Отдел рукописей Российской Государственной Библиотеки. Ф.579 Собрание рукописных книг Братства Петра митрополита. №66. Синодик [Предтечевской церкви с. Городища Коломенской округи?]: [лицевая].
Отдел рукописей Российской Государственной Библиотеки. Ф.579 Собрание рукописных книг Братства Петра митрополита. №66. Синодик [Предтечевской церкви с. Городища Коломенской округи?]: [лицевая].

Коломенские иконописцы

Об иконописцах Коломны XVI – начала XIX веков, образцах коломенской иконописи, и о том, какую аттестацию проходили иконописцы Коломенской епархии в XVIII веке.

Иконописцы Коломны XVI века

Одно из первых письменных упоминаний об иконописцах Коломны содержится в Писцовой книге Коломны и Коломенского уезда 1577 – 1578 года.

Согласно Писцовой книге 1577 – 1578 гг. в Коломне на посаде по правую сторону от церкви Норовской иконы Божией матери располагался торг, на торгу также был представлен иконный ряд (8 лавок), из них 1,5 лавки за дьяконом, лавка басника, 1/4 лавки басника и 2 лавки гостей (то есть неколоменских торговцев) 1.

Так, мы видим имена Афонасьева (Офонасьева) Климки, Ерофеева Дмитрия (Митя), Козьмина Петра (Кузьмин), также Попова Петра Кузьмина.

Афонасьев (Офонасьев) Климка – торговец иконного ряда в Коломне:

“В Ыконном ряду… л[авка] Климка Офонасьева, живет в городе на татарском дворе…” 2..

Дмитрий Ерофеев (“Митя”) (уп. 1577/1578) – человек коломенского епископа, иконописец, торговал в Иконном ряду:

“В городе же дворы владычных бояр… и всяких людей: … д[вор] Митин иконника” 3. “В Ыконном ряду: … четь лавки Дмитрея Ерофеева, живет за владыкою” 3.

Попов Петр Козьмин (уп. 1577/1578) – человек коломенского епископа, торговал в Иконном ряду Коломны.

“В городе же дворы владычных бояр… и всяких людей: двор иконника Петруши Кузьмина сына” 4. “В Ыконном ряду… л[авка] Петра Кузьмина сына Попова, живет в городе за владыкою” 5.

Синодики XVII – XIX вв. как образцы коломенской иконописи

Для начала следует разобраться с тем, что такое Синодик.

Синодик (также помянник или поминальник) – список или книга с перечислением имен умерших для поминовения во время богослужения или в частной молитве. Также в синодиках в качестве дополнения могли приводиться поучительные книги, повествующие о загробном бытие души, и напоминающие такие образом о том, что человек смертен, что важно каяться, вести праведную жизнь и т. д. Поэтому синодики можно считать и литературными, и художественными памятниками одновременно, потому что синодики (вернее, дополнения к ним) часто были иллюстрированными.

Поскольку Синодик – это не икона, и приводимые в нем изображения носят, скорее иллюстративный характер, нельзя не отметить желание автора следовать иконописным канонам. Поэтому в контексте знакомства с историей коломенского иконописания, полагаем, допустимо использовать синодики как достаточно достоверные образцы.

К сожалению, авторы синодиков анонимны, и их имена, как и то, откуда, собственно, эти авторы (из Коломны ли), остается загадкой.

Но остается мало сомнений, что иллюстрации в коломенских Синодиках, по крайней мере, XVIII века, принадлежат авторству неколоменских авторов. Город Коломна – центр обширной Коломенской епархии, в Коломне был Архиерейский дом и штат служителей при нем, среди которых были иконописцы и мастера по иконостасным работам, и живописцы, поэтому очевидно, что для составления, по крайней мере, коломенских синодиков, не было нужды привлекать посторонних мастеров.

Поэтому в качестве примеров работы коломенских иконописцев и живописцев мы считаем допустимым рассмотреть несколько иллюстрированных Синодиков (иллюстрации касаются прилагаемых к ним книг).

В этом смысле интересен Синодик Предтечевской церкви села Городищи Коломенского уезда (составлен в последней четверти XVII в.). Он изобилует цветными иллюстрациями.

Отдел рукописей РГБ. Ф.579 №66. Синодик [Предтечевской церкви с. Городища Коломенской округи?]: [лицевая].
Отдел рукописей РГБ. Ф.579 №66. Синодик [Предтечевской церкви с. Городища Коломенской округи?]: [лицевая].
Отдел рукописей РГБ. Ф.579 Собрание рукописных книг Братства Петра митрополита. №66. Синодик [Предтечевской церкви с. Городища Коломенской округи?]: [лицевая].
Отдел рукописей РГБ. Ф.579 Собрание рукописных книг Братства Петра митрополита. №66. Синодик [Предтечевской церкви с. Городища Коломенской округи?]: [лицевая].
Отдел рукописей Российской Государственной Библиотеки. Ф.579 Собрание рукописных книг Братства Петра митрополита. №66. Синодик [Предтечевской церкви с. Городища Коломенской округи?]: [лицевая].
Отдел рукописей Российской Государственной Библиотеки. Ф.579 Собрание рукописных книг Братства Петра митрополита. №66. Синодик [Предтечевской церкви с. Городища Коломенской округи?]: [лицевая].

Интересно то, что в Синодике сделана следующая надпись:

“Сия богодухновенная книга, нарицаемая Цветник, Явлана 6 Феодорыча. А писал ее священник Предтеченской Аким” 7.

Еще один иллюстрированный коломенский Синодик – более поздний Лицевой Синодик Коломенского Успенского собора (XVIII в.). Данный Синодик выполнен не в цвете, но, тем не менее, искусно выписанные образы и пейзажи, включая панорамы городов, а также орнаменты, поражают филигранностью мастерства, с которым они выполнены, прописанностью деталей, а также своей выразительностью.

ОР РГБ. Ф.579. N 67. Синодик Коломенского Успенского кафедрального Собора : лицевой.
ОР РГБ. Ф.579. N 67. Синодик Коломенского Успенского кафедрального Собора : лицевой.
Отдел рукописей РГБ. Ф.579 №67. Синодик Коломенского Успенского кафедрального Собора : лицевой. Л. 29. Св. Иоанн Златоуст.
Отдел рукописей РГБ. Ф.579 №67. Синодик Коломенского Успенского кафедрального Собора : лицевой. Л. 29. Св. Иоанн Златоуст.

Как в Коломне в XVIII веке аттестовывали иконописцев

26 июля 1759 года вышел указ Святейшего Синода, установивший довольно жесткий надзор за иконописанием:

“Во все губернии и провинции, а из оных в города подтвердить из Сената указами, чтобы нигде неискусно-писанных икон не было, и впредь таким неискусным письмом тех икон отнюдь бы не пис али и не продавали; и для того к смотрению выбрать <…> лучших мастеров и велеть им над такими художниками накрепко надсматривать, и неискусною работою икон писать не допускать, а кто где выбран будет, о том в Правительствующий Сенат рапортовать; а сверх того свидетельствование в искусстве таких мастеров и писание святых икон в каждом месте первому из духовного чина чтоб от Святейшего Синода поручено было” 8.

В 1767 году Коломенская консистория (как центр Коломенской епархии, куда относилась Тула) предписала Тульскому духовному правлению:

“Сколько в ведомстве оного правления находится всякого чина живописцов и протчих иконных художников, оных непременно чрез два месяца для освидетельствования в их художествах с имянными реестры послать в оную духовную консисторию, а без того оных до изображения икон отнюдь никого ни под каковым видом не допускать, опасаясь за слабое смотрение неотменного по указом штрафования” 9.”

По этому указу для освидетельствования иконописного мастерства высланы были из Тулы въ Коломну пять художников, а именно 10:

  1. церкви св. Живоначальныя Троицы г. Тулы диакон Ефим Кондратов;
  2. той ж церкви дьячок Петр Григорьев;
  3. тульский оружейник Григорий Иванов Белоусов;
  4. тульский оружейник Федор Федоров Рудаков;
  5. “живописец” Федор Федоров Медведев.

В списке значились еще люди “иконного художества” 11:

  1. бывшего иерея Рождественского храма, что в Чулковой слободе Ивана Федорова сын Никита;
  2. тульские купцы живописцы: Иван Григорьев Татаринов, Петр Иванов Попов, Федор Юдин Орехов;
  3. “иконного художества” записной раскольник (тульский купец) Иларион Тимофеев Сорокин;
  4. ученик его Иван Алексеев Грибанов;
  5. Аким Иванов Морозов;
  6. Акинфий Лукьянов Вешников (также Свечников, тоже — ученик Сорокина);
  7. Дмитрий Максимов Танаев;
  8. Дмитрий Иванов Попов;
  9. Елисей Яковлев Раев;
  10. записной раскольник Ефим Пименов Деев;
  11. Иван Миронов Пастухов.

Четверых из пяти тульских иконописцев по приказанию преосвященного Феодосия отпустили назад в Тулу с тем, чтобы каждый из них написал по образу, подписав на доске свое имя, и отдал бы этот образец своей работы в Тульское духовное правление для пересылки в Коломенскую духовную консисторию.

Отдел рукописей РГБ. Ф.579 №66. Синодик [Предтечевской церкви с. Городища Коломенской округи?]: [лицевая]. Преподобный Макарий.
Отдел рукописей РГБ. Ф.579 №66. Синодик [Предтечевской церкви с. Городища Коломенской округи?]: [лицевая]. Преподобный Макарий.

Через три месяца Тульское духовное правление направило в Коломну восемь икон тульских мастеров для освидетельствования. Это были работы Григория Белоусова, Акима Морозова, Дмитрия Попова, Федора Медведева и Федора Рудакова, а также трех мастеров, не указанных в вышеизложенных списках: Андрея Морозова, Михаила Кожевникова и Дмитрия Пастухова 11.

Резолюции по освидетельствованию живописцев выносил в Коломне Преосвященный Феодосий, предписав согласно указу по Коломенской епархии:

“…иметь то художество токмо купцу Ивану Григорьеву Уральскому и оружейнику Григорию Иванову Белоусову, которыми написанные св[ятые] образа оказались исправны, и для того им во святыя церкви и в домы таковым мастерством иконы писать дозволяется, однако Белоусову с присмотра Уральского. А прочим, по неискусству их в том художестве, в силу имянных Ея Императорского Величества указов, как в церкви Божии святыя иконы писать, так и в народе оныя таковаго неискусного мастерства своего, на единой токмо соблазн, пускать им запретить, пока обучатся тому в совершенство, въ котором их обучении присмотр надо всеми иметь вышеобъявленному Ивану Уральскому. И дабы никто оных для писания святых икон, за тем неискусством, подряжать не мог” 12.

По свидетельству А. Иванова, вопрос освидетельствования иконописного мастерства (на примере тульских иконописцев) было поставлено преосвященным Феодосием в Коломне очень энергично и”конечно, много содействовало и улучшению его” 13.

Мастера могли аттестовываться как иконописцы (при этом, по данным А. Иванова, аттестаты выдавались очень туго) и как свободные живописцы 14.

“Желающий получить аттестат непременно должен был явиться в Коломну к самому преосвященному, представить икону своей работы, написать другую икону под надзором коломенских “искусных иконописцев”. Сам преосвященный осматривал эти опыты и давал свою резолюцию. Немногим удавалось получить одобрение. Оттого большею частию старались уклониться от испытания. Незаконно промышлявших ремеслом иконописания обыкновенно являлась на выручку канцелярская переписка, и усилия Коломенской духовной консистории и Тульского духовного правления “сыскать” таких-то незаконно и неисправно пишущих святые иконы и выслать для освидетельствования часто разбивалась о “промемории” светских команд” 14.

В XIX веке контроль за иконописным мастерством ослаб.

Коломенские иконописцы

Хочется подробнее остановиться на некоторых именах мастеров иконописания из Коломны. Более того, в Коломне сформировались иконописные династии, поэтому далее рассмотрим также некоторые из них.

Итак, вот список коломенских иконописцев (список неполный):

  • Афонасьев (Офонасьев) Климка (уп. 1577/1578). Торговал в Иконном ряду в Коломне 3;
  • Дмитрий Ерофеев (“Митя”) (уп. 1577/1578). Иконописец коломенского епископа, торговал в Иконном ряду в Коломне 3;
  • Попов Петр Козьмин (уп. 1577/1578). Иконописец коломенского епископа, торговал в Иконном ряду 4;
  • Иван Иванович Сподоба (уп. 1632). Иконописец коломенского епископа. В 1623 году в своей челобитной писал, что отданный ему в учение “иконному делу” сын сторожа Лариона Ильина – Корнила – за 10 рублей на 5 лет – сбежал от него до срока 15;
  • Иван Ульянов (ок. 1683 – до 1745) 16. У него жена Домна Вонифатова16. Его дочь, Домна Ивановна, вышла замуж за Тимофея Иванова 17 и стала Свешниковой (муж ее, собственно, и был свешником) 18;
  • Алексей Ульянов (ок. 1690-1693 – ?) 19; у Алексея сын Яков, обученный мастерству восковых свеч. Также у сын Алексея Ульянова – Марк Алексеев (р. ок. 1751) 20, супруга – Агриппина Осипова 21;
  • московский купецкий человек иконописец Василий Андреев из прихода Успенской церкви Брусенского Успенского монастыря, упоминается в 1740 г. (р. около 1699) 22; на 1746 год в купечество не записан 23.
  • Григорий Яковлев Агапов ? (ум. до 1740);
  • Иван Григорьев (ок. 1717 – после 1787 24); жена Акилина Иванова, сын Василий с женой Федосьей Савиной и дочерью Анной 25; мать -Татиана Максимова сноха;
  • Логин Марков (ок. 1695 – между 1746-1753), Михаил Логинов, Алексей Логинов 19;
  • иерей церкви Вознесения Господня в Коломне Федор Матвеев (по распоряжению 1759 г. прошел аттестацию и был признан “искусным живописцем”) 14; родился около 1736 г., упоминается в 1774 г. 14, исповедной ведомости по храму в 1784 г. 26, в метрической книге за 1795 г. 27 и др. документах;
  • дьячок церкви Вознесения Господня в Коломне Гаврила Матвеев (по распоряжению 1759 г. прошел аттестацию и был признан “искусным живописцем”) 14; упоминается в 1774 году 14, исповедной ведомости по храму в 1775 г. 28;
  • Феофан Гаврилович Дремязгин (р. около 1788 29). Упоминается в первой половине XIX в. как один из живописцев, изготовивших иконы при обновлении иконостаса церкви Иоанна Богослова в Коломне 30. В ревизских сказках 1834 года указан как бессемейный мещанин 29.
Отдел рукописей РГБ. Ф.579 №67. Синодик Коломенского Успенского кафедрального Собора : лицевой. Л. 9.
Отдел рукописей РГБ. Ф.579 №67. Синодик Коломенского Успенского кафедрального Собора : лицевой. Л. 9.

Григорий Яковлев Агапов (уп. 1722 – 1726)

Упоминается в 1722 – 1726 гг. как иконописец Коломенского Архиерейского дома при переписании иконописного подлинника:

“Писал сей подлинник града Коломны архиерейского дому изограф Григорей Яковлев сын, а прозвание Агапов. Писал своею рукою. 1722 свершишася” 31

В коллекции Тихомировского собрания рукописей данный иконописный подлинник характеризуется как документ с водяным знаком в виде герба города Амстердама с литерами “АДР”, соответствующим 1702 – 1722 гг., вклеены печатные заставки и концовки.

Иконописный подлинник — особое руководство по иконографии, собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах.

О роли иконописного подлинника (лицевого подлинника) в творчестве “старых мастеров” рассказал протоиерей А. Иванов в своей статье “Иконописное дело в России”, который так описывал процесс работы иконописца “в старину”:

“Старинный способ писания на свежей известковой штукатурке ныне совсем вышел из употребления. Ныне свежую штукатурку, совсем просохшую, прежде всего промасливают, потом затирают клеевой шпаклевкой, загрунтовывают и после такой подготовки пишут обыкновенными масляными красками. В старину по свежей, еще не совсем просохшей, штукатурке мастер бороздил острием железного гвоздя или шила так называемую “графью”» или главный контур священного изображения, потом ученики по этой графье выписывали красками самое изображение, накладывая краску прямо на штукатурку по указаниям лицевого подлинника” 32.

Исходя из этого, можно предположить, что Григорий Яковлев Агапов как автор иконописного подлинника был одним из признанных иконописных мастеров.

При этом, конечно, эта информация не отменяет того, что иконописный подлинник – непременный атрибут иконописца и в XIX веке, несмотря на то, что техники работы мастеров могли, конечно, меняться и совершенствоваться.

Логиновы

О семействе Логиновых (фамилия приведена условно, поскольку на сегодняшний день не удалось отследить дальнейшую судьбу этой семьи и выявить фамилию в более поздних документах) можно сказать следующее.

Самый ранний выявленный нами предок – Логин Марков (ок. 1695 – между 1746-1753), у него сыновья Михаил Логинов и Алексей Логинов.

Михаил Логинов, на 1753 год обучавшийся иконописному мастерству, а в 1758 году являвшийся уже служителем Коломенского Архиерейского дома, 8 ноября 1758 года женился на Анне – дочери коломенского купца Моисея Федорова 33.

Алексей Логинов обучался золотарному мастерству, родился около 1734, у него жена Анна Сидорова, дети Агриппина, Прасковья, Иван 34.

Иконописец Василий Андреев из прихода Успенской церкви Брусенского монастыря

Иконописец Василий Андреев – из прихода Успенской церкви Брусенского Успенского монастыря, упоминается в 1740 г. (р. около 1699 – ум. до 1762) как “московский купецкой человек”.

На 1740 год у него него жена Дарья Евтихиева (р. около 1703 г.), дети Иван (р. около 1719), Гаврила (р. около 1721), Вера (р. около 1728) и мать Агриппина Иванова (р. около 1680 г.) 22.

На 1746 год Василий Андреев в купечество не записан 23.

На 1762 год во дворе иконописца Василия Андреева показана его жена Дарья Евтихиева – уже вдова, во дворе с ней записан ее сын Гаврила Васильев с женой Матроной Епифановой (р. около 1728) и дочерью Дарьей (р. около 1761).

Иконниковы. Работы по иконостасу церкви Иоанна Богослова

Сын коломенского “иконника” Ивана Григорьева Василий (р. ок. 1750 – до 1817 35) продолжал дело отца и тоже стал “иконником”, судя по записи в метрической книге, при рождении у него дочери 36. Либо уже на тот момент имела место фамилия-прозвище, которая впоследствии трансформировалась фамилия.

Так, 5 октября 1783 года у “иконника Василья Иванова” и его жены Федосьи Саввиной 36 родилась дочь Матрена 37. К тому времени у Василия в семье были также старшая дочь Анна, а также сыновья Егор и Фотий 36.

А 10 января 1795 года у иконника Василия Иванова родился сын Иван, восприемником при крещении был диакон церкви Архангела Михаила Михаил Никифоров, а восприемницей – некая “купецкая жена”, имя которой, очевидно, по рассеянности, в метрическую книгу не вписано 38.

Иконниковы продолжали службу на духовной ниве и позднее. Так, служитель Тульского архиерейского дома (так как дом перевели в Тулу из Коломны) Егор Васильевич Иконников упоминается в метрической книге по Борисоглебской церкви города Коломны за 1806 год 39.

Из прихода церкви Воскресения Христова, что в крепости, Иконниковы перемещаются в Запруды, в приход церкви Бориса и Глеба. У Егора Васильевича – дочь Степанида, у Фотия Васильевича – сын Михаил 35. На 1827 год Иконниковы – уже мещане 40.

В первой половине XIX века церковь Иоанна Богослова в Коломне претерпела существенную перестройку, в том числе для храма был изготовлен новый иконостас. И вот какую информацию об Иконниковых мы встречаем:

“Иконостас церкви был изготовлен служителем тульского архиерейского дома золотарем Егором Васильевичем Иконниковым. Роспись стен произвели коломенский мещанин живописец Феофан Гаврилович Дремязгин и помогавшие ему калужские мещане Аполлон Степанов и Митрофан Федоров. Новые иконы написали тот же Ф. Г. Дремязгин и московский иконописец Петр Никитич Лыков” 30.

Вполне вероятно, что этот иконостас остался запечатленным на фотографии 1914 года, сделанной при обследовании Иоанно-Богословской церкви Коломны перед реставрации.

Иконостас церкви Иоанна Богослова (Коломна). Верхняя часть. Источник: ИИАК, № 55, 1914.
Иконостас церкви Иоанна Богослова (Коломна). Верхняя часть. Источник: ИИАК, № 55, 1914.
Иконостас церкви Иоанна Богослова (Коломна). Нижняя часть. Источник: ИИАК, № 55, 1914.
Иконостас церкви Иоанна Богослова (Коломна). Нижняя часть. Источник: ИИАК, № 55, 1914.

Так, в протоколе реставрационной комиссии 41, в частности, указано, что:

“Доложены отношения духовной консистории от 26 ноября 1913 г. и 6 февраля 1914 г., с проектом ремонта церкви и иконостаса. <…>

По заключению живописца Н. Н. Веритинова, живопись и орнамент итальянского стиля, имеют столетнюю давность, «но высокой художественной ценности не представляют»; они претерпевали некоторые изменения при больших ремонтах, но их итальянский характер сохранился. Под этой живописью и под штукатуркой разведками не обнаружено более ранней живописи”. <…>

Иконостас признан редким по сохранности и очень хорошим. Живопись была защищаема Д. В. Милеевым.

Постановлено: разрешить ремонт иконостаса и очистку живописи.

Что же касается династии Иконниковых, то после 1829 года след этой семьи потерялся, далее нам проследить их пока не удалось. Судя по всему, фамилия Иконниковых в Коломне исчезла: дочь Степанида, по всей видимости, вышла замуж, а вдова Фотия – Ксения Михайлова – жила в доме зятя Николая Гаврилова, его жена – Анна Матвеевна, сына Михаила в составе этой семьи мы уже не видим 40.

Иконостасные мастерские в Коломне

На 1912 год известны две коломенские иконостасные мастерские – Алексея Трофимовича Быкова и Дмитрия Михайловича Шепелева 42.

Список источников, примечания:
  1. С. 314 – 315.[]
  2. РГАДА. Поместный приказ. Кн. 200. Л. 124. Цит. по Словарь русских иконописцев XI-XVII веков [Текст] / ред.-сост.: И. А. Кочетков. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва : Индрик, 2009. С. 794.[]
  3. РГАДА. Ф. 1209. Кн. 200. Л. 81. Цит. по Словарь русских иконописцев XI-XVII веков [Текст] / ред.-сост.: И. А. Кочетков. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва : Индрик, 2009. С. 811.[][][][]
  4. РГАДА. Ф. 1209. Кн. 200. Л. 80 об. Цит. по Словарь русских иконописцев XI-XVII веков [Текст] / ред.-сост.: И. А. Кочетков. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва : Индрик, 2009. С. 841.[][]
  5. РГАДА. Ф. 1209. Кн. 200. Л. 80 об. Цит. по Словарь русских иконописцев XI-XVII веков [Текст] / ред.-сост.: И. А. Кочетков. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва : Индрик, 2009. С. 841[]
  6. Евлампия? – Прим. Stupinsky.ru.[]
  7. Отдел рукописей РГБ. Ф.579 №66. Синодик [Предтечевской церкви с. Городища Коломенской округи?]: [лицевая]. Л. 77 об.[]
  8. Полн. Собр. Зак. Р. Импер. т. XV, № 10935, Цит. по Иванов, А. Иконописное дело в России // Церковные ведомости. Прибавления. 1899. № 34. С. 1352.[]
  9. Протоиерей А. Иванов. Иконописцы прошлого столетия // Тульские епархиальные ведомости. 1875. Т. 27. № 11. С. 392.[]
  10. Тульские губернские ведомости. 1875. № 12. С. 392 – 393.[]
  11. Тульские губернские ведомости. 1875. № 12. С. 393.[][]
  12. Тульские губернские ведомости. 1875. № 12. С. 394.[]
  13. Тульские губернские ведомости. 1875. № 12. С. 394.; Иванов, А. Иконописное дело в России // Церковные ведомости. Прибавления. 1899. № 34. С. 1353.[]
  14. Иванов, А. Иконописное дело в России // Церковные ведомости. Прибавления. 1899. № 34. С. 1354.[][][][][][]
  15. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков [Текст] / ред.-сост.: И. А. Кочетков. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва : Индрик, 2009. – С. 633.; Материалы для истории русской иконописи, собранные Ив. Забелиным // Временник Московского общества истории и древностей российских Кн. 7. 1850. Москва, Унив. тип., 1850. С. 5.[]
  16. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 40. Л. 4.[][]
  17. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 113. Л. 98 об.; ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 122. Л. 3.[]
  18. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 261. Л. 81 об.[]
  19. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 302. Л. 64 об.[][]
  20. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 523. Л. 78 об.[]
  21. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1984. Л. 455 об.[]
  22. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 40. 94 об.[][]
  23. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 122. Л. 118 об.[][]
  24. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 564. Л. 336 об.; ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 523. Л. 78 об.[]
  25. ЦГА г. Москвы. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 1. Л. 134.[]
  26. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1984. Л. 440.[]
  27. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 861. Л. 9.[]
  28. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 462. Л. 123.[]
  29. ЦГА г. Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 247. Л. 373 об.[][]
  30. Маевский И. В. Очерки по истории Коломенского края. Коломна, 2004. — С. 150—151.[][]
  31. Тихомиров, М. Н.
    Описание Тихомировского собрания рукописей = Тихомировское собрание рукописей [Текст]. – Москва : Наука, 1968. С. 50.[]
  32. Иванов, А. Иконописное дело в России // Церковные ведомости. Прибавления. 1899. № 34. С. 1346.[]
  33. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 615. Л. 2.[]
  34. ЦГА г. Москвы. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 1. Л. л. 134 – 134 об.[]
  35. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 920. Л. 46.[][]
  36. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 533. Л. 67 об.[][][]
  37. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 700. Л. 41 об.[]
  38. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 861. Л. 21.[]
  39. ЦГА г Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 986. Л. 46.[]
  40. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1101. Л. 192.[][]
  41. Известия Императорской Археологической комиссии, № 55 (Вопросы реставрации, вып. 14), 1914. — Петроград: тип. Главного управления Уделов, 1914. — с. 75 — 77.[]
  42. Вся Россия. 1912. С. 2767.[]