С каждым годом всё больше погружается в зелень сельский вокзал в Мякинино ступинского района: раньше его было видно с автодороги, а сейчас он надежно скрыт в глубине деревенских дворов. И, наверное, мало кто может предположить, что среди зелени маленькой деревни на практически тупиковой дороге в ступинском районе скрыт не только интересный памятник архитектуры, но и свидетель того, как жили люди в тылу в суровые военные годы.

Адрес: здание вокзала, деревня Мякинино, городской округ Ступино, Московская область.

Немного о деревне Мякинино городского округа “Ступино”

Станция “Мякинино” Малинского района Московской области была введена в эксплуатацию как часть второй дистанции пути Большой Московской окружной железной дороги.

Свое название станция получила по близлежащей деревне Мякинино Коломенского района, однако, при станции возник самостоятельный населенный пункт, который стал деревней Мякинино Ступинского района.

На карте РККА 1941 года (составлена по данным 1935 – 1940 гг.) деревни Мякинино, которая сейчас в городском округе “Ступино”, еще нет: вместо нее указана лишь казарма при железной дороге и одиночное строение при станции. Надо полагать, что современная деревня Мякинино возникла как поселок при станции. На это также указывают однотипные дома, запечатленные на спутниковой карте юго-востока Подмосковья 1978 года.

Станция "Мякинино" Малинского района на карте РККА 1941 года (карта составлена по данным на 1935 - 1940 гг.).
Станция “Мякинино” Малинского района на карте РККА 1941 года (карта составлена по данным на 1935 – 1940 гг.).

А от казармы далее уходила на Коломну уже шоссированная часть Малинского шоссе (бывшего Малинского тракта).

Очевидно, что речь идет о возникновении пристанционного поселка, что видно как по планировке поселка, так и по строениям, нехарактерным для сельских домов, и являющихся, скорее, постройками для станционных служащих.

Дом в деревне Мякинино городского округа "Ступино". Бывший пристанционный поселок. 2023 год. Фото Залата Татьяны.
Дом в деревне Мякинино городского округа “Ступино”. Бывший пристанционный поселок. 2023 год. Фото Залата Татьяны.

Строительство линии “Жилево – Воскресенск” и вокзала в Мякинино. Зачем была нужна эта станция

Согласно годовому отчету по капитальному строительству Управления строительства “Мособход” Наркомата путей сообщения СССР за 1938 г., строительство железнодорожной линии “Жилево – Ильинский погост” было начато еще весной 1932 года, однако, вскоре стройка на этом участке была частично законсервирована и продолжалась лишь на участке “Воскресенск – Ильинский погост” 1.

В 1933 году на рабочем совещании Мособлплана было предложено обсудить возможность освоения транзитного грузопотока и разгрузки железной дороги путем большого Восточного полукольца “Жилево – Александров” 2, поэтому консервация строительства продолжалась до мая 1933 года 3.

При этом “Мякинино” упоминается в числе наиболее крупных станций восточного железнодорожного полукольца 4]:

“На участке нового железнодорожного с строительства намечается сооружение 9 станций с разрядными путями. Наиболее крупные станции усилений – Верзилово, Мякинино, Горностаевка, Берендино 5. Большие работы предстоят по о переустройству узловых железнодорожных пунктов, через которые проходит восточное полукольцо”.

Кстати говоря, сходство архитектурных форм между вокзалами в Мякинино и в Берендино очевидно, исходя из чего можно предположить, что вокзал в Мякинино строился по типовому проекту, хотя имеет свои особенности, о чем еще будет сказано далее.

Возможно, авторами проекта вокзала в Мякинино являются архитекторы Союзтранспроекта Наркомата путей сообщения. По крайней мере, нечто подобное мы видим в каталоге СТП 6:

Чертеж проекта пассажирского здания Союзтранспроекта. Каталог типовых проектов жилых зданий и линейнопутевых домов / Министерство путей сообщения СССР. Союзтранспроект. - Москва : 1-я тип. Трансжелдориздата, 1946. - Тит. л., 37 с.; 28 см. Источник: Вот такие домики проектировал для железной дороги Союзтранспроект в жутко далекие годы_ grahamjefferson — ЖЖ [Электронный ресурс]. URL: https://yandexwebcache.net/yandbtm?fmode=inject&tm=1714596090&tld=ru&lang=ru&la=1714032512&text=Каталог%20типовых%20проектов%20жилых%20зданий%20и%20линейнопутевых%20домов%20%2F%20Министерство%20путей%20сообщения%20СССР.%20Союзтранспроект.%20-%20Москва%20:%201-я%20тип.%20Трансжелдориздата,%201946.%20Вот%20такие%20домики%20проектировал%20для%20железной%20дороги%20Союзтранспроект%20в%20жутко%20далекие%20годы&url=https:%2F%2Fgrahamjefferson.livejournal.com%2F154786.html&l10n=ru&mime=html&sign=e22140a3fcf29aa8a97c4a08936ecb9e&keyno=0, кэшированная версия страницы.
Чертеж проекта пассажирского здания Союзтранспроекта. Каталог типовых проектов жилых зданий и линейнопутевых домов / Министерство путей сообщения СССР. Союзтранспроект. – Москва : 1-я тип. Трансжелдориздата, 1946. – Тит. л., 37 с.; 28 см. Источник: Вот такие домики проектировал для железной дороги Союзтранспроект в жутко далекие годы_ grahamjefferson — ЖЖ [Электронный ресурс]. URL: https://yandexwebcache.net/yandbtm?fmode=inject&tm=1714596090&tld=ru&lang=ru&la=1714032512&text=Каталог%20типовых%20проектов%20жилых%20зданий%20и%20линейнопутевых%20домов%20%2F%20Министерство%20путей%20сообщения%20СССР.%20Союзтранспроект.%20-%20Москва%20:%201-я%20тип.%20Трансжелдориздата,%201946.%20Вот%20такие%20домики%20проектировал%20для%20железной%20дороги%20Союзтранспроект%20в%20жутко%20далекие%20годы&url=https:%2F%2Fgrahamjefferson.livejournal.com%2F154786.html&l10n=ru&mime=html&sign=e22140a3fcf29aa8a97c4a08936ecb9e&keyno=0, кэшированная версия страницы.

Имя конкретного автора проекта подлежит уточнению.

Строительство железнодорожного Мособхода имело своей целью прежде всего транзитный грузопоток – разгрузить Москву 7.

Звезда наркомата путей сообщения на фасаде вокзала в Мякинино ступинского района. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Звезда наркомата путей сообщения на фасаде вокзала в Мякинино ступинского района. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.

О ходе строительства линии “Жилево – Воскресенск” регулярно писала “Вечорка”. Так, начальник управления по реконструкции Московского узла Центрального управления НКПС товарищ Трахман сообщал в номере “Вечорки” от 11 сентября 1939 года 8, что:

“Железнодорожные узлы, находящиеся на трассе, развиваются, расширяются, их пропускная способность увеличивается. Построено пять зданий вокзалов.

Южная часть восточного полукольца будет закончена и сдала в постоянную эксплуатацию в октябре [1939 года]”.

Итак, о каких же вокзалах речь?

О вокзале в Берендино (и его схожести с мякининским) мы уже говорили. Помимо вокзалов в Мякинино и Берендино, также построен вокзал в Сотниково (к сожалению, старые фото вокзала мы не нашли, а на более современных фотографиях все архитектурные особенности этого вокзала обезображены скрыты под сайдингом, поэтому оценить архитектурную идентичность вокзалов в Мякинино и Сотниково, опять же, сейчас представляется затруднительным, но по форме видна родственность проектов этих двух вокзалов, хотя вокзал в Сотниково меньше).

Третий вокзал – в Непецино. По внешнему виду аналогичен вокзалу в Мякинино, только меньшего размера.

Пятый вокзал нам идентифицировать не удалось. Но суть ясна: по всей видимости, вокзал станции “Мякинино” построен по типовому проекту, как и вокзалы в Сотниково, Непецино и Берендино.

Отдельный вопрос – почему станцию, причем, достаточно крупную, с комфортабельным вокзалом, было решено строить именно здесь? Деревня Мякинино, по которой названа станция, отстоит от самой станции в нескольких километрах, причем, крупных производств в районе станции и одноименной деревни не наблюдается, а сам поселок Мякинино Ступинского района возник, как мы уже упоминали, в качестве пристанционного поселка Мособхода (а затем – поселок работников станции). То есть станция была намечена к строительству, можно сказать, в чистом поле.

Мы подготовили небольшой фильм о станции “Мякинино”

К слову сказать о рабочих городках, обустроенных для строительства железнодорожной ветки “Жилево – Воскресенск” – еще один Рабочий городок, очевидно, городок Мособхода, мы видим на карте РККА на 1935 – 1940 гг., между Шманаево и Зевалово.

Рабочий городок Мособхода в районе деревень Зевалово и Шманаево в 1930-е гг., на карте РККА (1935 - 1940 гг.).
Рабочий городок Мособхода в районе деревень Зевалово и Шманаево в 1930-е гг., на карте РККА (1935 – 1940 гг.).

При этом, заметим, что станцию “Малино” открыли намного позже, когда построили туда железнодорожную ветку (хотя Малино – крупный населенный пункт и на момент открытия станции “Мякинино” – районный центр). Для Малино ближайшей железнодорожной станцией долгие годы была станция “Сотниково”. Причем, в Сотниково не было такого крупного вокзала, как в Мякинино.

Место, где располагался рабочий городок Мособхода в районе деревень Зевалово и Шманаево в 1930-е гг., на спутниковой карте 1978 года.
Место, где располагался рабочий городок Мособхода в районе деревень Зевалово и Шманаево в 1930-е гг., на спутниковой карте 1978 года.

Поэтому на момент строительства сам по себе поселок “Мякинино” ничего не значил – его просто, по всей видимости, не было.

Однако следует обратить внимание на деревню Коледино, находящуюся в непосредственной близости от станции: там находится сельский совет и школа, которая обслуживала в том числе и поселок Мособхода, располагавшийся в километре от школы (т. е. поселок при строящейся станции “Мякинино”) 9. В 1937/1938 году, кстати, в этой школе училось 5 детей, а в 1938/1939 – 4 9.

Остановочный пункт "Мякинино", август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Остановочный пункт “Мякинино”, август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.

На момент строительства и открытия железнодорожной линии в зону обслуживания Колединской школы входило два совхоза, собственно Коледино, Алфимово, Марьинка, Малое Лупаково и поселок “Мособхода” 9.

Если обратиться к промышленности Малинского района, то на 1935 – 1936 гг. в районе крупнейшие предприятия – малинская электростанция, электростанция колхоза “Пламя” (Авдотьино-Тихвинское), электростанция в Большом Алексеевском, электростанция Трудкоммунны, ремонтная мастерская Малинской МТС и текстильная артель “Верный путь” в Каменке, которая занималась пошивом сатиновых одеял 10.

Вид на остановочный пункт "Мякинино", август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Вид на остановочный пункт “Мякинино”, август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.

Оправдывало ли это строительство станции с таким вокзалом в чистом поле? Не вполне ясно. Но, вполне вероятно, такая необходимость была обусловлена планами по созданию железнодорожного транспортного узла для транспортировки в том числе сельскохозяйственной продукции (что мы и увидим позднее, во время войны).

Позже, уже после войны, вблизи от станции “Мякинино” была размещена военная часть “Мещерино-1”. От военной части дороги также идут мимо Ивантеево к станции “Мякинино”.

Вокзал в Мякинино ступинского района (станция открыта в 1940 году). Вид со стороны железнодорожных путей. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Вокзал в Мякинино ступинского района (станция открыта в 1940 году). Вид со стороны железнодорожных путей. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.

Станция “Мякинино” в Малинском районе (сейчас – Ступинский район) была открыта в 1940 году 11.

Военные годы

Вновь открытая в 1940 году станция “Мякинино” вскоре вступила в суровую военную пору. В декабре 1941 года постановлением Малинского райисполкома во исполнение решения Мособлсовета от 27.08.1940 было принято решение о выделении рабочей силы и гужевого транспорта на зимний период 1941 – 1942 года для борьбы со снежными заносами на второй дистанции пути Большого московского железнодорожного кольца. Для выполнения работ необходимо было выделить 310 человек рабочих и 58 – с гужевым транспортом. Для выполнения этого решения обязали председателей колхозов заключить договоры с дирекцией железной дороги с тем, чтобы по первому требованию дирекции высылать людей на расчистку снега второго контура Московской железной дороги на участке “Малино – Мякинино”. Ответственность за борьбу со снежными заносами возложили на начальников станций от станции “Малино” до станции “Мякинино” и начальника малинского отделения милиции товарища Юшина 12.

Вокзал в Мякинино (Ступинский район). 2023 год.
Вокзал в Мякинино (Ступинский район). 2023 год.

С 1 марта 1942 года для жителей Малинского района была введена мобилизация на дроволесозаготовки для нужд железной дороги, которая приравнивалась к воинской службе, а для военнообязанных и подлежащих призыву означала отсрочку до момента выполнения задания. На дроволесозаготовку мобилизовывались мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 18 до 45 лет, набор рабочей силы должны были обеспечить председатели сельсоветов. Мобилизованные подлежали расквартированию по домам местных колхозников, расквартирование обеспечивалось силами председателей Колединского, Леонтьевского, Савельевского и Бортниковского сельсоветов (то есть всех сельских советов, где проходит железная дорога). Мякинино тогда относилось к Леонтьевскому сельскому совету 13. Аналогичный план был утвержден и на зиму 1942 – 1943 гг. 14.

На 1942 год станция “Мякинино” была определена как один из пунктов хранения овощей и картофеля в Малинском районе. Для этого до 25 июня 1942 года Малинский райисполком постановил отремонтировать сараи на станции “Мякинино” 15. Однако в срок данные работы не были выполнены 16.

Фасад вокзала в Мякинино (ступинский район) со стороны дворов.
Фасад вокзала в Мякинино (ступинский район) со стороны дворов.

Несмотря на это, 4 августа 1942 года при станции “Мякинино” на новый 1942 год был открыт приемочный пункт приема овощей и картофеля “Плодовоовощ”, заведующей пункта была назначена Лукичева Анастасия Дмитриевна, а приемщицей – товарищ Козлова; до этого заведующей мякининского пункта была Мария Григорьевна Дронова, которую рекомендовали перевести в пункт при станции “Сотниково” 17.

Станция “Мякинино” после войны

Станция “Мякинино”, хотя и располагалась в сельской местности, была востребована – рядом располагались крупные хозяйства, например, совхоз “Красная заря” (центр – село Новоселки) 18. Также всего в 8 км от станции отстоял крупный колхоз “Новая жизнь” в Мещерино (картофелеводческое хозяйство, молочное животноводство) – это данные на 1967 год 19.

Вид на заброшенный вокзал в Мякинино ступинского района со стороны железной дороги. Апрель 2024 года. Фотография Залата Татьяны.
Вид на заброшенный вокзал в Мякинино ступинского района со стороны железной дороги. Апрель 2024 года. Фотография Залата Татьяны.

Возможности пассажирского сообщения позволяли со станции “Мякинино” уехать в Каширу или в Воскресенск 20. Также имелось сообщение с Михнево.

Станция “Мякинино” в наши дни

Сейчас “Мякинино” – не станция, а остановочный пункт. Свое значение станция утратила в 1990-е годы. Четырехпутный участок пути стал двухпутным 21.

В настоящий момент (2023 – 2024 годы) здание вокзала заброшено и не используется по своему целевому назначению.

Архитектурные особенности вокзала в “Мякинино”

Вокзал в Мякинино имеет явно общие черты с вокзалом на станции “Берендино” (участок “Куровская — Воскресенск” Большого кольца Московской железной дороги в Воскресенском районе Московской области). Тем не менее, вокзал на станции “Берендино” сегодня лишен “сухариков” (дентикул) (ранее они были), что делает его более упрощенным на вид, несмотря на схожесть с вокзалом в “Мякинино” в том числе и по своим размерам.

Также прослеживаются общие черты со станциями “Сотниково” и “Непецино”, однако, вокзал в “Мякинино” явно имеет свои отличительные особенности. Так, в частности, на фасаде вокзала в Непецино отсутствует звезда НКПС, вместо нее – серп и молот, также там нет дентикул, но при этом она имеет иные декоративные элементы, которые, впрочем, выглядят скромнее мякининских.

Вид на заброшенный вокзал в Мякинино ступинского района со стороны железной дороги. Апрель 2024 года. Фотография Залата Татьяны.
Вид на заброшенный вокзал в Мякинино ступинского района со стороны железной дороги. Апрель 2024 года. Фотография Залата Татьяны.
Вокзал в Берендино. 2004 год. Фотография Светлова Артема. Источник: "Википедия", https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Берендино_2.jpg.
Вокзал в Берендино. 2004 год. Фотография Светлова Артема. Источник: “Википедия”, https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Берендино_2.jpg.
Вокзал в Непецино. 17 августа 2015 года. Фотография автора tiranozavrrex, https://tiranozavrrex.livejournal.com/54892.html. Источник: Файл_МЖД Непецино 1.jpg — Энциклопедия нашего транспорта [Электронный ресурс]. URL: https://wiki.nashtransport.ru/wiki/Файл:МЖД_Непецино_1.jpg.
Вокзал в Непецино. 17 августа 2015 года. Фотография автора tiranozavrrex, https://tiranozavrrex.livejournal.com/54892.html. Источник: Файл_МЖД Непецино 1.jpg — Энциклопедия нашего транспорта [Электронный ресурс]. URL: https://wiki.nashtransport.ru/wiki/Файл:МЖД_Непецино_1.jpg.
Здание вокзала в Соотниково. 12 июня 2014 года. Фотография пользователя MUR, https://commons.wikimedia.org/wiki/User:MUR. Источник: Файл_Sotnikovo railway station (station building and sign).JPG — Энциклопедия Руниверсалис [Электронный ресурс]. URL: https://руни.рф/Файл:Sotnikovo_railway_station_(station_building_and_sign).JPG#filelinks.
Здание вокзала в Соотниково. 12 июня 2014 года. Фотография пользователя MUR, https://commons.wikimedia.org/wiki/User:MUR. Источник: Файл_Sotnikovo railway station (station building and sign).JPG — Энциклопедия Руниверсалис [Электронный ресурс]. URL: https://руни.рф/Файл:Sotnikovo_railway_station_(station_building_and_sign).JPG#filelinks.

Фронтон вокзала со стороны станции украшен массивной лепниной, изображающей звезду Наркомата путей сообщения.

Звезда Наркомата путей сообщения на вокзале в Мякинино городского округа "Ступино". На фотографии отчетливо виден ряд дентикулов ("ордерных сухариков"). Фасад уже лишен станционной надписи "МЯКИНИНо". Апрель 2024 года. Фотография Залата Татьяны.
Звезда Наркомата путей сообщения на вокзале в Мякинино городского округа “Ступино”. На фотографии отчетливо виден ряд дентикулов (“ордерных сухариков”). Фасад уже лишен станционной надписи “МЯКИНИНо”. Апрель 2024 года. Фотография Залата Татьяны.

Над указанной лепниной вокзал также имел аутентичную надпись на фасаде “МЯКИНИНо”, которая, к огромному сожалению, была утрачена, вероятно, во время покраски фасада вокзала в фирменные цвета “РЖД” (между 2017 и 2023 гг.).

Название "Мякинино" на станционном здании. Фото от 30 июня 2013 года. Фотография Егорова Михаила Андреевича, источник - "Википедия", https://ru.wikipedia.org/wiki/Мякинино_(платформа)#/media/Файл:Мякинино_вокзал_03.jpg.
Название “Мякинино” на станционном здании. Фото от 30 июня 2013 года. Фотография Егорова Михаила Андреевича, источник – “Википедия”, https://ru.wikipedia.org/wiki/Мякинино_(платформа)#/media/Файл:Мякинино_вокзал_03.jpg.

Отметим, что на 2024 год в серый цвет фасад вокзала окрашен только со стороны железной дороги, со двора же он по-прежнему имеет желтый тон по штукатурке, как и до ремонта.

Здание вокзала в Мякинино городского округа "Ступино" (станция открыта в 1940 году). Вид со стороны деревни. Апрель 2024 года. Фотография Залата Татьяны.
Здание вокзала в Мякинино городского округа “Ступино” (станция открыта в 1940 году). Вид со стороны деревни. Апрель 2024 года. Фотография Залата Татьяны.

На стенах сохранились керамические изоляторы.

Керамическая изоляция на здании вокзала в Мякинино (Ступино). Апрель 2024 года. Фотография Залата Татьяны.
Керамическая изоляция на здании вокзала в Мякинино (Ступино). Апрель 2024 года. Фотография Залата Татьяны.

Среди внутренних архитектурных особенностей здания особое внимание следует уделить строгой потолочной лепнине, выдержанной в стиле “сталинский ампир”, декоративным столбам, а также каменным полам, узоры на которых сложены в виде цветов.

Пол на вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Пол на вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Входная группа и потолок на вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Входная группа и потолок на вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Касса на вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Касса на вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
На заброшенном вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
На заброшенном вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Потолок на заброшенном вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Потолок на заброшенном вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Зал ожидания на вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Зал ожидания на вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Декоративные элементы в зале ожидания на заброшенном вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Декоративные элементы в зале ожидания на заброшенном вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Потолок в зале ожидания на заброшенном вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Потолок в зале ожидания на заброшенном вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Потолок, зал ожидания на заброшенном вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. (1940 год) Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Потолок, зал ожидания на заброшенном вокзале в Мякинино Ступинского городского округа. (1940 год) Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Вход на заброшенный вокзал в Мякинино Ступинского городского округа. (1940 год) Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Вход на заброшенный вокзал в Мякинино Ступинского городского округа. (1940 год) Август 2023 года. Фотография Залата Татьяны.
Потолки в задней части вокзала (со стороны двора). Состояние на апрель 2024 года. Фотография Залата Татьяны.
Потолки в задней части вокзала (со стороны двора). Состояние на апрель 2024 года. Фотография Залата Татьяны.

Планировка вокзала двухэтажная (второй этаж – чердачный), на первом этаже расположен просторный зал ожидания, помещение под билетные кассы и служебные помещения. Вокзал отапливался (остались следы от срезанных батарей).

О необходимости сохранения вокзала “Мякинино” как архитектурно-исторического памятника

На наш взгляд, вокзал представляет собой интересный, пусть и сдержанный, довоенный памятник гражданской архитектуры в стиле “сталинский ампир”, расположенный, к тому же, в сельской местности.

Среди прочих аналогичных вокзалов, расположенных на той же железнодорожной ветке и построенных в тот же период (ветка “Жилево – Воскресенск”, конец 1930-х гг.), вокзал в Мякинино представляет наибольший интерес, поскольку выделяется не только своими размерами (второй подобный вокзал располагается в Берендино), но и отдельными архитектурными особенностями (внешняя и внутренняя лепнина, дентикулы), которых нет у других зданий (в частности, дентикулы утрачены в Берендино, всё скрыто под обивкой).

Кроме того, вокзал в Мякинино уже лишился аутентичной надписи “МЯКИНИНо”, а звезда Наркомата путей сообщения над входом в здание неопрятно закрашена во время покраски фасада, что говорит о том, что к архитектурному облику данного здания, заставшего войну, должен быть проявлен особый интерес.

Список литературы и источников, примечания
  1. Центральный государственный архив Московской области (ЦГАМО). Ф. 4775 Оп. 5 Д. 716. Л. 55.[]
  2. ЦГАМО. Ф. 2287. Оп. 1 т. 1 Д. 408. Л. 12.[]
  3. ЦГАМО. Ф. 4775 Оп. 5 Д. 716. Л. 55.[]
  4. Вечерняя Москва. № 50. 3 марта 1937. С. 2.[]
  5. Выделено Залата Т. К.[]
  6. Каталог типовых проектов жилых зданий и линейнопутевых домов / Министерство путей сообщения СССР. Союзтранспроект. – Москва : 1-я тип. Трансжелдориздата, 1946. Вот такие домики проектировал для железной дороги Союзтранспроект в жутко далекие годы: grahamjefferson — LiveJournal. URL: https://grahamjefferson.livejournal.com/154786.html, дата обращения: 05.04.2024.[]
  7. Вечерняя Москва. № 50. 3 марта 1937. С. 2..; ЦГАМО. Ф. 2287. Оп. 1 т. 1 Д. 408. Л. 12.; Вечерняя Москва. № 23. 29 января 1939. С. 2.[]
  8. Вечерняя Москва. № 209. 11 сентября 1939. С. 2.[]
  9. ЦГАМО. Ф. 4341 Оп. 17 Д. 249. Л. 46.[][][]
  10. ЦГАМО. Ф. 2287. Оп. 3. Д. 49. Л. 1.[]
  11. Архангельский, А. С.Железнодорожные станции СССР : справочник : в 2-х кн. / А. С. Архангельский, В. А. Архангельский. – Москва : Транспорт, 1981. – Кн. 1. – 1981. – С. 332.[]
  12. ЦГАМО. Ф. 2157. Оп. 1. Д, 2252. Л. 7.[]
  13. ЦГАМО. Ф. 2157 Оп. 1 Д. 2333. Л. 25.[]
  14. ЦГАМО. Ф. 2157 Оп. 1 Д. 2333. Л. 153.[]
  15. ЦГАМО. Ф. 2157 Оп. 1 Д. 2333. Л. 111.[]
  16. ЦГАМО. Ф. 2157 Оп. 1 Д. 2333. Л. 139.[]
  17. ЦГАМО. Ф. 2157 Оп. 1 Д. 2333. Л. 146 об.[]
  18. Все Подмосковье [Текст] : Геогр. словарь Моск. обл. / Моск. филиал Геогр. о-ва СССР ; Под общ. ред. д-ра георг. наук проф. Н. А. Солнцева. – Москва : Мысль, 1967. – С. 135.[]
  19. Все Подмосковье [Текст] : Геогр. словарь Моск. обл. / Моск. филиал Геогр. о-ва СССР ; Под общ. ред. д-ра георг. наук проф. Н. А. Солнцева. – Москва : Мысль, 1967. – С. 214.[]
  20. Все Подмосковье [Текст] : Геогр. словарь Моск. обл. / Моск. филиал Геогр. о-ва СССР ; Под общ. ред. д-ра георг. наук проф. Н. А. Солнцева. – Москва : Мысль, 1967. – С. 205.[]
  21. Согласно “Википедии”, см. Мякинино (платформа) – Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мякинино_(платформа). Режим доступа: свободный. Дата обращения: 01.05.2024.[]

Поделиться:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
Необязательное поле
Правила размещения комментариев и общения
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий!x
Прокрутить вверх