Коломна, Соборная площадь, 2020 г. Слева – Соборная шатровая колокольня, в центре – Успенский собор, справа – колокольня Ново-Голутвина монастыря. Фотография из архива Залата Т. К.
История Коломны: электронная энциклопедия по населенным пунктам, подборки материалов, генеалогия и краеведение
После того, как монахиня Олимпиада с благоволения митрополита Московского и Коломенского Филарета осталась в Аносиной пустыни казначеей, в монастыре у нее появились недоброжелатели. Олимпиада была в хороших отношениях с сестрами, при этом пользовалась особым расположением митрополита Филарета, поэтому, вероятно, одна из сестер ей позавидовала и оговорила Олимпиаду, донеся Филарету. Олимпиаде пришлось держать ответ перед митрополитом Филаретом.
Монахиня Олимпиада под именем донской казачки Прасковьи преодолела путь от Ладинского Покровского женского монастыря (Полтавская губерния) до Аносиной женской пустыни (Звенигородский уезд Московской губернии) и была определена к послушанию.
Однако игуменья Аносинского монастыря, узнав о том, что перед ней не Прасковья, а ушедшая странствовать монахиня Олимпиада из Ладинского монастыря, родом из дворянской семьи, была встревожена и доложила об этом митрополиту Московскому Филарету (Дроздову), который, имея разговор с Олимпиадой, наоборот, посодействовал ее дальнейшему устройству в Аносин монастырь.
В этой подборке рассказываем об известных людях (или их предках), которые связаны со ступинской и коломенской землей. О том, что родина актера Льва Перфилова (“Место встречи изменить нельзя”) – Коломна, а писатель Венедикт Ерофеев учился какое-то время в коломенском “педе”,- известно, пожалуй, всем. А вот о связи со ступинской и коломенской землей людей, о которых пойдет речь далее, известно, кажется, намного меньше.
Когда Ольге (в будущем – игуменье Олимпиаде Успенского Брусенского женского монастыря в Коломне) исполнилось 16 лет, ей пришлось выбирать: оставлять ли Киево-Печерскую лавру в пользу светской жизни или идти дальше по духовному пути.
Старец Киево-Печерской лавры Зосима предресказал Ольге, что в будущем она должна отправиться в Ладинский Покровский монастырь, но истинное ее предназначение – быть игуменьей монастыря за Москвой 25 лет (как мы знаем – это Брусенский монастырь в Коломне).
Ольга выбрала путь в монастырь и постриглась в монахини в Ладинском Покровском монастыре (Полтавская губерния) в 1835 году с именем Олимпиада.
Тринадцатилетняя Ольга Егорова (будущая игуменья Олимпиада Успенского Брусенского женского монастыря в Коломне) отправилась из родной станицы Кобылянской вместе с близкими в Киево-Печерскую лавру, чтобы излечить свой недуг (ужасную головную боль).
В Лавре Ольга получала духовные поддержку и наставления в том числе от известных старцев – Вассиана Слепого (его посещал в свое время император Александр I) и схимника Михаила. Старцы Вассиан Слепой и Зосима проявляли к Ольге отеческое участие.
Ольге понравилось здесь, и она приняла решение остаться в Киево-Печерской лавре на неопределенный срок, а ее мать вернулась в Кобылянскую одна.
Будущая игуменья Успенского Брусенского женского монастыря в Коломне Олимпиада родилась в многодетной дворянской семье Егоровых, проживавшей в станице Кобылянской Области Войска Донского и была наречена Ольгой (отца звали Федор). Отец Ольги, Федор Егоров – обер-офицер в отставке – имел славную военную карьеру, был участником войны 1812 года и прожил долгую жизнь – около ста лет. Согласно биографическим заметкам об игуменье Олимпиаде, ее расположенность к духовной жизни проявилась еще в детстве при чудесных обстоятельствах.
В последний день 2021 года рассказываем в нашей маленькой заметке, опираясь на воспоминания современников, как наши предки праздновали зимние праздники.
Как часто мы не знаем имен людей на старинных фотографиях! Если фотография подписана, то проблемы нет, а если подписей нет?
Речь пойдет о членах Коломенского отделения Московского Епархиального Училищного совета по состоянию на 1909 – 1910 гг. – ведь именно в книге «За четверть века. 1884–1909: к истории церковно-приходских школ Московской епархии» (издана в 1910 году) и приводится наша таинственная фотография.
В справке приведены данные, поиск которых осуществляла генеалог М. Орехина
Все права защищены.
Автор просит откликнуться исследователей, кто располагает информацией об обитателях дома и, в частности, о Василии Моисеевиче Агафонове, контакты:admin@stupinsky.ru
В начале XX века дом на улице Пятницкой (с 1937 г. – дом № 2 по улице Пушкина) принадлежал Агафонову Василию Моисеевичу. Об этом человеке пока известно немного, так как архив семьи, которая была к нему близка, утрачен, а в официальных архивах сохранились только крупицы информации.
Размещаем архивные фотографии Коломны 2003, 2004 гг. На них зеленеет улица Лажечникова, конькобежный центр ещё строится, Крестовоздвиженский собор Успенского Брусенского монастыря находится в процессе реставрации, ещё нет Москворецкой набережной, а понтонный мост на улице Зайцева пока ещё не обновлен.
Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824 – 1887) – видный русский публицист, общественный деятель, богослов, философ, преподаватель Московской духовной академии.
Родился в Коломне в семье священника церкви Великомученика Никиты.
Оставил после себя в том числе богатое литературное наследие, в частности, книгу воспоминаний “Из пережитого”, в которой также вспоминает своё коломенское детство.
Скончался в 1887 году. В газете “Московские церковные ведомости” (№ 43, стр. 559 – 560) опубликована статья-некролог “Отпевание и погребение тела Н. П. Гилярова-Платонова”, текст которой мы и приводим.
Из протоколов реставрационных заседаний Императорской археологической комиссии.
Заседание 13 марта 1914 года.
Московской губ. г. Коломна. Иоанно-Богословская церковь, 1758 и 1846 гг.
Церковь Иоанна Богослова (Коломна). источник: ИИАК, № 55, 1914.
Доложены отношения духовной консистории от 26 ноября 1913 г. и 6 февраля 1914 г., с проектом ремонта церкви и иконостаса. Предполагается нижний ярус иконостаса в главном храме вызолотить вновь, верхний промыть и провести красками; полы настлать новые плиточные; сделать новые рамы в окна и двери; крышу на храме окрасить медянкой; храм и колокольню обелить, предварительно исправив штукатурку; полы на паперти постлать новые.
По заключению живописца Н. Н. Веритинова, живопись и орнамент итальянского стиля, имеют столетнюю давность, “но высокой художественной ценности не представляют”; они претерпевали некоторые изменения при больших ремонтах, но их итальянский характер сохранился. Под этой живописью и под штукатуркой разведками не обнаружено более ранней живописи.