Историческая справка о Воскресенском храме села Заглухино из книги 1895 года.
Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии : извлечение из церковно-приходских летописей. – Тула : Тип. Соколова и Фортунатова, 1895. – С. 404 – 406.
Заглухино
Село Заглухино расположено на полу-гористом склоне правого берега реки Безпуты 1 на границе трех уездов: Тульского, Каширского и Алексинского; отстоит от гг. Тулы в 50 вер[стах], от уездного — Каширы в 40 вер[стах] и от ст[анции] Лаптево 2 Москов[ско-] Кур[ской] ж[елезной] дор[оги] в 16 вер[стах].
Окружающая село местность представляет собою ряд перемежающихся возвышенностей, покрытых лесом и кустарниками, отчасти садами. В составе прихода села Заглухина, кроме названного села, входят следующие деревни: Верхнее Заглухино 3, Тунаево, Шеметовка, Костино, Овечкино, Заглухинские выселки и Тульского уезда деревни: Пещерево и Толокнеево.
Население прихода составляют крестьяне, в количестве 666 душ муж[еска] и 696 жен[ска] пола. Занятие жителей — земледелие, пчеловодство, огородничество и портняжество.
История первоначального образования с. Заглухина неизвестна; но по местному преданию, происхождение его относится ко времени царствования Василия Ивановича Шуйского, приблизительно к 1607 или к 1608 г.
Название свое село Заглухино, по тому же преданию, получило от бывших здесь “глухих лесов”, остатки которых сохранились и до сего времени, в виде обильных молодых порослей и кустарников.
Основание в с. Заглухине первоначального деревянного храма во имя Воскресения 4 Господня относится к 1607 или к следующему году, т. е., к царствованию Василия Ивановича Шуйского, который, в благодарность Богу за победы, одержанные московскими войсками над мятежниками Лже-Петра Илейки в 1607 году, построил церкви Воскресения в селе Воскресенском Красном и в с. Заглухине, Каширского уезда, как местностях, вблизи которых были одержаны победы, знаменательно совпадавшие со днями Воскресными, почему и упомянутые храмы были посвящены во славу Воскресения Христова.
Упомянутый деревянный храм существовал до 1760 года и был о трех престолах: первый во имя Воскресения Христова (празднуется 13 сентября), второй во имя св. великомученика Иоанна Воина и третий неизвестно во имя какого святого.
По ветхости и тесноте, храм этот был снят и заменен новым каменным, а места св[ятых] престолов увековечены постановкою трех каменных столбов или голубцов, поставленных в один ряд, параллельно друг другу.
Строителем нового каменного храма, на добровольные пожертвования разных благотворителей России, был местный священник Конон Борисов, окончивший постройку в 1760 году; при чем в новом и доселе существующем каменном храме были устроены первоначально только два придела с алтарями: в настоящей — во имя обновления храма Воскресения Господня и в трапезной, на левой стороне, во имя св. Великомуч[еника] Іоанна Воина.
Последний (придел) в 1835 году перенесен с левой на правую сторону того же храма, а на место его устроен в 1848 году усердием и средствами помещика села Кузьмищева, Ивана Ивановича Раевского, новый придел во имя иконы Иверской Божией Матери.
К последующим переменам в храме относится постановка в нем в 1853 году нового деревянного иконостаса с вызолоченною резьбою по белому фону и с заменою некоторых старых икон новыми. Жертва эта обязана усердию соседней владелицы имения в селе Милине, Тульского уезда, жены генерала, Варвары Дмитриевны Моисеевой. Особенно чтимая в приходе икона Иверской Божией Матери привлекает много поклонников из разных местностей, особенно в пору эпидемических болезней.
К числу замечательных древностей храма следует отнести следующия: водосвятное блюдо, красной меди, когда-то посерябреное, на котором по краям находится следующая Шведская надпись: “Генрих Барштед, король Шведский, лейтенант артилерии, вместе с своей любезной супругой, Гедвигой, урожденной фон-Конигстин, это блюдо, во славу Божию, Динаминдской церкви 5 пожертвовал 3 марта 1643 года”.
Блюдо это принесено священником-храмостроителем Кононом Борисовым, ходившим за сбором на построение церкви, но где оно ему пожертвовано, неизвестно.
В пользу церкви поступают % с капитала 1250 р.
Местный причт состоит из священника и псаломщика. В пользу его поступают % съ капитала 1020 р: 83 к. и церковная земля в количестве усадебной 1 д[есятин] 2000 с[ажен], под церковью и кладбищем 1652 д[есятин], под дорогою 2100 с[ажен] под речкою 1843 с[ажен], полевой 54 д[есятин] 2167 с[ажен] и куст[арника] 220 с[ажен].
Въ селе Заглухине с 1860 г. существовали приходское училище и школа грамоты, с 1890 г. учреждена земская школа. В текущем 1895 году ожидается открытие новой школы, устроенной на средства помещицы г[оспо]жи Балашевой и обеспеченной 2 десятинами дарственной земли для обучения детей садоводству и огородничеству.
- Река Безпута берет свое начало из колодезя въ деревне Акулове Алексниского уезда, и протекая около 50 вер[ст] чрез Каширский уезд, впадает в Оку, в 15 в[ерстах] от Каширы. – Прим. источника.[↩]
- Сейчас это город Ясногорск – Прим. Stupinsky.ru.[↩]
- Здесь и далее выделено Stupinsky.ru.[↩]
- Подробную историю с. Заглухина можно читать в Тул[ьских] Еп[архиальных] Вед[омостях] за 1870 г. №№ 22 и 23 в статье о. Ф. Вокресенского: “Воскресенская церковь в селе Заглухине, Каширского уезда”. – Прим. источника.[↩]
- Крепость Динамид находится в Лифляндии, в 10 вер[стах] от Риги. – Прим. источника.[↩]