в Коломну. Сестры и горожане встретили ее благосклонно, но перед молодой настоятельницей открываются проблемы переданного ей монастыря.

Подробнее ⟶

Некролог коломенскому городничему С. В. Гололобову (1853 г.)

В “Московских губернских ведомостях” (1853, N 3, с. 33) опубликован некролог коломенскому городничему Семену Васильевичу Гололобову. Некролог содержит краткие сведения о биографии усопшего, а также описание церемонии прощания с ним.

Подробнее ⟶

О найденных монетах в Боково-Акулово (1851 г.)

В 1851 году в “Московские губернские ведомости” было сообщено об обнаруженных старинных монетах (клад или утерянные) близ сельца Боково тогдашнего Коломенского уезда (сейчас – деревня Боково-Акулово городского округа “Коломна” (Коломенского района), ранее – Озерского района).

Подробные сведения об этой находке опубликованы в “Московских губернских ведомостях”, 1851, № 29, с. 339.

Подробнее ⟶
Военный капельмейстер Г. С. Солин из Коломны. 1915.

Коломна: объявления в дореволюционной прессе

В ворохе старинной прессы обязательно встречаются рекламные блоки. В губернских и общероссийских изданиях можно встретить много интересных объявлений от частных лиц, в том числе объявления из Коломны. И не только объявлений, но и занимательных сатирических произведений с упоминанием города Коломны.

Подробнее ⟶
Чертеж 3-й. План Коломенского кремля, 1882. На плане Н.В. Султановым еще запечатлены стоящими Свиблова и, вероятно, Бобреневская башни кремля (Свиблова башня - самая близлежащая к реке Москве, Бобреневская - следующая за ней вдоль реки). При этом на плане между выступом, предполагающим наличие главных кремлевских ворот - Пятницких, и угловой Свибловой башней должна быть еще одна точка - Покровская башня. Падение Свибловой башни подробно описал свидетель этого события - писатель Никита Петрович Гиляров-Платонов, который, по его воспоминаниям, в те пору был еще гимназистом - это 1840-е - 1850-е годы. Это означает, что к моменту приезда архитектора Султанова в Коломну в 1882 году Свиблову башню целиком видеть он уже не мог - возможно, архитектор отметил на этом плане лишь ее останки, либо то, что оставила о ней народная память. Архитектор ошибся, назвав и в статье, и на плане Коломенского кремля реку Коломенку рекой Каменкой. Автор чертежа: Н.В. Султанов. Фототипия В. Штейна и С. Лаптева.

Коломна в 1578 году

В статье “Коломна в 1578 году (По современной рукописи)” (“Московские епархиальные ведомости”, 1869, N 26) отражена информация из Подлинной приправочной книги по городу Коломне от 1578 года. Благодаря этим сведениям можно получить представление о том, каким был город во времена Ивана Грозного и ранее, о Коломенском кремле, о ценностях и святынях в городских храмах и монастырях, о книжном фонде тогдашних коломенских библиотек. Особенно интересны сведения о храмах и монастырях Коломны, существование многих из которых сегодня известно не всем. Статья приводится далее.

Подробнее ⟶

Богоявленская, в городе Коломне, церковь

Исторические сведения о Богоявленской церкви города Коломны, о селе Бобышеве, находившемся на территории современной Коломны, о древних храмах Коломны, о церковных традициях и роли священномученика Харлампия в жизни города опубликованы в “Московских епархиальных ведомостях”, 1878 год, номер 32. Церковь Богоявления Господня также именуют как Богоявленская церковь в Гончарной слободе или Богоявленская церковь в Бобышевской слободе.

Этот храм встречает всех гостей Коломны, отправляющихся сюда по железной дороге – храм хорошо видно из вагона поезда.

Приводим статью из “Московских епархиальных ведомостей”.

Подробнее ⟶
Улица Лажечникова, г. Коломна - вид на Успенский Брусенский монастырь, 2007 год.

Олимпиада становится игуменьей Коломенского Брусенского монастыря

В 1848 году митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) (1782 – 1867) принимает решение назначить на должность игуменьей Коломенского Успенского Брусенского монастыря Олимпиаду. В тот момент монастырь претерпевал нелучшие времена. Молодую и неопытную Олимпиаду мучили сомнения – справится ли она. Принять положительное решение и побороть сомнения ей помогли помощь митрополита, надежная соратница и помощь преподобного Сергия Радонежского…

Подробнее ⟶

На сборе пионеров в городе Ступино

К 100-летию пионерии: статья в “Пионерской правде” о сборе пионеров в доме культуры города Ступино в уже мирном, но непростом 1945 году, и их импровизированном путешествии по городам Советского союза.

Пионерская правда. – 4 декабря 1945. – № 050 (2875).

Подробнее ⟶
Вход в Успенский Брусенский монастырь Коломны

Путешествие Олимпиады в Киев и к родным

Монахиню Олимпиаду, казначею подмосковного Аносина монастыря, отпустили в путешествие, вместе с ней поехала ее близкий друг Гликерия Маркова (в монашестве – Ангелина), которая после Олимпиады была игуменьей Коломенского женского Брусенского Успенского монастыря.

Во время путешествия не обошлось без приключений – например, двум будущим игуменьям Брусенского монастыря пришлось ехать вместе беглой солдаткой, выдававшей себя за игуменью…

Подробнее ⟶

О метрических записях раскольников

19 апреля 1874 года были Высочайше утверждены Правила о метрической записи браков, рождения и смерти раскольников (Положение “Об установлении метрических книг для записи браков, рождения и смерти раскольников”), фактически легализующие браки между раскольниками и устанавливающие правила регистрации актов гражданского состояния.

Комментарии к положениям о метриках раскольников оставил корреспондент “Московских епархиальных ведомостей” 24 ноября 1874 года (N 48).

Подробнее ⟶
Купол шатрового храма Успения Пресвятой Богородицы в Брусенском монастыре в Коломне

Испытание недоброжелателями монахини Олимпиады

После того, как монахиня Олимпиада с благоволения митрополита Московского и Коломенского Филарета осталась в Аносиной пустыни казначеей, в монастыре у нее появились недоброжелатели. Олимпиада была в хороших отношениях с сестрами, при этом пользовалась особым расположением митрополита Филарета, поэтому, вероятно, одна из сестер ей позавидовала и оговорила Олимпиаду, донеся Филарету. Олимпиаде пришлось держать ответ перед митрополитом Филаретом.

Подробнее ⟶

Вид на Брусенский монастырь г. Коломны со стороны Успенской улицы, 2007 год. Источник: Залата Т. К.

Бегство монахини Олимпиады в Москву. Аносин монастырь

Монахиня Олимпиада под именем донской казачки Прасковьи преодолела путь от Ладинского Покровского женского монастыря (Полтавская губерния) до Аносиной женской пустыни (Звенигородский уезд Московской губернии) и была определена к послушанию.

Однако игуменья Аносинского монастыря, узнав о том, что перед ней не Прасковья, а ушедшая странствовать монахиня Олимпиада из Ладинского монастыря, родом из дворянской семьи, была встревожена и доложила об этом митрополиту Московскому Филарету (Дроздову), который, имея разговор с Олимпиадой, наоборот, посодействовал ее дальнейшему устройству в Аносин монастырь. 

Подробнее ⟶
Страница 1 из 3
1 2 3