Крестовоздвиженский собор Успенского Брусенского монастыря в Коломне, 2004 г. Из архива Залата Т. К.

Бегство монахини Олимпиады в Москву. Аносин монастырь

Содержание

Добавьте заголовок, чтобы начать генерировать оглавление

Монахиня Олимпиада под именем донской казачки Прасковьи преодолела путь от Ладинского Покровского женского монастыря (Полтавская губерния) до Аносиной женской пустыни (Звенигородский уезд Московской губернии) и была определена к послушанию.

Однако игуменья Аносинского монастыря, узнав о том, что перед ней не Прасковья, а ушедшая странствовать монахиня Олимпиада из Ладинского монастыря, родом из дворянской семьи, была встревожена и доложила об этом митрополиту Московскому Филарету (Дроздову), который, имея разговор с Олимпиадой, наоборот, посодействовал ее дальнейшему устройству в Аносин монастырь. 

Из «Московских епархиальных ведомостей»., 1873 г.

При помощи Божией, превозмогши весь труд дальнего путешествия, монахиня Олимпиада со своею сотоваркой под видом двух простых казачек Авдотьи и Прасковьи ((Авдотья имела свой бессрочный паспорт; Олимпиада — увольнительное свидетельство на имя донской казачки Прасковьи.)), стали проситься в Аносин монастырь на жительство. За болезнью игумении Евгении, бывшей княгини Мещерской, основательницы этого монастыря, они обратились к казначее монахине Анастасии: но та, несмотря на их неотступные просьбы, ни за что не соглашалась доложить об них настоятельнице, и сама не хотела принять их. Одна из сестер, приближенных к игумении ((Гликерия, в монашестве Ангелина, нынешняя [на 1873 год – Прим. Stupinsky.ru] игуменья в Коломне. По собственным ее словам, она с младенчества (с 5-ти лет) воспитывалась у Евгении Мещерской; находясь при ней, читала ей часто келейное монашеское правило, и почти каждую ночь, пока не засыпала матушка, что-нибудь из душеполезных книг по ее выбору. «От дремоты», – пишет мать Ангелина, – «я не раз в детстве сваливалась со стула на пол вместе с книгой, а матушка (Евгения), чтоб разогнать мою дремоту, бывало, тут же и заставит меня класть земные поклоны! Царство ей небесное!)), сжалившись над ними, помимо казначеи, довела об них до сведения матушки Евгении. Больная игумения приказала их позвать к себе в спальню, и поговорив с ними об известных ей лицах, живших тогда на Дону, заметив в Прасковье (т. е. в монахине Олимпиаде) усердное желание работать Господеви, тотчас же пригласила казначею, велела взять у обеих казачек паспорта и назначить им послушания, к каким окажутся способными; а чрез три дня после того мирно скончалась 3-го февраля 1837 года ((Из Ладинского монастыря О[лимпиа]да отлучилась 27-го августа 1830 года, значить, странствовала ровно 6 месяцев. Поисков от родителей не было с нею, потому что игуменья Мария скрыла от них уход О[лимпиа]ды, известив, что услала ее за сбором денег далеко, и оттого О[лимпиа]да не пишет к ним. В свою очередь и сама она (игуменья) не подавала явки к розыскам в надежде, что рано или поздно (как выражалась она после, при свидании с О[лимпиа]дой), О[лимпиа]да «воротится в свое гнездышко», что «как Ноева голубица, излетевшая из спасительного ковчега, полетает, полетает она, и не найдя безопасного места, где бы могла остаться на житье, снова возвратится в ковчег». Но О[лимпиа]да все медлила, зная ее скромную, набожную жизнь, старица по крайней мере была уверена, что Господь откроет то место, или ту обитель, где пребывает она. Преосвященный полтавский, лично знавший О[лимпиа]ду, был согласен с мнением игуменьи (келейно сообщившей ему об О[лимпиа]де) молчать до времени о ее уходе.)).

Обителью по смерти Евгении заведовала казначея Анастасия, произведенная вскоре в должность настоятельницы ((В 1864 переведена игуменьей в серпуховский Владычный монастырь; сконч[алась] в 1855 г.)).

По распоряжению ее казачкам даны послушания самые простые; Авдотью поместили на скотном дворе, а Прасковью, как она была помоложе и посильнее, заставили дрова пилить, колоть и носить в кухню, топить печи, месить хлебы и во всем помогать старшей при трапезе монахине, имевшей характер грубый и обращавшейся с нею очень сурово. По тогдашнему правилу Аносинской пустыни первоначальным послушницам в течение трех лет не полагалось ни казенного платья, ни обуви. Прасковья ходила почти босая, лишенная средств купить себе новую обувь. Не имея особой кельи, она для сокровенной молитвы удалялась ночью в холодный при трапезе чулан, небрежа о том, что у нее была худая и мокрая обувь и худые чулки. На молитве стоя долго, забывала себя в горячности духа до того, что у нее от холода примерзали ноги к полу!

И все это она терпела благодушно, Бога ради. Летом, когда настала пора для сенокоса (в июне), то и Прасковью, не умевшую взяться за это дело, нарядили вместе с другими сестрами косить сено. Узнала Авдотья, бывшая ее служанка, об этом наряде (из простых сестер выбрали тех, кто посильнее), и крайне стала сокрушаться за нее, потому что все тяжелые послушания трудно доставались ей, и впоследствии слишком ощутительно могли отозваться для той, которая сама росла за няньками и за прислугой. Из жалости к своей госпоже Авдотья не могла более хранить тайны — пошла и объявила игуменье, что под видом Прасковьи скрывает свое имя и звание монахиня манатейная Олимпиада, природная дворянка; это открытие сильно взволновало игуменью. Она сочла их обеих за беглянок, обманщиц, и подозревая в них что то-недоброе, поспешила лично донести митрополиту Филарету, каких опасных девиц приняла покойная мать Евгения! Мудрый архипастырь, выслушав ее, сказал: «Пришли их ко мне; я узнаю, что это за люди, и что кроется в этой тайне».

Митрополи́т Филаре́т (в миру Васи́лий Миха́йлович Дроздо́в; 26 декабря 1782 [6 января 1783], Коломна, Московская губерния — 19 ноября [1 декабря] 1867, Москва) — епископ Православной российской церкви; с 3 июля 1821 года архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский.
Митрополит Филарет (Василий Михайлович Дроздов) — родился в Коломне в семье священника.

Испугалась Олимпиада вызова к митрополиту; а получив обратно свидетельство (паспорт) для следования в Москву, вообразила, что ее совсем высылают из монастыря, и со слезами посетовала на Авдотью, зачем открыла, что таила в душе, и только возмутила настоятельницу?

По прибытии с Авдотьей в Москву, на Троицкое подворье, в простой крестьянской одежде, они узнали, что владыка уехал в Сергиеву лавру (в 60 вер[стах] от столицы), должно быть к 5 числу июля, т. е. ко дню памяти преп[одобного] Сергия, и принуждены были туда идти с одним гривенником на хлеб в дороге. Помолясь в лавре, просили доложить о себе высокопреосвященному, что по его приказанию прислала их Аносинская игумения. Владыка позвал их к себе; окинув проницательным взором, спросил: «Кто они? Как их зовут?» Авдотье потом велел удалиться в другую комнату.

Оставшись с одной Олимпиадой, святитель сказал, указывая на образ Спасителя: «Бог между нами свидетель. Теперь говори мне всю истину: кто ты, и по какому случаю пошла в Борисоглебскую (Аносинскую) пустынь?»

Перед таким великим святителем она не могла и не смела ничего скрыть; павши на колена, с благоговейным страхом, как перед самим Богом, раскрыла ему простосердечно всю свою жизнь и зачем ушла из Ладинской обители. Владыка, выслушав ее с большим вниманием, сказал: «Будь покойна. О тебе напишу преосв[ященному] полтавскому, чтобы уволил тебя в Московскую епархию, по твоему прошению, которое подашь мне на бумаге. Я уверен, что он не задержит это дело из уважения ко мне, потому что я его и посвящал в архиерейский сан ((В Петербурге Преосв[ященный] Гедеон из ректоров петербургской семинарии назначен на кафедру 1834 июня 24 [дня].)).

Олимпиада спросила: «Переход ее в другую обитель (в феврале) по воле Божией есть, или по своей воле? И не погрешила ли она пред Богом, оставив любимую и уважаемую свою старицу, игуменью Марию? — «Нет, отвечал митрополит, в этом совершилась не твоя воля, по воля Божия, управляющая путями человека, преданного Ему до самоотвержения.

Владыка велел, чтобы она с товаркою своею подкрепилась нищею из лаврской трапезы; потом бы зашла к отцу наместнику лавры, архимандриту Антонию, а собравшись в путь, опять бы побывала у его высокопреосвященства. Наверно, владыка успел уже об ней предварить о. наместника потому что и он, когда Олимпиада пришла к нему с благословения архипастырского, беседовал с нею очень внимательно и дал ей на дорогу пятирублевую ассигнацию.

anosin monasery
Аносино. Аносин Борисоглебский монастырь. Собор Троицы. Проект реставрации 1960 – 1980 , Автор: А. В. Овсянникова Источник: В. П. Выголов, Е. Н. Подъяпольская и др. (Памятники архитектуры Московской области, выпуск 2, Москва, Стройиздат, 1999). Источник фотографии: https://pastvu.com/p/1172224, пользователь Sergey1949

В другой раз она была у митрополита на следующий день. Святитель вручил ей свое письмо к игуменье Анастасии, хотел из жалости (он знал, что в лавру она пришла пешком) пожаловать и денег на дорогу, 25-ти рублевую ассигнацию, чтобы наняла себе лошадей до Аносина. Олимпиада, кланяясь до земли, благодарила его за отеческое благоволение к ней, но денег не взяла, говоря: «Мне архимандрит Антоний дал столько-то рублей, и часть их я уже издержала на покупку деревянных ложек для монастырской трапезы (в Аносине), а мне собственно достанет и остальных денег. Я и пешком дойду при помощи Божией, как дошла сюда, был бы хлеб на дорогу».

Владыка удивился ее нестяжательности; благословляя ее, сказал: «Теперь отправляйся с Богом в свою обитель; а если в чем будешь иметь нужду, особенно для пользы души твоей, приходи ко мне и будь откровенна. Я всегда готов дать тебе добрый совет, двери мои всегда будут для тебя отверзсты».

Такое милостивое обещание самого архипастыря было высшим благодеянием для нее. Полагаем, в этот раз монахиня Олимпиада подала ему прошение о перемещении в Аносин монастырь ((Прошение писано чужой рукой, исключая подписи.)).

«Возымев, пишет она (в июле 1837 г.) непреоборимое желание сыскать общежительный монастырь, и в нем проходить послушание для спасения души своей, я удалилась из Ладинской (штатной) обители, и с помощью Божией дошедши до Борисоглебского общежительного монастыря, нашла в нем желаемую мною тишину и смирение иноческой жизни.

Высокопреосвященный Филарет положил следующую резолюцию июля 8-го, в день явления Казанской иконы Божией Матери: «Поелику просительница быв принята покойною игуменьей (Евгенией) на испытание, в поведении своем показала признаки того, что прописанное в сем прошении справедливо, то дабы не отяготить жребия ищущей доброго устроения и спасения души, долгом человеколюбия признаю отнестись к преосвященному полтавскому, дабы благоволено было доставить мне сведение, подлинно ли просительница пострижена в Ладинском монастыре, из какого звания в оный определена, долго ли в нем пребывала, и с каким поведением (была одобряема), и нет ли препятствия к увольнению ее из Полтавской епархии в Московскую».

А к игуменье Анастасии владыка писал о том (письмо доставлено ей Олимпиадою), чтобы она, не дожидаясь указа из консистории, на другой же день по получении письма дала Олимпиаде, манатейной монахине, мантию и порядочную келью, а послушание назначила бы ей полегче, вот напр[имер], хоть в церкви убирать. Настоятельница облекла ее при всех сестрах обители в мантию и назначила ей церковное послушание: но, по нерасположенности к смиренной рабе Божией, с самого первого вступления ее в эту обитель, помещения приличного ей не дала, и оставила ее жить в хлебопекарне ((Как за то благоволила к ней Ладинская игуменья Мария! Получив письмо от О[лимпиа]ды, старица много плакала о разлуке со своею духовною и любимою дщерью, и сама посылала к ней трогательные письма, изъявляя свою скорбь о ней.)), даже и после указа (от 8 окт[ября]) об определении ее в число сестер общежительного Борисоглебского монастыря ((Авдотья не была приукажена. Не прожив и года в Аносине, она ушла на родину и больше не возвращалась)).

Другим указом от 29 ноября предписано ей быть казначеей того же монастыря, по избранию самого владыки ((Монахиня, исполняющая должность казначеи (после Анастасии) умерла)). Олимпиада хотя и переведена была из хлебопекарни, а кельи хорошей или удобной все-таки не имела и никак не могла сойтись с неприязненною к ней начальницей. Казначейская должность, возложенная на нее митрополитом Филаретом, породила в игуменье странную подозрительность насчет Олимпиады, не стала бы она передавать владыке все, что делается неблаговидного в обители, с целью очернить игуменью и сместить ее собой. Олимпиада, ничего не искавшая кроме Бога, поневоле сторонилась от многих дел, видя, что все труды ее не в угоду настоятельнице, даже в противность ей; а до иных дел не была и допускаема. Помощница игуменьи по своей должности, она разделяла труды с простыми сестрами; наблюдала в особенности благолепие и чистоту в доме Божием, даже и полы мыла и печи топила в церкви но прежнему! Простые сердцем и богобоязненные сестры любили ее и нередко обращались к ней с своими нуждами и скорбями, в надежде по крайней мере на ее искреннее участие. Одним она давала полезные советы; неграмотным, по их просьбе, в свободное от послушаний время и преимущественно в дни праздничные, читала священные книги на пользу душевную; с другими, ревновавшими о молитве, она много молилась. Олимпиада благотворила и вещественно: она не хотела, чтоб родные присылали ей денег, предпочитая жить в бедности, как и прочие сестры; а если и получала, то она их тотчас раздавала бедным сестрам.

Иногда соседние помещицы присылали ей кое-что из пищи, тайком от игуменьи. Олимпиада грехом считала пользоваться этой нищей и отдавала слабым и болящим сестрам; даже и белый хлеб, присылаемый ей, не употребляла сама, а обращая в сухари, берегла на случай болезни какой-нибудь сестры, потому что в то время очень бедно и сурово было в Аносинской обители.

А. Григорий

Поделиться:

URL
Сообщение
Данные успешно отправлены и будут проверены модератором и при необходимости внесены правки. Благодарим Вас за сообщение!
Произошла какая-то ошибка при отправке формы. Пожалуйста, обновите страницу и проверьте все поля формы снова.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Прокрутить вверх