Как было организовано в старину транспортное сообщение через Оку между Каширой и берегом Серпуховского уезда, где ныне располагается город Ступино? Как перемещались пассажиры, животные и грузы? С помощью парома и наплавного моста. Рассказываем о пароме, о том, как он работал, и о мосте через реку.
Но сначала небольшая предыстория.
23 сентября (5 октября) 1895 года чуть выше по течению Оки, между селом Редькино Каширского уезда Тульской губернии и селом Озёры Коломенского уезда Московской губернии случилась страшная трагедия: затонул паром, погибло более 40 человек. Произошло это, по всей видимости, из-за того, что паром был перегружен — люди торопились домой в престольный праздник, возвращаясь с заработков на озерских текстильных фабриках. Эта трагедия потрясла тогда всю Россию, об этом писали в газетах и был организован сбор средств для семей погибших. Свои пожертвования оставили в том числе члены венценосной семьи — Великий князь Петр Николаевич и его супруга Милица Николаевна (Черногорская). Подробнее о редькинской катастрофе можно почитать здесь:
После этого чудовищного происшествия крестьянин деревни Ступино Белопесоцкой волости Серпуховского уезда Дмитрий Филимонович Березкин озаботился техническим состоянием парома на Оке между Каширой и «серпуховской стороной» и 23 октября (4 ноября) 1895 года обратился в канцелярию Тульского генерал-губернатора В. К. Шлиппе с просьбой проверить и этот паром, поскольку он [[[[[[Орфография автора сохранена. — Прим. Залата Т. К.]]]]]]:
грозит большею опасностию более чем случилось при чем Реткине паром очень худой замазан грязью едва успевают отливать воду и сажают с такой несносной мокростью женщины по колено проходят [в воде] или плотят за переноску до пароме и редко у мущин не зальется вода в сапоги» [[[[[[Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 111.]]]]]].

Уже 2 (14) ноября 1895 года помощник каширского уездного исправника прибыл на паром для его осмотра по жалобе Д. Ф. Березина, однако, в тот день была сильная метель, паром был занесен снегом и ходить не мог, поскольку по реке «шло сплошное сало» [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 123.]]]]]]. Более обстоятельное освидетельствование было решено перенести до более подходящей погоды.

Выяснилось, что этот паром был пущен 13 (25) октября 1895 года по разборке моста через Оку [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 123.]]]]]].
Действительно, через Оку был организован наплавной мост. Мы его (вернее, его «потомка») видим в том числе на старых фотографиях:

Этот мост виден и на карте, изданной в 1853 году (по съемкам 1820-х — 1839 гг.).
Располагался этот мост в районе современной Смотровой площадки в Кашире. Мост еще присутствовал в этом месте и на картах 1930-х — 1940-х гг. (карта РККА по данным 1935 года):

На спутниковых картах 1970-х гг. этого моста уже нет:
Очевидно, мост перенесли ниже по течению при строительстве автодороги «Москва — Ростов-на-Дону».
Возвращаясь же к разговору о пароме и о событиях 1895 года, следует отметить, что указанный паром, пущенный вместо разобранного моста, был устроен не на расшивах, как обычно устраивались паромы, а на небольшой барке длиной 11 сажен и шириной 8 сажен. Ранее эта барка использовалась каширским купцом Ковалевым для перевозки грузов из Коломны (была приобретена им примерно в 1887 году [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 124.]]]]]]), а затем город Кашира выкупил эту барку и приспособил для организации перевоза через реку [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. л. 123 — 123 об.]]]]]].

Паром перевозил пассажиров и экипажи. На переправе был организован помост из сплошняком набитых досок.
Помощник каширского уездного исправника также доложил, что:
что же касается до отливания воды из барки, как заявляет крестьянин Березкин, то это практикуется на всех барках, которые возят груз даже до 2000 пудов, так и на этой барке устроены отливы и воды в ней бывает не более вершка. Подъезды к переправе устроены с обоих сторон из прочного леса на столбах; что же касается непролазной грязи на берегу Оки от постоянных дождей, то избегнуть этого положительно невозможно» [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 123 об.]]]]]].
После того, как прошла непогода и река вновь стала доступна для работы парома, 4 (16) ноября 1895 года его вновь посетили для освидетельствования помощник исправника Кудрявцев и член Каширской городской управы Иевский и заключили, что паром пригоден для перевоза, но с тем условием, чтобы поднимать на него не более четырех подвод лошадей с гружеными экипажами, шести подвод — с порожними, с добавлением к ним пешеходов не более 25 человек и рядом идущей пустой лодкой на случай, если потребуется спасение на водах. Режим работы парома надлежало установить с 8 утра до 4 часов дня [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 124.]]]]]].
Акт осмотра парома был подписан вышеуказанными лицами, а также каширским пристанским сторожем Егором Рычаговым, судовладельцем каширским мещанином Петром Васильевичем Базаровым и старшим перевозчиком парома каширским мещанином Федором Никитичем Рудневым [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 124.]]]]]].