Коломна, Бабий рынок. Грушевый квас и вымоченные груши.
Коломна, Бабий рынок. Грушевый квас и вымоченные груши.

Коломенский базар и квас на грушах

Как звучал коломенский базар в старину

Если вы хотите услышать базар в Коломне на рубеже XIX – XX в. – обратитесь к такому фольклорному жанру, как выкрик уличных торговцев. Заодно также рассмотрим старинный рецепт кваса на груше и моченых груш-дуль, который, вероятно, использовали и в Коломне (а результаты несли на базар).

Выкрики уличных торговцев — это фольклорный жанр, который является устной рекламой продаваемого товара. Главная цель таких выкриков – обратить на себя внимание на базаре и убедить покупателя в том, что именно твой товар – самый лучший, именно тот, который и следует ему купить.

К счастью, до нас дошли зафиксированные этнографами в нотном переложении образцы того, как и что выкрикивали коломенские торговцы на базарах. Но, к сожалению, таких образцов мало.

Именно два образца таких выкриков разносчиков, записанных на базаре в Коломне, собрал и переложил на ноты этнограф А. М. Листопадов (1873—1949). Оба образца принадлежат торговцам квасом и изданы в 1906 году в составе сборника “Труды Музыкально-этнографической комиссии”.

Продавец дуль

Первый из выкриков принадлежит кваснику, который еще и к тому же торговал дулями.

Продавец дуль – здесь нет ничего неприличного, это просто исчезнувшая профессия. Когда-то это лакомство было популярным не только в Коломне, но и по всей России.

Дули – это сорт груш. Моченые дули продавали и с лотков. На этих грушах настраивался квас, затем и груши употреблялись в пищу и продавались в качестве лакомства.

Об этом писал и В. А. Гиляровский (только говорил он об этом в контексте Москвы; но, думаем, к Коломне это применить тоже справедливо):

“Летом сбитенщиков сменяли торговцы квасами, и самый любимый из них был грушевый, из вареных груш, которые в моченом виде лежали для продажи пирамидами на лотках, а квас черпали из ведра кружками” 1.

Вероятно, выкрик на коломенском базаре, зафиксированный этнографом, принадлежит именно тому торговцу, который делал и продавал и такой квас, и моченые дули 2:

Вот у нас и для вас
есть и дули, квас, квас, квас!

Этнограф А. М. Листопадов описывает, говоря об этом кваснике, что “на лотке, расположенном на треножнике, стоит несколько маленьких бочонков с различным квасом” 3.

Квасник и продавец дуль. Москва. Источник фотографии: сообщество в ВК .
| =ИСТОРІЯ ВЪ ФОТОГРАФІЯХЪ= | ©, https://vk.com/wall-154995526_1825
Квасник и продавец дуль. Москва. Источник фотографии: сообщество в ВК . | =ИСТОРІЯ ВЪ ФОТОГРАФІЯХЪ= | ©, https://vk.com/wall-154995526_1825

Старинные рецепты кваса грушевого

Квас грушевый по рецепту из книги 1836 года

В тех местах, где есть лесные груши, собирают их в то самое время, когда они начнут поспевать, но отнюдь не лежалые. Собранными грушами насыпают бочку или бочонок до половины, наливают водою, сколько ее в бочке уместиться может, и, поставив в погреб, оставляют настаиваться до тех пор, пока вода получит весьма приятный грушевый запах и вкус; тогда употребляют этот квас для питья; доливая на грушу столько воды, сколько будет вынуто квасу, что продолжают делать до тех пор, пока из груш вся сила извлечена будет. Груши, по выходе всего квасу, получают приятный вкус, и потому могут быть употреблены в пищу 4.

Квас яблочный и грушевый из лесных яблок и груш (из раздела “Заготовка московских квасов” книги Е. А. Молоховец, 1861 г.).

Взять высушенных, простых, лесных яблок или груш, налить их кипятком, накрыть, через сутки слить, процедить, употреблять. — Эти же самые яблоки или груши можно налить другой раз 5.

“Заливается на какой-то глас”

Второй же торговец – старик – квасом на базаре торговал запевно: по описанию А. М. Листопадова, он “заливается на какой-то глас” 6, и здесь уже получается не столько выкрик, сколько довольно мелодичный мотив:

Молодой квасок, самый лучший квас!
Девушка пила, похваливала-ла-ла!
Список источников, примечания:
  1. Гиляровский, В. А. Москва и москвичи : воспоминания /
    Вл. А. Гиляровский ; [рис. И. Павлова, Б. Титова] . – М. : Всерос. союз поэтов, 1926. – []
  2. Выкрики разносчиков в записях А. Т. Гречанинова, А. М. Листопадова, Н. А. Невструева, Н. А. Янчука и Д. И. Аракчиева // Труды Этнографического отдела. Т. 15 : Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. 1 : Материалы по изучению народной песни и музыки. – Москва, 1906. – (Известия Имп. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 113). – С. 512.[]
  3. Выкрики разносчиков в записях А. Т. Гречанинова, А. М. Листопадова, Н. А. Невструева, Н. А. Янчука и Д. И. Аракчиева / Труды Этнографического отдела. Т. 15 : Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. 1 : Материалы по изучению народной песни и музыки. – Москва, 1906. – (Известия Имп. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 113). – С. 512.[]
  4. Двигубский, И. А. Лексикон городского и сельского хозяйства, содержащий: собрание по азбучному порядку общих и частных сведений, открытий и улучшений во всех отраслях хозяйства, как-то: в земледелии, огородничестве, садоводстве,… составленный действительным статским советником и кавалером Иваном Двигубским : Т. 3. – Москва : тип. С. Селивановского, 1836. – С. 121.[]
  5. Молоховец, Е. И. Подарок молодым хозяйкам, или Средства к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве : Ч. 1-2 / Сост. и изд. Елена Молоховец. — 22-е изд., испр. и доп. Ч. 1-[2] — Санкт-Петербург : тип. И. Габермана, 1901. — С. 99[]
  6. Выкрики разносчиков в записях А. Т. Гречанинова, А. М. Листопадова, Н. А. Невструева, Н. А. Янчука и Д. И. Аракчиева // Труды Этнографического отдела. Т. 15 : Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. 1 : Материалы по изучению народной песни и музыки. – Москва, 1906. – (Известия Имп. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 113). – С. 513.[]