Адрес: Московская область, Кашира, микрорайон Кашира-2, ул. Советский Проспект, 2, 142902
Кажется, Кашира так далеко – другой мир на другом берегу большой Оки, а Ступино переглядывается с ней со своего берега. Но нельзя говорить об истории Ступино, не сказав о Кашире. Ведь в шумную эпоху высоких скоростей на левом берегу Оки появился в 1930-е электровозостроительный комбинат и одноименный поселок «Электровозстрой» – начало города Ступино – а еще раньше, в 1920-е, на правом берегу Оки появилась Каширская ГРЭС («Каширстрой»), которая стала центром притяжения не только для местного населения, но и для работников со всей страны.
«Время, вперед!»
«…Поезд медленно пошел в гору, оборвался лес, и вагоны покатились среди железного кружева железнодорожного моста. Внизу под мостом Ока, а на противоположной стороне, влево трубы Каширстроя, вправо живописно на горе раскинулся гор. Кашира» 1.
Этапы строительства электростанции во многом отражены в письмах и телеграммах В. И. Ленина, который как председатель Совнаркома обратил пристальное внимание на этот вопрос. Каширская электростанция должна была стать спасением для ситуации с энергоснабжением в разорванной революцией и кризисом стране.
Место для строительства электростанции было выбрано неслучайно: станция находится в районе угольных разработок – а станция сначала отапливалась кусковым углем 2, которые располагаются не так далеко (достаточно вспомнить угольные месторождения в Тульской области), рядом железная дорога и, конечно, река Ока 3 – необходимое условие для работы станции.
По всей видимости, Каширская ГРЭС носит имя Г. М. Кржижановского тоже неслучайно: идея построить электростанцию в средней России на базе разработок Подмосковного угольного бассейна высказывалась им и ранее 4.
Заказы для постройки Каширстроя выполнялись крупнейшими предприятиями страны, например, на Коломенском машиностроительном заводе:
«Телеграмма В. И. Ленина управлению Коломенского завода о срочном заказе Каширстроя
Срочно. Коломзавод, ст. Голутвино.
Тов. Еленину
копия: инженеру Гакен,
копия: Кашира, Каширстрой.
7 сентября 1921 г.
В виду срочности работ постройки Каширской станции, предлагаю в экстренном, сверхурочном порядке выполнить все заказы для постройки. Исполнение донести.
Председатель Совнаркома Ленин» 5.
Из Коломны был получен ответ 10 сентября 1921 года:
«Ответная телеграмма управления Коломенского завода В. И. Ленину
10 сентября 1921 г.
Ваша НР 01089. Все заказы, принятые Управлением Коломенского завода для Каширстроя, проводятся экстренным порядком. Сроки, данные для выпуска с завода, удовлетворяют представителя Каширстроя Гакена.
Предзаводоуправления Коломзавода А. Еленин» 6.
Известно, что заказы для Каширстроя выполняли такие заводы, как Подольский (бывший Зингер), заводу «Нитвес и Гольм» (Лондон) 7.
Каширская электростанция действительно возводилась в самые короткие сроки, поскольку она была крайне необходима в условиях войны и энергетического кризиса.
По утверждению, высказанному в путеводителе 1937 года, «в годы граждансой войны, когда интервенты и белые армии отрезали Москву от угля и нефти, выработка энергии упала до одной трети довоенной… И в эти трудные дни Ленин настаивал на строительстве Каширской электростанции, работающей целиком на подмосковном угле, первой районной электростанции страны. Каменщики и плотники Каширстроя работали и в те дни, когда разъезды мамонтовцев появлялись в 100 км от Каширы» 8.
Потому неудивительно, что и на ближайших к Кашире предприятиях – текстильных в Озерах и на Коломенском машиностроительном заводе 9 – ждали ввода в эксплуатацию этой станции.
Для возведения Каширстроя были откомандированы и специалисты других предприятий – так, например, Симбирский патронный завод по распоряжению В. И. Ленина выделил для этих целей техника и электротехника братьев Зубановых 10.
К строительству Каширской электростанции привлекались в том числе люди из соседних уездов:
«Телеграмма В. И. Ленина Тульскому, Алексинскому, Тарусскому и Коломенскому уездным комитетам труда
Укомтрудам Тульскому, Алексинскому, Тарусскому и Коломенскому.
6 октября 1921 г.
Предписываю немедленно набрать 20 человек штукатуров и отправить в Каширу на работы постройки Каширской электрической станции. Об исполнении донести.
Председатель Совнаркома В. Ульянов (Ленин)» 11.
Четвертого июня 1922 года 4 состоялось торжественное открытие Каширской ГРЭС.
Станция начала свою работу, но модернизация ее не прекратилась. Так, уже к 1927 году Каширская ГРЭС перешла к технологии отапливания пылевидным углем:
«…Техника последних лет нашла пути использования этих отбросов [низших сортов угля и угольной мелочи – авт.]», перемалывая их в пылевидное топливо и сжигая в виде угольной пыли. Сжигание производится через особую форсунку и дающую большой огненный факел горящего угля. Это изобретение делает очень выгодным использование малоценного бурого подмосковного угля, и в настоящее время [конец 1920-х – начало 1930-хгг. – авт.] уже начаты работы по постройке новой грандиозной электрической станции на этом угле близ Тулы, в с. Бобриках, которая будет вырабатывать электрической энергии больше в полтора раза, чем все ныне существующие станции МОГЭС (500 000 киловатт) 2.
Каширская ГРЭС (Каширстрой) входила в систему станций МОГЭС, которые работали для обеспечения Москвы и Подмосковья электричеством.
Все эти станции работали «не каждая, а все сообща (параллельно, как говорят инженеры), одна пополняя другую. На Раушской набережной в Москве есть особый распределительный отдел («диспетчерская часть»), который учитывает и распределяет всю получаемую электрическую энергию по отдельным районам и предприятиям» 12. При этом «в Серпухов с Каширстроя идет особая линия, и в случае остановки Каширской станции Серпухов получает электрическую энергию из Москвы» 12.
Две Каширы
В 1926 году в журнале «Огонёк» был опубликован очерк С. Гехта с фотографиями С. Фридлянда. Очерк построен на антагонизме старого и нового мира, характерном для прессы и литературы тех лет, но именно поэтому он интересен не только как описание Каширстроя, но и как маленькая заметка о самой Кашире, полезная для краеведа, желающего увидеть Каширу образца 1926 года.
Текст очерка приводим полностью 13.
Две Каширы
Направо от станции (если вы приехали из Москвы) будет старая Кашира. Налево — новая, Каширстрой. И, словно политика подсказала географическое положение, левая лучше правой. Левая моложе, ярче, современней. Правая Кашира—тысячелетний старец. Левая — пятигодовалый младенец.
Чтоб посетить этого тысячелетнего старца, (вернее, старуху), надо проехать три версты, где колдобина на колдобине. Гостя встречает добротная грязь, «передвижнические» лужи с козами в центре и глухое молчание деревянных срубов.
Пахнет капустой и яблоками. Москва военного коммунизма жила каширским привозом. Рязано-Уральская дорога ныне глухая, была тогда боевой. Нигде мы не видели в ту пору такой оравы мошечников.
И сейчас каширское шоссе загружено капустой. Пухлые, влажные полупудовые кочны с сахарными кочерыжками — вот почти единственное зрелище на этом шоссе. Отсюда уходят в Москву сотни вагонов ежедневно. За огородниками тянутся садоводы; их телеги, торчащие соломой и рогожами, пахнут зимой и снегом.
Яблок осталось мало—одни антоновки, пожалуй. Антоновки наиболее национальны по запаху. Как и подсолнухи, антоновки напомнят вам Россию даже на Принцевых островах.
В старой Кашире шесть тысяч жителей. Ремесленников мало, почти все огородники и садоводы.
Правая Кашира была когда-то крепостью. Она яростно отбивалась от татар, не пускала их в Москву.
Главная улица называлась, конечно, Московской, и сейчас она переименована в Советскую. Признаки города имеются только здесь, не ищите их в переулках и соседних улицах. Кооператив «Звено смычки», товарищество «Жизнь». В доме местного туза, двухэтажном, с кокетливой кукушкой—детские ясли. В бывшей «расправе» — исполком. На старом месте стоит пожарная каланча, похожая на китайскую пагоду, менее удобная, чем изысканная. У банка—крестьянские возы, скучающие лошади, гниющий навоз и мальчишки с горячими пирожками.
Есть на главной улице два новых здания. Первое—отделение Московского банка, недавно законченное. Почти ампирное и уютное, и на каширском фоне выглядит приятно и свежо. Другое— водоупорная башня, здоровый индустриальный ребенок.
Скоро в Кашире будет водопровод. Город ждет, когда наступит этот день, как девочка ждет именин.
Левая Кашира протянула правой дружескую руку. Она наградила ее электрическими проводами, деревянными фермами, столбами, трансформаторами и изоляторами. Она осветила город. Она надеется, что скоро не станет ни левой, ни правой Каширы, что старуха придет к ней и заполнит строениями шестиверстный провал. Сейчас поселок, который подле станции, включен в городскую черту. Уменьшается провал, закладываются быки для моста между старой и новой Каширой.
Ветер, гудящий в изоляторах и качающий медь проводов, указывает дорогу в новую Каширу. Едешь по берегу чистой и не очень расторопной Оки, где проложена новая дорога и новая насыпь, уже не татарских времен, а настоящая, сегодняшняя, родная, железнодорожная насыпь. Тянутся предлинные составы, «максимки» и платформы. Везут камень, кирпич, бетон, цемент, чугун.
У самого входа в новую Каширу стоит законченная электростанция. На верхушке гигантской трубы—знак республики и год рождения левой Каширы—1920. Рядом растет новый корпус. За корпусами — главная контора, окруженная цветниками. На всей этой площади был раньше лес, теперь вырубленный и выкорчеванный. Остались одинокие березки для воздуха и пейзажа. Выше — поселок, беленькие, складно скроенные дома, напоминающие немецкий хутор. По правую сторону — бараки, не тесовые, как бывало всегда на заводах и постройках, а из срубов. Не летние, не случайные, а крепкие, теплые, фундаментальные. Среди бараков—клуб, солидное здание; таким не может похвастаться старая Кашира. Худощавые мачты, радиоантенны.
Новый стиль не только в конструктивных быках и проводах, в фабричных корпусах и динамо, — он и в широких, многосолнечных окнах бараков. Эти широкие окна и терассы—подлинное творчество советской власти. Нам скажут, что они из Англии, из тамошних коттеджей, но ведь каширцы не видели раньше таких окон и терасс!
В старой Кашире ничего не менялось веками, она не потрудилась даже добраться до полотна, новая рванула дорогу к себе. Всего пять лет. Дайте новой Кашире возраст старой, и она уже но Кашира, а Чикаго. Ничуть не меньше.
В хорошие времена родилась она. Ее пути не знали врага, ее стены но видели поработителей. Не то, что татар, — она и «белых» глаза не видела. Как не позавидовать тебе, крепкоскулый юнец, родной индустриальный младенец!
Будет день (скажем словами Гомера), — и мы думаем, что не столь он далек, — когда правая Кашира придет к левой и окружит ее своими прекрасными садами и огородами. Это не только наше пожелание. Это, к счастью, неизбежно, и неизбежность эта понятна не только тому, кто одолел грандиозные томы Maркса, но даже тому, кто с экономикой знаком только при помощи «потребиловки».
С. Гехт.
В составе Жилевской волости Каширского уезда (сейчас это Ступинский район) по данным переписи 1926 года показан поселок Каширстроя размером в 2 хозяйства и населением в 9 человек, который располагался в полосе отчуждения при железной дороге 14.
По данным на 1930 год в поселке Каширстроя столовая, чайная, потребиловка, а на станции «Кашира» – буфет 15. При клубе поселка по данным на 1931 год был также шахматный кружок, в которой, правда, деятельность была вялотекущей 16.
Юрист, краевед. Член МООО «Историко-исследовательское общество “Белый Камень”». Член Союза краеведов.
- Вып. 1 : Вокруг Москвы. Экскурсии : с 41 фотографией, одной картой и четырьмч схемами / сост. Банин Д. М. [и др]. – 1930. – С. 175.[↩]
- Туризм и экскурсии вокруг Москвы : Экскурсии / Сост.: Банин Д.М. [и др.] ; Под науч. ред. Н.А. Геинике. – М. : Работник просвещения, 1930 – С. 190.[↩][↩]
- См. Открылась Каширская ГРЭС имени Г. М. Кржижановского. – Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prlib.ru/history/619289, свободный. — Дата обращения: 27.07.2021.[↩]
- Открылась Каширская ГРЭС имени Г. М. Кржижановского. – Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prlib.ru/history/619289, свободный. — Дата обращения: 27.07.2021.[↩][↩]
- Телеграмма В. И. Ленина управлению Коломенского завода о срочном заказе Каширстроя. 7 сентября 1921 г. – Исторические материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://istmat.info/node/34410, свободный. — Дата обращения: 27.07.2021.[↩]
- Ответная телеграмма управления Коломенского завода В. И. Ленину. 10 сентября 1921 г. – Исторические материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://istmat.info/node/34411, свободный. — Дата обращения: 27.07.2021.[↩]
- См. Ответная телеграмма управления Коломенского завода В. И. Ленину. 10 сентября 1921 г. – Исторические материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://istmat.info/node/34411, свободный. — Дата обращения: 27.07.2021.[↩]
- Сим, Е. Путеводитель по Москва-реке / Сост. Е. Сим. – М. : Моск. рабочий, 1937. – С.51.[↩]
- Письма, телеграммы и телефонограммы В. И. Ленина о Каширстрое. – Исторические материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://istmat.info/node/34407, свободный. — Дата обращения: 27.07.2021.[↩]
- Телеграмма В. И. Ленина управлению Симбирского завода. 29 сентября 1921 г. – Исторические материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://istmat.info/node/34417, свободный. — Дата обращения: 27.07.2021.[↩]
- Телеграмма В. И. Ленина Тульскому, Алексинскому, Тарусскому и Коломенскому уездным комитетам труда. 6 октября 1921 г. – Исторические материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://istmat.info/node/34418, свободный. — Дата обращения: 27.07.2021.[↩]
- Там же.[↩][↩]
- Гехт, С. Две Каширы. – Огонёк, 1926. – № 45 (189). – С.8.[↩]
- Справочник по населённым местам Московской губернии : по материалам всесоюзной переписи 1926 года. – Москва : Московский стат. отд., 1929. – С. 218 – 219.[↩]
- Туризм и экскурсии вокруг Москвы : Экскурсии / Сост.: Банин Д.М. [и др.] ; Под науч. ред. Н.А. Геинике. – М. : Работник просвещения, 1930 – С. 191.[↩]
- Шахматы в рабочем клубе «64». – 1931, № 2 – 3. – С. 36.[↩]
Вы серьезно думаете, что для работы гидроэлектростанции нужен каменный уголь?
А теперь серьёзно.
Почитайте историю создания Каширской ГРЭС. Хотя бы на сайте самой электростанции. Никакого «ГИДРО» Вы там точно не найдете.
Электростанцию начали строить в Кашире по совокупности факторов:
1)Близость Подмосковного угольного бассейна. Везти уголь, и правда, было удобно.
2) Ока как довольно крупная река. Для работы любой электростанции нужно много воды. В Тепловых электростанциях (а Каширка по типу является Тепловой электростанцией) вода играет роль теплообменника. Т.Е. уголь сгорает в котле, нагревая воду. Вода превращается в пар, который под сильным давлением вращает генераторы, которые в свою очередь генерируют электрический ток. Так вот, после турбин генераторов, пар нужно снова превратить в воду (конденсировать), а затем горячую воду охладить (градирни выполняли эту функцию) и слить в реку.
Так вот для этой функции Ока подходила на все 100%.
3) Близость Москвы. На тот момент времени линии электропередач могли без серьезных потерь передавать ток на расстояние не более 120км.
Не вводите людей в заблуждение своими догадками. ГРЭС это ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАЙОННАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ. По типу является ТЭС – ТЕПЛОВОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ. И к ГЭС (ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ) не имеет никакого отношения. Для работы ГЭС нужно строить плотину, в результате чего затапливать огромные площади (поля, деревни, города) под водохранилище. В Московском регионе это невозможно!
Читайте историю возведения каскада ГЭС на Волге. Под воду уходили города! А вы про гидроэлектростанцию в Кашире! Бред!
А с учетом того, что люди наши и так читают немного, после прочтения вашей статьи будут нести эту ересь в массы. И вы несете за это ответственность.
Уберите/исправьте статью.
Спасибо.