Об истории создания поселка Акри (городской округ “Ступино”; Ступинский район), устройстве в нем водопровода, электрификации и известном дачнике – ученом А. Ф. Лосеве. В 1938 году был основан поселок Акри вблизи одноименной станции “Акри”. Нынешняя улица Акри является, по сути, продолжением Старокаширского шоссе.
В рамках цикла статей об истории Ступино к 90-летию города (считая от основания поселка Электровоз в 1932 году) рассказываем о поселке Акри.
Адрес: Акри, Ступино, Московская область, 142804.
Читайте также:
- Акри (о происхождении названия станции)
Содержание
Создание поселка Акри
8 июля 1938 года Мособлисполком постановил выделить земельный участок под названием “Середненская дача” в районе деревни Ступино и села Середнее (Среднее) при станции “Акри” площадью 95,2 гектара под индивидуальное строительство работников Комбината 150 1 (подробнее о комбинате – О паролете Гешвенда в Коломне и “Аэросиле” в Ступино: к 100-летию российской гражданской авиации). Комбинат был основан также при деревне Ступино, а рабочий поселок при нем имел название поселка Электровозстроя (поселок Электровоз). Обязанности по благоустройству поселка были возложены также на Комбинат 150 (или Завод 150).
Поэтому днем рождения поселка Акри можно считать 8 июля 1938 года.
Индивидуальное жилищное строительство началось непосредственно в 1938 году.
Строительство домов осуществлялось за счет ссуды, выданной Центральным коммунальным банком через Завод 150 с рассрочкой погашения на 5 лет.
По данным на 1944 год, в поселке Акри еще не было ни водоснабжения, ни электричества 2.
По состоянию на январь 1949 года в поселке Акри имелось уже 220 домов с количеством населения свыше 800 человек 3.
Водопровод и электрификация Акри
В 1940 году Заводом 150 был разработан проект водоснабжения поселка Акри, и уже в 1941 году он должен был начать реализовываться, но реализации помещала война, хотя уже с 1944 года Министерство авиационной промышленности (вышестоящее над Комбинатом 150) неоднократно возвращалось к вопросу о водоснабжении Акри, поскольку Комбинат 150 как лицо, обязанное благоустраивать поселок, уходило от ответа, ссылаясь на недостаток средств, которые Министерство же и не выделяет 3.
И только уже после войны, в 1949 году, в поселке Акри был выстроен водопровод, на что было израсходовано 375 тыс. рублей 4.
Для строительства водопровода и нормального водоснабжения предлагалось продлить до Акри линию очистных сооружений, уложить в поселке чугунные трубы, устроить 20 смотровых колодцев, 10 водоразборных колодцев, установить 12 пожарных гидрантов 2.
Что касается электрификации в Акри, то Министерство также отказывалось выделять на это средства в силу дороговизны. Лишь благодаря мероприятиям по электрификации колхозов жителям Акри удалось заготовить столбы для подключения к высоковольтной линии для освещения поселка, хотя приобрести трансформатор у населения уже не было возможности, поскольку инициатива собрать деньги на него самостоятельно была осуждена 5.
Водопровод представлял собой 12 водоразборных колонок. Директор Завода 150 (поскольку поселок Акри строился для работников завода), Александр Федорович Белов, отказывался принимать водопровод в эксплуатацию – не передал водопроводную систему от УКСа в коммунальный отдел Завода 150 6 (даже несмотря на решение исполкома Ступинского горсовета от 29 ноября 1949 года), и колонки долгое время находились с бесхозяйном состоянии 4.
Александр Федорович Белов (1906 – 1911) – металлург (металлургия легких сплавов), академик АН СССР, лауреат трех Сталинских премий, Ленинской премии, герой труда. Был директором Ступинского авиационного завода. Именем академика Белова названа одна из центральных улиц Ступино ((Источник: Википедия.)).
Ступинский горсовет просил ГК ВКПб привлечь директора Белова к партийной ответственности за запущенный водопровод, обязать его принять водопровод в эксплуатацию, а министра авиационной промышленности Хруничева как вышестоящее лицо просил наложить на Белова взыскание 7.
Как минимум до 1949 года жители Акри пользовались водой из двух родников (возможно, один из них – источник преподобного Сергия Радонежского?), а также верховодкой в овраге из шахтных колодцев 8.
Указанные родники находились от поселка в размерах 1949 года на расстоянии от 800 м до 1,5 км. Причем один из родников давал воду круглогодично, а второй летом пересыхал 2.
Колодцы же в поселке нецелесообразно было устраивать по причине глубокого залегания водоносного слоя (100 м) 2.
Своим решением от 28 января 1949 года исполком Мособлсовета признал, что Завод 150 не обращал должное внимание на благоустройство поселка, а исполком Ступинского горсовета самоустранился, не принимая мер к руководству завода 8. Тем же решением исполком Мособлсовета постановил обязать директора Белова подвести водопровод, оборудовать мачтовую подстанцию на 50 ква и продолжить имеющуюся высоковольтную линию на 320 м и 2400 низковольтной. О данных фактах был поставлен в известность министр Хруничев, а контроль исполнения решений возлагался на Ступинский исполком 9.
С защитой А. Ф. Белова выступил заместитель министра авиационной промышленности СССР Соломон Миронович Сандлер. В феврале 1950 года вышла резолюция, в которой отмечалось, что у Завода 150 на балансе находятся водопроводные и водоочистные сооружения в городе Ступино, но не в поселке Акри, где живет незначительная часть работников завода, и в подавляющем большинстве проживающие в частных домах в Акри не имеют с заводом никаких отношений, и если Завод 150 за свой счет начнет обустраивать инфраструктуру этого поселка, то это будет означать, что он “фактически встал на сторону подмены органов Советской власти”. Также было отмечено, что
“…водопроводная сеть в поселке Акри является самостоятельным, не зависящим от сетей города Ступино, комплексом. Она не является даже прямым ответвлением от городских водопроводных магистралей, а взята от линии, идущей на очистные сооружения фекальных вод 10, находящихся на расстоянии четырех километров от города Ступино.
…
В связи с изложенным, Министерство авиационной промышленности не может разрешить Заводу N 150 брать на себя эксплуатацию построенного в поселке Акри водопровода и просит … обязать Горкомхоз Ступинского горисполкома произвести его приемку от Управления капитального строительства Завода N 150, на балансе которого он стоит как объект, не сданный в эксплуатацию” 11.
Известный дачник в Акри – профессор А. Ф. Лосев
Известно, что на даче в Акри провел лето выдающийся ученый и деятель культуры Алексей Федорович Лосев (1893 – 1988).
Алексей Федорович Лосев (1893 – 1988) – профессор (1923), академик ГАНХ (1923 – 1930), доктор филологических наук (1944), философ (направление – русская религиозная философия), один из самых авторитетных советских антиковедов (по мнению М. А. Солоповой) и деятель советской культуры, писатель. Был монахом в миру, имя в монашестве – Андроник. Преподаватель Московского государственного педагогического института, сам – выпускник Императорского Московского университета (сейчас – МГУ), выпуск 1915 года. На даче в поселке Акри (Ступино, Московская область) работал над книгой “Античная мифология в её историческом развитии” (изд. 1957). В Москве на Арбате работает библиотека и мемориальный музей “Дом А. Ф. Лосева”.
Здесь он в 1955 году снимал дачу и работал. По воспоминаниям А. А. Тахо-Годи:
“В Акри часами гуляли с Алексеем Федоровичем по полям и часами работали над “Античной мифологией в ее социально-историческом развитии” 12. Запомнилось мне это место кошмаром, случившемся при первой нашей туда поездке. Надо было выйти из вагона на деревянную платформу 13. Алексей Федорович не видит и начинает спускаться по вагонной лестнице вниз (между вагоном и платформой большой промежуток). Я его втаскиваю назад, а дама, которая нас туда сопровождала, стоит на платформе и тащит его к себе. Он же спускается в гибельную пустоту, под колеса поезда. Дама коренастая, сильная, решительная. Я в ужасе кричу диким голосом, ведь считаные минуты, и, схватившись за ручку тормоза, останавливаю поезд. Вся дрожу, рыдаю. Алексей Федорович не может переступить пустоту, что-то ему мешает это сделать. Тогда машинист (это обычный паровоз, не электричка) решает ехать до следующей станции и стоять, пока мы спокойно не сойдем. Народ наблюдает, сочувствует, советует, все ждут момента остановки, помогают. Буквально на руках переносят Алексея Федоровича на платформу. Поезд уходит. Мы остаемся одни и бредем пешком вдоль железной дороги назад в наш поселок, молча, сосредоточенно, переживая ужас случившегося. С тех пор у меня правило: дача должна быть конечной остановкой электрички или предпоследней, чтобы до нее дойти пешком. Пережить еще раз этот спуск по ступенькам под колеса! Я и сейчас, когда пишу, не могу успокоиться. Бог миловал в тот час” 14.
Юрист, краевед. Член МООО «Историко-исследовательское общество “Белый Камень”». Член Союза краеведов.
- ЦГАМО. Ф. 7140. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.[↩]
- ЦГАМО. Ф. 7140. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.[↩][↩][↩][↩]
- ЦГАМО. Ф. 7140. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.[↩][↩]
- ЦГАМО. Ф. 7140. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.[↩][↩]
- ЦГАМО. Ф. 7140. Оп. 1. Д. 1. Лл. 5, 6.[↩]
- ЦГАМО. Ф. 7140. Оп. 1. Д. 1. Л. 10.[↩]
- ЦГАМО. Ф. 7140. Оп. 1. Д. 1. Л. л. 5, 9.[↩]
- ЦГАМО. Ф. 7140. Оп. 1. Д. 1. Л. 7.[↩][↩]
- ЦГАМО. Ф. 7140. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.[↩]
- Вероятно, речь идет об очистных сооружениях в поселке Коммунстрой Ступинского района, располагающихся через дорогу от Акри. – Прим. Залата Т. К.[↩]
- ЦГАМО. Ф. 7140. Оп. 1. Д. 1. Л. 12.[↩]
- Выделено Залата Т. К.[↩]
- То есть в 1955 году станция “Акри” была деревянной. – Прим. Залата Т. К.[↩]
- Лосев / Аза Тахо-Годи. – Москва : Молодая гвардия : ЖЗЛ, 1997. – С. 317.[↩]