Опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2023 № 2418 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”, которое может сильно повлиять на дело охраны археологического и культурного наследия в России.
Основные моменты, затронутые Постановлением:
- отмена археологических разведок для выявления наличия либо отсутствия культурного наследия на больших территориях, определенных Постановлением;
- без археологических разведок можно осуществлять строительство на глубину до 0,5 м или на глубину, превышающую мощность техногенных грунтов.
По второму пункту мы же вспомним недавний случай из жизни, который произошел в Коломне: при строительстве дома был уничтожен культурный слой, см. новости Возбуждено уголовное дело в связи со строительством дома в Коломне по улице Пушкина, дом 1, Новости о доме по улице Пушкина, дом 1, в Коломне: администрация города подала иск о сносе дома.
Комментарий разработчика проекта на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов в обсуждениях:
“Проектом постановления предусматривается исключение проведения дорогостоящей и занимающей длительные сроки археологической разведки в отношении территорий, на которых ранее либо не были обнаружены объекты археологического наследия либо они были обнаружены и необходимость в проведении повторной археологической разведки отсутствует, а также на огромных территориях, на которых планируется огромное по масштабам освоение в социально значимых целях – для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства.
Решается еще одна назревшая проблема – исключается необходимость проведения археологической разведки перед выполнением работ, которые по своему характеру не способны причинить вред находящимся под землей или под водой объектам археологического наследия. Наконец реализуется риск-ориентированный подход, в рамках которого выделяются территории, на которых с учетом ранее проведенного археологического обследования прогнозируется высокая вероятность обнаружения археологического наследия. На таких территориях перед их хозяйственным освоением сохраняется необходимость проведения археологической разведки и по ее результатам при необходимости ГИКЭ. На остальных территориях, где вероятность обнаружения археологического наследия оценивается как минимальная, обязательности превентивного археологического обследования нет. Правом принимать решения о проведении археологической разведки в этом случае наделяются заказчики соответствующих работ, технические заказчики (застройщики) объектов капитального строительства, что дает им возможность принимать решения о целесообразности или нецелесообразности проведения археологического обследования территорий, самостоятельно оценивая риски с учетом прогноза реалистичности обнаружения объектов археологического наследия и сопоставления затрат на предварительное археологическое обследование территории, масштабов хозяйственных проектов и издержек в случае их приостановки. Это определяет возможность принятия хозяйствующими субъектами обоснованных, оправданных решений, нивелирующих риски утраты культурного наследия 1.
Предлагаемый в проекте постановления подход позволит существенно оптимизировать расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы и организаций всех форм собственности на проведение дорогостоящей и имеющей неопределенные сроки археологической разведки, что позволит направить высвобождающиеся средства на цели реализации национальных проектов и программ, а также инвестиционных программ хозяйствующих субъектов“.
Это и есть, пожалуй, самый исчерпывающий и емкий ответ, характеризующий цели разработки и принятия данного акта.
В паспорте проекта указано, что он разрабатывается во исполнение части 3 статьи 12 Федерального закона от 1 мая 2022 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Содержание нормы, во исполнение которой разработан проект, гласит, что в 2022, 2023 и 2024 годах Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, устанавливающие особенности порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” работ по использованию лесов и иных работ, до установления критериев определения территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, которые предусматривают в том числе:
1) определение видов работ, указанных в абзаце первом настоящей части третьей, исходя из воздействия таких работ на земли или водные объекты, их части, которое может повредить находящиеся под землей или под водой объекты археологического наследия;
2) определение случаев отсутствия необходимости проведения до начала осуществления работ, указанных в абзаце первом настоящей части, историко-культурной экспертизы в целях определения наличия или отсутствия на земельных участках, в том числе на лесных участках либо водных объектах или их частях, объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.
Иными словами, речь идет о цели в виде послаблений для тех, кто строит, в том числе для девелоперов, на фоне перестройки экономики в условиях кризиса. И об оптимизации.
Но что в ответ получает историко-культурное и археологическое наследие?
С одной стороны, закон и гражданское общество осуществляют борьбу с такими проявлениями, вредящими археологическому наследию, как приборный несанкционированный поиск, а с другой – разрабатываются такие нормативно-правовые акты, которые препятствуют официальной археологической деятельности, направленной на защиту интересов наследия, притом что на полях мы не перестаем наблюдать людей с металлоискателями (при наличии норм ответственности в законодательстве). Может быть, тогда уже и ответственность за несанкционированные археологические работы следует отменить по случаю кризиса и тенденции к оптимизации?
Показательно то, что “за” принятие проекта на момент подготовки данного новостного материала проголосовало всего 26 пользователей, а “против” – 9459.
Тем не менее, в данный момент проект завершил свое движение по бизнес-процессу, что можно отследить на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. Акт официально опубликован 15.02.2024.
По всей видимости, в качестве некой защитительной для археологического наследия меры действует пункт 3 указанного постановления который гласит, что:
“В случае обнаружения в ходе работ, указанных в пункте 2 настоящего постановления, на землях (земельных участках) или водных объектах, их частях, расположенных вне границ территорий, указанных в подпункте “в” пункта 1 настоящего постановления, а также на территориях, указанных в подпункте “б” пункта 1 настоящего постановления, объекта, обладающего признаками объекта
археологического наследия, заказчикам указанных работ, техническим заказчикам (застройщикам) объектов капитального строительства и лицам, осуществляющим указанные работы, обязательны к исполнению положения пунктов 4 – 9 статьи 36 Федерального закона “Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации”.
В частности, в пункте 4 указанного Федерального закона сказано, что в случае обнаружения в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта уведомить региональный орган охраны объектов культурного наследия.
Риторический вопрос: а кто это будет контролировать? И как это будет работать? На кон поставлен невосполнимый ресурс – археологическое наследие.
Вы можете ознакомиться с текстом опубликованного Постановления: Постановление-от-30.12.2023-№-2418.pdf
Администратор “История Ступино и Коломны | Stupinsky.ru”
admin@stupinsky.ru
- В опубликованном акте эти комментарии не нашли отражения.[↩]