Пятница 21 марта 2025 года. По дороге между деревней Ламоново и СНТ “Монолит” едут пожарные машины: горит поле с сухой травой высотой в человеческий рост. Рядом – несколько СНТ и деревня, газораспределительный пункт, на поле – опоры воздушной линии электропередачи. День ветреный, ветер пламя гонит к лесу, тем самым вызывая большую тревогу у местных жителей.
Люди весь день переживают и не перестают звонить в МЧС. И, вместе с тем, теряются в догадках: возгорание неслучайно, это поджог, а если это поджог, то кто это сделал? Диапазон гипотез растягивается от банальной детской шалости до происков врагов.
Суббота 22 марта 2025 года. И снова дым. И снова пожарные машины и звонки в МЧС. Теперь уже с другой стороны того же самого леса – горит поле между селом Голочелово и ДНП “Балакирево”. Пламя подошло близко к лесу и к домам в Балакирево, до приезда огнеборцев люди своими силами тушили пожар.
Опять серьезный пожар и опять вопросы: кто виноват и что делать? Так кто же устроил “зажигательные” выходные для людей, растений и животных?
Ответ стал очевиден в воскресенье днем: по пепелищу возле Голочелово ходят камрады с металлоискателями.

Если уважаемый читатель не в курсе, то поясняю: кладоискатели и копатели весной поджигают траву на полях, которые давно не пахали, потому что высокая трава мешает чувствительности приборов. К сожалению, подобные случаи нередки, и следует быть уверенным, что немалая доля весенних пожаров приходится на совесть именно людей с металлоискателями.

Большая часть этих людей считает свое хобби вполне безобидным и даже полезным для общества, сравнивая себя с “официальными” археологами (и сравнение, конечно, всегда не в пользу последних). Они объединяются в гильдии, организовывают слёты, открыто обсуждают свои находки, в том числе в сети, ведут блоги, открывают профильные магазины по продаже металлоискателей и сопутствующих товаров и не стесняются их рекламировать. При этом зачастую они считают себя “настоящими историками”, и это мнение о них самих им подогревают в том числе журналисты, приглашая любителей приборного поиска в качестве экспертов, а также некоторые муниципальные музеи, принимающие в свои фонды находки с полей (хотя для научного сообщества и музейщиков копатели давно уже стали “красным флагом в отношениях”).
Мы сегодня опустим вопросы правовой квалификации их действий (кто не в курсе, ответственность варьируется от уголовной до гражданско-правовой, в зависимости от масштабов и обстоятельств содеянного). Об этом уже много написано и сказано, читатель может ознакомиться, например, с изданием Сергей Селеев, Ольга Моляренко. Черные копатели. Этнография приборного поиска. — М.: Common Place; Фонд социальных
исследований «Хамовники», 2023. — 192 с., где описаны в том числе правовые аспекты деятельности “камрадов”.
Сегодня же поговорим о морально-этической стороне этого “безобидного” хобби, ведь ситуация с поджогами полей в Ламоново и Голочелово очень удачно высветила позицию некоторых копателей и кладоискателей: мне на всё и на всех плевать, мне плевать на людей, которые могут лишиться имущества и жизни, мне плевать на то, что люди могут лишиться газа и электроэнергии, мне плевать на тлеющие деревья, мне плевать на животных и птиц. Меня не волнует, что обгорели деревья и кустарники. Меня не волнует чибис, кружащийся над полем в поисках своего сгоревшего гнезда. Меня не волнует то, что люди находились в состоянии стресса и тушили огонь, подбирающийся к их домам. Меня не волнует, что экстренные службы тратили свое драгоценное время на пожаротушение. А всё потому, что мне важно завтра приехать сюда с камрадом, чтобы накопать себе монет.
Похоже на браконьерство, не так ли? И такие слова, как “отсутствие совести” здесь очевидны – но всем ли?
После подобных ситуаций хочется задать один вопрос: что с этим делать? Очевидно, действующих мер мало, ведь поймать с поличным непросто, да и полиция приедет не сразу, а право рядового гражданина на задержание кого бы то ни было весьма спорно.
Этими вопросами должны задаваться профильные ведомства и общество в целом. Позитивные сдвиги в этой сфере начнутся только тогда, когда приборный поиск перестанут популяризировать в СМИ и в интернете, перестанут рекламировать специализированные магазины, различные слёты и сообщества “поисковиков”.
Возможно, следовало бы строго регламентировать продажу и оборот металлоискателей, вести учет и обязательную регистрацию тех, у кого есть приборы и в каких целях эти приборы используются. Возможно – ограничить продажу приборов и сопутствующих товаров.
Но и здесь возникают вопросы уже другого порядка: как сделать так, чтобы люди, которым действительно интересна история, кто не настроен по-браконьерски, боится навредить и хочет помогать “официальным” археологам и науке, не пострадали? Как тогда их деятельность вывести в “белое” поле и отграничить, собственно, зерна от плевел? Это вопрос, над которым думают не только в нашей стране. И хочется верить, что со временем ответ на него будет найден.