Ступино-Кашира: из истории переправы

Вид на Каширу со ступинской стороны реки Оки. 3 мая 2025 года. Фотография Татьяны Залата.
Вид на Каширу со ступинской стороны реки Оки. 3 мая 2025 года. Фотография Татьяны Залата.

Как было организовано в старину транспортное сообщение через Оку между Каширой и берегом Серпуховского уезда, где ныне располагается город Ступино? Как перемещались пассажиры, животные и грузы? С помощью парома и наплавного моста. Рассказываем о пароме, о том, как он работал, и о мосте через реку.

Но сначала небольшая предыстория.

23 сентября (5 октября) 1895 года чуть выше по течению Оки, между селом Редькино Каширского уезда Тульской губернии и селом Озёры Коломенского уезда Московской губернии случилась страшная трагедия: затонул паром, погибло более 40 человек. Произошло это, по всей видимости, из-за того, что паром был перегружен — люди торопились домой в престольный праздник, возвращаясь с заработков на озерских текстильных фабриках. Эта трагедия потрясла тогда всю Россию, об этом писали в газетах и был организован сбор средств для семей погибших. Свои пожертвования оставили в том числе члены венценосной семьи — Великий князь Петр Николаевич и его супруга Милица Николаевна (Черногорская). Подробнее о редькинской катастрофе можно почитать здесь:

После этого чудовищного происшествия крестьянин деревни Ступино Белопесоцкой волости Серпуховского уезда Дмитрий Филимонович Березкин озаботился техническим состоянием парома на Оке между Каширой и «серпуховской стороной» и 23 октября (4 ноября) 1895 года обратился в канцелярию Тульского генерал-губернатора В. К. Шлиппе с просьбой проверить и этот паром, поскольку он [[[[[[Орфография автора сохранена. — Прим. Залата Т. К.]]]]]]:

грозит большею опасностию более чем случилось при чем Реткине паром очень худой замазан грязью едва успевают отливать воду и сажают с такой несносной мокростью женщины по колено проходят [в воде] или плотят за переноску до пароме и редко у мущин не зальется вода в сапоги» [[[[[[Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 111.]]]]]].

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь, ступинский район. 3 мая 2025 года. Фотография Татьяны Залата.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь, ступинский район. 3 мая 2025 года. Фотография Татьяны Залата.

Уже 2 (14) ноября 1895 года помощник каширского уездного исправника прибыл на паром для его осмотра по жалобе Д. Ф. Березина, однако, в тот день была сильная метель, паром был занесен снегом и ходить не мог, поскольку по реке «шло сплошное сало» [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 123.]]]]]]. Более обстоятельное освидетельствование было решено перенести до более подходящей погоды.

Вид на Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь и реку Оку со стороны Каширы. 30 декабря 2024 года. Фотография Татьяны Залата.
Вид на Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь и реку Оку со стороны Каширы. 30 декабря 2024 года. Фотография Татьяны Залата.

Выяснилось, что этот паром был пущен 13 (25) октября 1895 года по разборке моста через Оку [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 123.]]]]]].

Действительно, через Оку был организован наплавной мост. Мы его (вернее, его «потомка») видим в том числе на старых фотографиях:

Мост через реку Ока от Каширы к Белопесоцкому монастырю. 1900-е - 1910-е гг.
Мост через реку Ока от Каширы к Белопесоцкому монастырю. 1900-е — 1910-е гг.
Понтонный мост через р. Оку на Каширском шоссе, 1920-е гг. Номер в Госкаталоге:19667563. Номер по КП (ГИК): ИАХМНИ КП-27914. Фондохранитель: Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Государственный историко-художественный музей "Новый Иерусалим", страница в Госкаталоге: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19800255
Понтонный мост через р. Оку на Каширском шоссе, 1920-е гг. Номер в Госкаталоге:19667563. Номер по КП (ГИК): ИАХМНИ КП-27914. Фондохранитель: Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», страница в Госкаталоге: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19800255

Этот мост виден и на карте, изданной в 1853 году (по съемкам 1820-х — 1839 гг.).

Мост между Каширой, Белопесоцкой слободой и селом Лужники Серпуховского уезда на карте 1853 года.
Мост между Каширой, Белопесоцкой слободой и селом Лужники Серпуховского уезда на карте 1853 года.

Располагался этот мост в районе современной Смотровой площадки в Кашире. Мост еще присутствовал в этом месте и на картах 1930-х — 1940-х гг. (карта РККА по данным 1935 года):

Мост между Каширой, Белопесоцкой слободой и селом Лужники Серпуховского уезда на карте 1941 года (по данным 1935 года).
Мост между Каширой, Белопесоцкой слободой и селом Лужники Серпуховского уезда на карте 1941 года (по данным 1935 года).

На спутниковых картах 1970-х гг. этого моста уже нет:

Место бывшего моста между Каширой и Ступино на спутниковой карте 1975 года.
Место бывшего моста между Каширой и Ступино на спутниковой карте 1975 года.
Место бывшего моста со ступинского на каширский берег на спутниковой карте 1978 - 1979 гг.
Место бывшего моста со ступинского на каширский берег на спутниковой карте 1978 — 1979 гг.

Очевидно, мост перенесли ниже по течению при строительстве автодороги «Москва — Ростов-на-Дону».

Возвращаясь же к разговору о пароме и о событиях 1895 года, следует отметить, что указанный паром, пущенный вместо разобранного моста, был устроен не на расшивах, как обычно устраивались паромы, а на небольшой барке длиной 11 сажен и шириной 8 сажен. Ранее эта барка использовалась каширским купцом Ковалевым для перевозки грузов из Коломны (была приобретена им примерно в 1887 году [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 124.]]]]]]), а затем город Кашира выкупил эту барку и приспособил для организации перевоза через реку [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. л. 123 — 123 об.]]]]]].

Вид на Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь со стороны Каширы. 30 декабря 2024 года. Фотография Татьяны Залата.
Вид на Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь со стороны Каширы. 30 декабря 2024 года. Фотография Татьяны Залата.

Паром перевозил пассажиров и экипажи. На переправе был организован помост из сплошняком набитых досок.

Помощник каширского уездного исправника также доложил, что:

что же касается до отливания воды из барки, как заявляет крестьянин Березкин, то это практикуется на всех барках, которые возят груз даже до 2000 пудов, так и на этой барке устроены отливы и воды в ней бывает не более вершка. Подъезды к переправе устроены с обоих сторон из прочного леса на столбах; что же касается непролазной грязи на берегу Оки от постоянных дождей, то избегнуть этого положительно невозможно» [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 123 об.]]]]]].

После того, как прошла непогода и река вновь стала доступна для работы парома, 4 (16) ноября 1895 года его вновь посетили для освидетельствования помощник исправника Кудрявцев и член Каширской городской управы Иевский и заключили, что паром пригоден для перевоза, но с тем условием, чтобы поднимать на него не более четырех подвод лошадей с гружеными экипажами, шести подвод — с порожними, с добавлением к ним пешеходов не более 25 человек и рядом идущей пустой лодкой на случай, если потребуется спасение на водах. Режим работы парома надлежало установить с 8 утра до 4 часов дня [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 124.]]]]]].

Вид на Каширу со ступинской стороны реки Оки. 3 мая 2025 года. Фотография Татьяны Залата.
Вид на Каширу со ступинской стороны реки Оки. 3 мая 2025 года. Фотография Татьяны Залата.

Акт осмотра парома был подписан вышеуказанными лицами, а также каширским пристанским сторожем Егором Рычаговым, судовладельцем каширским мещанином Петром Васильевичем Базаровым и старшим перевозчиком парома каширским мещанином Федором Никитичем Рудневым [[[[[[ГАТО. Ф. 90-1. Оп. 44. Д. 38145. Л. 124.]]]]]].

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности