Священник села Чиркино Иван Семенович Покровский причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 26 декабря 2001 года. Однако большой вопрос на сегодняшний день – действительно ли будущий священномученик Иоанн Покровский родился в селе Аксиньино Коломенского уезда? Как складывался его жизненный путь?

О месте рождения и о биографии священника Иоанна Покровского – далее. Автор данной статьи постаралась подготовить наиболее полное и достоверное жизнеописание о. Иоанна Покровского.

Священномученик Иоанн Покровский родился в Аксиньино?

Будущий священномученик Иван Семенович Покровский родился 25 (13) января 1874 года на погосте Воздвиженский Рузского уезда Московской губернии.

Согласно житию Иоанна Семеновича Покровского, опубликованному во многих источниках 1, он родился в 1874 году в селе Аксиньино Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Семена Покровского.

Также в другом источнике есть информация о том, что Иоанн Покровский вообще родился 2 июля 1876 года 2. К этой дате есть вопросы – неясно ее происхождение. И указанная дата легко опровергается тем, что 9 апреля 1876 года 3 родилась сестра Иоанна Покровского – Александра, и сам Иоанн не мог родиться лишь спустя несколько месяцев после этого события.

Путаница с датой рождения 2 июля 1876 года на сайте “Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке” связана, вероятно, с личностью Ивана Ивановича Покровского – сына священника Знаменской церкви села Аксиньино Московского уезда – так, в ведомости с метрическими сведениями об учениках Московской духовной семинарии за 1894 – 1895 учебные годы показано, что этот семинарист действительно родился 2 июля 1876 года 4. Но это совсем другой человек, а нам интересны Николаевская церковь села Аксиньино Коломенского уезда и Симеон Иванович Покровский, а не Иван Иванович Покровский – отец героя нашего повествования.

И вот в ведомости об учениках за 1892 год мы видим другого семинариста – и здесь речь идет об Иване Семеновиче Покровском, сыне священника Николаевской церкви села Аксиньино Коломенского уезда. В этом деле указана дата рождения 13 января 1874 года (по старому стилю) 5. То же подтверждается и другими записями 6.

И хотя указанные записи дублировались из года в год, причем, стабильно копируя ошибки (так, в указанных ведомостях за разные годы в качестве отца семинариста указан священник церкви села Аксиньино Коломенского уезда Симеон Гаврилов Покровский, хотя автору достоверно известно, что священником в Аксиньино был только Симеон Иванов Покровский), за неимением иных достоверных источников, будем считать правильной дату рождения 13 января 1874 года (по старому стилю).

Причем, что интересно, семинаристы-тезки (два Ивана Покровских) учились на одном курсе и именовались в ведомостях “Иоанн Покровский 1-й” и “Иоанн Покровский 2-й”.

Что же касается места рождения Ивана Семеновича Покровского, то в 1874 году его отец Семен Покровский, как мы уже упоминали выше, был еще диаконом на погосте Воздвиженском Рузского уезда, и был рукоположен в сан священника церкви села Аксиньино Коломенского уезда только в 1877 году. Становится ясно, что Иоанн Покровский в Аксиньино Коломенского уезда вряд ли мог родиться.

Наиболее достоверная проверка – через метрические книги. Однако, метрическая книга по погосту Воздвиженский Рузского уезда (консисторский экземпляр, ЦГА г. Москвы, ф. 203, оп. 780, д. 1554) на руки не выдается, а приходской экземпляр мы не нашли в том числе и в Центральном государственном архиве Московской области (территориальный отдел ЗАГС. г. Рузы). Равно как и не обнаружили современные времени рождения Ивана Семеновича Покровского исповедные росписи.

Поэтому на сегодняшний день, помимо информации о том, что Семен Иванович Покровский стал священником Николаевской церкви села Аксиньино Коломенского уезда только в 1877 году, вторыми и третьими вескими доказательствами того, что Иван Семенович Покровский родился на погосте Воздвиженский Рузского уезда, а не в Аксиньино, являются также факт рождения в апреле 1876 года на том же погосте сестры Ивана – Александры 7, в 1871 году – сестры Евдокии (там же) 8 и присутствие диакона Симеона Покровского в записях метрических книг данного погоста за 1872 и 1875 гг.

Аксиньино Коломенского уезда. Детство. Коломенское училище и Московская семинария. Учитель церковно-приходской школы в Аксиньино

Однако очевидно, что рос Иван в Аксиньино – отец стал здесь священником, когда мальчику исполнилось три года.

Семен Иванович Покровский пришел в беднейший приход, причем, еще и с раскольниками, нуждающийся в поддержке, в обычный деревянный храм. В том числе благодаря его деятельности получилось облагородить данный приход, улучшить в том числе и условия жизни священства.

Может быть интересно

В 1884 году Иван поступил в Коломенское духовное училище, предварительно закончив приготовительный класс 9. В 1888 году был оставлен на второй год в 3-м классе училища по малоуспешности 10.

Был переведен в 3-й и 4-й класс училища при условии переэкзаменовки арифметики 11. Как видно, переэкзаменовку Иван прошел, поскольку по окончании 4 класса Коломенского духовного училища он был удостоен перевода в Московскую духовную семинарию.

Иван Семенович Покровский был переведен в Московскую духовную семинарию после выпуска из Коломенского духовного училища в 1890 году 5, 2-го разряда.

В Московской духовной семинарии он учился до 1894 года (последний учебный год у него был 1894 – 1895) – курс он оставил 12.

Эта информация также идет вразрез с житийными повествованиями о том, что Иван Семенович Покровский заканчивал курс Московской духовной семинарии 13.

Мы знаем, что после учебы в семинарии Иван Семенович Покровский преподавал в церковно-приходской школе в Аксиньино Коломенского уезда – до 1897-1898 года 14.

Служение диакона Иоанна Покровского в селе Турово Серпуховского уезда. Женитьба

В 1897 году учитель церковно-приходской школы села Аксиньино Коломенского уезда Иоанн Покровский назначен диаконом в Ильинскую церковь села Турово Серпуховского уезда 14.

Открываем базу данных “За Христа пострадавшие”, разработанную Православным Свято-Тихоновским гуманитарным Университетом (до 2004 г. – институтом) и Братством во Имя Всемилостивого Спаса, и читаем об о. Иоанне Семеновиче Покровском, что он всю жизнь служил в одном храме – в Чиркино 15. Но это, как мы можем видеть, совсем не так. И даже если сбросить со счетов Турово (поскольку в Турово он был диаконом), то, забегая вперед, отметим, что до Чиркино он служил уже в сане священника в Кондрево.

Там же, в Турово, 18 августа (по старому стилю) 1897 года, накануне назначения в диаконы, учитель Аксиньинской церковно-приходской школы Иван Семенович Покровский, 23 лет от роду, женится на дочери диакона церкви села Турово Алексея Васильевича ЛевшинскогоМарии. Невесте тоже 23 года 16.

Алексей Васильевич Левшинский служил диаконом, а его сыновья – Александр Алексеевич и Платон Алексеевичи 17 – были потомственными почетными гражданами 18. Отец туровского диакона, Алексея Васильевича Левшинского – Василий Алексеевич Левшинский, имел личное дворянство 19.

Священномученик Иоанн Семенович Покровский (1874 – 1938).
Священномученик Иоанн Семенович Покровский (1874 – 1938).

26 июня (по старому стилю) 1898 году у диакона села Турово Иоанна Симеонова Покровского и его законной жены Марии Алексеевой рождается сын Сергей. Одна из восприемников при крещении – родная сестра диакона, учительница церковно-приходской школы в Голочелово Наталия Семеновна Покровская, другой восприемник – дедушка новорожденного, заштатный диакон села Турово Алексей Васильев Левшинский 20.

А 30 июля 1899 года (по старому стилю) у супругов Покровских в Турово родился сын Василий. У Василия крестными были его дядя и тетя по матери: потомственный почетный гражданин Платон Алексеевич Левшинский и дочь заштатного туровского диакона Екатерина Алексеевна Левшинская 21.

Отец Иоанн Покровский – священник в селе Кондрево

Распоряжением епархиального начальства от 8 марта (23 февраля) 1909 года священником в церковь Воскресения Христова в село Кондрево Коломенского уезда назначен диакон церкви села Турово Серпуховского уезда Иоанн Покровский 22.

В 1913 году мы видим, что жена священника Мария Алексеевна Покровская (ур. Левшинская) выступала восприемницей при крещении дочери крестьянина сельца Сенькино Василия Климанова Татьяны 23.

Памятник на храмовом месте в селе Кондрево городского округа “Ступино” (ранее – село Кондрево Коломенского уезда). Фотография Залата Татьяны, 2023 год.
Памятник на храмовом месте в селе Кондрево городского округа “Ступино” (ранее – село Кондрево Коломенского уезда). Фотография Залата Татьяны, 2023 год.

Сам же Иван Семенович 6 мая 1914 года (ребенок родился 1 мая 1916, все даты по старому стилю) стал крестным для внебрачного сына учительницы Кондревской церковно-приходской школы Анны Ивановны ЮрасовойНиколая. Здесь следует отметить, что при крещении внебрачных детей ребенку присваивалось отчество по крестному, поэтому в этот день Иван Семенович Покровский приобрел еще одного сына – духовного – крестника Николая Ивановича Юрасова. Второй восприемницей при крещении стала учительница той же школы Мария Ивановна Катанова 24.

Мать ребенка происходила, вероятно, из семьи псаломщика села Губино Коломенского уезда Ивана Андреевича Юрасова 25.

О. Иоанн Покровский в Чиркино

Через 7 лет, 21 апреля 1916 года (по старому стилю) священник Воскресенской церкви села Кондрево Коломенского уезда Иоанн Покровский назначен священником поближе к местам своего детства – в Покровский храм села Чиркино того же уезда 26.

Богатый приход, древние храмы в Чиркино, в разное время привлекавшие внимание таких видных историков архитектуры, как Н. В. Султанов и М. В. Красовский, достался Иоанну Семеновичу после отца Евгения Константинова.

Храмы в селе Чиркино Коломенского уезда. Фотография не позднее 1907 года. Современная колоризация. Источник: журнал "Зодчий", 1907, № 41.
Храмы в селе Чиркино Коломенского уезда. Фотография не позднее 1907 года. Современная колоризация. Источник: журнал “Зодчий”, 1907, № 41.

И, конечно, отец Иоанн Покровский не предполагал, что произойдет в России уже через год.

В 1922 году в присутствии священника Иоанна Симеонова Покровского и группы верующих (Борис Андреевич Хлюстов, Д. И. Щербаков, И. И. Колотушкин) комиссаром А. В. Щербаковым из Покровского храма села Чиркино в Гохран были изъяты 27:

  • одна лампада;
  • четыре креста;
  • кадило;
  • евангелие;
  • четыре ризы;
  • два потира.

В акте упоминаются также некоторые сведения об изумрудах на ризе иконы Покровской Богоматери – по всей видимости, престольной иконы этого храма.

Жалоб при изъятии ценностей зафиксировано не было.

Актом от 11 октября 1924 года священник Иван Семенович Покровский был лишен избирательных прав (попал в так называемый “список лишенцев”) 28.

Далее в документах о религиозных общинах от 1925 года также упоминается Покровская церковь в селе Чиркино, где священник – Иван Семенович Покровский, представитель группы верующих – Борис Андреевич Хлюстов 29.

Несмотря ни на что храм в Чиркино продолжал жить.

Дело “Д. 23056. С. Чиркино Малинского р-на Московской обл. 1938 г.”. Расстрел

Далее обратимся к материалам “расстрельного” дела о. Иоанна Семеновича Покровского 30. Но больше внимания будем уделять не повествованию книги, а цитатам из источников, в ней приводимым.

Так о деятельности о. Иоанна Покровского в 1937 году, незадолго до ареста НКВД, говорил учитель школы в Чиркино 31:

“В сентябре 1937 года около школы Покровский, не подозревая себя в пропаганде религиозных убеждений, говорил детям: “Молитесь Богу, тогда и уроки у вас будут усваиваться хорошо, не будьте поклонниками сатаны”. Разговоры Покровского среди детей я замечаю часто: это видно из того, что дети во время перемены в религиозные праздники ходят в церковь и ставят свечи. Школа находится в десяти метрах от дверей церкви, даже в летнее время, когда поют в церкви, слышно в школе; сейчас церковь угрожает школе тем, что хотят из дома, где помещается школа, ее выгнать, так как этот дом принадлежит церкви, и второе то, что купол церкви треснул и немного покачнулся на школу, весной может завалиться”.

В том же 1937 году, согласно справке на арест священника, о. Иоанн Семенович Покровский был назначен благочинным Малинского района (тогда в состав указанного района и входило Чиркино) 32.

Вид на село Чиркино и храмы. Октябрь 2021 года. Фотография Залата Татьяны.
Вид на село Чиркино и храмы. Октябрь 2021 года. Фотография Залата Татьяны.

Отцу Иоанну Покровскому вменяли в вину антисоветскую пропаганду, религиозную пропаганду, пропаганду отказа от коллективизации.

“В августе 1937 года на проработке сталинской конституции… Покровский говорил, что конституция только для большевиков, а не для бедного класса, который ограблен советской властью; в конституции записано, что свобода, а какая свобода, когда только знают, что грабят крестьян, колокола и те сняли; это получается гонение на православных крестьян” 33.

Согласно справке, составленной при аресте 34:

“в селе Чиркино проживает Иван Семенович Покровский, который до, после революции и до настоящего времени работает попом. В 1937 году возведен в протоиереи и назначен благочинным. Будучи недоволен существующим в нашей стране строем, среди населения ведет антисоветскую агитацию и особенно обнаглел после опубликования конституции и положения о выборах в Верховный Совет СССР. Гнусно клевещет на советское правительство и руководителей ВКП(б), а также на колхозное строительство. Его дом в селе Чиркино посещают бродячие церковники не только Малинского района, но и Коломенского, Озерского и других. В результате в колхоз занесли заразную болезнь на лошадей и свиней, а также три лошади недавно из конюшни были украдены. Поп в разговорах среди колхозников по этому вопросу говорит, что это Божье наказание, нужно ходить всем в церковь и молиться Богу”.

Протоиерей Иоанн Покровский был арестован 27 января 1938 года, а послушницу Анну Алексеевну Корнееву, помогавшую ему при храме – 13 февраля 1938 года, заключив их в тюрьму в городе Кашире 35.

На допросе Иоанном Семеновичем Покровским было показано следующее 36:

– Следствие располагает материалами о том, что вы среди населения высказывали враждебность к советской власти.
– Я не могу припомнить разговоров, в которых были бы слова, враждебные советской власти, за исключением слов, обращённых к верующим, чтобы они молились за невинных людей, заточенных в тюрьму советской властью.
– Вы среди верующих говорили, что советская власть притесняет Церковь и служителей культа, при этом гнусно клеветали на советское правительство.
– Я говорил верующим, что по приходу ходить не разрешают, а раньше было свободно. С одной стороны, пишут, что религиозные отправления свободны, а с другой стороны – этой свободы мы не видим.
– Привожу вам выдержки из показаний свидетелей о вашей контрреволюционной антисоветской деятельности. Признаете, что вы это говорили?
– Я это отрицаю, так как я ни с кем и ни при каких обстоятельствах этого не говорил.
– Следствием установлено, что вы группировали вокруг себя бродячих церковников и монашек Малинского и других районов. Признаете это?
– Признаю, что ко мне часто приходили церковники Малинского, Коломенского и других районов.
16 февраля следователи снова допросили священника.
– Кто посещал вашу квартиру?
– Мою квартиру посещали жена священника села Бортниково Орлова, которая приходила ко мне 18 января 1938 года и говорила, что её мужа Сергея Андреевича Орлова арестовали органы НКВД; священник села Мещерино Фоминцев приходил два-три года тому назад; Михаил Покровский, священник села Федоровского, посещал мою квартиру осенью 1937 года.
– Какие у вас были разговоры во время посещений вашей квартиры служителями культа?
– Во время посещений моей квартиры священниками у нас бывали разговоры; со священником Фоминцевым говорили, что по конституции должно быть свободное отправление религиозных обрядов, но на самом деле советская власть запрещает хождение по приходу под предлогом заразных заболеваний. Мы считаем это совершенно неправильным. Со священником Покровским никаких разговоров о советской власти не было.
– Кого вы лично посещали из церковников и служителей культа?
– Я посещал квартиры Фигуриной, Котовой, Корнеевой, священников Фоминцева, Михаила Покровского, с которыми разговаривал о церковных обрядах, как посещается церковь верующими. Были разговоры о том, что советская власть запрещает ходить по приходам. Фоминцев мне сказал: «Очень тяжело стало жить, советская власть зажимает хороших людей». Дальше Фоминцев добавил, что надо терпеть и переносить все тяжести. Других разговоров против советской власти не было.
– Следствие располагает данными, что вы среди колхозников села Чиркино и Щербинино высказывали враждебность к советской власти.
– Никакой антисоветской агитации среди колхозников с моей стороны не было; я лишь каждую службу в церкви говорил, чтобы верующие молились за лучших людей, которые заключены советской властью в тюрьму.
– Признаете ли вы себя виновным в антисоветской агитации среди колхозников и в организации контрреволюционной группы в селе Чиркино?
– Никакой антисоветской агитации среди колхозников не было, я был лишь недоволен тем, что советская власть не разрешает ходить по приходу.
На этом допросы были закончены. Уже после того, как священник подписал протокол, следователь в том месте, где отец Иоанн говорил, что священник Фоминцев сказал: “Надо терпеть и переносить все тяжести, придёт время, станем жить лучше”, от себя надписал: “когда придет Гитлер”.

Преподобномученица Анна Алексеевна Корнеева (1880 - 1938).
Преподобномученица Анна Алексеевна Корнеева (1880 – 1938).

Из показаний Анны Алексеевны Корнеевой (преподобномученица, причислена к лику святых 26 декабря 2001 года) 36:

– Какую вы имели связь со священником Покровским?
– Я имела тесную связь со священником Покровским, который часто посещал мою квартиру, я лично посещала квартиру Покровского редко.
– Следствие располагает материалами о том, что вы среди колхозников высказывали враждебность к советской власти.
– Никакой антисоветской агитации я никогда не вела.
– В мае 1937 года вы колхозникам говорили, что коммунисты загнали крестьян в колхозы и хотят устроить крепостное право.
– Таких разговоров с моей стороны не было, за исключением того, что я говорила, что раньше крестьяне жили лучше.
– В начале декабря 1937 года вы говорили колхозникам села Чиркино, что скоро будет война, придёт Гитлер и тогда православные крестьяне станут жить лучше.
– Разговоров о войне и о приходе Гитлера с моей стороны не было; был случай, когда во время разговора я сказала колхознику, что раньше крестьяне жили лучше, сейчас советская власть стала преследовать честных людей – расстреливать хороших людей ни за что.
– Что вы говорили весной 1937 года колхозникам о советской власти?
– Во время разговоров с колхозниками села Чиркино я говорила, что всякая власть от Бога. Это мною повторялось часто.
– Вам предъявляется постановление о привлечении вас в качестве обвиняемой в антисоветской агитации среди населения.
– Виновной себя в агитации среди населения не признаю.

21 февраля 1938 года отец Иоанн Покровский, послушница Анна Корнеева, член чиркинского церковного совета Домна Павловна Котова и чиркинский ктитор Наталья Ивановна Фигурина были приговорены к расстрелу тройкой НКВД. Приговор был приведен в исполнение 26 февраля 1938 года на Бутовском полигоне. Расстрелянные были погребены в общей могиле 36.

Память

Память священномученика Иоанна Семеновича Покровского и преподобномученицы Анны Корнеевой празднуется 13 февраля в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.

Список литературы и источников, примечания
  1. См., например, Священномученик Иоанн Покровский и преподобномученица Анна (Корнеева) / Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь. 2005. С. 222-228 // Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». URL: https://fond.ru/userfiles/person/222/1293265856.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 19.04.2024.; Покровский Иван Семенович – База данных за Христа пострадавшие. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв. [Электронный ресурс] // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет (Институт до 2004г.); Братство во Имя Всемилостивого Спаса. URL: http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 19.04.2024.; Иоа́нн Покровский_ житие, иконы, день памяти – Интернет-портал “Азбука веры” [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/sv-ioann-pokrovskij. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 19.04.2024.; ИОАНН (ПОКРОВСКИЙ) – Древо: открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/6123.html. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 19.04.2024.[]
  2. Покровский Иван Семенович, протоиерей, священномученик – Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/7705/. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 19.04.2024.[]
  3. Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГА г. Москвы). Ф. 203. Оп. 780. Д. 1562. Л. 599 об.[]
  4. ЦГА г. Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 2081. Л. 10 об.[]
  5. ЦГА г. Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 2052. Л. 20.[][]
  6. см. ЦГА г. Москвы. Ф.234. Оп.1. Д. 2048. Л. 48.[]
  7. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1562. Л. 599 об.[]
  8. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1540. Л. л. 127 об., 128.[]
  9. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 30 от 22 июля 1884 года. С. 404.[]
  10. Московские церковные ведомости. № 24 от 7 августа 1888 года. С. 78.[]
  11. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 28 от 26 июля 1887 года. С. 105.;Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 19 от 23 июля 1889 года. С. 1.[]
  12. ЦГА г. Москвы. Ф.234. Оп.1. Д. 2063. Л. 34.; ЦГА г. Москвы. Ф.234. Оп.1. Д. 2081. Л. 19 об.[]
  13. См., например, Священномученик Иоанн Покровский и преподобномученица Анна (Корнеева) / “Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
    Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль”. Тверь. 2005. С. 222-228 // Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». URL: https://fond.ru/userfiles/person/222/1293265856.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 28.04.2024.; ИОАНН (ПОКРОВСКИЙ) – Древо: открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/6123.html. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 28/04/2024.[]
  14. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 33 от 17 августа 1897. С. 68.[][]
  15. Покровский Иван Семенович – База данных за Христа пострадавшие. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв. [Электронный ресурс] // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет (Институт до 2004г.); Братство во Имя Всемилостивого Спаса. URL: http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 28.04.2024.[]
  16. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2992. Л. л. 352 об., 353.[]
  17. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2942. Л. 15.[]
  18. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2992. Л. л. 352 об., 353.[]
  19. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1715. Л. 173 об., 174.; ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 1675. Л. 358 об.[]
  20. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 2994. Л. л. 129 об., 130.[]
  21. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3007. Л. 120 об.[]
  22. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 10 от 20 марта (7 марта) 1909 года. С. 72.[]
  23. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 4491. Л. 351.[]
  24. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 4789. Л.л. 9 об., 10.[]
  25. ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3690. Л. 267.[]
  26. Московские церковные ведомости. Официальный отдел. № 20/21 от 17 мая 1916 года. С. 175.[]
  27. Центральный государственный архив Московской области (ЦГАМО). Ф. 66. Оп. 18. Д. 296. Л. 98.[]
  28. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 25. Д. 122. Л. 14.[]
  29. ЦГАМО. Ф. 2269. Оп. 2. Д. 8. Л. 22.[]
  30. Опубликованы в книге “Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль”. Тверь. 2005. С. 222-228.[]
  31. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.10035. Д. 23056. Л. 57. Цит. по: Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь. 2005. С. 222-228.[]
  32. Священномученик Иоанн Покровский и преподобномученица Анна (Корнеева) / Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь. 2005. С. 222-228 // Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». URL: https://fond.ru/userfiles/person/222/1293265856.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 28.04.2024.[]
  33. ГАРФ. Ф.10035. Д. 23056. Л. 59. Цит. по: Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь. 2005. С. 222-228.[]
  34. ГАРФ. Ф.10035. Д. 23056. Л. 2. Цит. по: Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь. 2005. С. 222-228.[]
  35. ГАРФ. Ф.10035. Д. 23056. Цит. по: Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь. 2005. С. 222-228.[]
  36. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь. 2005. С. 222-228.[][][]

Поделиться:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
Необязательное поле
Правила размещения комментариев и общения
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий!x
Прокрутить вверх