Пятницкие ворота Коломенского кремля на гравюре И. Н. Павлова (1925 год): о том, что изображено на гравюре, и о художнике родом из Каширского уезда.
Содержание
Пятницкая башня Коломенского кремля на гравюре 1925 года
Гравюра “Пятницкие ворота” вышла в серии “Провинция”, которая создавалась художником на протяжении 1921 -1925 гг., поэтому мы видим, по сути, еще дореволюционную обстановку и поистине умиротворенную атмосферу маленького городка.
На гравюре Павлова мы видим южную стену Пятницкой башни Коломенского кремля. Примечательно, что на гравюре она изображена без привычной крыши с шатром, поскольку на тот момент она еще крытой не была.
Сам по себе ракурс, выбранный гравером, является сегодня историческим, поскольку сейчас сразу за южной стеной башни начинается частная территория и всё перегорожено.
На гравюре же 1925 года на месте нынешних заборов видна канава, а у канавы отдыхает козочка.
На гравюру попал фрагмент дома Луковникова – еще до посещения Коломны Анны Ахматовой.
Интересно, что спустя чуть более 10 лет после выхода в свет указанной гравюры Ахматова стояла примерно на том же месте, откуда и был сделан рисунок.
Теперь о сером доме, фасадом выходящем на наблюдателя в гравюре. Он хорошо виден на фотографии ниже.
По всей видимости, это была когда-то полицейская будка (либо она была пристроена к дому). На почтовой открытке 1913 года хорошо видны не только фонарный и телеграфный столбы, но и, собственно, сам городовой. Наличие полицейской будки в конце Успенской улицы подтверждается также архивными документами 1.
Более четко видно строение на этой фотографии 1913 года:
Здание было снесено, по всей видимости, между 1956 и 1978 годом: на спутниковом снимке Коломны от 1978 года этого дома уже нет, однако, на фотографии 1956 года, сделанной у Крестовоздвиженской церкви, еще видны постройки рядом с этим домом, а также, как и в 1913 году, телеграфный столб.
Об Иване Николаевиче Павлове
Иван Николаевич Павлов (1872 – 1951) – выдающийся русский гравер и живописец.
Его можно назвать отчасти нашим земляком, поскольку он появился на свет в селе Поповка (Руднево) Каширского уезда Тульской губернии (сейчас – Ясногорского района Тульской области) 5 (17) марта 1872 года в селе бессрочно отпускного 65-го пехотного Московского полка фельдшера Николая Павловича Павлова 2; на 1865 год полк как раз квартировался в Веневе, Епифани, Кашире 3.
Село Поповка не сохранилось, от него остались пруд и зеленые насаждения. Село Поповка располагалось в районе современной деревни Байдино Ясногорского района Тульской губернии, неподалеку от реки Апрань.
Карьеру свою начал еще до революции, получив художественное образование в Центральном училище технического рисования Штиглица и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (В. В. Матэ). Затем начал преподавать сам, в том числе в Строгановском училище. Работал в журналах, занимаясь репродукцией и создавая ксилографии и линогравюры.
Работал в технике тоновой гравюры и особенно известен своими циклами работ “Уходящая Москва”, “Старая провинция”, “Уходящая Русь”, запечатлевая образы российских городов. Известно, что существуют как минимум две гравюры его авторства, посвященные Коломне.
- Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГА г. Москвы). Ф. 492. Оп. 2. Д. 694. Л. 22 об.[↩]
- Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф. 93, о. 1, д. 2609. Л. 188 об.[↩]
- См. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_65-%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA[↩]