Многие слышали известную песню “Пароход” на стихи Дмитрия Сухарева (это псевдоним; настоящее имя – Дмитрий Антонович Сахаров) и на музыку Сергея Яковлевича Никитина. Согласно данным автора, текст стихотворения написан в 1959 году.
Дмитрий Сухарев (Сахаров) – известный ученый-биолог (доктор биологических наук, действительный член РАЕН), автор множества научных работ, а также не менее известный поэт и бард. Среди его произведений – тексты песен “Александра” (в соавторстве с Юрием Визбором) из фильма “Москва слезам не верит” (“Не сразу всё устроилось, Москва не сразу строилась…”), “Вспомните, ребята” (“Вспомните, ребята, вспомните, ребята, – это только мы видали с вами…”), “Брич-Мулла” (“Сладострастная отрава — золотая Брич-Мулла…”).
“Пароход” является одним из известных и ярких представителей жанра авторской песни.
В тексте упоминаются две достопримечательные локации – Голутвин и Ока. Неизвестно на сегодняшний день, при каких обстоятельствах написано данное стихотворение, но, на наш взгляд, очевидно, что оно связано с Коломной.
“Пароход” (“Не тает ночь и не проходит…”)
Не тает ночь и не проходит. А на Оке, а над Окой Кричит случайный пароходик — Надрывный, жалостный такой. Никак тоски не переборет, Кричит в мерцающую тьму. До слёз, до боли в переборках Черно под звёздами ему. Он знает, как они огромны И как беспомощно мелки Все пароходы, все паромы, И пристани, и маяки. Кричит!.. А в нём сидят студентки, Старуха дремлет у дверей, Храпят цыгане, чьи-то детки Домой торопятся скорей. И как планета многолюден, Он прекращает ерунду И тихо шлёпает в Голутвин, Глотая вздохи на ходу. 1959 ((Сухарев, Дм. Пароход - Международный портал авторской песни bards.ru. URL: http://www.bards.ru/archives/part.php?id=49574. Дата обращения: 03.01.2023.))
Проект “Песни нашего века” – “Пароход” (муз. С. Никитин, сл. Д. Сухарев)
…И тихо шлепает в Голутвин…
На сегодняшний день не вполне понятно, при каких обстоятельствах автор стихотворения “Пароход” Дмитрий Сухарев (Д. А. Сахаров) мог его создать. Лирический герой стихотворения находится на пароходе, следующем по Оке по направлению к Голутвину. Стихотворение написано в 1959 году.
Баржа проходит мимо понтонного моста через реку Москву в Коломне (улица Зайцева – Бобренев монастырь), 2015 год.
Автор ((Просим обратить внимание на помету сайта-источника текста, что текст выверен автором. – Прим. Залата Т. К.)) не взял в кавычки название “Голутвин”, например, подразумевая под ним наименование какого-либо остановочного пункта или пристани.
Богоявленский Старо-Голутвин монастырь располагается при впадении реки Москвы в реку Оку. Рядом – железнодорожный и автомобильный мосты через Оку. Ниже по течению – пассажирская пристань “Бочманово” (недалеко от бывшего Станкостроительного завода). Величественный ансамбль монастыря прекрасно виден с Оки всем проплывающим мимо пароходам.
Также ранее в непосредственной близости от Старо-Голутвина монастыря действительно располагалась пристань, обозначенная на многих советских картах. Возможно, она была грузовая. Мимо монастыря проходила дорога прямо к этой пристани.
На карте Московской области 1947 года в этом районе пристань показана (значок якоря).
Ещё ранее, на карте Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) 1941 года (съемка – 1935 – 1940 гг.), в этом районе показана только пристань в Бачманово.
В дореволюционных источниках встречается упоминание о грузовой пристани “Голутвино” близ Коломны:
“С открытием навигации из зимовавших в районе Нижнего Новгорода барж с солью одна, с грузом около 110 000 пудов, была уведена в Оку, к пристани “Голутвино”, близ Коломны, а другие – в Ярославль” ((Доклад и отчет Нижегородскаго биржевого комитета 24 очередному собранию Нижегородскаго биржевого общества за 1905 год. – Нижний Новгород : 1906. – С. 42.)).
В книге “Волга”, изданной в 1938 году, отмечается, что на пристани “Коломна” (находится на реке Москве) пароход стоит два часа, и за это время можно бегло осмотреть город, при этом пассажиры, желающие совершить путешествие по Верхней Волге, в Серпухов и в Калугу, должны в этом месте совершить пересадку на рейсы, следующие по этим маршрутам. Перед пристанью – плашкоутный (наплавной) мост (в районе улицы Зайцева в Коломне), за пристанью – железнодорожный мост (видимо, в районе станции “Коломна”) ((Волга / Справочник-путеводитель. Москва: издательство “Водный транспорт”, 1938. С. 268.)). При следовании пароходов по маршруту “Москва – Уфа” на пристани “Коломна” осуществлялся прием топлива ((Волга / Справочник-путеводитель. Москва: издательство “Водный транспорт”, 1938. С. 330.)). Что пристань у Коломны (на Москве-реке) расположена близ железнодорожного моста, подтверждает и источник 1925 года ((Поволжье. Природа, быт, хозяйство / Под ред. В. П. Семенова-Тян-Шанского. Ленинград: издание Волжского Государственного пароходства и транспечати НКПС, 1925. С. 492.)), помимо всего прочего указывающий, что мост имеет два пролета высотой 106 метров, высота фермы над межеванным горизонтом – 16 метров, в половодье – 6. И уже за мостом, на правом берегу реки Москвы, расположен Коломенский машиностроительный завод.
Юрист, краевед. Член МООО «Историко-исследовательское общество “Белый Камень”». Член Союза краеведов.