В последний день 2021 года рассказываем в нашей маленькой заметке, опираясь на воспоминания современников, как наши предки праздновали зимние праздники.
Следует учитывать, что до революции наиболее значимым из зимних праздников было Рождество Христово, вслед за которым шли святки, и уже в череде этих волшебных дней присутствовал менее заметный праздник – Новый год.
Содержание
Рождество и святки в 1655 году
О Рождестве и святках в Коломне образца 1655 года оставил достаточно подробные воспоминания антиохийский патриарх Макарий (воспоминания описаны его сыном Павлом Алеппским – архидиаконом Антиохийской православной церкви).
Патриарх отмечает, что в сочельник был жестокий мороз, от которого трескались руки внутри меховых рукавов и отнимались ноги. О рождественской службе путешественники отметили:
«Труднее всего было то, что мы выходили от обедни только перед закатом, и когда еще мы сидели за столом, начинали уже звонить в вечерне, мы должны были вставать и идти в службе. Какая твердость и какие порядки! Эти люди не скучают, не устают, и им не надоедают беспрерывные службы и поклоны, при чем они стоят на ногах с непокрытою головой при таком сильном холоде, не ропща и не скучая продолжительностью служб, которые до крайности длинны» 1.
Патриарх антиохийский пробыл в Коломне до Крещения.
В праздник Обрезания (это 1 января; в те времена Новый год праздновали не зимой) патриарх служил в соборе (вероятно, Успенском) и рукоположил иерея. При этом путешественники вновь посетовали на жуткие морозы, из-за которых заранее вскипяченная вода во время водосвятия быстро замерзла, и погруженный крест пристал к пелене 2.
«На утро субботы, праздника Крещения, зазвонили в колокола в третьем часу дня и собрались, по обычаю, все бывшие в городе священники и даже деревенские со своими паствами, пришли в собор и облачались. Затем мы облачили нашего владыку патриарха [патриарха Макария – Прим.], и они пошли перед нами величественным крестным ходом попарно, неся большие и малые иконы, при чем большие несли двое; диаконы шли с большими крестами, рипидами и фонарями; мы же следовали за ними, пока, выйдя из городских ворот, не пришли к известной реке Москве. Уже вчера была пробита большая яма вроде бассейна – толщина льда в то время была в 5 пядей, – вокруг нее наложили помост из бревен и досок, поверх льда сделали кругом загородку, из предосторожности, чтобы от народной тесноты на льду он не провалился, как это случалось много раз, и положили мостки из досок от берега до ямы. Поперек ямы положили бревно вроде ступеньки, прочно укрепив его, дабы, когда наш владыка патриарх сойдет к воде для ее освящения, он мог опереться об него коленями. Деревенские жители выкопали на реке еще множество ям и стояли около со своими лошадьми.
<…>
Как мы уже упомянули, народ собрался тысячами из деревень, когда услышал, что антохийский патриарх намерен освятить воду. Затем наш владыка патриарх вышел к мосткам и окропил сначала священников, потом вельмож. О удивление! От сильного холода вода замерзала на щетинном кропиле, коим он окроплял, а также на рукавах саккоса и на их одеждах, принимая вид стекла. От чрезмерной стужи бороды и усы у всех мужчин в толпе побелели, ибо дыхание, от них выходившее, тотчас обращалось в лед, который нельзя было сорвать без того, чтобы не вырвать вместе с ним волос. Солнце в это время сияло» 2.
Город Ордынин под Рождество в романе Б. А. Пильняка
В романе Б. А. Пильняка «Голый год», где под именем города Ордынина скрывается Коломна, в которой писатель жил некоторое время, сохранилось достаточно лаконичное описание рождественских праздников:
«Под Рождество до звезды не ели, на первый день славили Христа и рассказывали рацеи, в Крещенский вечер на всех дверях малевали мелом кресты» 3.
Редкий заводской выходной – Рождество Христово
В XIX – начале XX вв. на фабриках и заводах Коломенского уезда именно в день Рождества Христова устанавливался нерабочий праздничный день – один из немногих выходных в году. На некоторых крупных предприятиях давались расширенных выходные, например, на Коломенском машиностроительном заводе выходными были три дня на Рождественских святках 4. На Садковской мануфактуре по случаю Рождества Христова отдыхали два дня – 25 и 26 декабря5.
Традиция колядования
О традициях же колядования в нашей местности содержится отрывочное упоминание среди рассуждений Н. Д. Иванчина-Писарева (1790 – 1849) в книге «Прогулка до древнему Коломенскому уезду». Говоря о языческих истоках колядования (праздник Коляды 24 декабря – накануне Рождества Христова) и ссылаясь на Карамзина, Иванчин-Писарев приводит припев, «часто им слышанный» (очевидно, в Серпуховском уезде, в окресте имения «Рудины», где он проживал):
Ох! пришла Коляда
Накануне Рождества.
«Этот ох, современный началу нашего христианства, кажется, означает, как тяжко было народу отставать от своих древних поверий, из коих празднование Коляде было особенно гонимо по сближению с великим праздником христиан» 6.
Духовный стих “Рождество Христово” (Коломна)
Фольклорист П. Бессонов в 1863 г. опубликовал такой духовный рождественский стих из Коломны:
Рождество Христово
(Коломна)
Во городе в Вифлееме
Что со вечера звезда восходила,
Со полуночи возсиляла:
Что Пречистая голубица
5. Что Христа Бога породила,
И во пелены спеленала,
И во ясли Христа Бога полагала.
Приходили к Нему Персидстии цари.
Приносили Ему честныя дары,
10. Что честныя – злато и ливаны.
«Мне не дороги ваши дары,
А мне дороги ваши души:
А Я буду Бог над богами,
А Я буду Царь над царями;
15. А Я выберу себе Апостолов,
А Я дам-то им свою печать,
А Я дам-то им свое крещение,
Разошлю Я их по всем странам:
Кто приемлет их, той спасется,
20. А не приемлет их, той мучиться будет
(От В. А. Коробова)» 7.
Святки в Коломне 1830-х – 1840-х по воспоминаниям Н. П. Гилярова-Платонова
Знаменитый коломенец Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824—1887), сын коломенского священника, подробно вспоминал годы своего коломенского детства в автобиографической книге «Из пережитого» делясь впечатлениями о праздновании Святок в Коломне 1830-х – 1840-х гг.:
«Год в приходском училище прошел, я и не видал как. Я был лучшим учеником; все давалось мне легко, благодаря хотя и кратковременной, но предварительной подготовке.
Пред каждым роспуском (на Святки и Святую) были экзамены, производимые торжественно смотрителем в присутствии учителей. Я скажу об этих порядках впоследствии, а здесь упомяну о том лишь, что в воспоминаниях осталось исключительно от этой нижайшей ступени училища.
С приближением роспусков на Святки и Святую ребят не столько занимал предстоящий экзамен, сколько перспектива самого роспуска и лепешки, ожидавшие в деревне вместе со славлением. И в тот, и в другой роспуск они соберут по приходу несколько грошей, а в Светлую неделю сверх того и целый короб яиц. Собирались кучами, толковали, кто как пойдет, с кем. У иного, может быть, есть земляк из синтаксистов (учеников Высшего отделения), надежный путеводитель и руководитель. Присылка лошадей из дома редкими предполагалась, да те и не участвовали в совещаниях. Передавалось о препятствиях, грозящих на дороге, злых мужиках, иногда попадающихся, зажорах на дороге в оттепель.
А то хорошо, кабы нагнал знакомый односелец, возвращающийся с базара!
…
Отдыхала душа на празднике, и Светлая неделя, равно как Рождество, имели для меня особенное значение, потому что с семилетнего, кажется, возраста, стали брать меня по приходу [Н. П. Гиляров-Платонов – из семьи священника – Прим.]; то есть я сопровождал причт и точно так же получал, как и они, “за святыню”. Я лично не находил в этом утешения, потому что получаемые деньги отдаваемы были отцу, и тот за труды мои награждал меня уже по окончании всего славленья не более как несколькими грошами. Много ли я всего набирал, точно не умею определить, но помню, что брат-учитель говорил, шутя, ученикам обо мне: “Он богач, у него есть тридцать рублей пятачками”. Это значило, что отец откладывал собранные мною деньги, разменяв их предварительно на серебряные пятачки. Полагаю, что брат преувеличил. Но по его словам, стало быть, у меня накопилось до полутораста пятачков (они ходили, помнится, по 22 копейки) примерно в два года и, следовательно, я “нахаживал” в каждую святыню более семи рублей. Это много. Я помню дележи денег всего причта, после Рождественской и Светлонедельной святынь. На долю отца доставалось 60 рублей, без малого или с небольшим; по 20 рублей – дьячкам. Словом, выхаживалось всеми до ста рублей. Следовательно, если я набирал до восьми рублей, это был доход значительный.
Не во всех домах мне давали и не везде одинаково: где копейку, где грош, где пятак екатерининский, тяжелый, а где и пятачок серебряный и даже гривенник. Тридцать рублей, собранные мною и лежавшие у отца в виде пятачков, поступили в часть приданого старшей сестре Марье Петровне; это было мое усердие и воля отца.
…
Праздник Рождества ли, Пасхи ли, когда предстояло хождение по приходу, сопровождался неизменно теми же обстоятельствами. Беру Рождество. Ранним, ранним утром, часу в третьем, тотчас после утрени, садимся в сани (выпрошенные всегда у Мещанинова) и едем “по чужим”, то есть не по нашим прихожанам, а по тем, кто хотя чужого прихода, но нас принимает или даже принимает всех. Маршрут назначается, кем начинать, кем кончить. Кончаем Запрудом [Запрудами – Прим.], самою дальнею стороной, откуда возвращаемся уже при благовесте к обедне. Жутко бывало мне это время: всегда мороз, руки и ноги коченеют, а при проезде чрез Большую (Астраханскую) улицу овладевало уныние, подобное тому, какое ощущал я при звуках отбиваемой косы. Большая улица – тракт из хлебородных губерний в Москву. Зимами все ночи напролет тянулись и к Москве, и обратно бесконечные обозы, путь которых сопровождался однообразным, равномерным стуком полозьев о ступеньки, образованные в снегу копытами лошадей» 8.
Свадебный бум
И завершающее слово. После святок начиналась пора свадеб. Всегда заметен практически в любом приходе этот январский «свадебный бум», что видно из метрических книг.
О начале этой свадебной поры пишет «Московский листок» в 1899 году. Речь идет о Москве, но, полагаем, данная заметка актуальна для любой местности:
«Праздники святок на исходе, остается только два дня, да и то неважных для разгула, в виду того, что многие уже поистратились за прошедшие дни и принялись за обычные свои занятия.
Вслед за этими днями наступит свадебный сезон. Начнутся вечера, «мальчишники», с провожанием холостыми приятелями женихов в жизнь новую, семейную; пирушки эти бывают весьма шумными и отличаются безобразиями и потасовками в ресторациях Петровского парка. Конечно, все такое творится у женихов зажиточных родителей» 9.
- Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Poccию в половине XVII века, Глава XI. Коломна. – История Петра митрополита. Рождественские праздники. – архидиакон Павел Алеппский. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/puteshestvie-antiohijskogo-patriarha-makarija-v-pocciyu-v-polovine-17-veka/2_52, свободный. – Дата обращения: 24.12.2021.[↩]
- Там же.[↩][↩]
- Пильняк, Б. А. Голый год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: kartaslov.ru/книги/Борис_Пильняк_Голый_год/2, свободный. – дата обращения: 24.12.2021.[↩]
- Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарный/ Т. 3, вып. 13: Санитарное исследование фабрик и заводов Коломенского уезда : с 16 планами фабрик и заводов / Е. М. Дементьева . — Москва : издание Московского губернского земства, 1877-1902 (Тип. М. Н. Лаврова). — С. 124.[↩]
- Там же, с. 263.[↩]
- Иванчин-Писарев, Н. Д. Прогулка по древнему Коломенскому уезду / Соч. Николая Иванчина-Писарева. – Москва : Ав. Семен, 1843 (обл. 1844). – С. 113.[↩]
- Калики перехожие : Сб. стихов и исслед. П. Бессонова. Ч. 2. - 1863. - Москва : тип. А. Семена. - С. 18.[↩]
- Н.П. Гиляров-Платонов. Из пережитого. Т. 1. – Литература и жизнь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dugward.ru/library/gilyarov-platonov/gilyariv-platonov_iz_perejitogo1.html, свободный. – Дата обращения: 30.12.2021.[↩]
- [Московский листок, 1899. – №3. – C. 3.[↩]