Заметка из журнала “За рулем” 1928 года о работе дорожного отряда из Егорьевска. В Коломне дороги не сделали – исполком не выделил на это средства.
Заметка вышла в составе шестого номера – это один из первых номеров журнала “За рулем” (журнал основан в 1928 году).
“За рулем”. – № 6, 1928. – С. с. 42, 43.
В дорожном отряде
Едем в организованный Дорожным отделом МКХ отряд для улучшения грунтовых дорог Московской губернии. Отряд этот под руководством инж[енера] Ярошева работает в Егорьевском уезде.
От Коломны едем на автомобиле по грунтовым дорогам. Накануне был дождь, и дороги развезло… На одной из дорог, около берега реки Москвы, машина застревает в заплывшей грязью колее – мотор отказывается работать. Около машины собирается кучка рабочих и крестьян и начинает злословить на наш счет:
– Вы, говорят, хотите заводить железных коней, зря делаете: на них застрянете.
Через некоторое время с помощью окружающих вытаскиваем автомобиль на сухое место.
Коломенский исполком поскупился и не отпустил средства на работу отряда; поэтому отряд от ст. Коломны прошел в пределы Егорьевского уезда по грунтовым дорогам Коломенского уезда вхолостую.
С границы Егорьевского уезда едем уже по улучшенным дорогам – сразу резкая разница: дорога шире, глаже, нет выбоин и толчков, можно ехать быстро. Однако неприятное впечатление производят пропуски, недоделанные у труб, мостов и в других местах, где требуются дополнительные земляные работы. Кроме того, видно, что недостаточно тщательно производится ремонт дороги (утюжка) – на дороге явно наметился проезд телег в одну колею.
Следует вспомнить строителям основное правило – “окончил постройку грунтовой дороги – немедленно начинай ее ремонт, тогда будешь иметь хорошую дорогу”.
Ко дню нашего приезда отрядом было пройдено и сделано около 40 км дороги в направлениях: дер. Поповка – Куплиям и дер. Горки – Раменки.
Отряд расположен лагерем в деревне… Сколение машин и гул их моторов создает издали впечатление, что вы подъезжаете к аэродрому. Лагерь кольцом окружают крестьяне, всюду шныряют мальчишки. Работа отряда возбудила большой интерес у окрестного населения. Неприятное впечатление производят лишь жалобы той небольшой части крестьян, посевы которых потравлены и попали в полосу проведенной дороги. Правда, в этом вина их самих, так как исполком еще в прошлом году оповестил крестьян, где будет проходить дорога, чтобы посев не пропал напрасно. Во всяком случае, на будущее необходимо на этот вопрос обратить еще больше внимания.
В отряде работают следующие машины: один гусеничный трактор “Коммунар”, Харьковского завода, трактор “Ланц”, мощностью 38 л. с., на колесах, трактор “В. Д.”, мощностью 25 л. с., “Интернационал” 15 – 30 л. с., “Фордзон” амер[иканский] на шпорах, автоструги. Общая рабочая мощность машин отряда составляет около 220 л. с.
При выезде на работу головной машиной идет “Коммунар” со стругом “Кейс”, или “Ланц” тоже со стругом “Кейс”, за ним идет остальные автоструги. Основные машины прицепными стругами производят прорезку лотков и передвигают вынутую из них землю на середину дороги; автоструги же разравнивают этот грунт по всей ширине дороги. В тех случаях, когда необходимо производить подсыпку грунта у въездов на мосты или трубы, работают механические лопаты с тракторами “Фордзон” и “Интернационал”. Утюжку дороги производят металлические утюги, работающие с этими же тракторами. применяемые на работах утюги и механические лопаты изготовлены у нас на Онежском заводе Дорожно-исследовательного бюро ЦУМТа и показали себя вполне пригодными для работы, заменяя заграничные.
Отряд МКХ является пионером в области улучшения грунтовых дорог Московской губернии, и поэтому необходимо всемерно поддержать его работу.
Можно надеяться, что, изжив первые трудности, встретившиеся в работе по улучшению грунтовых дорог, в дальнейшем СССР может спокойно приступить к широкому и планомерному улучшению проселочных дорог, составляющих наибольшую массу всех путей Союза.
Н. В.
Администратор “История Ступино и Коломны | Stupinsky.ru”
admin@stupinsky.ru