Входная площадь Каширского электровозостроительного завода. Архитекторы А. С. Фисенко и Е. М. Попов. Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2 / Под редакцией А. Я. Александрова ; Всесоюзная Академия архитектуры. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. — С. 27.
Входная площадь Каширского электровозостроительного завода. Архитекторы А. С. Фисенко и Е. М. Попов. Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2 / Под редакцией А. Я. Александрова ; Всесоюзная Академия архитектуры. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. — С. 27.

Ступино. Начало: поселок Электровозстроя

Как зарождался город Ступино

В 2022 году городу Ступино фактически исполняется 90 лет – в 1932 году был дан старт строительству Каширского электровозостроительного завода на левом берегу Оки и, как следствие, тут же, в районе деревень Ступино и Кремиченка, появился поселок (соцгородок), который так и назывался – поселок Электровозстроя.

Адрес: Российская Федерация, Московская область, город Ступино, 142800

Город Ступино Московской области относится к числу молодых городов, появившихся в советское время. Своим рождением он во многом обязан Каширскому электровозостроительному заводу, проект по созданию которого начал реализовываться еще в начале 1930-х в рамках генерального плана по электрификации СССР. К слову, в 2022 году исполняется 90 лет с момента начала реализации этого проекта, который стал основой для появления вскоре нового подмосковного города – Ступино.

1932 год. Каширский электровозный завод

Резолюцией 11 Всесоюзной конференции по составлению плана электрификации СССР от 16 июня 1932 года было положено начало Каширскому электровозному заводу – первому электровозостроительному заводу в СССР 1:

“Исходя из … масштабов электрификации, потребность в электрооборудовании к концу второго пятилетия по продукции союзной электропромышленности должна будет возрасти к 1937 г. по сравнению с 1932 г. не меньше чем в семь раз. Указанный рост продукции делает необходимым завершение реконструкции существующих предприятий электротехнической промышленности и развертывание строительства ряда новых заводов, в частности московского электрогородка, каширского электровозного завода, электромашиностроительной группы заводов на Урале и т. д. Реконструкция заводов электротехнической промышленности должна идти на базе максимальной специализации производства и кооперирования работ отдельных предприятий” 2.

Молодое советское государство поставило своей задачей максимальную электрификацию в народном хозяйстве и быту, начиная от постройки и модернизации Каширской ГРЭС (см. “К истории Каширстроя (Каширской ГРЭС)”) и заканчивая обеспечением железных дорог силой электровоза. В 1932 году на вторую пятилетку на Каширский электровозный завод возлагались большие надежды (при условии, что он будет построен вовремя и с учетом усилий завода “Динамо” и Коломенского машиностроительного завода):

“Для осуществления электрификации ж. д. в указанных выше размерах, установленных наметкой плана второго пятилетия, потребуется не менее 3200 товарных и пассажирских электровозов. Это количество может быть дано строящимся заводом электровозов в Кашире лишь при условии совершенно точного выполнения сроков его готовности, установленных правительством, с доведением производственной мощности его (в исчислении шестиосных электровозов) до 800 электровозов в год, при одновременном сохранении производства электровозов на заводе Динамо в кооперации с Коломенским в количестве 100 единиц в год” 3.

В плане электрификации СССР была четко намечена задача: Каширский электровозостроительный завод должен вступить в строй к концу 1933 года 4.

Место для строительства завода было определено Московским областным исполкомом тогда же, в 1932 году – на противоположном от Каширы берегу Оки, в районе станции “Ступино”, за выполнение работ отвечает трест “Строитель”. Тогда это был Каширский район Московской области (см. Карту Московской области на 1939 год).

Соцгород Ступино в составе Каширского района Московской области, 1939 год.
Соцгород Ступино в составе Каширского района Московской области, 1939 год.

Для создания завода было предусмотрено также строительство вспомогательных предприятий: кирпичного, известкового заводов, лесопилок, временных мастерских, а также разработка карьеров 5.

Проект Дворца Советов на обложке каталога Октябрьской (3-ей) выставки планировки архитектуры. Источник: Октябрьская (3-я) выставка планировки архитектуры. - Москва., 1934.
Проект Дворца Советов на обложке каталога Октябрьской (3-ей) выставки планировки архитектуры. Источник: Октябрьская (3-я) выставка планировки архитектуры. – Москва., 1934.

В 1934 году проект заводоуправления Каширского электровозного завода (авторы – архитекторы А. С. Фисенко, Е. М. Попов, соавторы – архитекторы Ю. Н. Гумбург, М. Т. Чалый, В. Н. Златолинский был представлен на Октябрьской (3-ей) выставке планировки и архитектуры (витрины 12 – 15, проектная мастерская Наркомтяжпрома № 1). Кстати говоря, знаменитый проект Дворца Советов был представлен на этой же выставке 6.

Рабочий поселок Электровозстрой, или соцгород Ступино

При грандиозной стройке первого в СССР электровозостроительного завода возник рабочий поселок.

То, как он выглядел изначально, можно представить хотя бы благодаря данным о репрессированном Никите Ананьевиче Мезине – стороже на заводе “Электровозстрой”. В 1933 году за антисоветскую агитацию его арестовали и приговорили к 3 годам ссылки. Место жительства в источнике указано как “Московская обл., Каширский р-н, завод “Электровозстрой”, землянка № 567.

Однако уже в 1934 году в прессе встречается упоминание о закладываемом “соцгороде при Каширском электровозном заводе”. Академия коммунального хозяйства взялась за разработку экспериментального проектирования по превращению лесного массива около Каширы в лесопарк для этого соцгорода 8.

Планировка соцгорода видна из карты РККА 1941 года (составлены по данным 1935 – 1940 гг.), в Ступино, характерные черты ее сохраняются и сейчас в облике города: 

“Завод, расположенный на свободном участке со специальным поселком или соцгородом при нем, как например Горьковский автозавод, Каширский электрозавод, Тагильский вагоностроительный завод и др., наиболее часто встречается в СССР. Такой способ расположения завода допускает большую свободу планировки, возможность роста и позволяет легче добиться органической связи завода и специально проектируемого для него города. Характерный прием композиции — прямолинейные перспективы, уходящие в даль ландшафта, и подчеркнутое выявление главной входной площади (выделено автором)” 9.

Ступино и окрестности на карте РККА 1941 года (составлена по данным на 1935 - 1940 гг.).
Ступино и окрестности на карте РККА 1941 года (составлена по данным на 1935 – 1940 гг.).

Входная площадь Каширского электровозного завода являлась одновременно органической частью и поселка и завода, организуя случайно расположенные объемы сооружений 10.

Входная площадь Каширского электровозостроительного завода. Архитекторы А. С. Фисенко и Е. М. Попов. Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2 / Под редакцией А. Я. Александрова ; Всесоюзная Академия архитектуры. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. — С. 27.
Входная площадь Каширского электровозостроительного завода. Архитекторы А. С. Фисенко и Е. М. Попов. Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2 / Под редакцией А. Я. Александрова ; Всесоюзная Академия архитектуры. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. — С. 27.

Получить представление о том, какие дома строили в городе Ступино в 1930-е, можно из городских планировочных документов: в 22-м квартале Ступино в 1933 – 1934 годах было построено 14 двухэтажных каркасно-засыпных домов балансовой стоимостью 1480 тыс. руб. 11

Каркасно-засыпные дома 1930-х в Ступино на улице Куйбышева. Источник фотографии: https://pastvu.com/p/1451140, загрузил пользователь sss9sss1.
Каркасно-засыпные дома 1930-х в Ступино на улице Куйбышева. Источник фотографии: https://pastvu.com/p/1451140, загрузил пользователь sss9sss1.

Квартал 22 Ступино ограничен с севера Дворцом культуры (Комсомольским проездом/улицей), на востоке – улицей Пушкина, на юге – Южной улицей (сейчас – улицей Чайковского), на западе – Главной улицей (сейчас – Проспект Победы) 12.

Список источников, примечания:
  1. Строитель. – Том 7. – С. 38.[]
  2. Резолюции Всесоюзной конференции по составлению генерального плана электрификации СССР. 7-14 мая 1932 г. [Текст] / Госплан СССР. Организационный ком-т по составлению генерального плана электрификации СССР. – Москва ; Ленинград : Гос. соц.-экон. изд-во, 1932 (Загорск : тип. “6 Октябрь”). – С. 10.[]
  3. Резолюции Всесоюзной конференции по составлению генерального плана электрификации СССР. 7-14 мая 1932 г. [Текст] / Госплан СССР. Организационный ком-т по составлению генерального плана электрификации СССР. – Москва ; Ленинград : Гос. соц.-экон. изд-во, 1932 (Загорск : тип. “6 Октябрь”). – С. 61.[]
  4. Резолюции Всесоюзной конференции по составлению генерального плана электрификации СССР. 7-14 мая 1932 г. [Текст] / Госплан СССР. Организационный ком-т по составлению генерального плана электрификации СССР. – Москва ; Ленинград : Гос. соц.-экон. изд-во, 1932 (Загорск : тип. “6 Октябрь”). – С. 76.[]
  5. Строительство Москвы. – 1932. – № 6. – Москва: изд-во Мособлисполкома. – С. 35.[]
  6. Октябрьская (3-я) выставка планировки архитектуры. – Москва., 1934. – С. с. 4, 6[]
  7. Мезин Никита Ананьевич (1867) — Открытый список [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.openlist.wiki/ Мезин_Никита_Ананьевич_(1867), свободный. – Дата обращения: 01.03.2022.[]
  8. Строительство Москвы. – 1934. – № 8. – С. 36.[]
  9. Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2 / Под редакцией А. Я. Александрова ; Всесоюзная Академия архитектуры. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. – С. 13[]
  10. Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2 / Под редакцией А. Я. Александрова ; Всесоюзная Академия архитектуры. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. – С. 21.[]
  11. ЦГАМО. Ф. 7974. Оп. 1. Д. 233. Л. 3[]
  12. Там же, л. 7.[]