В журнале “Всемирная иллюстрация” (1872, N 7, выпуск 25) опубликованы две гравюры старой Коломны. Данные гравюры интересны тем, что запечатлели два известных вида Коломны по состоянию на 1870-е годы – въезд в Пятницкие ворота Коломенского кремля и вид на прясло стены кремля между Маринкиной и Грановитой башнями.
Согласно подписи к рисункам, их автор – художник Александр Осипович Адамов (1839 – 1879).
Содержание
О происхождении рисунков
Автор рисунков – Александр Осипович Адамов (1839 – 1879) 1 известен в том числе как автор рисунков городов (например, Орел, Калуга, Коломна). Помещение описываемых ниже двух работ во “Всемирную иллюстрацию” было не единожды: так, например, он рисовал для журнала и Калугу 2.
А. О. Адамов неоднократно получал медали, учился в Академии Художеств, получил звание классного художника 3 степени по живописи исторической и портретной 3.
Две башни и часть стены в Коломенском кремле
Итак, на рисунке “Две башни и часть стены в Коломенском кремле” (опубликован в 1872 году в журнале “Всемирная иллюстрация”, том 7, номер 25, стр. 405) изображена часть кремлевской стены (о Коломенском кремле см. Коломна в 1578 году, Н. Султанов о памятниках древнего зодчества в Коломенском и Бронницком уездах.). Как видно, в 1870-е гг. сохранившиеся фрагменты Коломенского кремля были в плачевном состоянии: они были разрушены настолько, что сквозь полуразваленную стену был виден на тот момент еще сравнительно недавно построенный Крестовоздвиженский собор Успенского Брусенского монастыря. На представленном рисунке также можно различить в кладке некоторых домов старинный, по всей видимости, кремлевский кирпич. Сейчас мы видим этот фрагмент стены в восстановленном виде, что, впрочем, даже визуально можно определить по разнице в кирпиче, глядя на современную стену.
Так называемая Круглая башня (широко известная также как Маринкина) и Грановитая башни Коломенского кремля на рисунке Адамова стоят без современных деревянных наверший, впрочем, так же, как и пребывают без наверший сами стены.
На переднем плане высится полицейская будка на Астраханской улице (сейчас – улица Октябрьской революции). Судя по более поздним фотографиям (в том числе снимки Коломны 1894 г), данная будка в этом месте находилась долгие годы. Видна она и на фотографии Коломны от 1894 года – практически полностью идентичной рисунку 1872 года:
Вдоль домов, выстроившихся вдоль стены, на рисунке виднеются весьма интересные детали городской инфраструктуры: отбойные тумбы на Астраханской улице, которые отделяли пешеходную зону от дороги и предотвращали заносы транспорта. Подобные отбойные тумбы сейчас представлены на Арбатской улице.
Перпендикулярно кремлевской стене и вдоль Астраханской улицы некогда располагались дома. Эти дома существовали в этом месте еще в советское время.
Не позднее 1900 года данные дома могли принадлежать, в частности, Игнату Михееву и Федору Тимофеевичу Моторину 4. По фотографии 1900 – 1915 года можно определить, что прямо возле Грановитой башни располагалась бондарная мастерская И. Т. Назарова.
Еще один объект, попавший в кадр – вероятно, гостиница И. П. Фролова. Речь идет о высоком здании по ту сторону Астраханского тракта от кремля. На 1872 год здание гостиницы было еще сравнительно молодым (построено в начале 1860-х гг.). Здание трехэтажной гостиницы ощутимо возвышалось над строем невысоких домов вдоль Астраханской улицы.
Пятницкие ворота Коломенского кремля и часовня Параскевы Пятницы и Антипы Бергамского
На первый взгляд, ничего не изменилось между рисунком 1872 года и нынешним видом Пятницких ворот и их окрестностей, кроме того, что теперь мы видим на воротах деревянную крышу и не видим фрески над входом. Однако при более подробном рассмотрении изображения можно выделить некоторые различия.
Видно, что крайний дом слева перестроен: в современном доме мы видим окна, исчезла арка, аналогичная арке в доме Шведова (в кондитерской), а прилегающее строение со службами было более объемным.
Как менялись Пятницкие ворота со стороны Владимирской улицы (улицы Зайцева) можно проследить по фотографии 1894 года. На данной фотографии видно, что фрески изменили сюжетную составляющую (взамен ангелов – святые), и над фресками появился изящный кованый зонт, зато исчез самый верхний округлый элемент башни (исчез не ранее 1880 года, поскольку при праздновании 500-летия Куликовской битвы данный элемент был декорирован цифрой “500”):
Пятницкие ворота неоднократно переживали реставрацию, оттого и менялся их внешний облик. Так, была восстановлена надвратная картина по ходатайству Коломенского церковного общества через их представителя Пивоварова в 1886 году:
“Секретарь 5 доложил письменное заявление действ[ительного] члена А. М. Павлинова, в котором он сообщает об окончании реставрации стен в Коломне и о ходатайстве коломенского церковного Общества через их представителя г[осподина] Пивоварова разрешить нарисовать на железе картину для помещения ее над Пятницкими воротами взамен уничтоженной, прежней.
Определено: картину дозволить поместить над воротами” 6.
Конечно, на всех этих снимках мы вновь видим отбойные тумбы – как и вдоль Астраханской улицы, они предотвращали заносы, отделяя пешеходную зону от проезжей части.
- Бельский Александр. Город Орёл. Краеведческий словарь, 2000. – С.165.[↩]
- VK, пользователь Юрий Юрьев [Электронный ресурс]. – Режим длступа: https://vk.com/wall385626794_2972, свободный. – Дата обращения: 05.03.2023.[↩]
- Александр Осипович Адамов – Артхив [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://artchive.ru/artists/13914~Aleksandr_Osipovich_Adamov), свободный. – Дата обращения: 05.03.2023.[↩]
- ЦГА Москвы. Ф. 492. Оп. 2. Д. 694. Л. 2 об.[↩]
- Экстренного собрания Императорского Московского Археологического Общества от 21 ноября 1886 года. – Прим. Залата Т. К.[↩]
- Древности [Текст] : труды Московского археологического общества / Ред. А. В. Орешников. – Москва : [б. и.], 1888, т. 12, вып. 1. С. 65.[↩]