Село Шкинь, городской округ "Коломна" (Коломенский район)

Шкинь

Адрес: Московская область, городской округ “Коломна”, село Шкинь, 140474

Шкинь находится в городском округе «Коломна» Московской области. Раньше, до реформы административно-территориального деления 2017 года, входило в Непецинское сельское поселение (упразднено вместе с Коломенским муниципальным районом).

К приходу церкви села Шкинь по данным на 1885 – 1894 гг. относились:
сельцо Борисово;
деревня Куземкино;
деревня Новоселки 1.

Шкинь располагается на реке Северке, притоке реки Москвы

Панорама села Шкинь Коломенского района. Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.
Панорама села Шкинь Коломенского района. Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.

Происхождение топонима «Шкинь» до настоящего времени не имеет четкого научно обоснованного решения. Е. М. Поспелов предполагает, что «это сравнительно древнее наименование было значительно искажено еще на раннем этапе его существования, и сейчас все попытки его объяснения неизменно оказываются искусственными» 2.

История села Шкинь (городской округ “Коломна”)

Первое упоминание о Шкини можно встретить в духовной грамоте великого князя Василия Васильевича от 1461 года. Село он передает своей супруге – княгине Марии Ярославне, которая владела также рядом коломенских сел:

“Да даю своей княгине село Серкизовское 3 и с Мезынкою 4 и со всеми селцы и с деревнями, да село Высокое 5 и с деревнями и с бортью 6, да село Шкинь и с деревнями”.

Издревле село Шкинь относилось к Большому Микулину стану Коломенского уезда 7.

По всей видимости, ранее было владением московского Симонова монастыря 8.

Вид на храм Духосошествия села Шкинь Коломенского района. Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.
Вид на храм Духосошествия села Шкинь Коломенского района. Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.

В 1679 году село Шкинь отказано Михаилу Юрьевичу Долгорукому из вотчины его отца боярина Юрия Алексеевича Долгорукова, а также приселок села Борисово, деревни Куземкино, пустоши Троповской 9 (?).

Здесь следует отметить, что в ряде интернет-источников, а также в газете «Благовестник» 10 имя владельца Шкини указано с опечаткой: им был не Юрий Андреевич, а Юрий Алексеевич Долгоруков, что следует из документов РГАДА.

В 1705 – 1706 гг. Шкинь принадлежала уже Василию Михайловичу Долгорукову 11. Василий Михайлович наследовал Шкинь, что на Северке, после своих деда и отца (велено дать жалованную грамоту в 1682 году 12, очевидно, после их убийства во время стрелецкого восстания в Москве).

Село Шкинь на плане Генерального межевания, XVIII в.
Село Шкинь на плане Генерального межевания, XVIII в.

В переписной книге 1715 года Шкинь по-прежнему значится за Василием Михайловичем Долгоруковым. По данным переписи, в двух дворах причта церкви села Шкинь значатся двенадцать человек 13, дворовых людей – тридцать четыре человека, крестьян села Шкинь и деревни Новоселки – 723 человека 14.

В Шкини находился «вотчинников двор» 15 (то есть двор Долгоруких), но бывали ли там сами владельцы – неизвестно, из документа нельзя сделать такой вывод, потому что недостаточно данных.

Село Шкинь Коломенского уезда и окрестности на плане Генерального межевания, XVIII век
Село Шкинь Коломенского уезда и окрестности на плане Генерального межевания, XVIII век

По итогам межевания от 1767 года Шкинь принадлежала нескольким лицам: жене полковника Петра Михайловича Приклонского Наталье Николаевне, вдове статского советника князя Ивана Андреевича Друцкого Соколинского – Федосье Владимировне, премьер-майору Александру Алексеевичу Долгорукову. В XVIII веке в селе насчитывалось население около 209 душ 16. Шкиньское владение, которое включало в себя и село Борисово с Новоселками, было очень крупным. Южной границей стала река Осенка, северной – Северка. Не позднее 1794 г. владельцами села Шкинь стали Бибиковы 17. Храмоздателем Духовской церкви стал Гаврила Бибиков 18. При его внуке, Дмитрии Дмитриевиче Бибикове, число крестьянских душ в его шкиньском имении (село Шкинь вместе с деревнями) составляло 925 человек при 225 дворах 19.

Село Шкинь, сельцо Борисово, деревня Куземкино, село Горностаево, Федоровское, сельцо Городище-Юшково Коломенского уезда (карта (составлена с топографической съемки, произведенной в 1852 и 1853 годах и гравирована в военно-топографическом депо. 1860), составлена Ф. Ф. Шубертом)
Село Шкинь, сельцо Борисово, деревня Куземкино, село Горностаево, Федоровское, сельцо Городище-Юшково Коломенского уезда (карта (составлена с топографической съемки, произведенной в 1852 и 1853 годах и гравирована в военно-топографическом депо. 1860), составлена Ф. Ф. Шубертом)

По данным на 1852 год в селе Шкинь, принадлежавшем тогда Дмитрию Гавриловичу Бибикову, проживало 348 душ мужского пола и 401 – женского, 99 дворов 20.

Не позднее 1879 г. Бибиков продает имение в Шкини купцу Клееву 21. Купец Клеев же приобрел землю возле села Малое Алексеевское Коломенского уезда 22. Известно, что в 1888 году по 2-му отделению гражданского кассационного департамента слушалось дело крестьянского общества села Шкинь против Клеева 23.

Можно предположить, что этим купцом Клеевым являлся купец Клеев, который владел обширным сосновым бором возле озер Островного и Белого (сейчас здесь находится поселок Белозерский Воскресенского района) 24 в районе села Губино.

В XIX веке Шкинь относилась к Непецинской волости Коломенского уезда. На 1886 год в селе были 3 лавки, число жителей села составляло 736 человек 25.

Дорога к селу Шкинь, Коломенский район. Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.
Дорога к селу Шкинь, Коломенский район. Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.

В Шкини действовало земское училище, которое посещали дети из Шкини, Борисово, Куземкино и Новоселок 26.

По состоянию на 1890 год в селе проживало 149 человек. Через 9 лет в Шкини было уже 304 человека.

По сведениям, опубликованным на 1894 год, в Шкини было одно предприятие, занимающееся рыбной ловлей, одна кузница, трактир, одна чайная лавка, две харчевни, два питейных заведения, один лабаз, одна лавка мелочной торговли 27.

Село Шкинь Коломенского района, дом купца Квасова (?). Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.
Село Шкинь Коломенского района, дом купца Квасова (?). Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.
Село Шкинь Коломенского района, общий вид. Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.
Село Шкинь Коломенского района, общий вид. Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.

По данным на 1895 год при Шкини был кирпичный завод Федора Ивановича Сидорова. Также при Шкини работала мельница крестьянина из соседнего села Федоровское Ивана Васильевича Добрынина 28. На 1912 год при Шкини показано имение Ивана Васильевича Добрынина 29, хотя в 1920-е гг. он проживал в Федоровском 30. Иван Васильевич Добрынин был из соседнего прихода – из села Федоровское Коломенского уезда (сейчас село Федоровское Ступинского района). Там же, в Федоровском, он держал сарпино-ткацкий завод, численность рабочих на 1895 год – 20 человек 31.

Известно, что мельницей в районе Шкини до февральской революции 1917 года владел Отто Петрович Пенько (р. около 1858). В составе семьи мельника были также сын Ринольд Оттович Пенько (р. около 1887), который занимался торговлей, и Мария Дмитриевна Пенько, которая являлась, по всей видимости, его супругой. Все эти лица были поражены в избирательных правах с установлением советской власти 32. В Городище-Юшковском сельском совете жил Альберт Оттович Пенько, тоже мельник 32.

Улица села Шкинь Коломенского района, дом купца Квасова (?). Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.
Улица села Шкинь Коломенского района, дом купца Квасова (?). Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.
Село Шкинь Коломенского района, дом купца Квасова (?). Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.
Село Шкинь Коломенского района, дом купца Квасова (?). Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.

Также, помимо семьи Пенько, были поражены в избирательных правах священник Василий Михайлович Воинов с женой, дьякон Михаил Максимович Соломатин (р. около 1876), псаломщик Николай Викторович Маслов (р. около 1904).

В селе Борисово Коломенского уезда служил отец Николая Викторовича – священник Виктор Федорович Маслов (р. около 1862) 32.

Владелец шкиньского кирпичного завода крестьянин Федор Иванович Сидоров также был попечителем Шкиньской земской школы. Учительницами по данным на 1899 год были мещанки Анна Петровна Петрова и Елена Николаевна Хабарова, Закон Божий преподавал священник Василий Петрович Ильинский 33.

Федор Иванович Сидоров, по всей видимости, – сын купца Ивана Афанасьевича Сидорова 34.

В начале XX века в Шкини, помимо земской школы, также были казенная винная лавка и две чайные лавки 35.

Село Шкинь и деревня Борисово Коломенского района на снимке 1977 года.
Село Шкинь и деревня Борисово Коломенского района на снимке 1977 года.
Село Шкинь и деревня Борисово Коломенского района на снимке 1977 года. Проселочная дорога.
Село Шкинь и деревня Борисово Коломенского района на снимке 1977 года. Проселочная дорога.

В советское время появился Шкиньский сельский совет, который просуществовал как минимум до 1929 года, будучи в некотором смысле долгожителем (учитывая частые реорганизации состава сельсоветов Непецинской волости) 36. И на 1953 год также упоминается Шкиньский сельский совет в составе Коломенского района 37. Также в селе по данным переписи 1926 года была школа первой ступени и изба-читальня 38.

Село Шкинь на карте РККА N-37 (А) по состоянию на 1935 – 1941 (довоенная)
Село Шкинь на карте РККА N-37 (А) по состоянию на 1935 – 1941 (довоенная)

На 1928 год в Шкини действовало Шкинское сельское общество потребителей численностью 314 человек 39.

В Шкини был создан колхоз им. Ворошилова (по данным на 1953 год) 40.

Международный фестиваль “Шкинь-Опера”

С 2017 года в селе Шкинь Коломенского района (городского округа «Коломна») проходит международный фестиваль «Шкинь-Опера».

Тематика фестиваля разноплановая и включает музыкальное, гастрономическое, культурно-историческое, познавательное направления.

Свое название фестиваль получил благодаря одной из самых ярких его граней – музыкальной.

Фестиваль "Шкинь-Опера", 2019 год. Вид на сцену. Автор: Залата Т. К.
Фестиваль “Шкинь-Опера”, 2019 год. Вид на сцену. Автор: Залата Т. К.
Фестиваль "Шкинь-Опера", 2019 год. На Римской площади. Автор: Залата Т. К.
Фестиваль “Шкинь-Опера”, 2019 год. На Римской площади. Автор: Залата Т. К.
Фестиваль "Шкинь-Опера", 2019 год. Автор: Залата Т. К.
Фестиваль “Шкинь-Опера”, 2019 год. Автор: Залата Т. К.

В разные годы на площадке фестиваля в центре села Шкинь выступили такие исполнители и коллективы, как «LiveArt» (г. Верона, Италия; группа оперных певцов), Enrico Colonna, Andrea Calse, Graziano D`Urso, Юлия Пустовойтова, Tommaso Rossato, музыкальный театр «Геликон-опера», Воронежский государственный театр оперы и балета, Адольфо Себастиани (Италия), русский народный оркестр «Москва» МГИМ им. А. Г. Шнитке, Губернаторский духовой оркестр Московской области, татарский фольклорно-этнографический ансамбль «SORNAY», государственный театр танца «Казаки России», Ступинская филармония 41, Брянский Губернаторский симфонический оркестр, Костромской Губернский симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов им. Е. Тришина, Государственный академический ансамбль песни и танца Тамбовской области «Дубинушка», народный ансамбль «Спас» (г. Кольчугино, Владимирская область), Камерный струнный оркестр «CREATIVA CAMERATA» (Москва) 42, коломенский театр «Pastila» 43.

Фестиваль "Шкинь-Опера"-2019, концертная программа. Фото: Залата Т. К.
Фестиваль “Шкинь-Опера”-2019, концертная программа. Фото: Залата Т. К.
Храм Духосошествия в с. Шкинь, фестиваль "Шкинь-Опера"-2019. Фото: Залата Т. К.
Храм Духосошествия в с. Шкинь, фестиваль “Шкинь-Опера”-2019. Фото: Залата Т. К.

 

Ведущий концертной программы – народный артист Российской Федерации Владимир Березин.

Помимо богатой концертной программы, фестиваль интересен проведением научных круглых столов, проведением выставок в рамках фестиваля (например, в 2019 году проходила выставка «Усадьба Бибиковых Шкинь»), ярмарок, модных показов, исторических реконструкций.

В 2017 году проведение фестиваля сопровождалось торжественным открытием (после грандиозной реставрации) и священием Свято-Духовского храма с. Шкинь.

Фестиваль традиционно проводится в сельский престольный праздник – в Духов день.

Из-за падемии COVID-19 фестиваль не проводился несколько лет. По последней информации на официальном сайте фестиваля (на февраль 2022 года), проведение фестиваля переносится на лето 2022 года 44.

В 2020 году фестиваль запланировали на сентябрь из-за сложной эпидемиологической обстановки, однако, так его и не провели.

Фестиваль "Шкинь-Опера"-2019. Фото: Залата Т. К.
Фестиваль “Шкинь-Опера”-2019. Фото: Залата Т. К.

Планировалось, что в концертной программе фестиваля «Шкинь-Опера» выступит более 300 артистов, среди которых Методие Бужор, Нина Шацкая, Антон Макарский, группа «Кватро», Виктор Зинчук 45.

Этот фестиваль стал центром культурного притяжения в Коломенском районе (городском округе «Коломна»), предоставляя широкие возможности для реализации самых разных мероприятий, несмотря на то, что он позиционируется как «фестиваль музыкальных редкостей и гастрономических изысков». Это также площадка для общения большого количества увлеченных людей, повод прикоснуться к истории и культуре Коломенского края в частности – и истории и культуре России в целом.

Храм Сошествия Святого Духа в с. Шкинь

У современного Свято-Духовского храма в с. Шкинь была предшественница – деревянная церковь Михаила Архангела.

Так, в переписной книге 1710 года в селе Шкинь во владении князя Василия Михайловича Долгорукова указывается деревянная церковь Архистратига Михаила, в которой причт 13: поп Федор Емельянов, дьячок Аника Григорьев.

К слову, по всей видимости, отец этого же попа – Емельян Федоров – был также священником этого храма («захожий священник села Шкини за ручьем ?») – его имя упоминается в качестве имени писца в систематическом описании славяно-российских рукописей собрания графа Уварова 46. По всей видимости, пришлый человек (см, например, Словарь великорусского языка – «Пришелец, … пришлец, … пришлянка – прихожий, захожий, пришлый человек; чуженин, странник, иноземец, инородец» 47 ).

Храм Духосошествия в селе Шкинь городского округа "Коломна" (Коломенский район). Фестиваль "Шкинь-Опера" - 2019. Автор: Залата Т. К.
Храм Духосошествия в селе Шкинь городского округа “Коломна” (Коломенский район). Фестиваль “Шкинь-Опера” – 2019. Автор: Залата Т. К.

Рукой Емельяна Федоровича писаны Псалтирь и Апокалипсис с краткими толкованиями стихов, в лист, полууставом XVIII века, на 223 листа. На втором порожнем листе рукописи указано, что это труды «блаженныя памяти отца его Федора Емельянова» 48.

Супругой Емельяна Федоровича была, очевидно, Авдотья Карповна, овдовевшая к 1715 году (указано, что ей 77 лет) 13.

В 1794 – 1800 гг. тщанием владельца села Гаврилы Ильича Бибикова был построен новый каменный храм – церковь Духосошествия 18. По оценкам некоторых специалистов, авторство приписывается Р. Р. Казакову 49, и угадывается сильное сходство с Троицким собором Александро-Невской лавры.

В середине XIX века существовало Шкиньское благочиние, куда входили 50:

  • Никольский храм в. Аксиньино
  • Никольская церковь с. Голочелово
  • Владимирская церковь с. Горностаево
  • Церковь св. Василия Великого в с. Лыково
  • Богородице-Рождественская церковь с. Мещерино
  • Церковь Обновления Храма Воскресения Христова в с. Новое
  • Ильинская церковь с. Прусы
  • Свято-Духовская церковь с. Шкинь

Согласно выписке из клировых ведомостей 1866 года, причт церкви в с. Шкинь составляли:

  • Дьячок Егор Иванович Цветков 51 года – уроженец Московской губернии, учился в Коломенском духовном училище, но был исключен из его высшего отделения и был определен к Никитской церкви г. Коломны. В 1850 году за нетрезвость был помещен в Староголутвинский монастырь г. Коломны на две недели «в послушание и труды». Был женат дважды, священнику церкви села Шкинь приходился зятем.
  • Пономарь Николай Семенович Виноградов 23 лет – уроженец Московской губернии, сын дьячка. Был исключен из высшего отделения Спасо-Андрониковского училища и определен в церковь села Троицкое (Зотово) Бронницкого уезда. В 1856 году за нетрезвость был отправлен в Бобренев монастырь в Коломне и помещен под наблюдение местного благочинного 51.

Очевидно, данная выписка касалась лишь тех персон, кто имел когда-либо взыскания. Так, в ней нет информации о священнике, которым в 1850 году был Гаврила Андреевич Воскренский 52 (служил 54 года, умер в 1888 году, похоронен на кладбище церкви села Шкинь 53 ).

Храм Духосошествия с. Шкинь Коломенского уезда. ИИАК 1916 г., № 61.
Храм Духосошествия с. Шкинь Коломенского уезда. ИИАК 1916 г., № 61.
    Храм Духосошествия с. Шкинь Коломенского уезда. Алтарная часть. ИИАК 1916 г., № 61.Храм Духосошествия с. Шкинь Коломенского уезда. Алтарная часть. ИИАК 1916 г., № 61.

Также о нетрезвости священника был скандал и в 1832 году: прихожане пожаловались в Московскую Духовную консисторию, что священник Сергий Тимофеев опускает праздничные службы, притязателен, по следствию было выяснено, что священник исполнял службу иногда нетрезвым и проливал Святые Дары. Священника отрешили и определили причетником на год 54.

В 1832 же году Сергию Тимофееву был объявлен выговор за то, что, будучи определенным в должность благочинного «для опыта», себя благочинным уже именовал – «сделать ему за сие в коломенском духовном Правлении выговор, с подтверждением, чтобы не дарованного не восхищал» 55.

В 1880-х гг. стены храма были оштукатурены внутри и снаружи, а в 1859 г. стены были покрыты живописным письмом усердием местного юродивого Данилушки 56 – о нем будет сказано отдельно.

Вход в храм Духосошествия с. Шкинь Коломенского уезда. Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.
Вход в храм Духосошествия с. Шкинь Коломенского уезда. Фото 2009 года. Автор: Залата Т. К.

Императорская археографическая комиссия положительно оценила внешний облик храма села Шкинь: С. Китнер (возможно, в источнике опечатка, и имеется в виду Иероним Севастьянович Китнер, архитектор и академик Императорской Академии художеств, а Севастьян Китнер, его отец, был жестянщиком) похвалил архитектуру церкви, а архитектору Е. А. Сабанееву особенно понравилась алтарная сторона с колоннадой 57.

Село Шкинь, городской округ "Коломна" (Коломенский район)
Село Шкинь, городской округ “Коломна” (Коломенский район)

Духосошественская церковь села Шкинь приводится в государственном списке памятников архитектуры общесоюзного значения 1950 года 58.

Во время революции 1917 года священником храма села Шкинь был о. Василий Михайлович Воинов – человек сравнительно еще молодой (по данным на 1924 год ему было 36 лет) 32.

Данилушка Коломенский

О Данииле Коломенском, широко известном также как Данилушка или Данилушка Коломенский, сохранилось довольно много биографических сведений, включая его происхождение.

Юродивый Данилушка из села Шкинь Коломенского уезда
Юродивый Данилушка из села Шкинь Коломенского уезда

Н. Барков включил Данилушку в свое издание «26 шесть московских лже-пророков, лже-юродивых, дур и дураков» 1865 года (то есть прижизненное Даниле издание). Непонятно, по какой причине и в качестве кого именно из перечисленных автор включил Данилушку в такое свое издание, зато в своей заметке он подробно описывает поведение этого юродивого.

Текст данного источника будет представлен ниже.

Достаточно подробное жизнеописание Данилушки описано в том числе в его некрологе – «Юродивый Данилушка из Шкини – статья из «Московских церковных ведомостей»».

Представляем Вашему вниманию также несколько заметок о Данииле Коломенском, опубликованных в XIX веке (в том числе прижизненных).

Юродивый Данило Иванов (из сочинений В. Селиванова)

Из Сочинений Василия Васильевича Селиванова / Изд. под ред. и с примеч. Ал. Вас. Селиванова. Т. 1-2 – Селиванов, Василий Васильевич (1813-1875).

Примечание. Василий Васильевич Селиванов – писатель, из семьи Зарайского уездного предводителя дворянства. Владел имением в Зарайском уезде.

В бытность мою в Коломне обратил мое внимание человек средних лет, без шапки, в одной рубахе и портах – босиком, несмотря на довольно сильный мороз. Он спокойно бродил по базару, встречные кланялись ему приветливо; и несмотря на то, что он ни у кого ничего не просил – многие подавали ему деньги, которые он опускал прямо за пазуху, т. е. за ворот рубашки. Вот что я узнал об этом загадочном человеке.

Его зовут Данилом Ивановым, от роду ему около 30 лет. В самые трескучие крещенские морозы он не изменяет своего костюма, состоящего буквально из одной рубашки и портов. В самый страшный холод, если его попросят постоять у воза покараулить, пока хозяин этого воза имеет надобность отлучиться по каким-нибудь делам на довольно долгое время, он с удовольствием остается караулить – и стоя на снегу босыми ногами остается так спокоен, как при таких же обстоятельствах стоял бы на теплой земле в мае или июне месяце. Говорят, что только снег обтаивает около его ног, а ноги не страдают, и когда проходящий какой-нибудь мужчина или сердобольная купчиха, закутанная в лисий салоп, сделают ему замечание: «никак ты, Данилушка, озяб!..» – «Сам ты озяб, или сама озябла», – ответит он и продолжает караулить, пока поручивший ему не возвратится к своему возу.

Ни вина, ни пива он не берет в рот буквально, но до чаю охотник большой. Все горожане, идя в трактир, для чаепития, при встрече с Данилой всегда приглашают его с собой и угощают чаем. Он пьет его с большим удовольствием; пьет до поту и сейчас же выходит на мороз, не зная простуды. Положим, что к холоду человек привыкнуть может, как и всякое другое животное не знает ни печи, ни кровли, ни одежды; но в Даниле что еще странно: он ложится без всякой подстилки на изразцовую лежанку, до того горячую, что никто другой не в состоянии на две минуты прислонить к ней ладонь, чтобы не страдать от жары, а он ляжет и спит всю ночь так же спокойно, как на прохладном матрасе или теплом пуховике.

Денег он никогда не просит, но ему всякий подает с удовольствием. Он принимает все, но сдачи давать терпеть не может. Он бросит назад подавшему целковый, но сдачи не даст. Собранные деньги раза два или три в год он относит в церковь села Шкинь, откуда он уроженец. Говорят, что тысяч до пяти он наберет в год ассигнациями и все это не выходя из Коломны. Его иждивением или на собранные им деньги в Шкини выстроена кругом церкви высокая каменная ограда и отлит новый значительной величины колокол.

Счету он в деньгах не знает или не хочет знать, а что соберет в продолжение дня, то, возвратясь к вечеру в тот дом, где по христианскому человеколюбию один из коломенских купцов дал ему приют, отдает без счета на сохранение молодой хозяйке, а от нее получает в свое время вдруг набранные им деньги и относит в Шкиньскую церковь.

Родители его были закоснелые раскольники. Желая отвратить его от православия, они его били без милосердия и, наконец, выгнали из дома. Но недолго они жили по изгнании сына. Говорят, что потолок их избы внезапно упал и задавил их. Сколько любят его православные, столько ненавидят раскольники. При всяком случае на него сыплются от них самые злые насмешки, ядовитые попреки и ругательства, заставляющие и его выходить из себя. Как ни тих и не кроток Данило, так рассказывает один горожанин, но я без ужаса не могу вспомнить, как он, раздраженный раскольниками, начал со всего размаху колотиться головой о каменную стену одного дома; казалось, череп его каждую минуту должен был разлететься… Я думаю, что он ударился не менее раз двадцати, и когда окончил это истязание над собою—обратился к своим врагам и спокойным голосом спросил их: «Ну что, довольны ли вы?»

Данилушка Коломенский (из издания Н. Баркова)

Из издания «26 московских лже-пророков, лже-юродивых, дур и дураков» (Барков Н., изд., Москва, тип. А. Семена, 1865).

Он из крестьян. История жизни его печальна и трогательна—это история того, как у нас падают и замирают сильные натуры.

Данила Иванович, или, попросту, Данилушка, уроженец Московской губернии, Коломенского уезда, села Лыкова, принадлежавшего Б. [Батурлину 59 – Прим.]. Он сын лыковского крестьянина Ивана Ефремова, мужика богатого, и закоренелого раскольника, который считался первым начетчиком и исполнителем разных обрядов, имел у себя моленную, где попом была его жена, мать Данилушки. Она постоянно пребывала в моленной, собрав около себя старух, читала им писания и толковала, и за то всеми была уважаема. Село Лыково разделялось на две слободы, и обе слободы ходили, молится к Ивану Ефремову; ему же отцы поручали своих детей, товарищей Данилушки. Но эти товарищи ему не нравились, как, вероятно, не нравился и тот мрачный дух, который господствовал в доме его отца, и Данилушка вырастал одиноко. Никогда он не играл с детьми из своей слободы, a лет с десяти стал ходить в другую слободу, называемую «Бутырки», где не было ни одного раскольника, и охотно играл с тамошними мальчиками. Игра деревенских мальчиков, обыкновенно, бабки. Данилушка, наиграв у мальчиков бабок, им же их потом и продавал, играл же он лучше всех, несмотря на то, что был очень близорук. Когда ему было лет двенадцать, искусство его играть в бабки дошло до чрезвычайности: он один всех обыгрывал, и мальчишки покупали бабки не иначе, как у него. Таким образом, оборот маленького капитала Данилушки шел быстро: у него в неделю скоплялось до 30 к[опеек] сер[ебром]; но эти деньги он никогда не носил домой, а отдавал их на сбережение бутырскому мужику Герасиму, церковному старосте. Герасим любил мальчика за сиротливость, давал ему ужинать, оставлял его у себя ночевать, и мальчик полюбил его, и просился у него жить, потому что дома ему приходилось плохо: отец больно бил его за нехождение в молельню.

И Герасим, наконец, взял к себе Данилушку, стал приучать его к церкви, то есть брать постоянно с собой, или посылать вместо себя к ящику, заставлял его в свободное время становиться на клиросе и петь по слуху, потому что, как мы уже сказали, Данилушка был близорук и не мог учиться грамоте. Мало-помалу Данилушка привык к церкви, в продолжение каких-нибудь 8-ми или 10-ти месяцев выучил несколько тропарей, и прислушиваясь, подпевал дьячку. Между тем, отец Данилушки сердился, ходил браниться с Герасимом, и жаловался на него барину, что он держит его сына. Герасим спрятал мальчика, сказав, что он ушел неизвестно куда, а барин, как только узнал, что это мальчик смирный и добрый, взял его к себе в дом. С этого времени Данилушка окончательно возненавидел своего отца и уже больше у него не жил. Барин сделал Данилушку слугой, стал его одевать, обучать, и хотел даже снова начать учить его грамоте. И вот в будни Данилушка служил в барском доме, а по праздникам продолжал ходить на клирос и служить в алтаре. Но ему скоро надоело ходить обутым в сапоги. С неделю походил он в барской одеже и сапогах, а потом и то и другое скинул и принес барину, сказав, что ходить в этом не может, потому что все падает. Убежденный откровенным признанием Данилушки, барин позволил ему не носить сапог, кроме воскресных дней, но для него и это было тяжело. В первое же воскресенье он поднес барину, в церкви, сапоги, и сказал: как хотите, а сапоги не надену. С этих пор Данилушка уже больше никогда не носил сапог, а потом освободился и от барской службы. В праздники и в будни, он постоянно пребывал в церкви, а когда не бывало службы в селе Лыкове, то бегал в соседние села, за две, за три и за пять верст. На дворе, бывало, темно еще, а Данилушка бежит куда-нибудь к заутрени, и как бы рано она ни началась, а он уж, верно, поспеет к самому началу. И не останавливал его никакой мороз, хоть бы в тридцать градусов: решительно в одной рубашке, по колена в снегу, по оврагам и полям бежит он к заутрени, в село Новое, или Семеновское. Сначала Данилушка больше всего ходил в село Новое: оно от Лыкова на расстоянии версты, не более. Потому ли он ходил в новинскую церковь, что близко, или ему нравилась тамошняя служба—Бог его знает, но только там постоянно его видали, и раньше всех. Если, случалось, придет он раньше благовеста, то зайдет в ближайшую крестьянскую горенку, и там дожидается, пока заблаговестят. А заходил он больше всего к старику скотнику Герасиму, который с 9-ти лет постоянно состоял при храме Божием, и знал отлично весь порядок службы. Как скоро ударят в колокол, сейчас Данилушка и начнет надоедать дяде Герасиму, чтоб шел скорее в церковь, и когда они придут и станут на клирос, дядя Герасим дает Данилушке тон, как петь, и Данилушка, прислушиваясь к нему, подтягивает. Так несколько времени ходил он в эту церковь, и вдруг что-то ему не понравилось, и он начал ходить в другое село—Шкинь в 4 верстах от Лыкова. Шкинский церковный староста, человек с состоянием и благочестивый, увидя в Данилушке особую ревность к церкви, пригласил его к себе жить, а у него, на то время, умер барин, отец же от него отступился, так что он был вполне свободен. Оставшись у шкинского старосты, Данилушка получал от него красные рубашки, постоянно ходил в церковь, и еще усерднее обыгрывал в бабки мальчиков, и больше носил домой денег. Мы видели выше, как Данилушка, с раннего детства, искал нравственной свободы и простора жизни. И вот теперь он был вполне свободен, но выхода, как и прежде, у него никуда не было, и он стал снова тяготиться своей свободой, снова бежал чего-то искать, но дух его не был уже чист, как прежде: он много потерял с того времени, как, десятилетним мальчиком, в первый раз убежал играть в чужую слободу…. он уже становился лже-юродивым. Около четырех лет, он прожил у шкинского старосты, и потом ушел в Коломну, где его приняли как настоящего юродивого. Там ходил он по улицам, по церквям, ему давали денег, он деньги брал, опускал их за пазуху, и вечером относил в свою квартиру, которая прежде была в доме почетного гражданина К. [Кислова? Колесникова? – Прим.], а потом у Ш. По прошествии недели навещал его шкинский староста, обирал у него деньги и увозил к себе в церковь, где в непродолжительное время накопились целые кучи медных денег. А Данилушка продолжал ходить по городу, собирать деньги, да шутить с купцами. Если кто был толст, то Данилушка, потрепав его по плечу, говорил: «Эй ты, кошелка!» Одного он называл синим, другого – звонким. Если они, наоборот, смеясь, говорили ему: «Данила ноги-то отморозил,» то он отвечал: «Сам отморозил», и заложив руки на спину— его обыкновенная походка—продолжал идти далее и напевать про себя: «О всесвятая Мати» или «Милосердия двери отверзи». Так, живя несколько лет в Коломне, он успел столько собрать денег, что выстроил в Шкини колокольню, саму церковь расписал внутри и снаружи, слил туда два колокола, один в 300 с лишком пуд, а другой в 150. Воспитание Данилушки, совершавшееся в среде купцов и благочестивых купчих, шло вперед – и вот он начал предсказывать. Рассказывают, будто Данилушка три раза предсказывал пожар в Лыкове, а в третий раз сказал, что Лыково сгорит в Великую субботу, а вместе сгорит и его отец, что и сбылось. В селе был огромный пожар, и отец Данилушки, увидя что горит его дом, побежал взять деньги в светелке, но пламя его охватило, и он сгорел. Не жилось в Коломне Данилушке, и он ходил в Москву, и жил здесь, без сомнения, в Замоскворечье, где и получил окончательное воспитание в домах богатых купцов. Но в Москве Данилушке, почему-то не жилось, и он опять ушел в Коломну к любезным ему почетным гражданам его приснопамятного города. И коломенские купцы так любят Данилушку, что за счастье всякий из них считает подать ему копейку, две, даже гривну, потому что, как они говорят: «Торговли нет, если кто не успеет подать ему утром, на почине». Калашники, выйдя утром на рынок, не продают свой товар до тех пор, пока не пройдет Данилушка. Вот проходит мимо Данилушка, и берет у кого-нибудь калач,— и тот купец, у которого был взят калач, считается счастливым, и покупатели рекомендуют его друг другу, говоря, что «нельзя не взять калача, сам Данилушка взял, стало быть калачи хороши, да и продает их человек благочестивый, потому что к неблагочестивому Данилушка не пойдет». Так, ходя по городу, из дома в дом, из улицы в улицу, и потакая всяческим вожделениям жителей, Данилушка избирает множество денег с целью, как говорят, построения церквей. Умер в Москве лжеюродивый Семен Митрич, и Данилушка был на его похоронах, и плясал в церкви.


Статья переработана с момента первой публикации (2009 год) и публикуется заново.


Автор: Татьяна Залата

Юрист, краевед, автор научных статей.

zalata.tatiana@mail.ru
Список литературы и источников:
  1. Хабаров, А. Н. Вып. 5 : Коломенский уезд : Очерк движения населения за десятилетие с 1885 г. по 1894 г. : С 24 диаграммами и 18 картограммами / [Соч.] сан. врача А. Н. Хабарова. – 1902. – С. 51.[]
  2. Поспелов, Е. М. Географические названия Московской области : топонимический словарь : более 3500 названий городов, сел, поселков, деревень, железнодорожных станций и остановочных пунктов, лесопарков и болот, рек и озер : самая полная информация об истории и происхождении названий : сведения о характере, статусе и административном положении географических объектов / Е. М. Поспелов. – Москва : АСТ [и др.], 2008. – С. 558.[]
  3. Черкизово Коломенского уезда[]
  4. По всей видимости, Мезынская волость Коломенского уезда.[]
  5. Село Высокое – современный город Егорьевск. Высокое некогда было центром Высоцкой волости Коломенского уезда.[]
  6. Борть – простейший улей, выдолбленный в дереве.[]
  7. Подмосковье (с XVI-XVII вв). Атлас. Исторические карты Подмосковья / [Сост. акад.] С.Б. Веселовский, В.Н. Перцов ; Изд. подгот. К.А. Аверьянов и Л.Е. Додэ. – М., 1993. – 1 атл. (58 с.) : карты, текст, сб. схемы; 20×15 см. – (История сел и деревень Подмосковья XIV-XX вв.; Вып. 4). – Л. XXXIII.[]
  8. См. у Поспелов, Е. М. Географические названия Московской области : топонимический словарь : более 3500 названий городов, сел, поселков, деревень, железнодорожных станций и остановочных пунктов, лесопарков и болот, рек и озер : самая полная информация об истории и происхождении названий : сведения о характере, статусе и административном положении географических объектов / Е. М. Поспелов. – Москва : АСТ [и др.], 2008. – С. 558.[]
  9. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 180. Кн. 10. Ед. хр. 80.[]
  10. Источник: http://blagovestnik.ortox.ru/stranicy_istorii, дата обращения: 04.01.2021. Режим доступа: свободный.[]
  11. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 48. Кн. 9272. Ед. хр. 131.[]
  12. РГАДА. Ф. 1209. Коломна. Стлб. 25126. Ч. 17.[]
  13. РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 197. Л. 325.[][][]
  14. РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 197. Л. л. 326, 337.[]
  15. РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 197.[]
  16. Кусов В. С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Карты уездов. Описания землевладений. Т. 2. – Москва, Издательский дом «Московия», 2004. – С. 50, 51.[]
  17. Подъяпольская Е.Н. (ред.). Памятники архитектуры Московской области. Том 1. – Москва: Искусство, 1975. – С. 274.[]
  18. Подъяпольская Е.Н. (ред.). Памятники архитектуры Московской области. Том 1. – С. 274.; ИИАК, 1916. № 61. С. с. 154 – 155.[][]
  19. Приложения к трудам редакционных комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости : Сведения о помещичьих имениях. Т. 1. – Санкт-Петербург : Комис. для сост. положений о крестьянах, 18[]
  20. Нистрем, К. М. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии / Сост. по офиц. сведениям и документам К. Нистремом. – Москва : тип. Ведом. Моск. гор. полиции, 1852. – С. 562.[]
  21. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Т. 3. – С. 48.[]
  22. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Т. 3.[]
  23. Справочный указатель к «Судебной газете», 1888. – С. 14.[]
  24. Тютюнник, Т. И. Белозерский – прошлое, настоящее и будущее : Методическое пособие по краеведению // Т. И. Тютюнник. – МОУ «Лицей № 23». – Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-beloozerskiy-proshloe-nastoyaschee-buduschee-1953498.html, свободный. – Дата обращения: 08.01.2022.[]
  25. Волости и важнейшие селения Европейской России: По данным обследования, произведенного стат. учреждениями М-ва вн. дел : Вып. 2. – СПб. : Центр. статист. комитет, 1886. – С. 43.[]
  26. Список училищ, существующих и проектируемых, по волостям и уездам Московской губернии… [Текст] : приложение к докладу Управы по народному образованию экстренной сессии Губернского собрания / Московское губернское земство. – Москва : Т-во скоропечатни А. А. Левенсон. Апрель 1896 г. – С. 68.[]
  27. Сведения о крестьянском землевладении и землепользовании; фабричных и отхожих промыслах; платежах и недоимках на 1-е января 1894 года. – Коломна : Колом. уезд. земство, 1894. – С. 47.[]
  28. Вся Россия. 1895 год. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации : торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. – СПб. : А. С. Суворин, 1895. – Стлб. 796.[]
  29. Памятная книжка Московской губернии на 1912 год – Москва : Моск. столичный и губ. стат. ком., 1911. – С. 305.[]
  30. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 1. Д. 3620.[]
  31. Вся Россия, 1895. – Стлб. 796.[]
  32. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 25. Д. 122. Л. 16.[][][][]
  33. Памятная книжка Московской губернии на 1899 год – Москва : Моск. столичный и губ. стат. ком., 1899. – С. 312.[]
  34. Памятная книжка Московской губернии на 1899 год – Москва : Моск. столичный и губ. стат. ком., 1899- С. 348.[]
  35. Памятная книжка Московской губернии на 1912 год – Москва : Моск. столичный и губ. стат. ком., 1911. – С. 304.[]
  36. Справочник по административно-территориальному делению Московской губернии (1917-1929 гг.) [Текст] / Главное архивное управление при Совете министров СССР, Архивное управление Мособлисполкома, Государственный архив Московской области ; [ответственный редактор: Кобяков А. А.]. – Москва : Главное архивное управление при Совете министров СССР : Архивное управление Мособлисполкома, 1980. – С. 170.[]
  37. Московская область : административно-территориальное деление на 1 января 1953 года / Орг.-инструктор. отд. Исполкома Моск. обл. совета депутатов трудящихся. – М. : Моск. рабочий, 1953. – С. 28.[]
  38. Справочник по населённым местам Московской губернии : по материалам всесоюзной переписи 1926 года. – Москва : Московский стат. отд., 1929. – С. 300.[]
  39. Вся кооперация Москвы и Московской губернии. Адресная и справочная книга для кооператора на 1928 г. – М., 1928. – С. 432.[]
  40. Московская область : административно-территориальное деление на 1 января 1953 года / Орг.-инструктор. отд. Исполкома Моск. обл. совета депутатов трудящихся. – М. : Моск. рабочий, 1953. – С. 64.[]
  41. Программа III Международного фестиваля «Шкинь-Опера». – Режим доступа: http://www.shkin-opera.tilda.ws/page6151987.html, свободный. – Дата обращения: 13.02.2022.[]
  42. Программа фестиваля музыкальных редкостей и гастрономических изысков «Шкинь-Опера» – Новости Коломны, 31.05.2018. – Режим доступа: https://kolomnaonline.ru/blog/2018/05/31/programma-festivalya-muzykalnyh-redkostej-i-gastronomicheskih-izyskov-shkin-opera/, свободный. – Дата обращения: 13.02.2022.[]
  43. Фестиваль «Опера-Шкинь» в Коломенском районе начался с освящения храма – Новости Коломны, 05.06.2017. – Режим доступа: https://kolomnaonline.ru/blog/2017/06/05/festival-opera-shkin-v-kolomenskom-rajone-nachalsya-s-osvyashheniya-hrama/, свободный. – Дата обращения: 13.02.2022.[]
  44. Источник: http://www.shkin-opera.tilda.ws/.[]
  45. Фестиваль «Шкинь-опера» пройдет в Коломне 19 сентября – «Подмосковье 360» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://360tv.ru/news/mosobl/muzykalno-gastronomicheskij-festival-shkin-opera-projdet-v-kolomne-19-sentjabrja/, свободный. – Дата обращения: 13.02.2022.[]
  46. См. с. 689. []
  47. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка // Совмещенная редакция изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ в современном написании. В 2 тт. Т. 2: П—V. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – С. 374.[]
  48. Леонид (Кавелин Лев Александрович; архимандрит Троице-Сергиевой лавры). Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А.С. Уварова : В 4 ч. . – Ч. 1 : [Отделы I-IX. № 1-662]. – 1893. – Отдел II. Толкование Священного Писания. – С. 85.[]
  49. См. у Подъяпольская Е.Н. (ред.). Памятники архитектуры Московской области. Том 1. – С. 274.[]
  50. Отдел рукописей РГБ. Ф.316 к.10 №18.[]
  51. Отдел рукописей РГБ. Ф.316 к.10 №18. Л. 8.[]
  52. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1815. Л. л. 2003 – 2004.[]
  53. Шереметевский, В. В. Русский Провинциальный Некрополь / [В. Шереметевский]. – Москва : Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1914-. – Т. 1: Губернии: Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Московская, Новгородская, Олонецкая, Псковская, С.-Петербургская, Тверская, Ярославская и Выборгской губернии монастыри Валаамский и Коневский. – 1914. – С. 170.[]
  54. [5] Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения. (1782-1882) Филарета, митрополита Московского : Т. 1-2. – Москва : тип. Л.Ф. Снегирева, 1883-. – С. 102 – 103.[]
  55. Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московскаго [Текст] : с приложением портрета / с предисл. и примеч. проф. И. Н. Корсунского и протопресвитера Московского Большого Успенского собора В. С. Маркова. – Москва : Журн. “Душевнополезное чтение”. – Т. 3. Вып. 1. – 1905 (обл. 1906). – С. 181.[]
  56. ИИАК, 1916. № 61. С. 154.[]
  57. ИИАК, 1916. № 61. С. 155.[]
  58. Государственный список памятников архитектуры общесоюзного значения [Текст] / М-во гор. строительства СССР. Упр. по охране памятников архитектуры. – Москва : [изд-во и 1-я тип. Гос. изд-ва архитектуры и градостроительства], 1950. – С. 15.[]
  59. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1727. Л. 1121.[]
  • Автор
    Тема
  • #2662
    Admin
    Хранитель

    Шкинь находится в городском округе «Коломна» Московской области. Раньше, до реформы административно-территориального деления 2017 года, входило в Непе
    [Полный текст на сайте: Шкинь]

    С уважением, Татьяна

  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.