В 2022 году городу Ступино фактически исполняется 90 лет – в 1932 году был дан старт строительству Каширского электровозостроительного завода на левом берегу Оки и, как следствие, тут же, в районе деревень Ступино и Кремиченка, появился поселок (соцгородок), который так и назывался – поселок Электровозстроя.
Город Ступино Московской области относится к числу молодых городов, появившихся в советское время. Своим рождением он во многом обязан Каширскому электровозостроительному заводу, проект по созданию которого начал реализовываться еще в начале 1930-х в рамках генерального плана по электрификации СССР. К слову, в 2022 году исполняется 90 лет с момента начала реализации этого проекта, который стал основой для появления вскоре нового подмосковного города – Ступино.
Адрес: Российская Федерация, Московская область, город Ступино, 142800
Оглавление
Каширский электровозостроительный завод
Резолюцией 11 Всесоюзной конференции по составлению плана электрификации СССР от 16 июня 1932 года было положено начало Каширскому электровозному заводу – первому электровозостроительному заводу в СССР 1:
“Исходя из … масштабов электрификации, потребность в электрооборудовании к концу второго пятилетия по продукции союзной электропромышленности должна будет возрасти к 1937 г. по сравнению с 1932 г. не меньше чем в семь раз. Указанный рост продукции делает необходимым завершение реконструкции существующих предприятий электротехнической промышленности и развертывание строительства ряда новых заводов, в частности московского электрогородка, каширского электровозного завода, электромашиностроительной группы заводов на Урале и т. д. Реконструкция заводов электротехнической промышленности должна идти на базе максимальной специализации производства и кооперирования работ отдельных предприятий” 2.
Молодое советское государство поставило своей задачей максимальную электрификацию в народном хозяйстве и быту, начиная от постройки и модернизации Каширской ГРЭС (см. “К истории Каширстроя (Каширской ГРЭС)”) и заканчивая обеспечением железных дорог силой электровоза. В 1932 году на вторую пятилетку на Каширский электровозный завод возлагались большие надежды (при условии, что он будет построен вовремя и с учетом усилий завода “Динамо” и Коломенского машиностроительного завода):
“Для осуществления электрификации ж. д. в указанных выше размерах, установленных наметкой плана второго пятилетия, потребуется не менее 3200 товарных и пассажирских электровозов. Это количество может быть дано строящимся заводом электровозов в Кашире лишь при условии совершенно точного выполнения сроков его готовности, установленных правительством, с доведением производственной мощности его (в исчислении шестиосных электровозов) до 800 электровозов в год, при одновременном сохранении производства электровозов на заводе Динамо в кооперации с Коломенским в количестве 100 единиц в год” 3.
В плане электрификации СССР была четко намечена задача: Каширский электровозостроительный завод должен вступить в строй к концу 1933 года 4.
Место для строительства завода было определено Московским областным исполкомом тогда же, в 1932 году – на противоположном от Каширы берегу Оки, в районе станции “Ступино”, за выполнение работ отвечает трест “Строитель”. Тогда это был Каширский район Московской области (см. Карту Московской области на 1939 год).
Для создания завода было предусмотрено также строительство вспомогательных предприятий: кирпичного, известкового заводов, лесопилок, временных мастерских, а также разработка карьеров 5.
В 1934 году проект заводоуправления Каширского электровозного завода (авторы – архитекторы А. С. Фисенко, Е. М. Попов, соавторы – архитекторы Ю. Н. Гумбург, М. Т. Чалый, В. Н. Златолинский был представлен на Октябрьской (3-ей) выставке планировки и архитектуры (витрины 12 – 15, проектная мастерская Наркомтяжпрома № 1). Кстати говоря, знаменитый проект Дворца Советов был представлен на этой же выставке 6.
Рабочий поселок Электровозстрой, или соцгород Ступино
При грандиозной стройке первого в СССР электровозостроительного завода возник рабочий поселок.
То, как он выглядел изначально, можно представить хотя бы благодаря данным о репрессированном Никите Ананьевиче Мезине – стороже на заводе “Электровозстрой”. В 1933 году за антисоветскую агитацию его арестовали и приговорили к 3 годам ссылки. Место жительства в источнике указано как “Московская обл., Каширский р-н, завод “Электровозстрой”, землянка № 56” 7.
Пример землянки 1930-х гг. РГАКФД. Шифр 1-14893 ч/б. Землянка старателя на золотых приисках. Дата съемки: 1933. Место съемки: Сибирь.
Однако уже в 1934 году в прессе встречается упоминание о закладываемом “соцгороде при Каширском электровозном заводе”. Академия коммунального хозяйства взялась за разработку экспериментального проектирования по превращению лесного массива около Каширы в лесопарк для этого соцгорода 8.
Планировка соцгорода видна из карты РККА 1941 года (составлены по данным 1935 – 1940 гг.), в Ступино, характерные черты ее сохраняются и сейчас в облике города:
“Завод, расположенный на свободном участке со специальным поселком или соцгородом при нем, как например Горьковский автозавод, Каширский электрозавод, Тагильский вагоностроительный завод и др., наиболее часто встречается в СССР. Такой способ расположения завода допускает большую свободу планировки, возможность роста и позволяет легче добиться органической связи завода и специально проектируемого для него города. Характерный прием композиции — прямолинейные перспективы, уходящие в даль ландшафта, и подчеркнутое выявление главной входной площади (выделено автором)” 9.
Входная площадь Каширского электровозного завода являлась одновременно органической частью и поселка и завода, организуя случайно расположенные объемы сооружений 10.
Получить представление о том, какие дома строили в городе Ступино в 1930-е, можно из городских планировочных документов: в 22-м квартале Ступино в 1933 – 1934 годах было построено 14 двухэтажных каркасно-засыпных домов балансовой стоимостью 1480 тыс. руб. 11
Квартал 22 Ступино ограничен с севера Дворцом культуры (Комсомольским проездом/улицей), на востоке – улицей Пушкина, на юге – Южной улицей (сейчас – улицей Чайковского), на западе – Главной улицей (сейчас – Проспект Победы) 12.
Продолжение следует…
Юрист, краевед. Член МООО «Историко-исследовательское общество “Белый Камень”». Член Союза краеведов.
Администратор и создатель проекта “История Ступино и Коломны” (Stupinsky.ru).
- Строитель. – Том 7. – С. 38.[↩]
- Резолюции Всесоюзной конференции по составлению генерального плана электрификации СССР. 7-14 мая 1932 г. [Текст] / Госплан СССР. Организационный ком-т по составлению генерального плана электрификации СССР. – Москва ; Ленинград : Гос. соц.-экон. изд-во, 1932 (Загорск : тип. “6 Октябрь”). – С. 10.[↩]
- Резолюции Всесоюзной конференции по составлению генерального плана электрификации СССР. 7-14 мая 1932 г. [Текст] / Госплан СССР. Организационный ком-т по составлению генерального плана электрификации СССР. – Москва ; Ленинград : Гос. соц.-экон. изд-во, 1932 (Загорск : тип. “6 Октябрь”). – С. 61.[↩]
- Резолюции Всесоюзной конференции по составлению генерального плана электрификации СССР. 7-14 мая 1932 г. [Текст] / Госплан СССР. Организационный ком-т по составлению генерального плана электрификации СССР. – Москва ; Ленинград : Гос. соц.-экон. изд-во, 1932 (Загорск : тип. “6 Октябрь”). – С. 76.[↩]
- Строительство Москвы. – 1932. – № 6. – Москва: изд-во Мособлисполкома. – С. 35.[↩]
- Октябрьская (3-я) выставка планировки архитектуры. – Москва., 1934. – С. с. 4, 6[↩]
- Мезин Никита Ананьевич (1867) — Открытый список [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.openlist.wiki/ Мезин_Никита_Ананьевич_(1867), свободный. – Дата обращения: 01.03.2022.[↩]
- Строительство Москвы. – 1934. – № 8. – С. 36.[↩]
- Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2 / Под редакцией А. Я. Александрова ; Всесоюзная Академия архитектуры. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. – С. 13[↩]
- Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2 / Под редакцией А. Я. Александрова ; Всесоюзная Академия архитектуры. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. – С. 21.[↩]
- ЦГАМО. Ф. 7974. Оп. 1. Д. 233. Л. 3[↩]
- Там же, л. 7.[↩]
На начало 2022 года в Ступино не осталось ни одного каркасно-засыпных двух-этажных домов “бараков” коридорного типа. Печное отопление, одна кухня с керосинками на этаже, по 20 комнат на этаже с одним общим коридором, и двумя туалетами мужским и женским на весь дом. Те дома что ещё остались (в том числе на ул. Куйбышева) это не коридорные, а коммуналки. В левом верхнем углу кадра видны первые каменные дома в городе, на ул Чайковского (в то время ул. Южная) сохранившиеся до сих пор. Фото 1937-1938 года, первые бараки в районе ул. Садовая.
Добрый вечер! Спасибо за комментарий и за фото! Возможно, я путаю, но те дома, которые еще есть на улице Чайковского – разве это не каркасно-засыпные? Но, повторюсь, уверенности нет, поэтому и оговорилась – “скорее всего”. Вот, например, дом 21 по улице Куйбышева до сих пор стоит, материал – дерево, см. здесь: https://dom.mingkh.ru/moskovskaya-oblast/stupino/82920. Судя по тому, что он в системе «Дом.МинЖКХ.РУ» – видимо, стоит и сейчас. Построен, согласно справке «Дом.МинЖКХ.РУ», в 1939 году, но, получается, он не из этой серии?
Здесь важно не характер обустройства стен: каркасно-засыпные, бревенчатые или кирпичные, а планировка этажей. Тот дом, что остался на улице Чайковского (д.30/24, ) это многоквартирный дом, типа “коммуналок”, где в квартирах жили несколько хозяев.. Каждый занимал одну, иногда две комнаты. Постепенно они расселялись. На начало 2022 года, в Ступино таких домов было не более двух десятков. Например: ул Больничный городок д.2, ул Кубышева 9-17 и т.д. В подобном доме например жил Визирян Гурген Вартанович, первый директор СМК (Дом №4 на улице Пушкина, если я не ошибаюсь) https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=32253217
Первые каркасно-засыпные дома коридорного типа – “бараки”, например на ул Некрасова были одно-этажные, позже 2-х этажные.
Дом №4 на улице Пушкина (Ступино), в котором жил Визирян Г.В., первый директор авиакомбината №150.
Первые каркасно-засыпные дома коридорного типа – “бараки”, например на ул Некрасова были одно-этажные, позже 2-х этажные.
1932 г. пос. Электровозстроя. Первые жилые бараки на ул Некрасова.
1934-1938. Район “Почты” и центр. Вид с самолёта. В нижней части кадра стадион Темп в парке им Н. Островского
Да, точно, поняла разницу. Барак же – длинный коридор с помещениями по бокам. Насчет 2022 года статью исправлю, спасибо за разъяснение. А вообще, конечно, интересно то, как застраивался город. Даже если сейчас проехаться по городу – можно быстро познакомиться с советской архитектурой от 30-х и вплоть до 80-х. Очень наглядный срез, причем, думается, достаточно самобытный.
Заметил что при недоступности сайта pastvu.com, все изображения взятые с него не видны. Возможно ли использовать внутренний ресурс сайта для размещения изображений (хотя бы “превьюшек” со ссылкой на исходную картинку, для уменьшения размера файлов)
Добрый вечер! Извините, что отвечаю только сейчас – была очень занята, было не до сайта. Скорее всего, при недоступности сайта pastvu.com не видны лишь те изображения, взятые с него, которые не были загружены на сторонние сайты с использованием их внутреннего ресурса. Если для вставки картинки с pastvu.com на какой-либо сайт использовался сервер pastvu.com, то при неполадках на pastvu.com картинка так же будет недоступна и на других сайтах.
Я правильно Вас поняла, что Вы предлагаете использовать ресурсы сайта как дублер изображений с pastvu.com, чтобы в случае чего они не потерялись? Если я Вас правильно поняла, то возможно использование ресурсов этого сайта, и даже не в качестве превьюшек. Разумеется, с водяными знаками pastvu.com. Вопрос только в количестве изображений, чтобы понимать возможности сайта.