Особенно популярна легенда о кладе Марины Мнишек – особенно сегодня, когда многие увлечены приборным поиском (что может повлечь за собой уголовную ответственность).
Приборный поиск мы не одобряем, но все же расскажем о своем видении проблемы клада Марины Мнишек – тем более, что кладоискателям его найти все равно не грозит.
Содержание
Предание о кладе Марины Мнишек
Наиболее обстоятельное описание легенды мы встречаем в очерке о Коломне В. Я. Улановой в “Настольном календаре Московской губернии на 1920 год”: данный источник приводит эти сведения, ссылаясь на Н. Д. Иванчина-Писарева (1794 – 1849):
“В брошюре своей 1 говорил я о древних памятниках и самой Коломны. Посетив ее еще раз и получив еще некоторые известия, сообщаю читателю все найденное и слышанное мною.
…
Расскажу, кстати, одно предание, относящееся к этим 2 воротам: Кудесница ХVII столетия, Марина Мнишек, овладев Коломною, ее ограбила, и когда была принуждена, вместе с Заруцким, выступить из нее, то, выломав огромные железные створы из этих ворот, отвезла их с награбленными вещами за двадцать пять верст от Коломны, на урочище Старцевский брод 3, близ села Богородского, упомянутого в моей брошюре. Там зарыла она свою добычу, и, покрыв яму вратными створами, засыпала ихъ землею. Продолжая сказание, словоохотные старцы утверждают, что многие смельчаки покушались в ночное время отрывать Маринкин клад 3, но уходили объятые ужасом”.
В. Я. Уланова же, в свою очередь, не уточняет источник, где Н. Д. Иванчин-Писарев фиксирует данное предание (а также где и от кого им получены сведения). Одно можно сказать определенно: указанной информации нет в знаменитой “Прогулке по древнему Коломенскому уезду”. Однако информация была опубликована Н. Д. Иванчиным-Писаревым в качестве дополнения к “Прогулке…” в 1845 году 4:
“Любопытно еще следующее предание о Коломенских Пятницких воротах, записанное Иванчиным-Писаревым: “Марина Мнишек, овладев Коломною, ее ограбила и, когда была принуждена вместе с Заруцким выступить из нее, то, выломав огромные железные створы из этих ворот, отвезла их с награбленными вещами за 25 верст от Коломны, на урочище Старцевский брод, близ села Богородского. Там зарыла она свою добычу и, покрыв яму вратными створами, засыпала их землею” 5.
Данное упоминание легенды о кладе Марины Мнишек под селом Богородским, сделанное в 1845 году, и будем считать первым письменным источником легенды.
Какие выводы можно сделать из заметки Н. Д. Иванчина-Писарева? Предание о кладе Марины Мнишек им было, очевидно, от кого-то получено – видимо, от “словоохотных старцев”.
А вот где был зарыт искомый клад (если верить преданию) – вопрос (учитывая достаточно распространенное название населенного пункта).
Первый кандидат на самое подходящее место для клада Марины Мнишек – деревня Борогодское Коломенского городского округа. Когда-то это было село Богородское – центр прихода, куда входило в том числе сельцо Малое Уварово, где родился известный поэт А. Е. Разоренов.
Сверяемся с Н. Д. Иванчиным-Писаревым: это село Богородское, расстояние до города тоже подходит – 18 – 20 километров. Конечно, это не 25 верст, но не будем забывать о допущении погрешности (данные могли быть даны приблизительные, при этом счет верст можно осуществлять по дорогам, а можно – прямо из точки в точку, и в последнем случае данные тоже будут различаться).
При этом и сам Иванчин-Писарев упорно ассоциирует Богородское (Голицыных; то есть то Богородское, которое в районе Малого Уварово) с Богородским, в районе которого расположен Старцевский брод 6.
Более того, как известно, Марина Мнишек и Заруцкий уходили на Рязань по Каширской дороге, а Богородское находится как раз в в этом направлении.
Но вопрос: а где же тогда урочище Старцевский брод? И вообще, что это за топоним?
Задокументированное название топонима нам пока обнаружить не удалось.
Так, в писцовой книге Коломны и уезда 1577 – 1578 гг. в районе Богородского на реке Вележевке (на Планах генерального межевания мы видим топоним “Лелешевка”) мы видим лишь упоминание таких объектов, как Холутины дубравы, Хотунский луг и Троншинский лес 7. И как раз в районе Богородского крохотная речушка Вележевка впадает в Коломенку, которая здесь уже достаточно полноводная.
Также следует учитывать, что в Коломенском уезде было еще одно село Богородское (Богородицкое) – это село Батайки. Поэтому это селение, на наш взгляд, также необходимо учитывать при поиске (упоминания в качестве села Богородского встречались нами в 1746 г. 8 ).
Село Богородицкое, Батайки тож, тоже находится на дороге из Коломны в Каширу, только намного дальше – порядка 40 километров от Коломны, почти на берегу Оки. Это уже сужает круг поисков и обращает нас вновь к Богородскому в районе Малого Уварово; однако, говоря о броде, более уместно было бы говорить о броде через Оку, хотя и Коломенка – тоже крупная река, которая наверняка имела бродки (как и Вележевка).
С другой стороны, если относиться к цитате Иванчина-Писарева дословно, то села Богородское и Богородицкое – не совсем одно и то же. И Батайки – это Богородицкое. А Богородское – это Богородское. Хотя при этом нельзя не учесть ремарку Е. М. Поспелова о том, что название “Богородское” селения в Коломенском, Орехово-Зуевском, Подольском, Рузском, Сергиево-Посадском районах получили по находившимся в них церквам, освященным во имя праздников, связанных с культом Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Успение) или ее наиболее почитаемых икон. В писцовых книгах XVI в. названия по таким церквам встречаются неоднократно, но всегда в форме Богородицкое. Пик употребительности названий Богородское приходится на середину XIX в.: по данным списка 1862 г., в границах Московской губернии того времени насчитывалось 28 селений с этим названием 9.
Учитывая то, что, по В. Я. Улановой, предание зафиксировано Н. Д. Иванчиным-Писаревым (в XIX веке и по состоянию на XIX век от того, кто рассказал это предание), то название села могло быть видоизменено по сравнению с первоначальным вариантом.
Выводы
Таким образом, вопрос о местонахождении клада Марины Мнишек (как и, собственно, существование самого клада) является поводом для исследований, и ничего определенного здесь сказать нельзя.
Можно сказать только одно: эта легенда и далее будет будоражить умы, даже если в результате окажется, что и сам Старцевский брод был выдуман народной молвой.
- Имеется в виду “Прогулка по древнему Коломенскому уезду”. – Прим.[↩]
- То есть Пятницким. – Прим.[↩]
- Выделено в источнике. – Прим.[↩][↩]
- Иванчин-Писарев, Н. Д. Еще несколько воспоминаний о коломенском пути и о самом городе. (В дополнение к изданному в сем году сочинению “Прогулка по древнему Коломенскому уезду” // Москвитянин – учено-литературный журнал. – Ч. 2. № 3. – Москва: издательство Погодина, 1845. С. 16 – 17.[↩]
- Уланова, В. Я. Коломна и ее уезд // Настольный календарь Московского края на 1920 год. – Москва: Московский кредитный союз кооперативов, 1920. – С. 30.[↩]
- Иванчин-Писарев, Н. Д. Прогулка по древнему Коломенскому уезду / Соч. Николая Иванчина-Писарева. – Москва : Ав. Семен, 1843 (обл. 1844). – С. 60 – 61; ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 533. Л. 293.[↩]
- Писцовые книги Московского государства / под ред. действительного члена Н. В. Калачова. – Санкт-Петербург : издание Императорского русского географического о-ва, 1872-1895 (в тип. Второго отд-ния Собственной Е. И. В. канцелярии). – С. 379, 390.[↩]
- ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 122. Л. 651.[↩]
- Поспелов, Е. М. Географические названия Московской области : топонимический словарь : более 3500 названий городов, сел, поселков, деревень, железнодорожных станций и остановочных пунктов, лесопарков и болот, рек и озер : самая полная информация об истории и происхождении названий : сведения о характере, статусе и административном положении географических объектов / Е. М. Поспелов. – Москва : АСТ [и др.], 2008. – С. 156.[↩]