Есть подкаст
В день 85-летия со дня рождения В. С. Высоцкого (1938 – 1980) вспоминаем этапы большого пути и след, который оставила яркая комета под названием “Высоцкий” на ступино-коломенской земле.
Вспомним его выступления в Михнево и Малино Ступинского района и серию концертов в Коломне в 1976 году.
Студент Владимир Высоцкий – гастроли в Михнево и танцы в Малино
Жителям Ступинского района, наверное, одним из первых посчастливилось видеть игру Высоцкого: еще будучи студентом школы-студии МХАТ (курс П. В. Массальского), В. С. Высоцкий летом 1959 года в составе выездной бригады выступал в Ступинском районе в Доме культуры поселка Михнево ((Терентьев, О. Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы – ВикиЧтение [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/234119, свободный. – Дата обращения: 24.01.2023.)) – с 1959 года Михнево и Михневский район отошли к Ступинскому району. Высоцкий выступал с монологом деда Щукаря из “Поднятой целины” М. А. Шолохова.
Интересно то, что в репертуаре агитбригады Михневского дома культуры образца 1949 года тоже присутствовали монологи деда Щукаря, прочитываемые, конечно, не Высоцким, а рабочим коммунального хозяйства Виктором Савохиным ((Пещерская, Ф. С песнями в поле // Ф. Пещерская. Огонек. 1949. N 34. С. 26.)). В журнале “Огонек” описано выступление агитбригады Михневского дома культуры в колхозе “Объединенный труд” (село Кузьмино Михневского района, сейчас – Ступинского района Московской области).
О выступлениях же Владимира Высоцкого оставила воспоминания очевидица – однокурсница Высоцкого и ведущая тех выступлений, будущий прославленный советский диктор Аза Лихитченко:
“Володя умел захватывать аудиторию. Что-то в нем тогда уже было такое. Я поняла это после 3-го курса, когда мы выступали летом в Подмосковье. У нас на курсе создали такую концертную бригаду. Это считалось чем-то вроде летней практики. И вот, к примеру, выходила я на сцену, произносила хорошим, красивым голосом первые фразы — и зал замолкал. Но постепенно внимание зрителей ослабевало, и заканчивала я уже не сказать чтобы под огромное внимание аудитории. Затем выходил Володя, который читал Щукаря,— в то время это был его коронный номер. Он говорил первую фразу — зал шумел, еще не отойдя от предыдущего, — затем вторую, третью. Зрители постепенно затихали, втягиваясь в его чтение. Потом он полностью овладевал залом, который буквально внимал каждому его слову. И заканчивал Володя уже при громовом хохоте и аплодисментах ((Цит. по Зубрилина, С. Н..
Владимир Высоцкий – жизнь, легенда, судьба. “И стал я великим, а был я живым” / С. Н. Зубрилина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – С. 48))”.
По данным О. Терентьева ((Терентьев, О. Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы – ВикиЧтение [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/234119, свободный. – Дата обращения: 24.01.2023.)), Ю. М. Сушко ((Сушко, Ю. М. Высоцкий. На краю. Москва: АСТ, 2016.)), в книге отзывов концертной бригады студийцев появилась запись о том вечере:
“28 июня 1959 года студентами МХАТа для молодежи комсомольских строек и колхозов Ступинского района в Доме культуры поселка Михнево был дан большой эстрадный концерт. Все номера концерта зрителями были встречены с большим воодушевлением. Дирекция Дома культуры благодарит студентов за большое исполнительское мастерство” ((В источнике здесь – ссылка на книгу отзывов концертной бригады студентов Школы-студии МХАТа. – Прим. Залата Т. К.)).
Очень вероятно, что было также выступление студентов школы-студии МХАТ и в Малино Ступинского района – тоже в июне-июле 1959 года. Это следует из материалов в книге Марка Цыбульского “Жизнь и путешествия В. Высоцкого” (2004), а также косвенно из каталога выступлений В. С. Высоцкого ((См. Каталог выступлений Владимира Высоцкого – Официальный сайт Фонда В. С. Высоцкого [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vv.kulichki.net/pesni/concerts/spisok/concerts.pdf, свободный. – Дата обращения: 22.01.2023.)).
В книге Марка Цыбульского “Жизнь и путешествия В. Высоцкого” со ссылкой на воспоминания Т. Додиной и на газету “Высоцкий: время, наследие, судьба” (Киев, 1994) приводятся воспоминания о взаимоотношениях Владимира Высоцкого с малинской молодежью во время поездки 1959 года в Ступинский район.
Вот что вспоминает об этих гастролях однокурсница В. Высоцкого – Таисия Додина:
“После третьего курса мы ездили в Михнево, Подольск – небольшая подмосковная поездка. Мы уже играли отрывки, выступали, как концертная бригада, зарабатывали деньги. Выступали в каких-то клубах, на каких-то площадках. Жили, по-моему, в школах. Было довольно весело: жили в огромной комнате все вместе… Гитара у Володи появилась где-то в нашей поездке. Он мало знал аккордов, и местный мальчик подучил его немножко” ((Цит. по ж. “Вагант”, Москва, 1996 г. NN 5 – 6, стр. 8 – 9. Цыбульский, Марк.
Жизнь и путешествия В. Высоцкого / Марк Цыбульский. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – С. 159)).
Со ссылкой на газету “Высоцкий: время, наследие, судьба” (Киев, 1994, N 19, стр. 7) М. Цыбульский приводит даже имя этого мальчика, который “подучил Высоцкого” – А. Федосеев, студент МВТУ им. Баумана, приехавший на каникулы домой в село Манино ((Орфография источника.)) Ступинского района.
Высоцкий танцевал с местной девушкой, и парни даже расквасили ему нос. Федосеев же в тот вечер помог Высоцкому безопасно добраться до Дома колхозника, где жили артисты ((Цыбульский, Марк.
Жизнь и путешествия В. Высоцкого / Марк Цыбульский. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – С. 160.)).
В книге Ю. М. Сушко видим также подтверждение о пребывании Высоцкого в Малино на танцплощадке:
“Однажды после спектакля Володя отправился в Малино на танцплощадку. Вижу — бежит один парень: “Андрей! Там вашему артисту по физиономии съездили!” Я собрал друзей, прибежали на танцплощадку. Володя сидит на скамейке, вытирает кровь из носу. Я к нему: “Кто тебя?” — “Юрка Егоров”. Юрка мне заявляет: “Да ты что, защищаешь этих приезжих! Он же с Валькой танцевал, вот я ему и заехал за это!” Валька — это москвичка, приехавшая к нам на лето. Ну, я, конечно, Юрку враз обработал, проводил Володю до Дома колхозника…” ((Сушко, Ю. М. “Ходил в меня влюбленный весь слабый женский пол…” : женщины в жизни Владимира Высоцкого / Юрий Сушко. – Москва : Вагриус, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – С. 34.)).
А. Федосеев вспоминает о Владимире Семеновиче следующее:
“Володя был просто сам по себе. Он был личностью особенной. Меня поразил своей мощной, необыкновенной способностью выделять все, даже вроде бы незаметные факты” ((цит. по газ. “Высоцкий: время, наследие, судьба. Киев, 1994 г. N 19 стр. 7.)).
Где была в то время танцплощадка в Малино – сложно точно утверждать. Но можно предположить, что недалеко от Дома культуры, который в то время располагался в трапезной Успенского храма в Малино.
Сохранилась заметка в газете “Московский комсомолец” (номер от 18.07.1959) о гастролях студентов школы-студии МХАТ в Ступинском, Серпуховском и Подольском районах:
Приезжайте к нам еще!
Шестнадцать комсомольцев школы-студии МХАТ провели две недели в Ступинском, Серпуховском и Подольском районах, где дали девятнадцать концертов.
…В разгар одного концерта началась гроза. Ведущая Аза Лихитченко спросила у зрителей, продолжать ли представление. Сотни собравшихся дружно ответили: “Конечно, продолжать!” И концерт шел под дождем. Когда Валентин Никулин и Валентин Буров плясали матросский танец из оперетты “Вольный ветер”, раздался сильный удар грома. Но ребята не растерялись, и с эстрады грянул известный куплет из оперетты:
Заглушим мы даже гром, Если хором запоем!И восторженные зрители наградили двух Валентинов “громовыми” аплодисментами.
Будущие артисты выступили на фабрике “Красный текстильщик”, в колхозе “Призыв” ((Село Липицы Серпуховского района (Московская область : административно-территориальное деление на 1 января 1953 года / Орг.-инструктор. отд. Исполкома Моск. обл. совета депутатов трудящихся. – М. : Моск. рабочий, 1953. – С. 82.) – Прим. Залата Т. К.)), в совхозе “Большевик”, на заводе имени Калинина и на Климовском машиностроительном. И всюду труженики заводов и полей провожали дорогих гостей – студентов Комратова, Яловича, Добровольскую, Бурова, Неделько и других неизменным напутствием: “Приезжайте к нам еще!”
М. Ильичев
По возвращении с гастролей Владимир Высоцкий и Валентин Буров решили навестить П. В. Массальского, но, не застав его дома, оставили записку:
“Дорогой Павел Владимирович!
Были у Вас… Хотели перед отъездом Вас повидать. …
Хотели рассказать Вам о поездке, которая прошла, в основном, удачно. Были почти все 2 недели в районах Ступино – Подольск – Серпухов. Принимали хорошо. В одном отзыве написали даже, что мы “можем быть в прославленном МХАТе”. Подробнее расскажем по приезде. Ваши студенты Буров, Высоцкий” ((Цит. по Сушко, Ю. Высоцкий. На краю. Москва: АСТ, 2016.)).
Концерты Высоцкого в Коломне (июнь 1976 г.)
В июне 1976 года Владимир Семенович Высоцкий выступил в Коломне с серией концертов ((Датировка и информация о концертах дана по Раззаков, Ф. И. Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы. – Москва: Издательство Яуза, Пресском, 2004. – С. 465.)):
- 12 июня – три концерта во Дворце культуры тепловозостроителей завода им. Куйбышева (сейчас это Дворец Культуры “Тепловозостроитель” г. Коломны);
- 27 и 28 июня – еще два концерта в Коломне;
- 29 июня – три концерта в ДК им. Ленина в Коломне.
Высоцкий выступал с лекцией-концертом, песенные номера перемежая с рассказом.
На концерте 1976 года после исполнения “На братских могилах” Высоцкий так и представился коломенцам:
“Добрый вечер, дорогие товарищи!
Я уже так говорю “дорогие товарищи” не из-за подхалимажа, а просто потому, что я уже второй раз здесь ((Видимо, имеется в виду второй концерт из трех коломенских в тот вечер, либо Высоцкий выступал в Коломне когда-то еще раньше. – Прим. Залата Т. К.)) и как-будто бы прописался, потому что приглашают и на третий тоже.
Начал я с этой песни вместо приветствия, во-первых, потому что эта песня была первой песней, звучавшей в кино, из моих, ну и потом просто, чтобы вы не сомневались, что я к кам приехал, а не кто-нибудь другой.
Сегодня у меня никакой не концерт, а сегодня у меня лекция. Я перед вами буду лекцию читать. Это дело для меня довольно новое, хотя несколько раз я лекции эти уже читал. …”.
Концерт Высоцкого в Коломне 12 июня 1976 года сохранился в аудиоверсии и с песнями в исполнении Владимира Семеновича, и с его рассказом.
На трех коломенских концертах в зале присутствовал еще один важный для Высоцкого человек – его первая жена, Иза Высоцкая. Этот случай широко описан в литературе о Высоцком и, в частности, в мемуарах Изы Константиновны Высоцкой (Жуковой): перед коломенскими концертами, утром, перед знаменитым “Гамлетом” случилась трогательная встреча бывших супругов. Они относились друг к другу с теплом, и Иза Константиновна, в частности, сохраняла всю жизнь теплые воспоминания о Владимире Семеновиче ((См. Высоцкая, И. К. Короткое счастье на всю жизнь – Русская классическая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/vospominaniya/vysockaya-iza-korotkoe-schaste-na-vsyu-zhizn.htm, свободный. – Дата обращения: 24.01.2023; Сушко, Ю. М. 5 любимых женщин Высоцкого. Иза Жукова, Людмила Абрамова, Марина Влади, Татьяна Иваненко, Оксана Афанасьева. Россия: Алгоритм, 2017.)).
После их утренней встречи Владимир Семенович даже не пригласил, а практически заставил Изу Константиновну отправиться в Коломну. Именно из ее мемуаров можно понять, как выглядела поездка Высоцкого в Коломну на его три концерта, как встретили Владимира Семеновича в Коломне и как проходили концерты.
Предоставим же слово Изе Высоцкой:
Мы едем в Коломну. Какое счастье! Как жаль, что Коломна не на краю земли!
В городе афиши: “В. Высоцкий, И. Бортник ((Имеется в виду актер Иван Бортник. – Прим. Залата Т. К.))”. Толпа огромная. Нас встречает милая женщина и обращается ко мне: “Вы Бортник?” Володя отвечает: “Она еще и Иван”. Смеемся. Сквозь толпу до гримуборной, где заботливо приготовлены бутерброды, чай, кофе, пирожные.
Торопят с началом.
“Какие, Владимир Семенович, просьбы?” — “Только одна. Устройте Изу поудобнее”. На меня смотрят подозрительно и озабоченно и уводят от Володи в переполненный зал. С грехом пополам усаживают в центре дополнительного ряда прямо перед сценой. Володя выходит, я оказываюсь у него в ногах, запрокидываю голову, чтобы видеть его, и растворяюсь во всеобщем порыве любви.
Перерыв между концертами минут десять, не больше. Мы снова одни. По просьбе Володи к нам никого не пускают. Володя кормит меня, сам съедает несколько ломтиков колбасы, оставляя хлеб, прихлебывает кофе и поет мне одной то, что не может петь со сцены.
Второй и третий концерты я слушаю за кулисами, где мне поставили стул. Володя поет другие песни, почти не повторяясь, и ставит микрофоны так, чтобы мне было лучше видно. — “Тебе удобно?” — Я плачу, не пряча слез.
Растаял последний аккорд, отшумели аплодисменты. Охапки цветов не вмещаются в руках, но Володя собирает все до единого, бережно поднимая даже оброненный цветок. Наверное, это примета или потребность благодарной души ((Высоцкая, И. К. Короткое счастье на всю жизнь – Русская классическая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/vospominaniya/vysockaya-iza-korotkoe-schaste-na-vsyu-zhizn.htm, свободный. – Дата обращения: 24.01.2023.)).
Интересно, что один из исследователей творчества В. С. Высоцкого, автор научных работ и книг о нем, доктор филологических наук Анатолий Валентинович Кулагин – представитель известной в Коломне фамилии, его родители происходили из Коломны. И многие издания А. В. Кулагина о Высоцком были напечатаны именно в Коломне ((Например, Кулагин А. В. У истоков авторской песни: сборник статей. Коломна, 2010; Кулагин А.В. Поэзия В.С. Высоцкого. Коломна, 1996; Кулагин А. Беседы о Высоцком . Коломна , 2005.)).
А. В. Кулагин как преподаватель КГПИ – Коломенского государственного педагогического института (сейчас – Государственный социально-гуманитарный университет (ГСГУ) ввел даже спецкурс для студентов по творчеству Владимира Высоцкого.
Вот что говорит сам автор:
“Свою первую работу о Высоцком я написал летом 1990 года, а накануне, в весеннем семестре, впервые прочитал пятикурсникам коломенского филфака спецкурс по творчеству Высоцкого. С тех пор этот спецкурс (теперь официально именуемый “курс на выбор”) неизменно входит в мою учебную нагрузку, только за прошедшие годы он сильно изменился — как изменилось и моё личное, и, наверное, наше общее представление о поэзии Высоцкого и о его эпохе”.
Время шло, курс читался, автор писал докторскую диссертацию на тему “Эволюция литературного творчества В. С. Высоцкого” (примерно так же назывался в ту пору и спецкурс) ((Кулагин, А. В. Из истории одного спецкурса – Русская классическая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/kulagin-iz-istorii-odnogo-speckursa.htm, свободный. – Дата обращения: 24.01.2023.))”.
После защиты диссертации А. В. Кулагин решил расширить курс, который был теперь не только о Высоцком, и назывался “Авторская песня 1950-х – 1970-х годов” ((Кулагин, А. В. Из истории одного спецкурса – Русская классическая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/kulagin-iz-istorii-odnogo-speckursa.htm, свободный. – Дата обращения: 24.01.2023.)).
Юрист, краевед. Член МООО «Историко-исследовательское общество “Белый Камень”». Член Союза краеведов.
мне интересно, есть ли фотографии?