Церковь Воздвижения Честнаго Креста Господня в Марьинке г. о. Ступино. Фотография от 28 июня 2024 года, автор - Татьяна Залата.
Церковь Воздвижения Честнаго Креста Господня в Марьинке г. о. Ступино. Фотография от 28 июня 2024 года, автор - Татьяна Залата.

Марьинка Крестовоздвиженская церковь

Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в селе Марьинка городского округа “Ступино”.

Адрес: Московская область, городской округ Ступино, село Марьинка.

Как проехать

Кликните, чтобы открыть карту:

Усадьба "Марьинка" (Ступино), карта.

На автомобиле (из Москвы): нужно ехать по Новорязанскому шоссе (М5) до Большого бетонного кольца (А108), затем повернуть направо и ехать до поворота на Беспятово, после которого и будет село Марьинка. Дорога к храму открыта, если ехать от Беспятово, то поворот на боковую улицу (Лесная улица) с шоссе влево.

История храма

Крестовоздвиженский храм в Марьинке – домовый усадебный храм

Марьинка – вотчина Бутурлиных, во владение этого рода сельцо перешло не позднее 1627 года. На тот момент сельцо принадлежало стольнику и воеводе Емельяну Ивановичу Бутурлину 1.

Стольник и воевода Емельян Иванович Бутурлин (до 1627 - 1677). Один из владельцев сельца Марьинка Коломенского уезда. Из личного архива Николая Аввакумова.
Стольник и воевода Емельян Иванович Бутурлин (до 1627 – 1677). Один из владельцев сельца Марьинка Коломенского уезда. Из личного архива Николая Аввакумова.

Сохранилась храмозданная грамота 1745 года на строительство каменного храма в Марьинке 2. Владелец Марьинки – коллежский асессор Дмитрий Иванович Бутурлин, внук Емельяна Ивановича Бутурлина – обратился к епископу Коломенскому и Каширскому Савве с просьбой благословить на строительство нового храма в своей вотчине в сельце Марьинке, который закрыл бы потребности приходского населения в просторном храме (“для вмещения за теснотою народу”) 3), поскольку прихожане в том числе Марьинки до сей поры посещали старый тесный деревянный храм Спаса Преображения на погосте Заворино 3.

“А ныне я, именованный, желаю построить другую церковь для вмещения за теснотою народу при том селце Марьине во имя Всемирного Воздвижения Честного Креста Господня…

Из челобитной Д. И. Бутурлина о строительстве храма в селе Марьинка Коломенского уезда (1745 г.)
Д. И. Бутурлин. Портрет кисти А. П. Антропова (1763). Из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Д. И. Бутурлин. Портрет кисти А. П. Антропова (1763). Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Также Д. И. Бутурлин при челобитной указал, что планируемый к строительству марьинский храм предназначается, в первую очередь, для

“…домовой службы, а не для прихожан, понеже за болезнию в приходскую церковь 4 он Бутурлин ходить не может и при оной построенной вновь церкви кладбища умершим не будет а будет кладбища попрежнему у приходской церкви Всемилостивого Спаса что в Заворине” 5.

Храмозданная грамота на строительство Крестовоздвиженского храма была дана Д. И. Бутурлину 17 (28) июня 1745 года 6. А в 1748 году этот сравнительно небольшой белокаменный храм типа “восьмерик на четверике” 7 был закончен строительством 8.

Белокаменная Церковь Крестовоздвиженская в Марьинке г. о. Ступино. За церковной территорией видна башенка Конного двора усадьбы "Марьинка". Фотография от 28 июня 2024 года, автор - Татьяна Залата.
Белокаменная Церковь Крестовоздвиженская в Марьинке г. о. Ступино. За церковной территорией видна башенка Конного двора усадьбы “Марьинка”. Фотография от 28 июня 2024 года, автор – Татьяна Залата.

Вопрос о палехской живописи

Как указано в челобитной Д. И. Бутурлина, затраты на приобретение церковной утвари храмоздатель обещал взять на себя, как и выделить землю из состава своей вотчины на храм 9.

В связи с этим возникает вопрос, как подходил к вопросу создания икон храмоздатель, учитывая то, что Д. И. Бутурлин владел селом Палех, известным, прежде всего, своими иконописцами, которые уже и в XVII веке выполняли заказы на написание икон.

На сегодняшний день нельзя с полной уверенностью утверждать, что храм в Марьинке был оформлен работами палехских иконописцев, однако, полностью эту вероятность исключать нельзя.

О том же, какие образы имелись в храме на 1922 год (когда были изъяты ценности из храма), приводится информация ниже, в блоке информации об истории храма после 1917 года.

Жизнь прихода в XVIII веке

Интересное наблюдение можно сделать из анализа исповедных ведомостей по погосту Заворин за 1760-е – 1770-е гг.: так, в исповедке за 1766 год, несмотря уже на наличие приходской церкви в Марьинке, показаны дворовые 10 Д. И. Бутурлина из Марьинки (двор Симеона Иванова и Татьяны Максимовой, всего 30 человек, в исповедных ведомостях в качестве марьинских дворовых в 1760-е – 1770-е гг. идут как первый по счету двор) и 79 дворов крестьянских 11 тоже из Марьинки. То есть по какой-то причине прихожане из Марьинки не посещали церковь, построенную в 1748 году Бутурлиным, а посещали сравнительно далеко от них расположенный храм в Заворине, который, как предполагалось в прошении Д. И. Бутурлина о выдаче храмозданной грамоты в Марьинке, будет служить нуждам марьинских прихожан только при отпевании.

И тремя годами ранее, в 1763 году 12 наблюдалась та же картина, только состав семей различался. Так, в тот год семьи дворовых Симеона Иванова и Татьяны Максимовой в числе прихожан заворинского храма не было.

Крестовоздвиженская церковь в селе Марьинка г. о. "Ступино". 28 июня 2024 года. Фотография Татьяны Залата.
Крестовоздвиженская церковь в селе Марьинка г. о. “Ступино”. 28 июня 2024 года. Фотография Татьяны Залата.

И еще ранее, на 1750 год, когда уже была построена церковь в Марьинке, прихожане из Марьинки были приписаны к Заворинскому приходу 13.

По всей видимости, здесь речь идет об объединенном приходе, поскольку в заголовке исповедной росписи церкви Спаса Преображения в Заворине на 1770 год подписано “[д]а Вознесения Креста Господня” 14.

Однако в 1772 15 и 1775 годах 16 данные семьи показаны как прихожане уже Крестовоздвиженского храма в Марьинке.

А вот численность церковного прихода в Заворино на начало 1780-х (1782 -1783 годы, в частности) заметно уменьшилась, прихожан из Марьинки там больше не было 17.

Древняя церковь Спаса Преображения на погосте Заворин была приписана к Крестовоздвиженской церкви в селе Марьинка.

Судя по всему, первым священником марьинского храма был Василий Афанасьев (р. около 1730) 18) – сын священника Спасского храма на погосте Заворин Афанасия Евдокимова 19.

Храм в Марьинке в XIX в. – 1917

2024 06 28 marinka hram 02

В первой половине ХIХ в. церковь была расширена в западную сторону, сооружена трехъярусная колокольня в стиле ампир 7.

Известно, что в 1810-х годах в Марьинке служил священник Алексей Алексеев: так, упоминания о нем как о священнике марьинского храма встречаются в 1812 году 20 и как минимум до 1843 года 21.

Священник Крестовоздвиженской церкви села Марьинка Алексей Алексеев был благочинным Бронницкого уезда. Также Крестовоздвиженская церковь в Марьинке была центром Марьинского благочиния, благочинным в котором, соответственно, был настоятель этого храма. Это означает, что священник брал на себя не только законные заботы по своему приходу, но еще и административные заботы по церквам своего благочиния.

Так, 18 мая 1831 года (по старому стилю) в Московскую духовную консисторию был подан репорт благочинного Бронницкого уезда, Крестовоздвиженской, села Марьинки, церкви священника Алексея Алексеева о том, что командир пермского пехотного полка Давыдов, приобщавшийся в бронницкой соборной церкви в день Пасхи, будучи приглашен в алтарь для выслушания благодарственных молитв, взошел прямо в царские врата (куда нельзя заходить прихожанам).

Собор Михаила Архангела, город Бронницы. Купола. 2024 год. Фотография Залата Татьяны.
Собор Михаила Архангела, город Бронницы. Купола. 2024 год. Фотография Залата Татьяны.

Резолюция митрополита московского и коломенского Филарета на данный репорт была такова:

“Поелику г[осподин] полковник Давыдов, являясь ко мне, объяснил, что он, по приобщении святых таин, быв погружен в свойственные сему времени мысли и чувствования, при внезапном приглашении от священника во святый алтарь, при тесноте народной, поспешая последовать приглашению, не прежде, как уже по вступлении во святый алтарь, приметил, что вошел в оный царскими вратами, и в сем нарушении церковного чина просил иерархического прощения и разрешения, которое чрез меня и получил; то случай сей не признается подлежащим дальнейшему исследованию. На случай донесения от городничего уведомить о сем от меня его Сиятельство г[осподина] Московского военного генерал-губернатора. Касательно донесения Святейшему Синоду консистория поступит по существующим предписаниям” 22.

Митрополи́т Филаре́т (в миру Васи́лий Миха́йлович Дроздо́в; 26 декабря 1782 [6 января 1783], Коломна, Московская губерния — 19 ноября [1 декабря] 1867, Москва) — епископ Православной российской церкви; с 3 июля 1821 года архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Митрополит Филарет (Василий Михайлович Дроздов) — родился в Коломне в семье священника.
Митрополи́т Филаре́т (в миру Васи́лий Миха́йлович Дроздо́в; 26 декабря 1782 [6 января 1783], Коломна, Московская губерния — 19 ноября [1 декабря] 1867, Москва) — епископ Православной российской церкви; с 3 июля 1821 года архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Митрополит Филарет (Василий Михайлович Дроздов) — родился в Коломне в семье священника.

Резолюцией архиепископа Филарета от 10 января 1825 года (дата приведена по старому стилю) священник церкви в Марьинке и благочинный Алексей Алексеев после представления ведомости о церквах, причтах и приходах был представлен для возложения набедренника

“по довольной службе в особенных послушаниях” 23.

В 1824 году был освящен новый придел к храму в Марьинке 24.

Вообще к храму в Марьинке были пристроены два теплых придела: Архангела Михаила и святых апостолов Петра и Павла 25. Сам храм был “холодный” 26, то есть не отапливался, поэтому службы в холодное время года в нем не велись, а велись в теплых приделах.

Также к церкви была пристроена паперть, имеющая 2 сажени длины и 3 сажени ширины 26.

План Крестовоздвиженского храма в селе Марьинка Ступинского района. Источник: Памятники архитектуры Московской области [Текст] : Каталог : В 2 т. / Авт. коллектив: Б. Л. Альтшуллер, М. В. Дьяконов, Г. К. Игнатьев [и др.] ; Под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской ; Упр. культуры Исполкома Мособлсовета, Всесоюз. произв. науч.-реставрац. комбинат М-ва культуры СССР. – Москва : Искусство, 1975. – С. 276.
План Крестовоздвиженского храма в селе Марьинка Ступинского района. Источник: Памятники архитектуры Московской области [Текст] : Каталог : В 2 т. / Авт. коллектив: Б. Л. Альтшуллер, М. В. Дьяконов, Г. К. Игнатьев [и др.] ; Под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской ; Упр. культуры Исполкома Мособлсовета, Всесоюз. произв. науч.-реставрац. комбинат М-ва культуры СССР. – Москва : Искусство, 1975. – С. 276.

В 1825 году в Марьинское благочиние из Марчуговского была переведена Успенская церковь погоста Сорокородня-Абакшино по прошению ее священника Афанасия Тимофеева “по личным неудовольствиям” между марчуговским священником и сорокородненским 27.

Церковь Воздвижения Честнаго Креста Господня в Марьинке г. о. Ступино. Фотография от 28 июня 2024 года, автор - Татьяна Залата.
Церковь Воздвижения Честнаго Креста Господня в Марьинке г. о. Ступино. Фотография от 28 июня 2024 года, автор – Татьяна Залата.

В 1846 году в Марьинке появился новый священник – Василий Яковлевич Смирнов 28.

На 1846 год причт в Марьинской церкви составляли: священник Василий Яковлев Смирнов (р. около 1823), диакон Иван Михайлов (р. 1797); диакон Иван Иванов (указано “престарелый”, очевидно, уже не служил) (р. около 1779); дьячок Яков Осипов (р. около 1772), пономарь Федор Иванов (р. около 1797) 29. Священник Василий Яковлевич Смирнов служил в Марьинке минимум до 1865 года 28.

Крестовоздвиженский храм в селе Марьинка. Колокольня. 28 июня 2024 года. Фотография Татьяны Залата.
Крестовоздвиженский храм в селе Марьинка. Колокольня. 28 июня 2024 года. Фотография Татьяны Залата.

Василий Яковлевич Смирнов – сын священника Вознесенской церкви села Рыболово Бронницкого уезда Якова Афанасьевича Смирнова 30. По окончании Московской духовной семинарии в 1844 году был определен в епархиальное ведомство, в 1846 году был назначен в Марьинку, в 1865 году – в Софрино Бронницкого уезда, а затем в 1878 году по болезни был уволен за штат и 13 лет служил на жаловании от храмоздателя фабриканта Якова Ивановича Лабзина в Павловском посаде Богородского уезда Московской губернии при кладбищенской церкви. В 1891 году, по причине болезни, он оставил это место и проживал у своего зятя – диакона Воскресенской церкви в городе Павловском посаде Г.И. Воскресенского, в доме которого и скончался 28 февраля 1895 года (дата приведена по старому стилю) 31. Как было описано в некрологе,

“Покойный был примерный пастырь и отличался своими душевными качествами – всегда был тихим и готовым дать благой совет, за что и был любим всеми, как пасомыми, так и знающими его. Отпевание тела почившего о. Василия было совершено 2 марта в Воскресенской церкви Павловского посада. При выносе тела из дома и проводах на кладбище участвовали местные хоругвеносцы, несшие святые иконы в своих форменных кафтанах” 28.

Согласно ревизской сказке церковнослужителей за 1857 год 32, при Крестовоздвиженской церкви в Марьинке были штатные церковнослужители:

  • Священник Василий Яковлевич Смирнов, 35 лет;
  • Его сын Алексей, 5 лет;
  • Диакон Иоанн Михайлов, 60 лет;
  • Дьячок Георгий Васильевич Некрасов, 22 года;
  • Пономарь Федот Филиппович Державин, 27 лет.

На 1876 год в качестве священника в Марьинке упоминается Михаил Покровский 33. В 1880 году он был переведен в соседний приход – священником Троицкой церкви села Троице-Лобаново 34.

Вид на Крестовоздвиженскую церковь в селе Марьинка со стороны парка ближе к усадьбе. Лето 2024 года. Фотография Татьяны Залата.
Вид на Крестовоздвиженскую церковь в селе Марьинка со стороны парка ближе к усадьбе. Лето 2024 года. Фотография Татьяны Залата.

В 1890 году священником в Марьинке после Андрея Розанова был назначен Федор Маслов – священник села Татаринцево 35.

В 1890 году священником был рукоположен молодой священник, студент Московской духовной семинарии Николай Александрович Боголепов 36. Много трудов положил этот священник на марьинский приход, в частности, убедил новых владельцев имения “Марьинка” (старообрядцев) на починку церковной ограды 36.

Однако в 1895 году согласно Распоряжению епархиального начальства по собственному прошению Н. А. Боголепова он был перемещен на священническое место в церковь Спасскую на Занарском кладбище г. Серпухова 37.

В 1896 году на священническое место в Марьинку был назначен Леонид Муравьев 38. Более подробно о нем будет сказано ниже в отдельном разделе.

Церковь Крестовоздвиженская в селе Марьинка городского округа "Ступино". Лето 2024 года. Фотография Татьяны Залата.
Церковь Крестовоздвиженская в селе Марьинка городского округа “Ступино”. Лето 2024 года. Фотография Татьяны Залата.

Интересный факт: в 1902 году из церкви св. Василия Великого на место диакона при церкви села Марьинка, Бронницкого уезда, определен диакон-псаломщик села Лыково Коломенского уезда, Василий Лебедев 39, а в 1910 году диакон из Марьинки Г. Н. Лебедев был назначен священником в церковь Василия Великого в Лыково Коломенского уезда 40. Сам же Г. Н. Лебедев поступил в Марьинку в 1903 году, будучи учителем Степановской церковно-приходской школы 41.

В 1900-х годах Марьинку посетил бронницкий земский начальник А. Н. Ильин и, имея интерес к изучению местной истории, осмотрел и усадьбу “Марьинка”, и храм. В своем историческом очерке об истории усадеб Бронницкого уезда он отмечает, что в кладовой церкви он видел царские врата, “довольно грубые по рисунку, но интересные по своей резьбе с раскрашенными деревянными ангелами” 42.

Двадцать восьмого апреля (по старому стилю) 1909 года заштатный псаломщик церкви с. Марьинка Бронницкого уезда Яков Никольский был определен на вакансию псаломщика к Московской Сорокосвятской, Новоспасского монастыря, церкви 43.

По страховой оценке 1910 года церковь в Марьинке внутри оштукатурена, стены расписаны живописью. Сам храм крыт железом, окрашенным зеленой масляной краской 26.

“В церкви окон итальянских 4, больших – 9, малых во куполе 4. … Холодная церковь от теплой 44 отделяется аркою, в которой вставлены стеклянные рамы” 26.

Что касается иконостаса, то по страховой оценке указано, что в холодной церкви в длину он имеет 10 аршин (чуть более 7 метров) и в высоту тоже, а

“за клиросами два киота шириною по 1,5 аршин, высотою по 3 аршина”26.

В теплых же приделах иконостасы длиной 4 аршин, высотой – 5 аршин, а с двух сторон имеются арки, имеющие иконостасы, по ломаной линии длиной 7 аршин и шириной 3 аршин каждый 45.

Церковь отапливалась тремя изразцовыми голландскими печами 45.

В 1912 году был разрешен ремонт Крестовоздвиженской церкви в Марьинке 46.

Храм в советское время и в наши дни

После 1917 года в жизни церковного прихода стало неспокойно.

Крестовоздвиженский храм в селе Марьинка Ступинского района. Источник: Памятники архитектуры Московской области [Текст] : Каталог : В 2 т. / Авт. коллектив: Б. Л. Альтшуллер, М. В. Дьяконов, Г. К. Игнатьев [и др.] ; Под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской ; Упр. культуры Исполкома Мособлсовета, Всесоюз. произв. науч.-реставрац. комбинат М-ва культуры СССР. – Москва : Искусство, 1975. – С. 276.
Крестовоздвиженский храм в селе Марьинка Ступинского района. Источник: Памятники архитектуры Московской области [Текст] : Каталог : В 2 т. / Авт. коллектив: Б. Л. Альтшуллер, М. В. Дьяконов, Г. К. Игнатьев [и др.] ; Под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской ; Упр. культуры Исполкома Мособлсовета, Всесоюз. произв. науч.-реставрац. комбинат М-ва культуры СССР. – Москва : Искусство, 1975. – С. 276.

22 мая 1922 года в присутствии специальной районной комиссии и группы верующих из церкви в Марьинке в пользу голодающих Поволжья были изъяты следующие ценности 47:

  • пять малых риз серебряных с разных икон;
  • риза с жертвенника серебряные;
  • риза с Креста с мощами;
  • три лампады;
  • четыре ризы с разных икон;
  • оправа с иконы Божией Матери серебряная;
  • оправа с иконы Спасителя серебряная;
  • риза с иконы Иоанна Крестителя серебряная;
  • риза с образов пяти Святых серебряная;
  • риза с образов Трех Святителей серебряная;
  • риза с образа Никиты Столпника серебряная;
  • риза с образа святого Филиппа серебряная;
  • лампада больная серебряная;
  • пять лампад с цепями серебряных;
  • один крест серебряный;
  • две чаши, две звездицы, четыре тарелки, один ковш, два дискоса серебряные;
  • углы от Евангелия серебряные;
  • крышка от Евангелия серебряная;
  • риза с образа Преображения серебряная;
  • две дарохранительницы серебряные;
  • кадило серебряное;
  • крышка с углами от Евангелия серебряная;
  • покров-риза серебряная с престола;
  • риза с образа Ахтырской Божией Матери серебряная, на ней венчик, усыпанный жемчугом, в нем три броши с бирюзой, из которых по всей ризе 12 камней выпавших и граненых также утеряно около 100 штук жемчужин;
  • риза низкопробного серебра с иконы Харлампия;
  • риза с иконы Божией Матери, усыпанная жемчугом;
  • риза серебряная с иконы Казанской Божией Матери, на ней риза, усыпанная жемчугом, по жемчугу бирюза с 15 брошами к ризе, всего 233 бирюзы и разных мелких камней на главе венца брошь желтого металла с одним большим камнем белого цвета, четырьмя малыми того же цвета и 23 камня светло-синего цвета;
  • на ризе, описанной выше, также крестик золотой с четырьмя белыми камнями и четырьмя красными малого размера;
  • риза с царских дверей 4 штуки серебряная;
  • ризы с разных икон серебряные;
  • риза с иконы Казанской иконы Божией Матери серебряная;
  • риза с образа Воздвижения серебряная;
  • риза с образа Преображения серебряная;
  • четыре ризы с иконы Двунадесятого праздника серебряные;
  • риза с образа Илии Пророка серебряная;
  • риза с образа святой Троицы серебряная;
  • риза с образа Сретения Господня серебряная;
  • риза с образа Рождества Христова серебряная;
  • риза с образа Апостола Павла серебряная;
  • риза с образа двух апостолов серебряная;
  • риза с образа Спасителя на престоле серебряная.
Крестовоздвиженский храм в селе Марьинка Ступинского района, 1976 год. Источник: Фотоархив Черных Г. М. Фотография с проекта https://pastvu.com/p/1591016, загрузил reader.
Крестовоздвиженский храм в селе Марьинка Ступинского района, 1976 год. Источник: Фотоархив Черных Г. М. Фотография с проекта https://pastvu.com/p/1591016, загрузил reader.

В дальнейшем, полагаем, не ранее 1938 года, храм был закрыт и пришел в запустение. На 1991 год храм в Марьинке указан как пустующий и в аварийном состоянии 48.

Храм был восстановлен за счет средств Фонда порушенных святынь и был освящен великим чином 27 сентября 2019 года.

Церковно-приходская школа в Марьинке

16 (28) августа 1891 года 49 в Марьинке была открыта церковно-приходская школа в память чудесного спасения Государя Императора Александра III и Его Августейшего Семейства от опасности при крушении поезда на станции “Борки” 50.

Речь идет о железнодорожной катастрофе, случившейся с императорским поездом 17 (29) октября 1888 года с императорским поездом на станции “Борки” в Змиевском уезде Харьковской губернии. Поезд сошел с рельс под железнодорожную насыпь. В ужасной катастрофе погибли люди, было много раненых , однако, царская семья не пострадала.

Последствия крушения поезда на станции "Борки" в 1888 году. Источник: Википедия.
Последствия крушения поезда на станции “Борки” в 1888 году. Источник: Википедия.

Деревянное 45 здание школы было построено за счет средств церкви, на пожертвования прихожан и главным образом на деньги крестьянина М. А. Грибова, который являлся попечителем школы с самого дня ее открытия 50. Школа была крыта железом и окрашена масляной краской 45.

Согласно данным страховой оценки от 1910 года, школа имела в длину 20,5 аршин (примерно 14,5 м), в ширину – 10,5 аршин (почти 8 метров), высотой – 5,5 аршин (почти 4 метра) 45. В здании было 13 окон с двойными рамами 45, чтобы обеспечить наиболее комфортные условия для обучающихся.

В школе были две наружные одностворчатые двери, две двустворчатые и одна одностворчатая. Школа отапливалась двумя печами: русской и голландской. Также при школе были сени и досчатый двор, крытый тесом 45.

В 1891-1892 учебном году учитель – Михаил Смирнов, окончивший курс в Московской духовной семинарии 51, законоучитель (преподаватель Закона Божьего) – священник Николай Боголепов 51.

В 1901-1902 учебном году учитель – Н. Бриллиантов 52, законоучитель – священник Л. Муравьев 53. В 1899 году показана учительница А. В. Муравьева 54.

Священномученик пресвитер Леонид Муравьев (1868-1941)

Родился 18 апреля (30 апреля) 1868 года в семье священника села Алешино Бронницкого уезда Владимира Ивановича Муравьева и его супруги Марии Ивановны. крещен 21 апреля (3 мая) 1868 года 55. Владимир Иванович Муравьев – сын священника церкви села Протасьево Раненбургского уезда Рязанской губернии 56.

Священномученик священник Леонид Муравьев (1868 - 1941) - сорок два года служил в крестовоздвиженской церкви села Марьинка Бронницкого уезда Московской губернии (на момент ареста в 1938 году - Малинского района Московской области). Икона.
Священномученик священник Леонид Муравьев (1868 – 1941) – сорок два года служил в крестовоздвиженской церкви села Марьинка Бронницкого уезда Московской губернии (на момент ареста в 1938 году – Малинского района Московской области). Икона.

Леонид Владимирович Муравьев учился в Заиконоспасском училище, после его окончания поступил в 1882 году в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1888 году 57. В том же году семинарию закончил его старший брат Вячеслав Владимирович Муравьев (р. 16 августа (28 августа) 1866) 58.

В 1896 году распоряжением епархиального начальства учитель Фаустовской церковно-приходской школы, Бронницкого уезда, Леонид Муравьев назначен на священническое место в село Марьинку Бронницкого уезда 38. Он прослужил в этом храме 42 года.

Известно, что в Марьинке у Леонида Муравьева умирает малолетний сын Аполлон (умирает в возрасте двух месяцев в марте 1897 года) 59]; также в Марьинке был рожден сын Владимир (родился 19 апреля (2 мая) 1900 года 60, скончался от воспаления легких в 1917 году 61), там же 8 сентября 1908 года появляется сын Александр 62.

Священник Леонид Муравьев в 1902 году был награжден фиолетовой скуфьей 63. За заслуги по духовному ведомству 12 апреля (30 марта) 1910 года был награжден камилавкой 64, 9 апреля (27 марта) 1914 года – наперстным крестом от Святейшего Синода 65.

Резолюцией епархиального начальства от 8 января 1917 года (по старому стилю) Леонид Муравьев назначен благочинным 2-го благочиннического округа Бронницкого уезда 66.

Крестовоздвиженская церковь в Марьинке, городской округ "Ступино". Информационный стенд возле храма. 28 июня 2024 года. Фотография Татьяны Залата.
Крестовоздвиженская церковь в Марьинке, городской округ “Ступино”. Информационный стенд возле храма. 28 июня 2024 года. Фотография Татьяны Залата.

С приходом советской власти (в 1920-х годах) Леонид Владимирович Муравьев как священник был внесен в списки лиц, лишенных избирательных прав 67, так называемых “лишенцев”. Вместе с ним в тех же списках его жена Мария Александровна, сын Леонид Леонидович и две дочери – Екатерина Леонидовна и Мария Леонидовна 67.

К аресту отца Леонида подводили сразу несколько эпизодов, начинающихся еще с начала 1930-х годов:

  • в 1931 году колхоз поместил на скотный двор к отцу Леониду колхозных поросят. Поросята умерли. Власти обвинили священника в гибели животных 68;
  • отцу Леониду было предъявлено обвинение в “нанесении вреда колхозной собственности”, его оправдали, так как в гибели поросят был признаны виновными колхозники и ветеринар 68;
  • в 1932 году Л. В. Муравьеву было предъявлено обвинение в “невыполнении твердого задания”, был приговорен к конфискации имущества (договор был отменен) 68;
  • как благочинный осуществлял свое служение с 1931 года; в доносах было указано, что: “Муравьев… среди населения ведет антисоветские разговоры. Ходит по домам и крестит новорожденных в грязных бочках… “; “….Крестит на дому в присутствии учащихся, и это может плохо повлиять на их учение… “ 68;
  • тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. 16 июля 1938 года Л. В. Муравьеву было предъявлено обвинение “а/с 69 агитация, а/с деятельность среди колхозников, а/с разговоры, крестил местных жителей”; из обвинений: “…Во время службы в церкви верующим говорил, что всякая власть от Бога”. Отец Леонид вину не признал 68;
  • Л. В. Муравьеву был вынесен приговор – 10 лет исправительно-трудовых лагерей;
  • 31 марта 1938 года был этапирован в тюрьму в Кашире, затем был направлен в Мариинский исправительно-трудовой лагерь в Кемеровской области, где скончался 11 ноября 1941 года, будучи уже старым и больным человеком. В лагере сторожил огород 68.

17 августа 2004 года был канонизирован в чине священномучеников. Дни памяти – Собор новомучеников и исповедников Российских в первое воскресение, начиная от 25.01 (07.02), 11 ноября (день кончины).

Некоторые сведения о церковных старостах Крестовоздвиженской церкви села Марьинка

На основании Указа Святейшего Синода от 8 декабря 1878 года староста Крестовоздвиженской церкви села Марьинка Иван Башин за заслуги по духовному ведомству получил Благословение Святейшего Синода 70.

В 1893 году 71 на трехлетие церковным старостой в Марьинке был избран крестьянин Иван Кондратьевич Устинов, затем был переизбран в 1896 году на следующие три года 72. Известно, что в дальнейшем церковным старостой в Марьинке был брат Ивана, Алексей Кондратьевич Устинов, церковным старостой на трехлетие 1899 – 1902 он был избран еще в 1899 году 73; к дню рождения Его Императорского Величества в 1907 году наградили серебряной медалью “За усердие” на Аннинской ленте 74.

Крестовоздвиженский храм в селе Марьинка. Под колокольней. 28 июня 2024 года. Фотография Татьяны Залата.
Крестовоздвиженский храм в селе Марьинка. Под колокольней. 28 июня 2024 года. Фотография Татьяны Залата.

Что касается Ивана Кондратьевича Устинова, то в первые годы революции в его семье случился разлад: в 1918 его сын Федор (служил милиционером на Николаевской железной дороге) подал в Троице-Лобановский волостной сыд на раздел имущества, поскольку его отец Иван Кондратьевич не принимал сына в дом, а назначенное к отделению для сына имущество, определенное Иваном Кондратьевичем, Федора не устроило 75. Иван Кондратьевич объяснял свой выбор имущества для сына (как сыну показалось, недостаточного) тем, что сын восемь лет уже не жил дома 76. На момент рассмотрения дела в суде Иван Кондратьевич, судя по всему, умер 77.

На основании решения местного суда от 1 февраля 1918 года Федор был выделен из семьи, но в результате не получил никакого имущества. Еще в августе 1918 года, будучи в стесненных финансовых условиях, он продал кухню отцу. Пытаясь обжаловать в 1920 году решение суда в земельном отделе, Федор заявил, что жить с отцом нет никакой возможности, постоянно возникают ссоры и скандалы, отец выгоняет его из дома; Федор также заявил, что готов вернуть отцу деньги за кухню, аннулировав договор купли-продажи, но просит прорубить дверь в избу отца так, чтобы кухня перестала быть проходной 78. В обжаловании Федору, по сути, отказали, подчеркнув, что дело по существу было принято Троице-Лобановским волостным судом 79.

Список источников, примечания:
  1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1. Д. 9272. Ед. хр. 378.[]
  2. Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф. 1770. Оп. 2 т. 1. Д. 284. Л. 2.[]
  3. ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2 т. 1. Д. 284. Л. 2.[][]
  4. Имеется в виду приходской храм на погосте Заворин – Прим. Залата Т. К.[]
  5. ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2 т. 1. Д. 284. Л. 4.[]
  6. ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2 т. 1. Д. 284. Л. 5.[]
  7. Памятники архитектуры Московской области [Текст] : Каталог : В 2 т. / Авт. коллектив: Б. Л. Альтшуллер, М. В. Дьяконов, Г. К. Игнатьев [и др.] ; Под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской ; Упр. культуры Исполкома Мособлсовета, Всесоюз. произв. науч.-реставрац. комбинат М-ва культуры СССР. – Москва : Искусство, 1975. – С. 276.[][]
  8. Благовещенский, И. А. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии в алфавитном порядке исчисленных – Москва : тип. и лит. А.В. Кудрявцевой. Общ. люб. дух. просв., 1874. – С. 85.; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 882. Л. 25 об.[]
  9. ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2 т. 1. Д. 284. Л. л. 3 об. – 4.[]
  10. Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГА г. Москвы). Ф. 203. Оп. 747. Д. 350. Лл. 1213 – 1213 об.[]
  11. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 350. Лл. 1214 – 1222.[]
  12. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 317. Л. 843.[]
  13. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 607. Л. 266.[]
  14. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 621. Л. 181.[]
  15. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 627. Л. 272.[]
  16. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 462. Л. 1131 об.[]
  17. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 523. Л. 359; ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 533. Л. л. 1098 – 1100.[]
  18. Клировая ведомость ц. с. Марьинка Бронницкого уезда церкви Воздвижения Креста Господня. ГАТО. Ф. 1770. Оп. 1. Д. 242. Лл. 13 об. – 14.[]
  19. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 113. Л. 588.[]
  20. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1063. Л. 166.[]
  21. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1439. Л. 61.[]
  22. Филарет (Дроздов, В. М.). Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского : С прил. портрета / С предисл. и примеч. проф. И.Н. Корсунского и протопресвитера Моск. Большого усп. собора В.С. Маркова. Вып. 3-. Т. 2. — Москва : ред. “Душевнополез. чтения”, 1904. — С. 187.[]
  23. Филарет (Дроздов, В. М.). Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского : С прил. портрета / С предисл. и примеч. проф. И.Н. Корсунского и протопресвитера Моск. Большого усп. собора В.С. Маркова. Т. 1-. Т. 1 / 23. — Москва : ред. “Душевнополез. чтения”, 1903-1916, 1903. — С. 412.[]
  24. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 447.[]
  25. Благовещенский, И. А. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии в алфавитном порядке исчисленных – Москва : тип. и лит. А.В. Кудрявцевой. Общ. люб. дух. просв., 1874. – С. 85.[]
  26. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 882. Л. 25.[][][][][]
  27. Филарет (Дроздов, В. М.). Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского : С прил. портрета / С предисл. и примеч. проф. И.Н. Корсунского и протопресвитера Моск. Большого усп. собора В.С. Маркова. Т. 1-. Т. 1 / 23. — Москва : ред. “Душевнополез. чтения”, 1903. —. С. 527.[]
  28. Московские церковные ведомости. № 12. 1895. С. 119.[][][]
  29. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1505. Лл. 99, 108 об.[]
  30. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 952. Л. 88.[]
  31. Московские церковные ведомости. № 12. 1895. С. 119.; ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1827. Л. 330 об.[]
  32. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 952. Л. 87 об.[]
  33. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 21. 1876. С. 70.[]
  34. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 28. 1880. С. 81.[]
  35. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 17. 1890. С. 1.[]
  36. Московские церковные ведомости. № 32. 1895. С. 305.[][]
  37. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 52. 1895. С. 1.[]
  38. Московские церковные ведомости. 1896. № 3. С. 8.[][]
  39. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 16/17. 1902. С. 33.[]
  40. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 480. Д. 26.[]
  41. Московские церковные ведомости. № 21. 1903. С. 1.[]
  42. Исторический очерк по истории усадеб Бронницкого уезда. (Марьинка, Покровское, Троицкое-Лобаново, Авдотьино, Никоновское, Николо-Гнилуши, Спас-Михнево, Покровское-Буняково, Шубино, Ганусово, Воскресенское, Вишняково, Ильинское, Кривцы, Марково, Денежниково, Ширяево. Л. 2. Номер в Госкаталоге: 18124911, номер по КП (ГИК): ГНИМА ОФ-1836/912, инвентарный номер: Арх.-3236/2, фондодержатель: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры “Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева”.[]
  43. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. 1909. № 19/20. С. 130.[]
  44. Имеются в виду теплые приделы – Прим. Залата Т. К.[]
  45. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 882. Л. 25 об.[][][][][][][]
  46. Протоколы реставрационных заседаний Императорской Археологической комиссии за 2-ю половину 1912 года // Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 48-й (Вопросы реставрации, выпуск 11). – Санкт-Петербург, 1913. – С. 4.[]
  47. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 305. Л. л. 121, 125, 178, 178 об.[]
  48. ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 5. Д. 12. Л. 58.[]
  49. Отчет о состоянии церковных школ Московской епархии за [1889-90, 1890-91 гг.]: [1889-90, 1890-91 учебный год]. – [1891-1892]. – С. 36.[]
  50. За четверть века. 1884-1909 : К истории церк.-приход. шк. Моск. епархии / Моск. Кирилло-Мефодиевск. братство. – Москва : Моск. епарх. училищный совет, 1910. – С. 418.[][]
  51. Отчет о состоянии церковных школ Московской епархии за [1889-90, 1890-91 гг.]: [1889-90, 1890-91 учебный год]. – [1891-1892]. – С. 37.[][]
  52. Отчет о состоянии церковных школ Московской епархии за 1901-1902 учеб. год: 1901-1902 учебный год. – Москва : Типо-литогр. И. Ефимова, 1903. – C. 13.[]
  53. Отчет о состоянии церковных школ Московской епархии за 1901-1902 учеб. год: 1901-1902 учебный год. – Москва : Типо-литогр. И. Ефимова, 1903. – C. 9.[]
  54. Памятная книжка Московской губернии на 1899 год. – Москва : Моск. столичный и губ. стат. ком., 1899. – С. 78.[]
  55. ЦГАМО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 1. Л. 161 об.[]
  56. ЦГА г. Москвы. Ф.229. Оп. 4. Д. 2486. Л. 1 об.[]
  57. ЦГА г. Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1976. Л. 57.[]
  58. ЦГА г. Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1976. Л. 56.[]
  59. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1958. Л. л. 21 об. – 22.[]
  60. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1981. Л. 150 об.[]
  61. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 4607. Л. л. 114 – 115 об.[]
  62. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3791. Л. 112 об.[]
  63. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 18. 1902. С. 36.[]
  64. Церковные ведомости. № 19/201910. С. 200.[]
  65. Церковные ведомости. № 18/19. 1914. С. 194.[]
  66. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 3/4. 1917. С. 17.[]
  67. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 11. Д. 220. Л. 73.[][]
  68. Муравьев Леонид Владимирович – ПСТГУ. Факультет ИПМ [Электронный ресурс]. URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuAsy0UcimZcW09dOuhe8EUUeiUd8WgeC0iceXb**, режим доступа: свободный. Дата обращения: 14.03.2025.[][][][][][]
  69. антисоветская. – Прим. Залата Т. К.[]
  70. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 6. 1879. С. 1.[]
  71. Московские церковные ведомости. № 13. 1893. С. 42.[]
  72. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. 1896. № 45. С. 113.[]
  73. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 46. 1899. С. 402.[]
  74. Церковные ведомости. № 35. 1907. С. 315.[]
  75. ЦГАМО. Ф. 4997. Оп. 1. Д. 533. Л. л. 1, 1 об., 2. []
  76. ЦГАМО. Ф. 4997. Оп. 1. Д. 533. Л. 2 об. []
  77. ЦГАМО. Ф. 4997. Оп. 1. Д. 533. Л. 3 об.[]
  78. ЦГАМО. Ф. 4997. Оп. 1. Д. 533. Л. 1 об.[]
  79. ЦГАМО. Ф. 4997. Оп. 1. Д. 533. Л. 5.[]