“Пароход” (“Не тает ночь и не проходит…”): о стихотворении Дмитрия Сухарева, Оке и Голутвине

Многие слышали известную песню “Пароход” на стихи Дмитрия Сухарева (это псевдоним; настоящее имя – Дмитрий Антонович Сахаров) и на музыку Сергея Яковлевича Никитина. Согласно данным автора, текст стихотворения написан в 1959 году.

Дмитрий Сухарев (Сахаров) – известный ученый-биолог (доктор биологических наук, действительный член РАЕН), автор множества научных работ, а также не менее известный поэт и бард. Среди его произведений – тексты песен “Александра” (в соавторстве с Юрием Визбором) из фильма “Москва слезам не верит” (“Не сразу всё устроилось, Москва не сразу строилась…”), “Вспомните, ребята” (“Вспомните, ребята, вспомните, ребята, – это только мы видали с вами…”), “Брич-Мулла” (“Сладострастная отрава — золотая Брич-Мулла…”).

“Пароход” является одним из известных и ярких представителей жанра авторской песни.

В тексте упоминаются две достопримечательные локации – Голутвин и Ока. Неизвестно на сегодняшний день, при каких обстоятельствах написано данное стихотворение, но, на наш взгляд, очевидно, что оно связано с Коломной.

“Пароход” (“Не тает ночь и не проходит…”)

Не тает ночь и не проходит.
А на Оке, а над Окой
Кричит случайный пароходик —
Надрывный, жалостный такой.

Никак тоски не переборет,
Кричит в мерцающую тьму.
До слёз, до боли в переборках
Черно под звёздами ему.

Он знает, как они огромны
И как беспомощно мелки
Все пароходы, все паромы,
И пристани, и маяки.

Кричит!..
А в нём сидят студентки,
Старуха дремлет у дверей,
Храпят цыгане, чьи-то детки
Домой торопятся скорей.

И как планета многолюден,
Он прекращает ерунду
И тихо шлёпает в Голутвин,
Глотая вздохи на ходу.

1959 1

Проект “Песни нашего века” – “Пароход” (муз. С. Никитин, сл. Д. Сухарев)

…И тихо шлепает в Голутвин…

На сегодняшний день не вполне понятно, при каких обстоятельствах автор стихотворения “Пароход” Дмитрий Сухарев (Д. А. Сахаров) мог его создать. Лирический герой стихотворения находится на пароходе, следующем по Оке по направлению к Голутвину. Стихотворение написано в 1959 году.

Баржа проходит мимо понтонного моста через реку Москву в Коломне (улица Зайцева – Бобренев монастырь), 2015 год.

Автор 2 не взял в кавычки название “Голутвин”, например, подразумевая под ним наименование какого-либо остановочного пункта или пристани.

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь располагается при впадении реки Москвы в реку Оку. Рядом – железнодорожный и автомобильный мосты через Оку. Ниже по течению – пассажирская пристань “Бочманово” (недалеко от бывшего Станкостроительного завода). Величественный ансамбль монастыря прекрасно виден с Оки всем проплывающим мимо пароходам.

Также ранее в непосредственной близости от Старо-Голутвина монастыря действительно располагалась пристань, обозначенная на многих советских картах. Возможно, она была грузовая. Мимо монастыря проходила дорога прямо к этой пристани.

Пристань возле Богоявленского Старо-Голутвина монастыря. Съемка 1978 года.
Пристань возле Богоявленского Старо-Голутвина монастыря. Съемка 1978 года.

На карте Московской области 1947 года в этом районе пристань показана (значок якоря).

Коломна на карте Московской области 1947 года.
Коломна на карте Московской области 1947 года.

Ещё ранее, на карте Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) 1941 года (съемка – 1935 – 1940 гг.), в этом районе показана только пристань в Бачманово.

Карта РККА, 1941 год (съемка 1935 - 1941 гг.). Пристань "Бочманово" и Щурово.
Карта РККА, 1941 год (съемка 1935 – 1941 гг.). Пристань “Бочманово” и Щурово.

В дореволюционных источниках встречается упоминание о грузовой пристани “Голутвино” близ Коломны:

“С открытием навигации из зимовавших в районе Нижнего Новгорода барж с солью одна, с грузом около 110 000 пудов, была уведена в Оку, к пристани “Голутвино”, близ Коломны, а другие – в Ярославль” 3.

В книге “Волга”, изданной в 1938 году, отмечается, что на пристани “Коломна” (находится на реке Москве) пароход стоит два часа, и за это время можно бегло осмотреть город, при этом пассажиры, желающие совершить путешествие по Верхней Волге, в Серпухов и в Калугу, должны в этом месте совершить пересадку на рейсы, следующие по этим маршрутам. Перед пристанью – плашкоутный (наплавной) мост (в районе улицы Зайцева в Коломне), за пристанью – железнодорожный мост (видимо, в районе станции “Коломна”) 4. При следовании пароходов по маршруту “Москва – Уфа” на пристани “Коломна” осуществлялся прием топлива 5. Что пристань у Коломны (на Москве-реке) расположена близ железнодорожного моста, подтверждает и источник 1925 года 6, помимо всего прочего указывающий, что мост имеет два пролета высотой 106 метров, высота фермы над межеванным горизонтом – 16 метров, в половодье – 6. И уже за мостом, на правом берегу реки Москвы, расположен Коломенский машиностроительный завод.

Татьяна Залата


Юрист, краевед. Администратор проекта “История Ступино и Коломны” (Stupinsky.ru).

zalata.tatiana@mail.ru

Список литературы и источников:
  1. Сухарев, Дм. Пароход - Международный портал авторской песни bards.ru. URL: http://www.bards.ru/archives/part.php?id=49574. Дата обращения: 03.01.2023.[]
  2. Просим обратить внимание на помету сайта-источника текста, что текст выверен автором. – Прим. Залата Т. К.[]
  3. Доклад и отчет Нижегородскаго биржевого комитета 24 очередному собранию Нижегородскаго биржевого общества за 1905 год. – Нижний Новгород : 1906. – С. 42.[]
  4. Волга / Справочник-путеводитель. Москва: издательство “Водный транспорт”, 1938. С. 268.[]
  5. Волга / Справочник-путеводитель. Москва: издательство “Водный транспорт”, 1938. С. 330.[]
  6. Поволжье. Природа, быт, хозяйство / Под ред. В. П. Семенова-Тян-Шанского. Ленинград: издание Волжского Государственного пароходства и транспечати НКПС, 1925. С. 492.[]

Оставьте комментарий