Успенская церковь в ансамбле Успенского Брусенского монастыря в Коломне. Сентябрь 2024 года. Фотография Татьяны Залата.
Успенская церковь в ансамбле Успенского Брусенского монастыря в Коломне. Сентябрь 2024 года. Фотография Татьяны Залата.

Игумения Олимпиада – последние годы

О последних годах и днях жизни игумении Успенского Брусенского женского монастыря Олимпиады.

По материалам «Московских епархиальных ведомостей», 1875 г

Люди с самым добрым сердцем нередко бывают раздражительны. Этой немощи была подвержена и мать Олимпиада в последние годы жизни, вследствие именно болезненности 1. В ней, после сильной простуды, развилась постепенно (может быть, оттого, что она вовсе не лечилась) желчная лихорадка с мучительными завалами в животе и частой, изнурительной рвотой. Во время таких припадков, соединенных с тоскливостью сердца,

“мы, рассказывает игуменья Ангелина, все неприятное старались, по возможности, скрыть от нее, не растревожив ее; и сестры, любя ее и жалея, не обижались много, если она в запальчивости гнева наговорит много резких слов и насулит наказаний провинившимся. Все знали, что гнев ее только до порога: не успеет выйти от нее обиженная сестра, как у матушки сердце начинало уже страдать, зачем она наговорила лишнего и оскорбила человека; она уже плачет, раскаивается и готова первая поклониться в ноги обиженной, прося прощения. А у меня (бывшей казначеи) и часто просила извинения со смирением, после того как вспылит и наговорит резких слов. Бывало, заплачет и скажет: “о, Боже! что мне делать? Не совладаю я с собою, грешная. Чего я не выскажу в горячности? Простите меня!”

Между тем, рассматривая свою внутреннюю жизнь, со слезами говорила мне откровенно, как другу: “Да, Ангелина, я вижу, что эта страсть (гнев) и болезнь желчная попущены мне от Бога для моего смирения и самоуничижения, чтоб я не превознеслась своею прежней жизнью, не возмечтала бы о себе нечто доброе и впала в самомнение и высокоумие, которое погубило многих, даже праведников”. Немоществуя телом и душою, она оплакивала себя постоянно, считала себя хуже всех и молила сердцеведца Бога, чтобы помиловал ее.

Митрополи́т Филаре́т (в миру Васи́лий Миха́йлович Дроздо́в; 26 декабря 1782 [6 января 1783], Коломна, Московская губерния — 19 ноября [1 декабря] 1867, Москва) — епископ Православной российской церкви; с 3 июля 1821 года архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Митрополит Филарет (Василий Михайлович Дроздов) — родился в Коломне в семье священника.
Митрополи́т Филаре́т (в миру Васи́лий Миха́йлович Дроздо́в; 26 декабря 1782 [6 января 1783], Коломна, Московская губерния — 19 ноября [1 декабря] 1867, Москва) — епископ Православной российской церкви; с 3 июля 1821 года архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Митрополит Филарет (Василий Михайлович Дроздов) — родился в Коломне в семье священника.

В последний год (1872) перед кончиной, Олимпиада часто думала о том, как бы оставить настоятельство, и хотела уже подать прошение об увольнении от должности за болезнию; но одно удерживало ее от подобной решимости — это воля митрополита Филарета, который запретил ей когда-нибудь проситься на покой. В последнее свидание с ним, в 1867 году, она, при откровенном разговоре, сказала ему: “Владыко святый! я только и служу до тех пор, пока вы живы; но вас не станет, и я подам в отставку. Куда я гожусь с своими недостатками и необразованностью по нынешнему веку? Это вы так милостиво и отечески снисходите к моему недостоинству, и в вашей только мудрости я нахожу себе опору”. Владыка на это заметил: “Нет, я желал бы, чтобы ты и по смерти моей не оставляла своего служения, до тех пор, пока сам Господь позовет тебя на вечный покой. Это будет полезнее для твоей души: ведь ты не мне служишь, а Богу”. Вот эти-то слова незабвенного иерарха и удерживали игуменью Олимпиаду на поприще ее служения до последнего дня.

Ей было предсказано от старца Зосимы и еще от одной блаженной девицы в Ладине 2, что она пробудет в игуменстве 25 лет 3, и матушка, в ожидании последнего, т. е. 25-го года, все свои дела старалась поскорее устроивать, и все задуманное или начатое кончить непременно к этому году.

Например, кого желала постричь в мантию, она спешила постричь великим постом 1872 года; и когда мать Ангелина стала просить ее отложить, еще хоть на год, этот постриг, она отвечала решительно:

“Нельзя, я тогда буду не в силах. Я чувствую, что будущим великим постом (1873 года) умру, а теперь, теперь надо кончать, пока я еще в силах!”

Причем заметила: “Это я говорю не от себя, мне внушила Царица небесная, перед иконой Которой я молилась”. Когда первенцы ее, духовные питомицы, были пострижены, она плакала от радости и благодарила Богоматерь, что сподобила ее видеть их мантийными монахинями. “Ведь это мои все деточки”, выражалась она в разговоре с другими.

“Я их насадила, ухаживала, поливала, а Господь возрастил их ко благу обители”!

С осени 1872 г. она стала чувствовать слабость во всем организме и часто боль горловую, потом и потерю аппетита. Кашель во всю зиму не перемежался. Из своей кельи она никуда не выходила и более находилась в постели. А дела, касающиеся до обители, равно и хозяйственные запасы для общей трапезы – все это заботило ее.

В половине декабря того же года, она перед утреней видела замечательный сон и приняла его за извещение о близкой своей кончине, а после утрени подробно рассказала об этом Ангелине, своему другу.

Реставрация Крестовоздвиженского собора Брусенского монастыря г. Коломны, декабрь 2005 года. Из архива Татьяны Залата.
Реставрация Крестовоздвиженского собора Брусенского монастыря г. Коломны, декабрь 2005 года. Из архива Татьяны Залата.

“Вижу, — говорила она, — что кто-то нас с тобой повел трудным путем. Нам пришлось переходить и чрез топкие болота, и пробираться чрез колючие кустарники, через дремучие леса, и плыть морями, и проходить песчаными степями, и пробираться узкою тропинкою над оврагами и ужасными пропастями! Наконец, мы добрались до высочайшей горы, на которую мне надлежало взойти одной, а тебя уже не было со мною. Вот недоумевала: как взберусь на эту гору?

Слышу голос того самого светоносного человека, который не раз и прежде являлся мне во сне и наяву, но на этот раз я его мало видела, а больше чувствовала, что он рядом со мной, с правой стороны; слышу голос его: “Не страшись! Когда еще более приблизишься к этой горе, то найдешь удобный на нее восход; поищи внимательнее дорожку”.

Приблизившись к горе и всматриваясь пристальнее, я заметила отлогость на ней и свободно могла взойти по удобной тропинке. Невидимый проводник опять говорит мне: “Оглянись теперь назад, на весь этот путь, пройденный тобой”. Я оглянулась, и с горы он (путь) был виден мне далеко необъятным. Невольный ужас объял меня при мысли о трудностях на пути, мной пройденном; меня удивляло, как я, такая немощная, могла пройти огромное пространство, минуя опасности!

На мою мысль таинственный голос отвечал: “Да, хотя ты и немощна и бессильна, но Бог руководил тобой и всесильно помогал тебе на трудном пути (жизненном)” Я снова погрузилась в думы и задалась вопросом: ужели мне опять придется возвращаться по этому ужасному и опасному пути? — “Нет, — отвечал невидимый, — зачем тебе возвращаться? Твой путь уже окончен, ты останешься теперь здесь… Смотри, веди себя тихо и осторожно!” — присовокупил он в предостережение, и я при этих словах проснулась”.

Олимпиада, растроганная до слез, много говорила с матерью Ангелиной о близкой своей кончине и что ей нужно теперь отвлечься от всех земных забот, войти внутрь себя и, паче всего хранить спокойствие души, дабы приготовить себя к мирному исходу из сей жизни. Мать казначею она просила взять на себя весь труд и заботы обители, и только самое необходимое сообщать ей.

На третий день после увиденного сна, монахиня Пульхерия пришла к ней (в 11 часов утра) с деловыми бумагами за истекающий год, которые она должна была подписать. Больная, встав со стула, положила три земных поклона перед образами и, сложа руки на груди, сказала:

“Ну, Пульхерия, теперь я буду подписывать эти монашеские (о монахинях) ведомости в последний раз!”

А когда монахиня возразила: “Что вы, матушка! Сохрани вас Господь, зачем вы нас обезнадеживаете,” и проч., то она уже решительно сказала:

“Нет, мне теперь немного остается пожить с вами. Вот что мне предсказано во сне”, и, передав сестре свое видение, принялась подписывать бумаги с заметным душевным волнением, останавливаясь на несколько минут для отдыха, потому что слабость сил изменяла ей. Подписав бумаги, она почувствовала себя дурно и выразила желание проститься со всеми сестрами, когда ей будет легче.

Перед вечерней она сама вышла к ним в залу и, помолясь Богу, поклонившись сестрам, села на стул среди комнаты и вот что она говорила, почти сквозь слезы:

“Матери и сестры! Я собрала вас нарочно, чтоб, пока еще я в силах, побеседовать с вами в последний раз. Быть может, на меня кто-то обижается, или я кем была разгневана, простимтесь христиански”.

Сказав это, она встала и поклонилась всем в ноги, говоря: “Простите меня, Бога ради, и помолитесь за меня грешную”.

В свою очередь, и сестры пали ниц, с испрашиванием у нее молитв и прощения. Минуты были слишком трогательными! Это был общий плач детей, расстававшихся с любимой матерью; но, между прочим, в сердцах таилась еще какая-то надежда: авось матушка поживет еще несколько годов; может быть, ее предчувствие (близкой кончины) не оправдается!

Успенская церковь в ансамбле Успенского Брусенского монастыря в Коломне. Сентябрь 2024 года. Фотография Татьяны Залата.
Успенская церковь в ансамбле Успенского Брусенского монастыря в Коломне. Сентябрь 2024 года. Фотография Татьяны Залата.

Она опять села на стул и, окруженная сестрами, кротко беседовала с ними, чтобы они и после ее смерти помнили все ее наставления, введенный ею порядок старались поддержать. Она, как любвеобильная мать, утешала их, что и там, за гробом, она своим духом неразлучна будет с сестрами, и если получит дерзновение у Господа, то непрестанно будет молиться за любимую обитель и за сестер, живущих в оной.

Монахини и сестры неоднократно целовали ее руки, обливая их слезами. Матушка сама плакала и, растроганная, наконец, удалилась в свою опочивальню. Вскоре после этого она в своей келье исповедалась и причастилась Св[ятых] Таин.

А. Григорий.

Список источников, примечания:
  1. В 1862 году она еще могла съездить на родину с одною из своих келейниц-послушниц Елизаветой и монахиней Виталией. Отправилась в августе, на другой день Преображения, а возвратилась 1 октября. – Прим. источника.[]
  2. Эту девицу звали Агашей. Родин ее и родных никто не знал. Она была странница и юродивая. Каждую зиму являлась в Ладинский монастырь и проживала там по несколько дней. Она любила Олимпиаду и предсказала ей почти то же, что и старец киевский Зосима. – Прим. источника.[]
  3. Посвящена в этот сан 12 марта 1848 года. – Прим. источника.[]