В день 85-летия со дня рождения В. С. Высоцкого (1938 — 1980) вспоминаем этапы большого пути и след, который оставила яркая комета под названием «Высоцкий» на ступино-коломенской земле.
Вспомним его выступления в Михнево и Малино Ступинского района и серию концертов в Коломне в 1976 году.
Содержание
Студент Владимир Высоцкий — гастроли в Михнево и танцы в Малино
Жителям Ступинского района, наверное, одним из первых посчастливилось видеть игру Высоцкого: еще будучи студентом школы-студии МХАТ (курс П. В. Массальского), В. С. Высоцкий летом 1959 года в составе выездной бригады выступал в Ступинском районе в Доме культуры поселка Михнево [[[[[[Терентьев, О. Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы — ВикиЧтение [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/234119, свободный. — Дата обращения: 24.01.2023.]]]]]] — с 1959 года Михнево и Михневский район отошли к Ступинскому району. Высоцкий выступал с монологом деда Щукаря из «Поднятой целины» М. А. Шолохова.
Интересно то, что в репертуаре агитбригады Михневского дома культуры образца 1949 года тоже присутствовали монологи деда Щукаря, прочитываемые, конечно, не Высоцким, а рабочим коммунального хозяйства Виктором Савохиным [[[[[[Пещерская, Ф. С песнями в поле // Ф. Пещерская. Огонек. 1949. N 34. С. 26.]]]]]]. В журнале «Огонек» описано выступление агитбригады Михневского дома культуры в колхозе «Объединенный труд» (село Кузьмино Михневского района, сейчас — Ступинского района Московской области).

О выступлениях же Владимира Высоцкого оставила воспоминания очевидица — однокурсница Высоцкого и ведущая тех выступлений, будущий прославленный советский диктор Аза Лихитченко:
«Володя умел захватывать аудиторию. Что-то в нем тогда уже было такое. Я поняла это после 3-го курса, когда мы выступали летом в Подмосковье. У нас на курсе создали такую концертную бригаду. Это считалось чем-то вроде летней практики. И вот, к примеру, выходила я на сцену, произносила хорошим, красивым голосом первые фразы — и зал замолкал. Но постепенно внимание зрителей ослабевало, и заканчивала я уже не сказать чтобы под огромное внимание аудитории. Затем выходил Володя, который читал Щукаря,— в то время это был его коронный номер. Он говорил первую фразу — зал шумел, еще не отойдя от предыдущего, — затем вторую, третью. Зрители постепенно затихали, втягиваясь в его чтение. Потом он полностью овладевал залом, который буквально внимал каждому его слову. И заканчивал Володя уже при громовом хохоте и аплодисментах [[[[[[Цит. по Зубрилина, С. Н..
Владимир Высоцкий — жизнь, легенда, судьба. «И стал я великим, а был я живым» / С. Н. Зубрилина. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. — С. 48]]]]]]».
По данным О. Терентьева [[[[[[Терентьев, О. Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы — ВикиЧтение [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/234119, свободный. — Дата обращения: 24.01.2023.]]]]]], Ю. М. Сушко [[[[[[Сушко, Ю. М. Высоцкий. На краю. Москва: АСТ, 2016.]]]]]], в книге отзывов концертной бригады студийцев появилась запись о том вечере:
«28 июня 1959 года студентами МХАТа для молодежи комсомольских строек и колхозов Ступинского района в Доме культуры поселка Михнево был дан большой эстрадный концерт. Все номера концерта зрителями были встречены с большим воодушевлением. Дирекция Дома культуры благодарит студентов за большое исполнительское мастерство» [[[[[[В источнике здесь — ссылка на книгу отзывов концертной бригады студентов Школы-студии МХАТа. — Прим. Залата Т. К.]]]]]].
Очень вероятно, что было также выступление студентов школы-студии МХАТ и в Малино Ступинского района — тоже в июне-июле 1959 года. Это следует из материалов в книге Марка Цыбульского «Жизнь и путешествия В. Высоцкого» (2004), а также косвенно из каталога выступлений В. С. Высоцкого [[[[[[См. Каталог выступлений Владимира Высоцкого — Официальный сайт Фонда В. С. Высоцкого [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vv.kulichki.net/pesni/concerts/spisok/concerts.pdf, свободный. — Дата обращения: 22.01.2023.]]]]]].

В книге Марка Цыбульского «Жизнь и путешествия В. Высоцкого» со ссылкой на воспоминания Т. Додиной и на газету «Высоцкий: время, наследие, судьба» (Киев, 1994) приводятся воспоминания о взаимоотношениях Владимира Высоцкого с малинской молодежью во время поездки 1959 года в Ступинский район.
Вот что вспоминает об этих гастролях однокурсница В. Высоцкого — Таисия Додина:
«После третьего курса мы ездили в Михнево, Подольск — небольшая подмосковная поездка. Мы уже играли отрывки, выступали, как концертная бригада, зарабатывали деньги. Выступали в каких-то клубах, на каких-то площадках. Жили, по-моему, в школах. Было довольно весело: жили в огромной комнате все вместе… Гитара у Володи появилась где-то в нашей поездке. Он мало знал аккордов, и местный мальчик подучил его немножко» [[[[[[Цит. по ж. «Вагант», Москва, 1996 г. NN 5 — 6, стр. 8 — 9. Цыбульский, Марк.
Жизнь и путешествия В. Высоцкого / Марк Цыбульский. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — С. 159]]]]]].

Со ссылкой на газету «Высоцкий: время, наследие, судьба» (Киев, 1994, N 19, стр. 7) М. Цыбульский приводит даже имя этого мальчика, который «подучил Высоцкого» — А. Федосеев, студент МВТУ им. Баумана, приехавший на каникулы домой в село Манино [[[[[[Орфография источника.]]]]]] Ступинского района.
Высоцкий танцевал с местной девушкой, и парни даже расквасили ему нос. Федосеев же в тот вечер помог Высоцкому безопасно добраться до Дома колхозника, где жили артисты [[[[[[Цыбульский, Марк.
Жизнь и путешествия В. Высоцкого / Марк Цыбульский. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — С. 160.]]]]]].
В книге Ю. М. Сушко видим также подтверждение о пребывании Высоцкого в Малино на танцплощадке:
«Однажды после спектакля Володя отправился в Малино на танцплощадку. Вижу — бежит один парень: «Андрей! Там вашему артисту по физиономии съездили!» Я собрал друзей, прибежали на танцплощадку. Володя сидит на скамейке, вытирает кровь из носу. Я к нему: «Кто тебя?» — «Юрка Егоров». Юрка мне заявляет: «Да ты что, защищаешь этих приезжих! Он же с Валькой танцевал, вот я ему и заехал за это!» Валька — это москвичка, приехавшая к нам на лето. Ну, я, конечно, Юрку враз обработал, проводил Володю до Дома колхозника…» [[[[[[Сушко, Ю. М. «Ходил в меня влюбленный весь слабый женский пол…» : женщины в жизни Владимира Высоцкого / Юрий Сушко. — Москва : Вагриус, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). — С. 34.]]]]]].
А. Федосеев вспоминает о Владимире Семеновиче следующее:
«Володя был просто сам по себе. Он был личностью особенной. Меня поразил своей мощной, необыкновенной способностью выделять все, даже вроде бы незаметные факты» [[[[[[цит. по газ. «Высоцкий: время, наследие, судьба. Киев, 1994 г. N 19 стр. 7.]]]]]].
Где была в то время танцплощадка в Малино — сложно точно утверждать. Но можно предположить, что недалеко от Дома культуры, который в то время располагался в трапезной Успенского храма в Малино.

Сохранилась заметка в газете «Московский комсомолец» (номер от 18.07.1959) о гастролях студентов школы-студии МХАТ в Ступинском, Серпуховском и Подольском районах:
Приезжайте к нам еще!
Шестнадцать комсомольцев школы-студии МХАТ провели две недели в Ступинском, Серпуховском и Подольском районах, где дали девятнадцать концертов.
…В разгар одного концерта началась гроза. Ведущая Аза Лихитченко спросила у зрителей, продолжать ли представление. Сотни собравшихся дружно ответили: «Конечно, продолжать!» И концерт шел под дождем. Когда Валентин Никулин и Валентин Буров плясали матросский танец из оперетты «Вольный ветер», раздался сильный удар грома. Но ребята не растерялись, и с эстрады грянул известный куплет из оперетты:
Заглушим мы даже гром, Если хором запоем!И восторженные зрители наградили двух Валентинов «громовыми» аплодисментами.
Будущие артисты выступили на фабрике «Красный текстильщик», в колхозе «Призыв» [[[[[[Село Липицы Серпуховского района (Московская область : административно-территориальное деление на 1 января 1953 года / Орг.-инструктор. отд. Исполкома Моск. обл. совета депутатов трудящихся. — М. : Моск. рабочий, 1953. — С. 82.) — Прим. Залата Т. К.]]]]]], в совхозе «Большевик», на заводе имени Калинина и на Климовском машиностроительном. И всюду труженики заводов и полей провожали дорогих гостей — студентов Комратова, Яловича, Добровольскую, Бурова, Неделько и других неизменным напутствием: «Приезжайте к нам еще!»
М. Ильичев

По возвращении с гастролей Владимир Высоцкий и Валентин Буров решили навестить П. В. Массальского, но, не застав его дома, оставили записку:
«Дорогой Павел Владимирович!
Были у Вас… Хотели перед отъездом Вас повидать. …
Хотели рассказать Вам о поездке, которая прошла, в основном, удачно. Были почти все 2 недели в районах Ступино — Подольск — Серпухов. Принимали хорошо. В одном отзыве написали даже, что мы «можем быть в прославленном МХАТе». Подробнее расскажем по приезде. Ваши студенты Буров, Высоцкий» [[[[[[Цит. по Сушко, Ю. Высоцкий. На краю. Москва: АСТ, 2016.]]]]]].
Концерты Высоцкого в Коломне (июнь 1976 г.)
В июне 1976 года Владимир Семенович Высоцкий выступил в Коломне с серией концертов [[[[[[Датировка и информация о концертах дана по Раззаков, Ф. И. Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы. — Москва: Издательство Яуза, Пресском, 2004. — С. 465.]]]]]]:
- 12 июня — три концерта во Дворце культуры тепловозостроителей завода им. Куйбышева (сейчас это Дворец Культуры «Тепловозостроитель» г. Коломны);
- 27 и 28 июня — еще два концерта в Коломне;
- 29 июня — три концерта в ДК им. Ленина в Коломне.

Высоцкий выступал с лекцией-концертом, песенные номера перемежая с рассказом.
На концерте 1976 года после исполнения «На братских могилах» Высоцкий так и представился коломенцам:
«Добрый вечер, дорогие товарищи!
Я уже так говорю «дорогие товарищи» не из-за подхалимажа, а просто потому, что я уже второй раз здесь [[[[[[Видимо, имеется в виду второй концерт из трех коломенских в тот вечер, либо Высоцкий выступал в Коломне когда-то еще раньше. — Прим. Залата Т. К.]]]]]] и как-будто бы прописался, потому что приглашают и на третий тоже.
Начал я с этой песни вместо приветствия, во-первых, потому что эта песня была первой песней, звучавшей в кино, из моих, ну и потом просто, чтобы вы не сомневались, что я к кам приехал, а не кто-нибудь другой.
Сегодня у меня никакой не концерт, а сегодня у меня лекция. Я перед вами буду лекцию читать. Это дело для меня довольно новое, хотя несколько раз я лекции эти уже читал. …».
Концерт Высоцкого в Коломне 12 июня 1976 года сохранился в аудиоверсии и с песнями в исполнении Владимира Семеновича, и с его рассказом.
На трех коломенских концертах в зале присутствовал еще один важный для Высоцкого человек — его первая жена, Иза Высоцкая. Этот случай широко описан в литературе о Высоцком и, в частности, в мемуарах Изы Константиновны Высоцкой (Жуковой): перед коломенскими концертами, утром, перед знаменитым «Гамлетом» случилась трогательная встреча бывших супругов. Они относились друг к другу с теплом, и Иза Константиновна, в частности, сохраняла всю жизнь теплые воспоминания о Владимире Семеновиче [[[[[[См. Высоцкая, И. К. Короткое счастье на всю жизнь — Русская классическая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/vospominaniya/vysockaya-iza-korotkoe-schaste-na-vsyu-zhizn.htm, свободный. — Дата обращения: 24.01.2023; Сушко, Ю. М. 5 любимых женщин Высоцкого. Иза Жукова, Людмила Абрамова, Марина Влади, Татьяна Иваненко, Оксана Афанасьева. Россия: Алгоритм, 2017.]]]]]].

После их утренней встречи Владимир Семенович даже не пригласил, а практически заставил Изу Константиновну отправиться в Коломну. Именно из ее мемуаров можно понять, как выглядела поездка Высоцкого в Коломну на его три концерта, как встретили Владимира Семеновича в Коломне и как проходили концерты.
Предоставим же слово Изе Высоцкой:
Мы едем в Коломну. Какое счастье! Как жаль, что Коломна не на краю земли!
В городе афиши: «В. Высоцкий, И. Бортник [[[[[[Имеется в виду актер Иван Бортник. — Прим. Залата Т. К.]]]]]]». Толпа огромная. Нас встречает милая женщина и обращается ко мне: «Вы Бортник?» Володя отвечает: «Она еще и Иван». Смеемся. Сквозь толпу до гримуборной, где заботливо приготовлены бутерброды, чай, кофе, пирожные.
Торопят с началом.
«Какие, Владимир Семенович, просьбы?» — «Только одна. Устройте Изу поудобнее». На меня смотрят подозрительно и озабоченно и уводят от Володи в переполненный зал. С грехом пополам усаживают в центре дополнительного ряда прямо перед сценой. Володя выходит, я оказываюсь у него в ногах, запрокидываю голову, чтобы видеть его, и растворяюсь во всеобщем порыве любви.
Перерыв между концертами минут десять, не больше. Мы снова одни. По просьбе Володи к нам никого не пускают. Володя кормит меня, сам съедает несколько ломтиков колбасы, оставляя хлеб, прихлебывает кофе и поет мне одной то, что не может петь со сцены.
Второй и третий концерты я слушаю за кулисами, где мне поставили стул. Володя поет другие песни, почти не повторяясь, и ставит микрофоны так, чтобы мне было лучше видно. — «Тебе удобно?» — Я плачу, не пряча слез.
Растаял последний аккорд, отшумели аплодисменты. Охапки цветов не вмещаются в руках, но Володя собирает все до единого, бережно поднимая даже оброненный цветок. Наверное, это примета или потребность благодарной души [[[[[[Высоцкая, И. К. Короткое счастье на всю жизнь — Русская классическая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/vospominaniya/vysockaya-iza-korotkoe-schaste-na-vsyu-zhizn.htm, свободный. — Дата обращения: 24.01.2023.]]]]]].

Интересно, что один из исследователей творчества В. С. Высоцкого, автор научных работ и книг о нем, доктор филологических наук Анатолий Валентинович Кулагин — представитель известной в Коломне фамилии, его родители происходили из Коломны. И многие издания А. В. Кулагина о Высоцком были напечатаны именно в Коломне [[[[[[Например, Кулагин А. В. У истоков авторской песни: сборник статей. Коломна, 2010; Кулагин А.В. Поэзия В.С. Высоцкого. Коломна, 1996; Кулагин А. Беседы о Высоцком . Коломна , 2005.]]]]]].
А. В. Кулагин как преподаватель КГПИ — Коломенского государственного педагогического института (сейчас — Государственный социально-гуманитарный университет (ГСГУ) ввел даже спецкурс для студентов по творчеству Владимира Высоцкого.
Вот что говорит сам автор:
«Свою первую работу о Высоцком я написал летом 1990 года, а накануне, в весеннем семестре, впервые прочитал пятикурсникам коломенского филфака спецкурс по творчеству Высоцкого. С тех пор этот спецкурс (теперь официально именуемый «курс на выбор») неизменно входит в мою учебную нагрузку, только за прошедшие годы он сильно изменился — как изменилось и моё личное, и, наверное, наше общее представление о поэзии Высоцкого и о его эпохе».
Время шло, курс читался, автор писал докторскую диссертацию на тему «Эволюция литературного творчества В. С. Высоцкого» (примерно так же назывался в ту пору и спецкурс) [[[[[[Кулагин, А. В. Из истории одного спецкурса — Русская классическая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/kulagin-iz-istorii-odnogo-speckursa.htm, свободный. — Дата обращения: 24.01.2023.]]]]]]».
После защиты диссертации А. В. Кулагин решил расширить курс, который был теперь не только о Высоцком, и назывался «Авторская песня 1950-х — 1970-х годов» [[[[[[Кулагин, А. В. Из истории одного спецкурса — Русская классическая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/kulagin-iz-istorii-odnogo-speckursa.htm, свободный. — Дата обращения: 24.01.2023.]]]]]].