История села и церкви в Заглухино Каширского уезда (сейчас – урочище Большое Заглухино Ясногорского района Тульской области).
Воскресенский, Ф. История села Заглухино Каширского уезда // Тульские епархиальные ведомости. 1870. № 22. С. 299 – 303. № 23. С. 323 – 327.
Содержание
История церкви
Село Заглухино Каширского уезда, и в нем Воскресенская церковь, стоит на правом берегу реки Беспуты 1, на ровном месте; от губернского города Тулы отстоит в 50 верстах, от Каширы, Серпухова, Алексина и Bенева – в 40 верстах; находится на границе трех уездов: тульского, алексинского и каширского. В настоящее время церковь каменная с колокольнею, простой архитектуры; построена священником Кононом Борисовым “на свое иждивение и доброхотное подаяние” (Так издавна пишется в клировых ведомостях. – Прим. источника.), в 1772-м году, а освящена в 1775 году, как видно из надписи на деревянном кресте, хранящемся в церкви, “по благословению Св. Пр. Синода и преосвященнейшего Афанасия епископа коломенского и тульского”, а антиминс освящен пр. Феодосием еп. коломенским и каширским в 1772 г. сентября 10 дня.
Прежде церковь была деревянная о трех престолах, поставленных в один ряд. Первоначальное построение деревянной церкви предание относит ко временам нашествия татар, и она будто бы построена была в благодарность Богу за победу над татарами.
Но по соображению исторических обстоятельств, более можно отнести начало Воскресенской церкви к нашествию самозванцев: Тушинского вора Лжедмитрия и Лжепетра Илейки в царствование Василия Иоанновича Шуйсксго в 1607 году.
Дело было так. Против мятежников царь В. И. Шуйский выслал из Серпухова к старой Кашире 2 два отряда войск. Царские воеводы, занявши Каширу, переправились за Оку в каширский уезд. В тоже время из Тулы мятежники выступили под начальством Телятевского, шли сначала московскою дорогою и при ведьменской волости (нынешнем селе Заводах) поворотили на Каширу алексинскою дорогою; тут противные рати сошлись ночью 2 июня 1607 года на берегах речки Восьмы 3. С рассветом следующего дня началась кровопролитная битва и к 10 часам утра дело уже было кончено: Телятевский, разбитый на голову, бежал с остатками мятежников обратно в Тулу; гнали бегущих по каширскому и тульскому уезду, и на пространстве 30 верст, взяли 5 тысяч пленных. Речка Восьма от с. Заглухина отстоит в 25 верстах, – разбитые мятежники скорее могли бежать в Тулу по прямому и более близкому пути, чрез с. Заглухино; а так как стычки были, вероятно, на протяжении 30 верст, то одна из таких стычек могла произойти не далеко от этого села, именно на другом берегу р. Беспуты где было очень много курганов, из коих до сего времени сохранился довольно высокий в 4 верстах от Заглухина близ деревни Кунеева, а в прежнее время, по свидетельству старожилов было их несчетное множество. Поэтому скорее можно отнести, что окончательная победа мятежников решена на том месте, где ныне с. Заглухино, и в благодарность Богу, вероятно повелено устроить царем Василием храм во имя Воскресения Христова; так как близ места восьменской битвы в с. Воскресенском – Красном находится также церковь того же имени.
Но предположения наши справедливы или нет; а верно только то, что древность существования Воскресенского храма восходит к XVII стол[етию], как это увидим ниже.
Деревянная прежняя Воскресенская церковь существовала до 1775 года, о трех престолах, из коих первый во имя обновления храма воскресения Христова; вторый – во имя великомученика иоанна Воина, при коем был антиминс, священнодействованный архиепископом Никитою коломенским и каширским во храме великомученика Иоанна Воина в 1691 году 4. Третий придел неизвестен. На месте, где были престолы, поставлены в ряд кирпичные голубцы и огорожены деревянною оградою. По ветхости и тесноте старой церкви, при коей прихожан было в то время более 800 душ муж[еска] пола 5 священник Конон Борисов построил новую каменную в 1772 году о двух престолах; во имя Обновления храма и великомуч[еника] Иоанна Воина.
В 1848 году по случаю эпидемической болезни, открылось молебное пение пред Иверскою икон[ой] Бож[ией] Матери, каширский помещик Иван Иванович Раевский, по благословению преосв. Дамаскина, устроил третий придел в честь Иверской иконы Б[ожией] Матери; с того времени Воскресенский храм начинал постепенно украшаться.
Так, в 1853 году поставлен новый иконостас с вызолоченною резьбою, и многия иконы в иконостасе написаны вновь усердием генерал-майорши В. Д. Моисеевой, а также ее усердием стены внутри церкви оштукатурены и окрашены голубою краскою на масле усердием г[осподина] Донского; трапеза сделана теплою, главы и кресты на церкви и колокольне переделаны вновь и вызолочены; таким образом, с 1849 года Воскресенская церковь приняла новый благолепный вид.
На колокольне 4 колокола, большой в 72 пуд[ов] с надписью:
“Вылит усердием свящ. Прокопия Мефодиева и (перелит в 1856 году усердием) сына его Иоанна”
вторый 23 пуд[ов], третий 13 пуд[ов] и последние 2 пуда.
Иконы, утварь и доходные статьи
Из икон замечательны по ценности:
- а) образ Иверской Б[ожией] Матери, живописи древней. В 1848 году он прославился чудотворениями при эпидемической болезни, на нем риза серебр[яная] позлащенная, весом 20 ф. 70 зол. 84 пр.;
- б) образ Иоанна Воина, на нем риза серебренная весом 6 ф. 27 зол. 84 пр. живописи древней;
- в) икона Тихвинской Б[ожией] Матери, пользуется особенным уважением прихожан, к ней подается женщинами довольно холста, риза на ней серебр[яная] вызолоченная, весом 2 ф. без пр.;
- г) икона обновления храма Воскресения Христова без ризы. Письма очень древнего, на нем в средине изображен трехглавый храм. Всего серебра на иконах и утвари: 84 проб. 38 фунт. 80 зол., писш. пр. 2 фун.
Из книг по древности замечательны:
- а) евангелие печатанное в М[оскве] 1688 года;
- б) минеи месячные, марта, апреля, майя и июля печат[анные] в М[оскве] 1693 года и месяцев августа и декабря печ[атаны] 1691 года.
- Особенно обращает на себя внимание водосвятное блюдо красной меди высеребренное; на дне блюда изображено Благовещение Пр[есвятой] Богородицы; весу в нем 10 фунт. По краям блюда следующая иностранная нaдпись: E К HE IN BARCHSTEDH DER KONIE SCHNEDISCHE ARTLLERN LEYTENAMPT NEBENST SENNER LIBEN HANSEHREDDEVICH CEBOHBEN VON KONGSTUN DIESES ZUE DER EIREN COTTES DER KILCHEN ZLE DUMANUNDE NEREHRET DEN 3 MARTY ANNO 1643.
Земли при Воскресенской церкви по плану и межевой книге составленной 1770 года мая 13 дня, усадебной, пахотной и сенокосной 66 десятин 2318 сажень; земля обрабатывается самим причтом. Сверх того билетов вечных вкладов на поминовение положено три, на сумму 354 руб. 40 к. Проценты получаются в пользу причта.
Священники [церкви села Заглухино]
Ряд священников с. Заглухина в течение целых двух столетий до настоящего времени представляет непрерывную родословную цень в прямой нисходящей линии, от отца к сыну и так далее. Родословную эту мы представляем в том виде, в каком нашли ее в домашних записках свящ. Прокопия Мефодиева, писанную его рукою.
“Во дни князя Булата Мещерского да подъячего Казарина Башмакова списцовых книг род священника Прокопия Мефодиева. Священники:
- Григорий (родоначальник).
- Терентий.
- Гаврило.
- Борис.
- Конон (храмостроитель).
- Мефодий, брат его – Алимпий свящ.
- Прокопий, брат его – Иван свящ.
- Иван”.
Если родословную разделить на два периода от Григория до Конона, о котором из актов видно, что он был священником с. Заглухина в 1790 году 6 и ранее, то существование Григория можно отнести к 1650 году, близкому к основанию Воскресенского храма; но с точностию определить время первых трех священников нельзя.
- Первый известный был Григорий.
- На место его поступил сын его, Терентий, который, по синодику, именуется схимонахом Терентием и, по преданию, жил несколько времени при церкви в виде отшельника.
- На место Терентия поступил сын его, Гаврило.
- Сын Гаврилов Борис, жил в начале XVIII стол[етия].
- Борисов сын, Конон, храмостроитель Воскресенской церкви, который для сбора денег ходил сам 7 в Москву, Киев и др. города, откуда, вероятно, и принесено водосвятное блюдо (см. выше). По местам неоднократно подвергался он ругательству и биению, каковые переносил с христианским терпением: “терплю за имя Христово”, говаривал он и не искал за обиды. Умер в преклонных летах около 1776 года.
- Сын Конона, Мефодий, поступил из причетников около 1772 года; за его добродетельную жизнь, прихожане называли его святым, быть может и потому, что он не употреблял мяса и водки; умер в 1801 году на 78 году его жизни; родный его брат Алимпий Кононов, был священником вблизи Задонска (село недознано), и особенно любим был Святителем Тихоном 8.
- Сын Мефодия, Прокопий Мефодиев, известен по особенному уважению к нему дворян за кроткое и умное обхождение; знающие его личность старожилы и теперь воспоминают имя его с особенным уважением. Поступил он из диаконов того же села в 1796 году. Когда в старых летах Прокопий просил преосв[ященного] Амвросия еп[ископа] тул[ьского] уволить его заштат, на место его рукоположить сына его дьячка Ивана, того же села; тогда известный Александр Филиппович Боженов 9, испросил у преосв. Амвросия предоставить указом священническое место в Заглухине брату его родному, Сергию Боженову, обучавшемуся в богословском классе; каковое желание Ал[ександра] Филипповича пр. Амвросий при отъезде своем в Казань исполнил: Прокопий уволен в заштат, а за Боженовым указом предоставлено место. Прибывший вскоре на епархию преосв. Симеон резолюциею отказал Боженову и оставил на том же месте штатным Прокопия 10, который умер в 1840 году на 86 году своей жизни. Родный его брат Иван Мефодиев был свящ[енником] в Туле при Николозарецкой церкви 11.
- На место Прокопия поступил сын его, Иван Прокопиев из причетников того же села, в 1816 году он был в селе Каверине кашир[ского] у[езда], а в 1821 году переведен в Заглухино и до 1849 года был в штате 12; в 1850 году удалился в Лавру пр[еподобного] Сергия, где чрез год пострижен во иеромонаха, наречен Иустинианом; оттуда в том же году поступил на служение в дом высокопреосвященнейшего Филарета митрополита московского, где и находился 11 лет до самой смерти; по вниманию к нему высокопреосвященнейшего Филарета, награжден был набедренником; умер в 1863 г. января 24 дня на 71 году своей жизни. Таким образом преемственное священство от отца к сыну в с. Заглухине продолжается более двух столетий, где явно виден Перст Божий, благословивший наследственное священство.
Прихожане
Прихожане, как в прошлом столетии так и в настоящее время, состоят из помещичьих крестьян и немного неслужащих дворян, – всего 600 душ муж[еска] пола. Две части прихода – кашир[ского] у[езда], а одна часть – тульского у[уезда]. Раскольников не было и нет.
Свящ[енник] Федор Воскресенский
- Река Беспута берет свое начало из колодезя в деревне Акулове алексин[ского] у[езда] в 7 верстах от с. Заглухина и, протекая около 50 верст чрез каширский уезд, впадает в реку Оку, в 15 верстах от Каширы. – Прим. источника.[↩]
- Здесь и далее выделено Stupinsky.ru.[↩]
- Речка Восьма впадает в реку Беспуту близъ деревни Белугина, где до сего времени стоят два камня, под коими, по преданию, зарыты два полководца, невзвестно какие. – Прим. источника[↩]
- Антиминс холщовый без мощей, найден в недавнее время, пишущим сии строки, при перестройке дома, который лежал в книге, называемой Зерцило Богословий печатанной до времен Никоновых. Книга и антиминс хранятся до сего времени. – Прим. источника.[↩]
- При Воскресенской церкви было в то время два штата, но по сокращении прихода, и по бедности причта, вторый штат закрыт указом Св. Синода в 1785 году при свящ[еннике] Мефодие Кононове – Прим. источника.[↩]
- По листам Толкового Евангелия на воскресные и праздничные дни, подписано: “сия книга, глоголемая Толковое Евангелие Каширского уезду Беспуцкого стану села Заглухина церкви Воскресения Христова выменено на церковныя деньги дана два рубли сорок капеек надписал той церкви поп Конон Борисов своею рукою 1750 год. – Прим. источника.[↩]
- Священнику можно было отлучаться для сбора, потому что в то время был вторый священник. Второго штата нам известны два священника: Афанасий Алексеев и Иван Иванов, из коих последний в силу указа Св. Синода в 1785 г. по младшеству переведен в с. Захарьино кашир. у.[↩]
- Когда святитель Тихон жил в Задонске, приходит к нему одна госпожа для назидательной беседы, и между прочими разговорами, сказала святителю Тихону: “Я, Ваше Преосвященство, все больна» (госпожа была телом довольно тучная). Святитель глядя на нее, говорит: “Как же тебе быть здоровою, когда ты, как только встанешь с постели, тебе подают чай с хлебом, после чаю – кофе, вскоре обед; после обеда спать; встанешь, опять за чай и за еду? Как же тебе быть здоровою, когда ты весь день проводишь в еде и сне? А вот, посмотри на священника (указывая на Алимпия), он каждый день служит обедни, и как я ни вижу его, он все в трудах; он и здоров. (Слова переданные Алимпием брату его Мефодию и племяннику Прокопию, а пишущий сии строки, Прокопиев внук, слышал из уст деда). – Прим. источника.[↩]
- Александр Филиппович впоследствии Евгений, архиеп[ископ] псковский, был сын Филиппа Петрова, заглухинского дьячка, а после в том же селе диакона. О нем см. Т[ульские] E[пархиальные] В[едомости] 1862 № 19, стр. 108. – Прим. источника.[↩]
- Резолюция Пр. Симеона на деле состоялась таковая: “Издан указ Св. Пр. Синода, буде кто станет свои места сдавать по старости или по болезненным припадкам, то таковых самим епархиальным архиереям свидетельствовать, и буде не окажется ни какой болезни, то на таковыя места не определять и не производить, но как с. Заглухина свящ. Прокопий Мефодиев по летам не очень стар и по личному моему усмотрению, а так же и по освидетельствованию врачебной управы оказался к должности способным, то и оставить его на прежнем месте в с Заглухине. Отказав ученику С. Боженову, который может заступить в лучшее место, если окажется достойным на окончательном публичном испытании. (С. Боженов умер в богословском классе). – Прим. источника.[↩]
- См Т[ульские] Е[пархиальные] В[едомости] 1863 № 4, стр. 230. – Прим. источника.[↩]
- Пишущий сии строки имел счастие поступить в 18 -19 году на место отца Ивана Прокопьева. – Прим. источника.[↩]