Железнодорожный полустанок Ступино, 15 апреля 1915 г. Фотография из фондов Ступинского историко-краеведческого музея. Фотография улучшена Stupinsky.ru. Источник фотографии: http://stupinomuseum.ru/post/270.

Как выглядело Ступино 100 лет назад и более

Содержание

Добавьте заголовок, чтобы начать генерировать оглавление

Как выглядело Ступино 100 лет назад и более – вопрос крайне занятный. Ведь городом Ступино стало лишь в 1939 году, а до этого момента, начиная с 1932 года, здесь был основан и строился поселок Электровоз (поселок Электровозстроя при Каширском заводе, см. подробнее Ступино. Начало: поселок Электровозстроя).

Тем не менее, нельзя утверждать, что на месте нынешнего города Ступино 100 – 120 лет назад ничего не было.

Были деревни Ступино и Кремиченка (на месте бывшей деревни Ступино сейчас очевидно просматривается Колхозная улица с застройкой частными домами, а на месте Кремиченки – местность в районе улицы Овражная – на овраге и стояла Кремиченка).

Деревня Ступино Серпуховского уезда и разъезд "Ступино" на карте 1853 года. Железная дорога пока в проекте.
Деревня Ступино Серпуховского уезда и разъезд “Ступино” на карте 1853 года. Железная дорога пока в проекте.

Севернее от этих деревень же располагался полустанок “Ступино” (или полустанция “Ступино”; также разъезд “Ступино“), соответствующий по локации современной железнодорожной станции “Ступино”.

Вид Белопесоцкой слободы против г. Каширы. Не позднее 1913 года. Источник: Рязанско-Уральская железная дорога и её район. - Издание Правления Общества Рязанско-Уральской ж.д. - Типо-литография Н.И. Евстифеева, 1913. - С. 86.
Вид Белопесоцкой слободы против г. Каширы. Не позднее 1913 года. Источник: Рязанско-Уральская железная дорога и её район. – Издание Правления Общества Рязанско-Уральской ж.д. – Типо-литография Н.И. Евстифеева, 1913. – С. 86.

Также важными локациями пригорода современного Ступино являются Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь и Белопесоцкая слобода.

Взглянуть на то, как 100 – 120 лет назад выглядела местность, занятая сегодня городом Ступино, помогут фотографии с противоположного берега Оки – с пристани и понтонного моста через реку.

Первая фотография – снимок примерно столетней давности, хранящийся в фондах музея “Новый Иерусалим”:

Понтонный мост через р. Оку на Каширском шоссе, 1920-е гг. Номер в Госкаталоге:19667563. Номер по КП (ГИК): ИАХМНИ КП-27914. Фондохранитель: Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Государственный историко-художественный музей "Новый Иерусалим", страница в Госкаталоге: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19800255
Понтонный мост через р. Оку на Каширском шоссе, 1920-е гг. Номер в Госкаталоге:19667563. Номер по КП (ГИК): ИАХМНИ КП-27914. Фондохранитель: Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области “Государственный историко-художественный музей “Новый Иерусалим”, страница в Госкаталоге: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19800255

На переднем плане находится Белопесоцкий монастырь, а за ним – бескрайние поля с перелесками. Северо-восточнее от монастыря, очевидно, белеет Тихвинский храм села Среднее (Середнее) – приходской храм деревни Ступино, а севернее, вероятно (если это не дефект фотографии), – белеют крыши деревень Кремиченки или Ступино.

Следующий подобный снимок был сделан примерно с того же ракурса, но выше (поэтому с него обзор лучше) и ранее по времени – это примерно 1900-е – 1910-е гг.:

Мост через реку Ока от Каширы к Белопесоцкому монастырю. 1900-е - 1910-е гг.
Мост через реку Ока от Каширы к Белопесоцкому монастырю. 1900-е – 1910-е гг.

Фотография менее четкая, но отчетливо белеющий купол церкви села Среднее на ней так же виден.

Наиболее интересные и детальные фотографии пригорода будущего города Ступино заняты железнодорожной тематикой – и это неслучайно, ведь предпосылки к своему развитию будущий город получил во многом благодаря железной дороге и полустанку “Ступино”.

В фондах Ступинского историко-краеведческого музея сохранилась фотография полустанка “Ступино” от 15 апреля (старого стиля?) 1915 года. Следует отметить, что домики, расположенные при станции, были домами железнодорожного поселка, а не деревни Ступино, которая располагалась на несколько верст южнее от полустанка:

Железнодорожный полустанок Ступино, 15 апреля 1915 г. Фотография из фондов Ступинского историко-краеведческого музея. Фотография улучшена Stupinsky.ru. Источник фотографии: http://stupinomuseum.ru/post/270.
Железнодорожный полустанок Ступино, 15 апреля 1915 г. Фотография из фондов Ступинского историко-краеведческого музея. Фотография улучшена Stupinsky.ru. Источник фотографии: http://stupinomuseum.ru/post/270.

Разъезд “Ступино” упоминается еще в Очерке XIX Совещательного Съезда инженеров службы пути: 3 октября 1901 года они осмотрели в том числе “особую сигнализацию”, устроенную между разъездом “Ступино” и станцией “Кашира”, устроенную для того, чтобы предотвратить столкновение поездов, так как дорога двухпутная, а мост – однопутный 1. А в 1903 году создан полустанок “Ступино” 2.

Что касается железнодорожного моста через Оку (построен по проекту Л. Д. Проскурякова, изготовлен на Коломенском машиностроительном заводе 3) , украшавшего собой окрестности Белопесоцкого и Каширы, то он появился не позднее 1899 года: так, в одном из октябрьских номеров “Московского листка” в прибавлениях к нему идут две фотографии этого гиганта:

Железнодорожный мост через Оку (проект Л. Проскурякова, спроектирован не позднее 1897 года), соединяющий Белопесоцкий и Каширу. Источник снимка: Московские ведомости, № 289 от 17.10.1899, прибавление № 40, стр. 6.
Железнодорожный мост через Оку (проект Л. Проскурякова, спроектирован не позднее 1897 года), соединяющий Белопесоцкий и Каширу. Источник снимка: Московские ведомости, № 289 от 17.10.1899, прибавление № 40, стр. 6.
Новый железнодорожный мост через Оку (проект Л. Проскурякова, спроектирован не позднее 1897 года), соединяющий Белопесоцкий и Каширу. Источник снимка: Московские ведомости, № 289 от 17.10.1899, прибавление № 40, стр. 6.
Новый железнодорожный мост через Оку (проект Л. Проскурякова, спроектирован не позднее 1897 года), соединяющий Белопесоцкий и Каширу. Источник снимка: Московские ведомости, № 289 от 17.10.1899, прибавление № 40, стр. 6.

Еще одна фотография моста (кстати, с паровозом) есть в издании “Рязанско-Уральская железная дорога и её район” (1913):

Железнодорожный мост через р. Оку у г. Каширы. Не позднее 1913 года. Источник: Рязанско-Уральская железная дорога и её район. - Издание Правления Общества Рязанско-Уральской ж.д. - Типо-литография Н.И. Евстифеева, 1913. - С. 86.
Железнодорожный мост через р. Оку у г. Каширы. Не позднее 1913 года. Источник: Рязанско-Уральская железная дорога и её район. – Издание Правления Общества Рязанско-Уральской ж.д. – Типо-литография Н.И. Евстифеева, 1913. – С. 86.

Заслуживает особого внимания железнодорожный мост через р. Оку. Построенный по проекту профессора Московского инженерного училища Проскурякова, по типу американских мостов. Мост этот, отверстием 238 саж[ен], с ездою по низу, в четыре пролета по 58 саж[ен], занимал по величине пролетов, до постройки моста на Астраханской линии через р. Бузан, первое место в Европейской России 4.

Проскуряков, Л. Д. Мост чрез р. Оку у г. Каширы отв. 233, 32 саж. на 138 верст Павелец Московской линии : Пояснит. записка и расчет к проекту верх. строения моста / Л. Проскуряков; Сооружение новых линий Рязанско-Уральск. ж. д. - Москва : тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, преемн. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1897. - 132 с.
Проскуряков, Л. Д. Мост чрез р. Оку у г. Каширы отв. 233, 32 саж. на 138 верст Павелец Московской линии : Пояснит. записка и расчет к проекту верх. строения моста / Л. Проскуряков; Сооружение новых линий Рязанско-Уральск. ж. д. – Москва : тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, преемн. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1897. – 132 с.
Железнодорожный мост через Оку близ г. Кашира (Коломенский машиностроительный завод). Снимок сделан не позднее 1903 года. Источник: Коломенский машиностроительный завод.
Техническое описание Коломенского машиностроительного завода. 1863-1903 гг. : К выпуску 3000 паровоза. - Коломна : Типо-лито-фот. и светопеч. А.Б. Тембурского, 1903. - С. 63.
Железнодорожный мост через Оку близ г. Кашира (Коломенский машиностроительный завод). Снимок сделан не позднее 1903 года. Источник: Коломенский машиностроительный завод. Техническое описание Коломенского машиностроительного завода. 1863-1903 гг. : К выпуску 3000 паровоза. – Коломна : Типо-лито-фот. и светопеч. А.Б. Тембурского, 1903. – С. 63.

Сегодня мы ездим, конечно, по другому мосту – более современному. Старый мост был разобран, оставив на память о себе только опоры.

Опоры старого железнодорожного моста (обведены красным) рядом с современным железнодорожным мостом через Оку между Ступино и Каширой.
Опоры старого железнодорожного моста (обведены красным) рядом с современным железнодорожным мостом через Оку между Ступино и Каширой.
Список литературы и источников, примечания
  1. Железнодорожное дело : Журнал, издаваемый VIII Отделом Императорского Русского технического общества. – Г. 21. 1902. №№ 9-10. – Тип. бр. Пантелеевых, 1902. – С. 90.[]
  2. Некруглая дата: 101 год фотографии “Железнодорожный полустанок Ступино”. Электронный ресурс: Ступинский историко-краеведческий музей, URL: http://stupinomuseum.ru/post/270. Дата обращения: 20.03.2024.[]
  3. Железнодорожный мост через Оку близ г. Кашира (Коломенский машиностроительный завод). Снимок сделан не позднее 1903 года. Источник: Коломенский машиностроительный завод.
    Техническое описание Коломенского машиностроительного завода. 1863-1903 гг. : К выпуску 3000 паровоза. – Коломна : Типо-лито-фот. и светопеч. А.Б. Тембурского, 1903. – С. 63.[]
  4. Рязанско-Уральская железная дорога и её район. – Издание Правления Общества Рязанско-Уральской ж.д. – Типо-литография Н.И. Евстифеева, 1913. – С. 84.[]

Поделиться:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
1
0
Оставьте комментарий!x
Прокрутить вверх