Московский купец 1-й гильдии, происходивший из крестьян села Мещерино, Яков Яковлевич Ермаков известен своей благотворительностью. Он много жертвовал, но также участвовал и в расходах на отделку Крестовоздвиженского собора Успенского монастыря в городе Коломне.
“Московские епархиальные ведомости”, 1874 год.
Успенский Брусенский монастырь г. Коломны, список записей:
Главная: Успенский Брусенский монастырь г. Коломны
По окончании храма вчерне, освободясь от тяжести долгов, Олимпиада часто при взгляде на него 1 думала: «Сколько же лет храм сей будет стоять неотделанный?»
Между тем придел во имя Казанской Божией Матери, над трапезой Успенской церкви находящийся, по ветхости западной стены, поддерживаемой контр-форсами, был уже опасен для богослужения.
Но Пресвятая Владычица призрела на скорбь рабы своей, расположив па помощь обители благочестивого и богатого человека. Это был московский 1-й гильдии купец Яков Яковлевич Ермаков, из господских крестьян села Мещеринова, в 30 верстах от Коломны, где (т. е. в селе) он имел ситцевую и миткальную фабрику, а впоследствии, состоя на воле, купил (около 1835 г.) там у графа Дмитрия Николаевича Шереметева двухэтажный дом из белого камня построенный на горе, против церкви; на земле (5 дес[ятин]), взятой в аренду, распространил фабрику и в благодарном чувстве к Богу, благословившему его труды успехом, пристроил (не позже 1845 г.) к Богородице-Рождественской церкви великолепную трапезу и высокую колокольню.
Еще в бытность его крестьянином, дочь его Федосья Яковлевна поступила в Коломенский Брусенский монастырь послушницей, на 18 году от рождения в настоятельство игумении Елизаветы. Отец нередко посещал ее проездом в Москву из села Мещеринова, купил ей деревянную келлию, но долго ничем не благотворил обители, нуждавшейся в средствах, хотя и много считал себя обязанным Олимпиаде, старанием которой дочь его была приукажена 2 в 1849 г., а в декабре 1853 пострижена в монашество с именем Феофании (доныне жива).
Когда же новый храм в этой обители был воздвигнут вчерне (в 1855 г.), ему 3, как после он сам рассказывал, вдруг является мысль: зачем храму стоять неоконченному? Эта мысль начала преследовать его постоянно, и в самых серьезных занятиях по делам фабрики и торговли.
Он положил твердое намерение вполне окончить храм и, переговорив с настоятельницей, немедленно заказал в Москве предалтарный для трех престолов иконостас, в Воздвиженском храме о трех ярусах, а в приделах – о двух, с сплошной позолотой червонным золотом. По его же заказу написаны иконы и настенные картины, так что на внутренюю отделку храма он издержал более 30 000 р[ублей] сер[ебром] 4.
Читайте также:
Что же касается до церковной утвари, то на одном дискосе вычеканено:
«Приобретен сей сосуд усердием и тщанием игумении Олимпиады, 1858 года. Весу серебра в сосуде с принадлежащими к нему вещами и ковшом, 5 ф. 15 зол.».
27 июля 1858 года, на донесении Олимпиады о готовности храма к освящению, высокопреосвященный Филарет предписал учинить следующее:
«1) Благочинному 5 освидетельствовать храм, все ли устроено сообразно с правилами церковными и с должным приличием.
2) Если в сем отношении сомнения не окажется, то освящение придельных алтарей на прежних антиминсах совершить, одного – архимандриту (Ново-Голутвинскому Тихону), а другого — протоиерею.
3) Освятить ли в тоже время и главный престол: сие предоставляется соглашению настоятельницы с благотворителями, участвовавшими в Созидании храма.
4) О последующем донести с возвращением сего».
Во исполнение архипастырской резолюции, придельные алтари освящены, по чиноположению, 30 июля (в четверг), один за ранней, а другой — Казанский – за поздней литургией.
Была надежда, что главный престол освятит сам владыка митрополит, но этого не случилось. Вот драгоценное письмо его высокопреосвященства от 10 сентября того же года:
«Настоятельнице Успенского Брусенского монастыря игумении Олимпиаде с сестрами.
От Господа благословение и мир, и благодатная помощь, по вере правой, в непорочном хождении по пути заповедей Божиих, во уповании спасения вечного.
С утешением взирал я на усердный труд ваш в созидании храма Господа в обители вашей и на споспешествование 6 сему Христолюбивых благотворителей: и, когда создание и украшение храма, по благости Божией совершилось, желал соутешиться общею верою в молитвах освящения его. Но, после болезни, которою Бог посетил меня (слава Его милосердию о всем!), скудные силы мои не восстановились, как я надеялся было, до того, чтобы я мог предпринять для сего путешествие. Оставаясь не близко по месту, но близ по духу, мысленно взираю на ожидаемое вами духовное торжество, на котором вместо меня будет преосвященный епископ Евгений 7 и призываю и благодатное осенение на освящаемый храм и благословение Божие на вас и на Христолюбивых споспешествователей создания и благоукрашения оного. Матерь Господня Свое вековое над обителию вашею покровительство да продолжит еще на веки».
Воздвиженский храм освящен преосв[ященный] Евгением 13 сентября 8, накануне престольного праздника. Как придельные боковые храмы, находящияся на одной линии с главным, не довольно просторны и, следственно, не довольно удобны для соборного служения и предстояния народа во дни придельных праздников Казанской Божией Матери и св. Иоанна Златоуста 9, то Олимпиада просила (1 ноября 1858) о дозволении всенощное бдение и позднюю обедню отправлять в эти праздники в среднем Крестовоздвиженском храме, а в придельном
(в том приделе, где праздничная икона) — одну только раннюю литургию. На сем прошении владыка положил резолюцию (7 ноября):
«Разрешается поступать по сему.
При сем прилично, чтобы, например, в храмовый праздник придела святителя Иоанна Златоуста во время литургии, совершаемой в главном алтаре, придельная храмовая икона святителя Иоанна почтена была каждением».
В 1861 г., июня 21 , мать игумения испрашивала у митрополита разрешения на покрытие внутренних стен новой церкви, вместо клеевой, масляною приличною краскою, на счет какого то благотворителя из коломенских граждан, пожелавшего скрыть свое имя. Высокопреосвященный написал 8 июля:
«Разрешается, если по внимательному рассуждению не найдут масляную краску неблагоприятной для воздуха в церкви».
А. Григорий.
Администратор “История Ступино и Коломны | Stupinsky.ru”
admin@stupinsky.ru
- Имеется в виду Крестовоздвиженский собор Успенского Брусенского монастыря. – Прим. Stupinsky.ru.[↩]
- То есть был издан соответствующий указ. – Прим. Stupinsky.ru.[↩]
- То есть Якову Ермакову. – Прим. Stupinsky.ru.[↩]
- Ермаков скончался в 1868 г., в Вышнем Волочке, городе Тверской губ.[ернии] где также устроена им большая фабрика, а близ нее – богадельня на 200 чел[овек] с трехпрестольною Церковью. Он был милостив к бедным и увечным. Сын его Флор Яковлевич построил в Мещеринове, на крестьянской общественной земле, принадлежавшей прежде графам Шереметевым, каменное трехэтажное богаделенное здание для престарелых обоего рода, с помещением в оном народного училища и больницы для призреваемых, на что дано ему разрешение в июне 1870 г . Чтоб удобно было старцам посещать храм Божий, здание поставлено в линию с церковью, вплоть к колокольне, с устройством из него на паперть двери. При доме Ермакова (сына), в Москве, у Красных ворот, существует странноприимная для монахин сборщиц (50 чел[овек]), где они пользуются бесплатно приличным помещением, столом и чаем. – Прим. источника.[↩]
- Градский Коломенский благочинный Коломенского Успенского собора
протоиерей Навел Михайлович Волхонский. – Прим. источника.[↩] - Способствование. – Прим. Stupinsky.ru.[↩]
- Викарий Московский, а еще епископ Симбирский. – Прим. источника.[↩]
- В тот день, когда воспоминательно празднуется обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (335 г.). – Прим. источника.[↩]
- Память его 27 января и 13 ноября.[↩]
Поправьте, пожалуйста, опечатку – Я.Я. скончался 14.08.1869! никак не в 1838! это доказывает множество документов!