В статье “Коломна в 1578 году (По современной рукописи)” (“Московские епархиальные ведомости”, 1869, N 26) отражена информация из Подлинной приправочной книги по городу Коломне от 1578 года. Благодаря этим сведениям можно получить представление о том, каким был город во времена Ивана Грозного и ранее, о Коломенском кремле, о ценностях и святынях в городских храмах и монастырях, о книжном фонде тогдашних коломенских библиотек. Особенно интересны сведения о храмах и монастырях Коломны, существование многих из которых сегодня известно не всем. Статья приводится далее.
В московском архиве Министерства Юстиции хранится подлинная опись церковному и казенному имению в городе Коломне, сделанная по повелению царя Иоанна Васильевича в 1578 году ((Подлинная приправочная книга по г. Коломне № 200 7086 года.)). Этой рукописью мы имели случаи пользоваться. Она интересна и по своей древности и по той полноте, с которою описан г. Коломна.
Конечно, интерес ее более местный, но, думаем, и всякому не лишнее знать, в каком, наприм[ер], состоянии находилось в те времена наше церковное зодчество, как украшались наши храмы, какие книги были в употреблении у наших предков. На последнее мы обращаем особенное внимание, так как типография в то время была только что заведена, и Коломна печатных книг еще не имела.
Ныне уездный город Московской губернии, Коломна в 1378 году была одним из лучших городов Русского царства — ее крепость, ныне развалившаяся, в то время была еще крепка, так что могла защищать самую Москву от татарских набегов; в ней был дворец для царских приездов, жили архиереи, было несколько монастырей и церквей. В 12-м веке независимая с своими князьями, Коломна в 1307-м г. утверждена за Москвою московским князем Георгием Данииловичем ((Карамз[ин]. т. IV, прим. 21.)). Город при слиянии двух больших рек на самой границе Московского княжества не мог не обращать на себя внимание московских князей, и они сделали все, что можно было сделать для его возвышения вскоре по присоединении к Москве (в 1353 г.). Здесь учреждена, по воле их, особая епархии под именем Коломенской, потом явилась и крепость.
Коломенская крепость, как известно, построена великим князем Василием Иоанновичем в 1525 — 1531 г. ((Карамз[ин], т. VII пр. 364.)) В 1578 г. она была еще тверда и была снабжена всеми крепостными принадлежностями, имела банши, ворота, стрельни, пушки, пищали, ядра, зелие (порох) и пушкарей. Из крепости с Государева двора был “тайник (тайный проход) на Москву реку”.
Читайте также:
Соборный храм в Коломне во имя Успения Пресвятыя Богородицы был богато украшен, ризница богата даже и по нашему времени.
“В церкве образы Деисус стоячей” — так начинается описание церковной утвари. Деисусом в древности иногда назывался весь предалтарный иконостас, иногда одна икона Спасителя с предстоящими —Богородицею и Предтечею. Здесь нужно разуметь весь иконостас, так как далее следует описание всех икон, находящихся в Деисусе: “одиннадцать образов набело, а девять образов обложены серебром”, как сами иконы, так и все украшения на них описаны до малейших подробностей. Не желая утомлять внимание читателей, укажем для примера на описание одной только местной иконы Успения Пресвятыя Богородицы:
“Внизу на правой стороне царских дверей икона большая праздник Успения Пресвятыя Богородицы в киоте, обложен серебром, басмы вытиснутые (узоры) золочены, а на той же иконе у Спасова образа венец сканой (узор в виде сетки) золочен, да пять гривен (ожерелье или цепь) серебряных, да семь золотых малых, а восьмой прибыльной; да у Пречистыя Богородицы два золотых, да венец серебрен басмен золочен, да две гривны витых золочены, две гривны плоских серебряных золоченых да гривна витая, да тридесять две золочены, а третья не золочена, да пелена ((Нужно заметить, что пелены привешивались ко всем местным иконам и во всех храмах.)) камка ((кайма – Прим. Stupinsky.ru.)) зелена (шелковая ткань в роде нынешняго штофа), а на ней шиты крест с плащами (дробницами или бляхами) серебряными золочены, а около пелены опушка тафта багрова, а на ней сажена дробница с плащики и с жемчужном, а по обе стороны у пелены обложено камкою адомашкою (шелковая ткань из города Дамаска), шолк черивчат (красный) да желт”.
Также подробно описаны и другие иконы и вообще все церковное имущество. Из других икон более замечательны и особенно украшены Пречистыя Богородицы Донская и Умиление. Икона Донская украшена “Владыкою Коломенским Давидом”; икона сие была с Димитрием Донским на Куликовом поле в битве с Мамаем, пред нею же усердно молился царь Иоанн Васильевич, отправляясь в поход под Казань ((Истор[ия] Карамз[ина] т. VIII стр. 156.)).
Напрестольных Евангелий было в соборе два: одно “апракос в десть нахорате”, другое “тетр в десть на бумаге” ((Апракос—недельный. Так назывались в древности Евангелие и Апостол, расположенные по порядку дневных церковных чтений, начиная с недели Пасхи, расположенные по обыкновенному порядку Евангелистов и Апостольских посланий назывались тетр. На хорате — на пергамене, отсюда харатейный, пергаменный)); крестов было несколько и все серебряные, в числе их был “крест выносной, что на выход ходят, да крест Леонтьевской обложен с мощьми”; сосуды служебные были серебряные вызолоченые, один из потиров был “сердоличен, а около него чаша серебрена золочена, и в том потире камень сердолик изломан, а сказывает изломан тогды, когды тати ((воры – Прим. Stupinsky.ru.)) церковь пречистую сборную крали”; были в соборе и части святых мощей “зуб Иоанна Предтечи, да ребро Стефана Саваита”; из редкостей можно указать только на “образ камень аспид багров, а на нем распятие Христово, а назади Никола Чудотворец со архангелы, серебром обложен”; между водосвятными чашами и блюдами упоминается “лохань большая, да капдее булатна (ендова стальная)”. Церковная библиотека помещалась “в дву сундукех”.
Здесь, кроме Евангелий и Апостолов и других богослужебных книг, хранились:
“Два соборника Никоновских, две книги о Латынях, две книги Григорие Богослова, Маргарит, Лествица, Ефрем, Иева праведного, Апокалипсис, Соборник торжествеиной, Пролог, Шестодневец, Дорофей, два соборника о страстех, книга Василья Великого, книга (вероятно, службы) новых чудотворцев, Трефолой Леонтьевская, четыре книги на год Пролог, книга святительское поставление, да тетради церковныя, да двои тетради освящение, да тетради Марьи Египетские, да Сенаник (Синодик), что на соборе кличут тут же, да книги, что Владыко Иосиф дал из кельи в соборную церковь, Евангелие толковое, да соборник о мытари и Фарисеи, да тетрадки в кожице четверть покаяние скицкого, да четыредесять тетрадей преподобнические слова, да книжка Новое Уложение, да книга прибыльная Владыки Саватья ((Писатель истории Российской иерархии сомневается в существовании Савватия на архиерейской кафедре города Коломны. В означенной рукописи он дважды упоминается, как вкладчик. Это достаточно говорит о лице его. Смотри Ист[орию] Рос[сийской] Иерар[хии] ч. 1, стр. 245.)), Зерцало”.
Церковная казна состояла из “денег прежних Владык: Владычных Федосеевских пятьдесят девять рублей, да Варламовских сто девяносто рублей, да прусских протопопа с братиею их половины, что взято за село за Пруссы триста сорок семь рублев”.
В соборной ризнице многие из облачений священнических шиты по бархату золотом и серебром, у некоторых оплечья и кресты унизаны жемчугом; из облачений архиерейских особенно замечательна “шапка служебная”, отделанная золотом и серебром, украшенная драгоценными камнями, с словами, вынизанными жемчугом: “Господи призри с небеси и виждь”. Некоторые из драгоценностей “изгибли в церковную татьбу, коли тати Пречистую покрали”. Здесь же находились и все принадлежности архиерейского служения: панагии, посохи, стулья, подушки, ковры и орлецы; для ставлеников были ризы холщевые. При соборной церкви Успения был придел Великомученика Димитрия, да два придела “на палатех” (т. е. в верхнем церковном ярусе — на хорах) Леонтия Ростовского и Великомученика Никиты. В придельных церквах не было того богатства, какое было в самом соборе — одежды на сих престолах были крашенные, сосуды служебные оловянные. Была при соборе и колокольня, она помещалась
“у Николы Чудотворца у Зарасского за алтарем; на колокольнице колокол благовестный большой, да пять колоколов, да часы боевые большие с перечасьем, а на часах два колокола перебойных, а у часов цка, а на цке круг, а мимогрядущие числы указывает рукою, а часы на взрубе”.
Близ собора находился “двор Государи Царя и Великого Князя”. Дворец в Коломне, конечно, существовал для царских приездов; в нем жил Иоанн ((Имеется в виду царь Иван IV Васильевич (Грозный) – Прим. Stupinsky.ru.)) около 4-х месяцев еще в юных годах— летом 1546 года ((Истор[ия]. Карамз[ин]. т. VIII. Пр. 144.)); но в последнее время (около 1578 г.), как видно, Царь редко бывал в нем ((Быть может, причиною сего было то, что коломенцы в 1568 году (за 10-ть лет пред сим), обвиненные царскими опричниками в бунте, до того прогневали Цари, что их велено было мучить и топить в реке. Карамз[ин]. т. IX. стр 112.)), так что многое в нем уже обветшало и развалилось; да притом же он был слишком мал и тесен; весь Государев двор, со всеми постройками на нем занимал в длину 18 саж[ен], а поперек 40 сажен. На государевом дворе находилась церковь Воскресения Господня каменная, соединенная с дворцом крытыми переходами. Иконы в этом храме были богато украшены, в ризнице много драгоценностей, при нем был придел — собор Пресв[ятой] Богородицы. “Да за Государевыми хоромы храм верх Апостол Петра и Павла” с приделами преподоб. Сергия и Иоанна Златоуста; во всех этих церквах “образы – поставление Государя Царя и Великого князя Ивана Васильевича”. Нет сомнения, что и самый придел Иоанна Златоуста устроен Иоанном Васильевичем, так как тезоименитство его было в день св. Иоанна Златоуста. При дворце были дворы конюшенный и житенный, была и палатка, “а в ней три котлы пивных медены”. Неподалеку от собора находился и “дом Владыки Коломенского. Среди двора палаты каменны, да церковных, соборных и ружных и приходных пять- надесять дворов”. Дом Владык Коломенских назывался архиерейским до 1799 года; в этом году Коломенская епархия уничтожена, после закрытия кафедры в пустой архиерейский дом переведен Голутвин монастырь, отчего бывший архиерейский дом ныне называется монастырем Ново-Голутвиным ((Церков. иерар. ч. 3. стр. 739.)). Внутри города (т. е. в самых городских стенах) было два монастыря — один Пречистыя Убрусеные, в котором церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы каменная; другой — девичий св. Жен Мироносиц, где церковь была деревянная, ветхая, без кровли, стояла без пения, не имея даже образов и книг.
Успенский монастырь, ныне девичий, в рукописи девичим не назван. В перечне книг его встречаются: “две книги чети Златоуст, да бытия, да тетрати погребение священническое”.
На посаде за торгом находился монастырь “Преображение Спасово”. Главная церковь в нем во имя Преображения Господня была каменная холодная — с приделом обретения главы Иоанна Предтечи. Из икон особенно богато были украшены здесь местная Преображение, Живоначальныя Троицы и Василия Кесарийского; между иконами, украшавшими храм, была одна под названием “Недреманно око”. В ризнице хранились панагии, кресты, сосуды серебряные и оловянные, ризы полотняные и крашенинные и “два сосудца железо немецкое, а живут в них дары запасные”. Кроме Преображенской холодной была еще здесь церковь теплая — Происхождения Честного Креста с приделом Кирилла Белозерского.
“Да в монастыре же колокольница поставлена рубленая, колокол большой благовестник, дания Андрея Шерефедонова, да двои колокола зазвонные, да часы большие боевые, дал их к Спасу Владыко Давыд Коломенский и Каширский”.
В числе вкладчиков монастыря упоминаются еще архимандрит Иона, старец Варлаам Юшин, Карп Жеребятичев, Иван и Михаил Шерефидиновы. За Москвой рекой был и тогда, существующий до ныне, монастырь Бобренев с каменною церковью Рождества Пречистыя Богородицы. Здесь местная праздничная икона украшена “Микифором Юрьевым сыном Петровым, а свеча перед нею Великого князя”. Кроме Богородицерождественской была еще церковь “Вход Ерусалима, да трапеза каменны, да на церкви двои колокола, да в монастыреж келья игуменская, да одинадцать колей пустых, а ворота святыя обводится, городьба была в заметь погнила обводилась, да у монастыря двор конюшенный”.
На берегу Оки, при устьях Москвы реки, находился, основанный по благословению преподобного Сергия, монастырь Голутвин. Здесь было две церкви и обе каменные: главная – “Богоявления Господа нашего Иисуса Христа”, а другая – “Сергий Чудотворец с трапезою”. В храме Богоявления местная храмовая икона украшена “Владыкою Савватием, а свеча перед нею Великого Князя”. Между местными иконами была икона “Страшный суд”. “Двери царские поставление Владыки Федосия”. В ризнице замечательны:
“Крест Сергия чудотворца положенья, да два креста сложены вместе, а в них мощи Игнатия Богоносца, ризы Сергия чудотворца камка бела куфтер (шелкова ткань—гладкая без узоров) ветха, оплечья шиты золотом и серебром на атласе” ((В Голутвинском монастыре до сего времени хранится игуменский посох преподобного Сергия, оставленный Сергием при основании монастыря (Церк иер. част. 3. стр. 739). Неизвестно, почему здесь не упомянуто о нем.)). В числе вкладчиков упоминаются старцы Исаия и Варсонофий, пономарь Иосиф, да старица Евпраксия. Библиотека Голутвина монастыря особенно была велика; в ней кроме книг богослужебных и всех бывших в соборной библиотеке, имелись еще книги:
“Владыки Никона слова выборныя, Исаака Сирина, книга Осаф, Зерцало, Криница, Паринис, Феодосий, правило Никоновское, книга Собор, книжка в четвертку на бумаге, а в ней Иоаннова служба, да правило поповское”.
Приходских церквей, кроме ружной Николая чудотворца Зарайского, что при соборе “под колоколы”, было в Коломне двадцать четыре, все они были деревянныя; из них только в одиннадцати отправлялось богослужение, а прочие оставались без службы, или, выражаясь по-старинному, “стояли без пения”. Представляем здесь их перечень, не входя в подробное описание их утвари.
Церкви, в которых совершалось богослужение:
- Иоанна Богослова;
- Царя Константина и матери его Елены;
- Алексея чудотворца;
- Мученицы Параскевы;
- Живоначальной Троицы с теплым храмом Рождества Пречистыя;
- За рекою Коломенкою св. страстотерпцев Бориса и Глеба;
- Рождества Христова;
- Николая чудотворца Мокрого;
- Христова мученика Никиты;
- Мученицы Екатерины, поставление князя Михаила Кубенского;
- Собор Архангела Михаила, другой храм Чудо Архангела же Михаила.
Церкви без службы:
- Воздвижения честного креста с приделом Флора и Лавра;
- Петра Чудотворца;
- Илии пророка;
- Страстотерпца Георгия;
- Верховных Апостолов Петра и Павла, да другой храм Рождество Иоанна Предтечи, а прежь сего был монастырь;
- Успения Пресвятыя Богородицы;
- Христовой мученицы Варвары;
- Алексея человека Божия;
- Благовещения Пресвятыя Богородицы, да другой храм Вознесение Господа нашего Иисуса Христа;
- Мученицы Параскевы;
- За прудим за рекою Коломенкою — Введения Пречистыя Богородицы, в ней церковное строение было Государево;
- Димитрия Солунского;
- Василия Кесарийского.
Названия некоторых церквей удержаны и нынешними коломенскими церквами, о существовании других, быть может, немногие знают в Коломне. Описание улиц и торговых рядов мы оставляем, так как особенного интереса это не представляет; скажем только несколько слов о податях, которые несли городские жители. По уставной грамоте царя Иоанна Васильевича 7064 (1660) года коломенцы “оброку имати в государеву казну на год с двора по 12 алтын, да пошлин с двора по 2 алтына; а платили они тот оброк на два срока в году: на Рождество Христово, да на Петров день”. Во всех торговых рядах в Коломне было 379 лавок, да 4 прилавка “а оброку с них имати в государеву казну 23 рубли и 10 алтын и 2 деньги”. О налогах на духовенство в рукописи не упоминается.
Св. В. Руднев.
Администратор “История Ступино и Коломны | Stupinsky.ru”
admin@stupinsky.ru