Владимир Высоцкий в Михнево, Малино и Коломне

Есть подкаст

В день 85-летия со дня рождения В. С. Высоцкого (1938 – 1980) вспоминаем этапы большого пути и след, который оставила яркая комета под названием “Высоцкий” на ступино-коломенской земле.

Вспомним его выступления в Михнево и Малино Ступинского района и серию концертов в Коломне в 1976 году.

Владимир Высоцкий: эпизоды творческого пути в Михнево, Малино и Коломне. Эпизод подкаста “История Ступино и Коломны #Подкаст” от 25.01.2023.

Студент Владимир Высоцкий – гастроли в Михнево и танцы в Малино

Жителям Ступинского района, наверное, одним из первых посчастливилось видеть игру Высоцкого: еще будучи студентом школы-студии МХАТ (курс П. В. Массальского), В. С. Высоцкий летом 1959 года в составе выездной бригады выступал в Ступинском районе в Доме культуры поселка Михнево 1 – с 1959 года Михнево и Михневский район отошли к Ступинскому району. Высоцкий выступал с монологом деда Щукаря из “Поднятой целины” М. А. Шолохова.

Малинский и Михневский районы Московской области в 1947 году.
Малинский и Михневский районы Московской области в 1947 году.

Интересно то, что в репертуаре агитбригады Михневского дома культуры образца 1949 года тоже присутствовали монологи деда Щукаря, прочитываемые, конечно, не Высоцким, а рабочим коммунального хозяйства Виктором Савохиным 2. В журнале “Огонек” описано выступление агитбригады Михневского дома культуры в колхозе “Объединенный труд” (село Кузьмино Михневского района, сейчас – Ступинского района Московской области).

Агитбригада Михневского дома культуры в полях колхоза "Объединенный труд" Михневского района (сейчас - село Кузьмино Ступинского района (городской округ "Ступино")). Огонек. 1949. N 34. С. 26.
Агитбригада Михневского дома культуры в полях колхоза “Объединенный труд” Михневского района (сейчас – село Кузьмино Ступинского района (городской округ “Ступино”)). Огонек. 1949. N 34. С. 26.

О выступлениях же Владимира Высоцкого оставила воспоминания очевидица – однокурсница Высоцкого и ведущая тех выступлений, будущий прославленный советский диктор Аза Лихитченко:

“Володя умел захватывать аудиторию. Что-то в нем тогда уже было такое. Я поняла это после 3-го курса, когда мы выступали летом в Подмосковье. У нас на курсе создали такую концертную бригаду. Это считалось чем-то вроде летней практики. И вот, к примеру, выходила я на сцену, произносила хорошим, красивым голосом первые фразы — и зал замолкал. Но постепенно внимание зрителей ослабевало, и заканчивала я уже не сказать чтобы под огромное внимание аудитории. Затем выходил Володя, который читал Щукаря,— в то время это был его коронный номер. Он говорил первую фразу — зал шумел, еще не отойдя от предыдущего, — затем вторую, третью. Зрители постепенно затихали, втягиваясь в его чтение. Потом он полностью овладевал залом, который буквально внимал каждому его слову. И заканчивал Володя уже при громовом хохоте и аплодисментах 3”.

По данным О. Терентьева 4, Ю. М. Сушко 5, в книге отзывов концертной бригады студийцев появилась запись о том вечере:

“28 июня 1959 года студентами МХАТа для молодежи комсомольских строек и колхозов Ступинского района в Доме культуры поселка Михнево был дан большой эстрадный концерт. Все номера концерта зрителями были встречены с большим воодушевлением. Дирекция Дома культуры благодарит студентов за большое исполнительское мастерство” 6.

Малино на карте Московской области 1959 года.
Малино на карте Московской области 1959 года.

Очень вероятно, что было также выступление студентов школы-студии МХАТ и в Малино Ступинского района – тоже в июне-июле 1959 года. Это следует из материалов в книге Марка Цыбульского “Жизнь и путешествия В. Высоцкого” (2004), а также косвенно из каталога выступлений В. С. Высоцкого 7.

Первая кинороль В. С. Высоцкого - фильм Сверстницы (1959 г.). В этом же году студент школы-студии МХАТ Высоцкий в составе концертной бригады однокурсников выступал на концертах в Ступинском, Серпуховском и Подольском районах Московской области.
Первая кинороль В. С. Высоцкого – фильм “Сверстницы” (1959 г.). В этом же году студент школы-студии МХАТ Высоцкий в составе концертной бригады однокурсников выступал на концертах в Ступинском, Серпуховском и Подольском районах Московской области.

В книге Марка Цыбульского “Жизнь и путешествия В. Высоцкого” со ссылкой на воспоминания Т. Додиной и на газету “Высоцкий: время, наследие, судьба” (Киев, 1994) приводятся воспоминания о взаимоотношениях Владимира Высоцкого с малинской молодежью во время поездки 1959 года в Ступинский район.

Вот что вспоминает об этих гастролях однокурсница В. Высоцкого – Таисия Додина:

“После третьего курса мы ездили в Михнево, Подольск – небольшая подмосковная поездка. Мы уже играли отрывки, выступали, как концертная бригада, зарабатывали деньги. Выступали в каких-то клубах, на каких-то площадках. Жили, по-моему, в школах. Было довольно весело: жили в огромной комнате все вместе… Гитара у Володи появилась где-то в нашей поездке. Он мало знал аккордов, и местный мальчик подучил его немножко” 8.

Актриса Таисия Додина. Летом 1959 года, будучи студенткой школы-студии МХАТ, выступала в составе выездной бригады в Ступинском районе Московской области. Источник фотографии: http://kino-teatr.ru/teatr/movie/109778/foto/a26018/529168/
Актриса Таисия Додина. Летом 1959 года, будучи студенткой школы-студии МХАТ, выступала в составе выездной бригады в Ступинском районе Московской области. Источник фотографии: http://kino-teatr.ru/teatr/movie/109778/foto/a26018/529168/

Со ссылкой на газету “Высоцкий: время, наследие, судьба” (Киев, 1994, N 19, стр. 7) М. Цыбульский приводит даже имя этого мальчика, который “подучил Высоцкого” – А. Федосеев, студент МВТУ им. Баумана, приехавший на каникулы домой в село Манино 9 Ступинского района.

Высоцкий танцевал с местной девушкой, и парни даже расквасили ему нос. Федосеев же в тот вечер помог Высоцкому безопасно добраться до Дома колхозника, где жили артисты 10.

В книге Ю. М. Сушко видим также подтверждение о пребывании Высоцкого в Малино на танцплощадке:

“Однажды после спектакля Володя отправился в Малино на танцплощадку. Вижу — бежит один парень: “Андрей! Там вашему артисту по физиономии съездили!” Я собрал друзей, прибежали на танцплощадку. Володя сидит на скамейке, вытирает кровь из носу. Я к нему: “Кто тебя?” — “Юрка Егоров”. Юрка мне заявляет: “Да ты что, защищаешь этих приезжих! Он же с Валькой танцевал, вот я ему и заехал за это!” Валька — это москвичка, приехавшая к нам на лето. Ну, я, конечно, Юрку враз обработал, проводил Володю до Дома колхозника…” 11.

А. Федосеев вспоминает о Владимире Семеновиче следующее:

“Володя был просто сам по себе. Он был личностью особенной. Меня поразил своей мощной, необыкновенной способностью выделять все, даже вроде бы незаметные факты” 12.

Где была в то время танцплощадка в Малино – сложно точно утверждать. Но можно предположить, что недалеко от Дома культуры, который в то время располагался в трапезной Успенского храма в Малино.

Успенский храм в Малино, 2011 год. Работы по восстановлению колокольни. Фото из архива Т. К. Залата.
Успенский храм в Малино, 2011 год. Работы по восстановлению колокольни. Фото из архива Т. К. Залата.

Сохранилась заметка в газете “Московский комсомолец” (номер от 18.07.1959) о гастролях студентов школы-студии МХАТ в Ступинском, Серпуховском и Подольском районах:

Приезжайте к нам еще!

Шестнадцать комсомольцев школы-студии МХАТ провели две недели в Ступинском, Серпуховском и Подольском районах, где дали девятнадцать концертов.

…В разгар одного концерта началась гроза. Ведущая Аза Лихитченко спросила у зрителей, продолжать ли представление. Сотни собравшихся дружно ответили: “Конечно, продолжать!” И концерт шел под дождем. Когда Валентин Никулин и Валентин Буров плясали матросский танец из оперетты “Вольный ветер”, раздался сильный удар грома. Но ребята не растерялись, и с эстрады грянул известный куплет из оперетты:

Заглушим мы даже гром,
Если хором запоем! 

И восторженные зрители наградили двух Валентинов “громовыми” аплодисментами.

Будущие артисты выступили на фабрике “Красный текстильщик”, в колхозе “Призыв” 13, в совхозе “Большевик”, на заводе имени Калинина и на Климовском машиностроительном. И всюду труженики заводов и полей провожали дорогих гостей – студентов Комратова, Яловича, Добровольскую, Бурова, Неделько и других неизменным напутствием: “Приезжайте к нам еще!”

М. Ильичев
Актер Валентин Буров, кадр из фильма "Семь нянек" (1962). Летом 1959 года в составе выездной бригады студентов школы-студии МХАТ выступал для колхозников и рабочих в Ступинском районе Московской областти
Актер Валентин Буров, кадр из фильма “Семь нянек” (1962). Летом 1959 года в составе выездной бригады студентов школы-студии МХАТ выступал для колхозников и рабочих в Ступинском районе Московской областти

По возвращении с гастролей Владимир Высоцкий и Валентин Буров решили навестить П. В. Массальского, но, не застав его дома, оставили записку:

“Дорогой Павел Владимирович!

Были у Вас… Хотели перед отъездом Вас повидать. …

Хотели рассказать Вам о поездке, которая прошла, в основном, удачно. Были почти все 2 недели в районах Ступино – Подольск – Серпухов. Принимали хорошо. В одном отзыве написали даже, что мы “можем быть в прославленном МХАТе”. Подробнее расскажем по приезде. Ваши студенты Буров, Высоцкий” 14.

Концерты Высоцкого в Коломне (июнь 1976 г.)

В июне 1976 года Владимир Семенович Высоцкий выступил в Коломне с серией концертов 15:

  • 12 июня – три концерта во Дворце культуры тепловозостроителей завода им. Куйбышева (сейчас это Дворец Культуры “Тепловозостроитель” г. Коломны);
  • 27 и 28 июня – еще два концерта в Коломне;
  • 29 июня – три концерта в ДК им. Ленина в Коломне.
Вечерний вид на Соборную площадь Коломенского кремля. Кадр из фильма "Мачеха" (реж. О. Бондарев), 1973 год.
Вечерний вид на Соборную площадь Коломенского кремля. Кадр из фильма “Мачеха” (реж. О. Бондарев), 1973 год.

Высоцкий выступал с лекцией-концертом, песенные номера перемежая с рассказом.

На концерте 1976 года после исполнения “На братских могилах” Высоцкий так и представился коломенцам:

“Добрый вечер, дорогие товарищи!

Я уже так говорю “дорогие товарищи” не из-за подхалимажа, а просто потому, что я уже второй раз здесь 16 и как-будто бы прописался, потому что приглашают и на третий тоже.

Начал я с этой песни вместо приветствия, во-первых, потому что эта песня была первой песней, звучавшей в кино, из моих, ну и потом просто, чтобы вы не сомневались, что я к кам приехал, а не кто-нибудь другой.

Сегодня у меня никакой не концерт, а сегодня у меня лекция. Я перед вами буду лекцию читать. Это дело для меня довольно новое, хотя несколько раз я лекции эти уже читал. …”.

Концерт Высоцкого в Коломне 12 июня 1976 года сохранился в аудиоверсии и с песнями в исполнении Владимира Семеновича, и с его рассказом.

На трех коломенских концертах в зале присутствовал еще один важный для Высоцкого человек – его первая жена, Иза Высоцкая. Этот случай широко описан в литературе о Высоцком и, в частности, в мемуарах Изы Константиновны Высоцкой (Жуковой): перед коломенскими концертами, утром, перед знаменитым “Гамлетом” случилась трогательная встреча бывших супругов. Они относились друг к другу с теплом, и Иза Константиновна, в частности, сохраняла всю жизнь теплые воспоминания о Владимире Семеновиче 17.

Богородицерождественский Бобренев монастырь, село Бобренево, г. Коломна. Кадр из фильма "Мачеха" (реж. О. Бондарев, "Мосфильм"), 1973.
Богородицерождественский Бобренев монастырь, село Бобренево, г. Коломна. Кадр из фильма “Мачеха” (реж. О. Бондарев, “Мосфильм”), 1973.

После их утренней встречи Владимир Семенович даже не пригласил, а практически заставил Изу Константиновну отправиться в Коломну. Именно из ее мемуаров можно понять, как выглядела поездка Высоцкого в Коломну на его три концерта, как встретили Владимира Семеновича в Коломне и как проходили концерты.

Предоставим же слово Изе Высоцкой:

Мы едем в Коломну. Какое счастье! Как жаль, что Коломна не на краю земли!

В городе афиши: “В. Высоцкий, И. Бортник 18”. Толпа огромная. Нас встречает милая женщина и обращается ко мне: “Вы Бортник?” Володя отвечает: “Она еще и Иван”. Смеемся. Сквозь толпу до гримуборной, где заботливо приготовлены бутерброды, чай, кофе, пирожные.

Торопят с началом.

“Какие, Владимир Семенович, просьбы?” — “Только одна. Устройте Изу поудобнее”. На меня смотрят подозрительно и озабоченно и уводят от Володи в переполненный зал. С грехом пополам усаживают в центре дополнительного ряда прямо перед сценой. Володя выходит, я оказываюсь у него в ногах, запрокидываю голову, чтобы видеть его, и растворяюсь во всеобщем порыве любви.

Перерыв между концертами минут десять, не больше. Мы снова одни. По просьбе Володи к нам никого не пускают. Володя кормит меня, сам съедает несколько ломтиков колбасы, оставляя хлеб, прихлебывает кофе и поет мне одной то, что не может петь со сцены.

Второй и третий концерты я слушаю за кулисами, где мне поставили стул. Володя поет другие песни, почти не повторяясь, и ставит микрофоны так, чтобы мне было лучше видно. — “Тебе удобно?” — Я плачу, не пряча слез.

Растаял последний аккорд, отшумели аплодисменты. Охапки цветов не вмещаются в руках, но Володя собирает все до единого, бережно поднимая даже оброненный цветок. Наверное, это примета или потребность благодарной души 19.

В. Высоцкий в 1978 году. Источник фото: https://fishki.net/3433544-lica-sovetskoj-jepohi-chasty-1/gallery-8174747-1978-vladimir-vysockij-photo.html
В. Высоцкий в 1978 году. Источник фото: https://fishki.net/3433544-lica-sovetskoj-jepohi-chasty-1/gallery-8174747-1978-vladimir-vysockij-photo.html

Интересно, что один из исследователей творчества В. С. Высоцкого, автор научных работ и книг о нем, доктор филологических наук Анатолий Валентинович Кулагин – представитель известной в Коломне фамилии, его родители происходили из Коломны. И многие издания А. В. Кулагина о Высоцком были напечатаны именно в Коломне 20.

А. В. Кулагин как преподаватель КГПИ – Коломенского государственного педагогического института (сейчас – Государственный социально-гуманитарный университет (ГСГУ) ввел даже спецкурс для студентов по творчеству Владимира Высоцкого.

Вот что говорит сам автор:

“Свою первую работу о Высоцком я написал летом 1990 года, а накануне, в весеннем семестре, впервые прочитал пятикурсникам коломенского филфака спецкурс по творчеству Высоцкого. С тех пор этот спецкурс (теперь официально именуемый “курс на выбор”) неизменно входит в мою учебную нагрузку, только за прошедшие годы он сильно изменился — как изменилось и моё личное, и, наверное, наше общее представление о поэзии Высоцкого и о его эпохе”.

Время шло, курс читался, автор писал докторскую диссертацию на тему “Эволюция литературного творчества В. С. Высоцкого” (примерно так же назывался в ту пору и спецкурс) 21”.

После защиты диссертации А. В. Кулагин решил расширить курс, который был теперь не только о Высоцком, и назывался “Авторская песня 1950-х – 1970-х годов” 21.

Татьяна Залата


Юрист, краевед. Администратор проекта “История Ступино и Коломны” (Stupinsky.ru).

zalata.tatiana@mail.ru

Список литературы и источников:
  1. Терентьев, О. Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы – ВикиЧтение [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/234119, свободный. – Дата обращения: 24.01.2023.[]
  2. Пещерская, Ф. С песнями в поле // Ф. Пещерская. Огонек. 1949. N 34. С. 26.[]
  3. Цит. по Зубрилина, С. Н..
    Владимир Высоцкий – жизнь, легенда, судьба. “И стал я великим, а был я живым” / С. Н. Зубрилина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – С. 48[]
  4. Терентьев, О. Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы – ВикиЧтение [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/234119, свободный. – Дата обращения: 24.01.2023.[]
  5. Сушко, Ю. М. Высоцкий. На краю. Москва: АСТ, 2016.[]
  6. В источнике здесь – ссылка на книгу отзывов концертной бригады студентов Школы-студии МХАТа. – Прим. Залата Т. К.[]
  7. См. Каталог выступлений Владимира Высоцкого – Официальный сайт Фонда В. С. Высоцкого [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vv.kulichki.net/pesni/concerts/spisok/concerts.pdf, свободный. – Дата обращения: 22.01.2023.[]
  8. Цит. по ж. “Вагант”, Москва, 1996 г. NN 5 – 6, стр. 8 – 9. Цыбульский, Марк.
    Жизнь и путешествия В. Высоцкого / Марк Цыбульский. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – С. 159[]
  9. Орфография источника.[]
  10. Цыбульский, Марк.
    Жизнь и путешествия В. Высоцкого / Марк Цыбульский. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – С. 160.[]
  11. Сушко, Ю. М. “Ходил в меня влюбленный весь слабый женский пол…” : женщины в жизни Владимира Высоцкого / Юрий Сушко. – Москва : Вагриус, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – С. 34.[]
  12. цит. по газ. “Высоцкий: время, наследие, судьба. Киев, 1994 г. N 19 стр. 7.[]
  13. Село Липицы Серпуховского района (Московская область : административно-территориальное деление на 1 января 1953 года / Орг.-инструктор. отд. Исполкома Моск. обл. совета депутатов трудящихся. – М. : Моск. рабочий, 1953. – С. 82.) – Прим. Залата Т. К.[]
  14. Цит. по Сушко, Ю. Высоцкий. На краю. Москва: АСТ, 2016.[]
  15. Датировка и информация о концертах дана по Раззаков, Ф. И. Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы. – Москва: Издательство Яуза, Пресском, 2004. – С. 465.[]
  16. Видимо, имеется в виду второй концерт из трех коломенских в тот вечер, либо Высоцкий выступал в Коломне когда-то еще раньше. – Прим. Залата Т. К.[]
  17. См. Высоцкая, И. К. Короткое счастье на всю жизнь – Русская классическая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/vospominaniya/vysockaya-iza-korotkoe-schaste-na-vsyu-zhizn.htm, свободный. – Дата обращения: 24.01.2023; Сушко, Ю. М. 5 любимых женщин Высоцкого. Иза Жукова, Людмила Абрамова, Марина Влади, Татьяна Иваненко, Оксана Афанасьева. Россия: Алгоритм, 2017.[]
  18. Имеется в виду актер Иван Бортник. – Прим. Залата Т. К.[]
  19. Высоцкая, И. К. Короткое счастье на всю жизнь – Русская классическая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/vospominaniya/vysockaya-iza-korotkoe-schaste-na-vsyu-zhizn.htm, свободный. – Дата обращения: 24.01.2023.[]
  20. Например, Кулагин А. В. У истоков авторской песни: сборник статей. Коломна, 2010; Кулагин А.В. Поэзия В.С. Высоцкого. Коломна, 1996; Кулагин А. Беседы о Высоцком . Коломна , 2005.[]
  21. Кулагин, А. В. Из истории одного спецкурса – Русская классическая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/kulagin-iz-istorii-odnogo-speckursa.htm, свободный. – Дата обращения: 24.01.2023.[][]

Оставьте комментарий