Часть Коломенского кремля и Маринкина башня в городе Коломне (Московской губернии). Рис. И. Суслов, гравер М. Рашевский. Журнал "Нива", 1886. - N.6. - С. 165.

Коломна в журнале “Нива”, 1886 год: еще одна гравюра Коломенского кремля

Коломна в журнале “Нива”, 1886: в шестом номере иллюстрированного журнала “Нива” за 1886 год была опубликована гравюра Коломенского кремля авторства И. Суслова и небольшая статья к ней.

Учитывая развлекательный характер издания, на точность и научную ценность гравюры и статьи о Коломне (как и других изображений из “Нивы”) рассчитывать не приходится, хотя, тем не менее это все равно еще один приятный артефакт-привет из прошлого. В продолжение уже поднятой темы с рисунками Коломны из старинных журналов.

Коломна в журнале “Нива”, 1886 год

Печатается по: Нива, 1886. – N 6. С. с. 165, 167. Выделения текста авторские.

Часть Коломенского кремля и Маринкина башня в городе Коломне (Московской губернии). Рис. И. Суслов, гравер М. Рашевский. Журнал "Нива", 1886. - N.6. - С. 165.
Часть Коломенского кремля и Маринкина башня в городе Коломне (Московской губернии). Рис. И. Суслов, гравер М. Рашевский. Журнал “Нива”, 1886. – N.6. – С. 165.

Коломенский кремль и Маринкина башня

Город Коломна (в 100 верстах от Москвы) название свое получил, как некоторые производят, от слова “коло”, так как в глубокой древности у славян-руссов и сарматов этим словом выражалось “округ”. Возникла Коломна при князе моск[овском] Данииле Александровиче (1296 – 1338 г.). При в[еликом] к[нязе] Василии Ивановиче на Коломну было обращено особое внимание как на пункт защиты и оплот Москвы; с этой целью в 1525 г. по велению в[еликого] к[нязя] Василия Ивановича были заложены каменные стены Кремля взамен существовавшего дотоле деревянного, и окончены постройкою в 1530 г. ((Считается, что в 1531 году. – Прим. Залата Т. К.)). Остатки его изображены на нашем рисунке. Кремль имел форму неправильного многоугольника, как и все наши древние крепости, или “детинцы”, 980 саж[еней] в длину и 815 саж[еней] в ширину; стены его были вышиною в 8 с лишком саж[еней] и толщиною почти 2 саж[ени] с 14 башнями или бойницами. Кремль имел несколько въездных башен-ворот, из которых – Городовая, Спасская, Пятницкая, Богоявленская и Косая были главными. Башни эти были украшены фигурами и рельефными изображениями священного содержания. В самом Кремле находятся древние соборные храмы: Воскресения, в котором совершился брак Дмитрия Донского; Успения Богородицы, сооруженный Дмитрием Донским по возвращении его со славной Куликовской битвы; в этом храме Иоанн III поставил хоругвь при посещении им города Коломны, а Иоанн IV, идя на Казань, молился перед иконою, которая была во время великого боя на Куликовом поле. Петр I и Екатерина II также посещали древний храм.

Много пришлось испытать в годы лихолетья жителям Коломны. Здесь, на полях Коломенских и под самыми стенами города, были отчаянные схватки с поляками, литовцами, с самозванцами; с крымскими и ногайскими татарами и, наконец, в 1812 году Коломне еще раз суждено было защищаться против войск Наполеона I ((sic! – Залата Т. К.)).

При въезде в Коломну по так называемому Шубинскому тракту вправо видны еще доселе следы бывших земляных укреплений – это село Городище, – некогда крепость. Неподалеку отсюда старожилы указывают место, где стоял дом, в котором жила Марина Мнишек. Разорив Коломну, Марина и Заруцкий выбрали это загородье, устроили засады и выстроили острог или деревянную крепость. На нашем рисунке изображена одна из башен Коломенского кремля, в которой была заключена и умерла Марина Мнишек, присланная сначала в Москву князем Одоевским, взявшим ее в плен; она была отправлена в Коломну вместе с мужем ее Заруцким и сыном Ивашкою. Здесь покончила свои дни эта “колдунья и обаянница”, как называли ее в то время.

К вопросу о достоверности иллюстраций из журнала “Нива”

Если сравнивать рисунок прясла стены Коломенского кремля между Маринкиной и Грановитой башнями из “Нивы” (1886) и рисунок того же прясла из “Всемирной иллюстрации” (1872), то неоспоримое достоинство имеет “Всемирная иллюстрация”, поскольку рисунки в этом издании были срисованы с реальных фотографических карточек и с фотографической же точностью передают виды Коломны тех лет.

Иллюстрация же из “Нивы” выглядит даже несколько инородно в этом отношении, поскольку имеет ряд несоответствий и имеет, скорее, характер художественного вымысла, нежели чем достоверный (здесь вопрос к оценке достоверности иллюстраций из “Нивы” как исторических источников, как, впрочем, и любого другого иллюстрированного журнала). Возможно, художник рисовал по памяти, а может, и умышленно допустил несоответствия.

Прясло стены Коломенского кремля между Маринкиной и Грановитой башнями: наверху - "Всемирная иллюстрация" (1872), срисовано с фотографии, внизу - журнал "Нива" (1886). Найдите десять отличий :-)
Прясло стены Коломенского кремля между Маринкиной и Грановитой башнями: наверху – “Всемирная иллюстрация” (1872), срисовано с фотографии, внизу – журнал “Нива” (1886). Найдите десять отличий 🙂

Даже несмотря на то, что ракурсы кремлевской стены в этих двух изображениях разные, сразу бросается в глаза разное число граней Круглой (Наугольной, Маринкиной) башни: на “эталонном” рисунке из “Всемирной иллюстрации” граней у башни явно больше. А бойницы в башне меньше размером.

Прясло стены Коломенского кремля между Маринкиной и Грановитой башнями: наверху - "Всемирная иллюстрация" (1872), срисовано с фотографии, внизу - журнал "Нива" (1886). Различается число граней в Маринкиной башне и размер окон.
Прясло стены Коломенского кремля между Маринкиной и Грановитой башнями: наверху – “Всемирная иллюстрация” (1872), срисовано с фотографии, внизу – журнал “Нива” (1886). Различается число граней в Маринкиной башне и размер окон.

Еще один недочет, заслуживающий внимания: Грановитая башня. Судя по всему, это она изображена на иллюстрации “Нивы” ближе к правому краю рисунка. Только живописец сделал ее более тонкой и изящной, нежели чем она есть на самом деле. И за Грановитой башней на рисунке “Нивы” кремлевская стена будто бы далее продолжается прямо, хотя в действительности стены далее почти нет (осталась незначительная ее часть), да и сама крепостная стена в этом месте меняет направление.

Прясло стены Коломенского кремля между Маринкиной и Грановитой башнями: наверху - "Всемирная иллюстрация" (1872), срисовано с фотографии, внизу - журнал "Нива" (1886). Грановитая башня Коломенского кремля на самом деле выглядит толще и имеет иной верх, нежели на иллюстрации из "Нивы".
Прясло стены Коломенского кремля между Маринкиной и Грановитой башнями: наверху – “Всемирная иллюстрация” (1872), срисовано с фотографии, внизу – журнал “Нива” (1886). Грановитая башня Коломенского кремля на самом деле выглядит толще и имеет иной верх, нежели на иллюстрации из “Нивы”.

Ну и, конечно, дома под кремлевской стеной. Четко видно, как сильно различается плотность застройки на этих двух рисунках. Возможно, живописец изобразил более раннее время, судя по тому, как одеты горожане на его картине, когда вид по стеной мог быть совсем иным.

Поделиться:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
Необязательное поле
Правила размещения комментариев и общения
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий!x
Прокрутить вверх