Как выглядело Ступино 100 лет назад и более – вопрос крайне занятный. Ведь городом Ступино стало лишь в 1939 году, а до этого момента, начиная с 1932 года, здесь был основан и строился поселок Электровоз (поселок Электровозстроя при Каширском заводе, см. подробнее Ступино. Начало: поселок Электровозстроя).
Тем не менее, нельзя утверждать, что на месте нынешнего города Ступино 100 – 120 лет назад ничего не было.
Были деревни Ступино и Кремиченка (на месте бывшей деревни Ступино сейчас очевидно просматривается Колхозная улица с застройкой частными домами, а на месте Кремиченки – местность в районе улицы Овражная – на овраге и стояла Кремиченка).
Севернее от этих деревень же располагался полустанок “Ступино” (или полустанция “Ступино”; также разъезд “Ступино“), соответствующий по локации современной железнодорожной станции “Ступино”.
Также важными локациями пригорода современного Ступино являются Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь и Белопесоцкая слобода.
Взглянуть на то, как 100 – 120 лет назад выглядела местность, занятая сегодня городом Ступино, помогут фотографии с противоположного берега Оки – с пристани и понтонного моста через реку.
Первая фотография – снимок примерно столетней давности, хранящийся в фондах музея “Новый Иерусалим”:
На переднем плане находится Белопесоцкий монастырь, а за ним – бескрайние поля с перелесками. Северо-восточнее от монастыря, очевидно, белеет Тихвинский храм села Среднее (Середнее) – приходской храм деревни Ступино, а севернее, вероятно (если это не дефект фотографии), – белеют крыши деревень Кремиченки или Ступино.
Следующий подобный снимок был сделан примерно с того же ракурса, но выше (поэтому с него обзор лучше) и ранее по времени – это примерно 1900-е – 1910-е гг.:
Фотография менее четкая, но отчетливо белеющий купол церкви села Среднее на ней так же виден.
Наиболее интересные и детальные фотографии пригорода будущего города Ступино заняты железнодорожной тематикой – и это неслучайно, ведь предпосылки к своему развитию будущий город получил во многом благодаря железной дороге и полустанку “Ступино”.
В фондах Ступинского историко-краеведческого музея сохранилась фотография полустанка “Ступино” от 15 апреля (старого стиля?) 1915 года. Следует отметить, что домики, расположенные при станции, были домами железнодорожного поселка, а не деревни Ступино, которая располагалась на несколько верст южнее от полустанка:
Разъезд “Ступино” упоминается еще в Очерке XIX Совещательного Съезда инженеров службы пути: 3 октября 1901 года они осмотрели в том числе “особую сигнализацию”, устроенную между разъездом “Ступино” и станцией “Кашира”, устроенную для того, чтобы предотвратить столкновение поездов, так как дорога двухпутная, а мост – однопутный 1. А в 1903 году создан полустанок “Ступино” 2.
Что касается железнодорожного моста через Оку (построен по проекту Л. Д. Проскурякова, изготовлен на Коломенском машиностроительном заводе 3) , украшавшего собой окрестности Белопесоцкого и Каширы, то он появился не позднее 1899 года: так, в одном из октябрьских номеров “Московского листка” в прибавлениях к нему идут две фотографии этого гиганта:
Еще одна фотография моста (кстати, с паровозом) есть в издании “Рязанско-Уральская железная дорога и её район” (1913):
Заслуживает особого внимания железнодорожный мост через р. Оку. Построенный по проекту профессора Московского инженерного училища Проскурякова, по типу американских мостов. Мост этот, отверстием 238 саж[ен], с ездою по низу, в четыре пролета по 58 саж[ен], занимал по величине пролетов, до постройки моста на Астраханской линии через р. Бузан, первое место в Европейской России 4.
Сегодня мы ездим, конечно, по другому мосту – более современному. Старый мост был разобран, оставив на память о себе только опоры.
Юрист, краевед. Член МООО «Историко-исследовательское общество “Белый Камень”». Член Союза краеведов.
- Железнодорожное дело : Журнал, издаваемый VIII Отделом Императорского Русского технического общества. – Г. 21. 1902. №№ 9-10. – Тип. бр. Пантелеевых, 1902. – С. 90.[↩]
- Некруглая дата: 101 год фотографии “Железнодорожный полустанок Ступино”. Электронный ресурс: Ступинский историко-краеведческий музей, URL: http://stupinomuseum.ru/post/270. Дата обращения: 20.03.2024.[↩]
- Железнодорожный мост через Оку близ г. Кашира (Коломенский машиностроительный завод). Снимок сделан не позднее 1903 года. Источник: Коломенский машиностроительный завод.
Техническое описание Коломенского машиностроительного завода. 1863-1903 гг. : К выпуску 3000 паровоза. – Коломна : Типо-лито-фот. и светопеч. А.Б. Тембурского, 1903. – С. 63.[↩] - Рязанско-Уральская железная дорога и её район. – Издание Правления Общества Рязанско-Уральской ж.д. – Типо-литография Н.И. Евстифеева, 1913. – С. 84.[↩]
В статью добавлена фотография железнодорожного моста через Оку близ г. Каширы (сделана не позднее 1903 года). Издание: Коломенский машиностроительный завод.
Техническое описание Коломенского машиностроительного завода. 1863-1903 гг. : К выпуску 3000 паровоза. – Коломна : Типо-лито-фот. и светопеч. А.Б. Тембурского, 1903. – С. 63.