Район платформы "Акри": источник св. Сергия Радонежского. Из личного архива автора, 2011.
Район платформы "Акри": источник св. Сергия Радонежского. Из личного архива автора, 2011.

Акри (станция)

Популярные легенды о происхождении названия

Многим ли известно, откуда пошло такое название – «Акри́»?

Ступинцы, гости города и района довольно часто задаются этим вопросом. Народная молва даже предположила, что изначально станция называлась «Акрихин», сократившись затем до скромного «Акри». Еще одна городская легенда гласит, что название «Акри» — это имя «Ирка» наоборот. И связано с легендарной историей тайной любви некого барина и красивой крестьянки Ирки, после гибели которой влюбленный и назвал одну из своих деревень «Акри», только задом наперед: чтобы не дискредитировать в глазах светского общества их порочную по тем временам связь.  Существует версия еще об одной Ирке — местной поварихе, комсомолке, революционерке, которая пользовалась всеобщим уважением, однако, трагически погибла.

Интересно также, что про “чудное название” и про “Ирку” писал и Александр Михайлович Меситов еще в 1992 году – в книге “Море Ю: повести, рассказы” 1.

На фоне городских легенд представляется наиболее вероятным то, что название станции дано по наименованию (аббревиатуре) «Акционерной компании Российской империи» (АКРИ) 2, которая была создана при строительстве Павелецкой железной дороги.  Хотя станция появилась в 1932 году 3.

Однако отсюда возникает вопрос: зачем в 1932 году называть станцию по имени организации, которой уже нет, тем более, акционерного общества? Эта версия кажется маловероятной и указывает лишь на то, что историю происхождения названия “Акри”, как и историю самого остановочного пункта, еще нужно уточнять.

Есть мнение, что данный остановочный пункт существовал еще и до революции, появился он предположительно в конце XIX — начале XX века, когда недалеко от этих мест строили желенодорожные  мосты.


Строительство Павелецкой железной дороги в начале XX века позиционировалось как большой проект, который позволит «разгрузить» Курское направление железной дороги, а также усилить транспортное состояние Серпуховского уезда:


Вновь строящаяся Павелецкая железная дорога пройдет в восточной части уезда, в настоящее время значительно удаленной от Курской железной дороги, и облегчит железнодорожное сообщение для ближайшего населения. Павелецкая железная дорога пройдет в уезде на протяжении 40,5 верст, что вместе с существующей Курской составит 73,5 версты или 1 в. дорожного пути будет приходиться на 30,6 вер. уезда, тогда Серпуховский уезд займет 6 место в губернии по относительному протяжении железнодорожного пути 4.

До 1990-х годов «Акри» была железнодорожной станцией, а сегодня это просто платформа.

Недалеко от станции находится святой источник преподобного Сергия Радонежского.

Список источников, примечания:
  1. Море Ю [Текст] : повести, рассказы / Александр Меситов ; [худож. И. Цыганков]. – Тула : Приокское кн. изд-во, 1992. []
  2. Голубев А. А. История Каширского края и сельского поселения Знаменское с древнейших времен до начала XX века. – М.: Книжный мир, 2010. – С. 343.[]
  3. Железнодорожные станции СССР : справочник : в 2-х кн. / А. С. Архангельский, В. А. Архангельский. – Москва : Транспорт, 1981. – Кн. 1. – С. 13.[]
  4. Сборник статистических сведений по дорожному делу Московской губернии (изд. Московского губернского земства), 1900 г.[]