Об обновлении храма в селе Починках Ступинского района (бывш. Серп. у.)

 

Московские епархиальные ведомости, 1876. – №50. – с. 438 – 439.


Обновление храма в селе Починках Серпуховского уезда

26-го сентября сего года мне случайно удалось быть свидетелем торжества обновления храма во имя св. архистратига Михаила в селе Починках Серпуховского уезда. Обновление храма совершено было местным настоятелем, как исправляющим должность благочинного, в сослужении четырех священников соседних приходов и стольких же диаконов. Несмотря на неясную в тот день погоду, стечение народа было все-таки многочисленное. Стройное пение литургии, исполненное хором певчих торгового соседнего села Хатуни, служило немалым украшением торжества. По окончании литургии местным священником сказано было приоичное торжеству слово, в котором проповедник, выразив чувства благодарности благотворителю храма, на средства которого совершено было возобновление храма, сказал несколько слов, касающихся вообще иконопочитания. По окончании богослужения духовенство и избранные из посетителей и ревнителей храма приглашены были в дом возобновителя храма, разделив скромную трапезу, во время которой слышны были оживленные и справедливые толки об изящной отделке храма и отчетливом выполнении живописных работ, безукоризненно исполненных московским цеховым Кузьмой Ефимовым Морозовым. Трапеза закончена была обычным многолетием, после которого местным настоятелем при кратком слове, исполненном чувств благодарности, вручена была возобновителю храма копию с указа Духовной Консистории об утверждении его в должности приходского попечителя.

Описанное мною таким образом торжество, хотя и не отличалось чем-либо особенным из ряду обыкновенных, но я описываю оное с тою целью, чтобы воздать должную благодарность виновнику торжества, благочестивому прихожанину села Починок, временно-богородскому купцу Михаилу Федоровичу Перелетову.

Село Починки мне известно с давнего времени; я неоднократно присутствовал при богослужении в храме, посвященном имени св. архистратига Михаила. Храм этот, не обинуясь скажу, своею бедностью поражал каждого; иконостас и стены храма местами так сильно потрескались, что как бы грозили совершенным падением, а иконостасная и стенная живопись от давности и сырости лишь сохраняла малые следы своего назначения и в особенности в нижней части иконостаса. Но не таков придел этот в настоящее время. Иконы, размещенные в иконостасе, написаны все вновь в византийском стиле; колонны и промежутку между икон разукрашены золоченою резьбой, а новые массивные царские двери своим блеском немало пополняют украшение иконостаса; стены храма вновь оштукатурены, отбелены и украшены живописью из истории новозаветной церкви; места для клиросов отделаны вновь и по бокам их поставлены новые массивные металлические хоругви, словом, все в храме возобновлено, исправлено; даже утварь, напрестольный крест, сосуды и евангелие в первый еще раз употреблены были при освящении храма, – и всё это возобновление совершено усердием и на средства одного доброго ревнителя г. Перелетова, имя которого незабвенно будет для священнослужителей и прихожан села Починок. Опытные люди утверждают, что г. Перелетовым затрачено было более 5000 р. Но мне известно, что сказанным еще не ограничились жертвы и заслуги г. Перелетова. После же освящения храма он поручил тому же, достойному по выполнению работ, уважения, живописцу Морозову, приступить к возобновлению двух остальных приделов во имя св. мученицы Параскевы и свв. Афанасия и Кирилла.

Позволю при этом сказать несколько слов о настоятеле села Починок о. Сперанском.

 Должность настоятеля о. Сперанский принял в 1865 г., спустя год после своего образования, полученного в Вифанской духовной семинарии. Бедность немногочисленных прихожан, а отсюда скудное содержание причта и бедная в то время обстановка храма заставили было юного пастыря искать нового прихода, и мне известно, что в первое время своего служения о. Сперанский часто беспокоил свое начальство о переводе его на другое место, но по неисповедимым путям Промысла все попытки его оставались без успеха. Такая неуспешность заставила его покориться своей участи. И вот как бы в утешение себя о. Сперанский все свое внимание и деятельность сосредоточил на поправлении своего незавидного прихода. Добрая жизнь молодого пастыря, его ласковое и простое обращение с прихожанами много помогли ему в достижении цели своих предприятий. По его убеждению прихожанами открыто было сельское училище, в котором на первое же время, под руководством о. Сперанского обучалось до 20 мальчиков; ныне число учеников, благодаря усердию того же г. Перелетова, как попечителя этого училища, уже намного увеличилось, и кроме о. Сперанского, состоящего законоучителем, обучением детей с неутомимой ревностью занимается усердная и опытная, хотя еще молодая, наставница г-жа Перешивкина, окончившая курс в женской учительской семинарии. Затем внимание пастыря обращено было на благолепие храма; при пособии тех же прихожан, в 1872 г. храм был оштукатурен, крыша храма вновь окрашена и полуразвалившаяся вокруг храма и кладбища ограда получила должное исправление; дальнейшие же заботы о. Сперанского об украшении храма уже известны из вышеописанного.

Один из богомольцев.