Игумения Олимпиада в Брусенском монастыре Коломны как хозяйка (не без помощи благотворителей) занималась не только строительством масштабного Крестовоздвиженского собора, но и постройками, обеспечивающими бытовые нужды сестер (трапезная). Также у монастыря появилась своя лесная дача в Богородском уезде, где была оборудована сторожка и сестры держали хозяйство.
“Московские епархиальные ведомости”, 1874 год.
Успенский Брусенский монастырь г. Коломны, список записей:
На главную: Успенский Брусенский монастырь г. Коломны
Указом из консистории от 28 ноября 1853 г. предписало было священнику Брусенского девичьего монастыря Иакову Соловьеву, совместно с двумя священниками Коломенских градских церквей, составить новую опись церковных и ризничных вещей того же монастыря, по Высочайше утвержденной форме. Но вследствие просьбы Олимпиады, Владыка 2 августа 1854 г. положил резолюцию:
«Если нынешняя опись способна охранить церковную собственность: то составление новой отсрочить до окончания построения церкви (Воздвиженской), которым настоятельница много озабочена».
В 1858 году, 5 дек[абря] дана еще отсрочка, затем что при соборной Успенской церкви в монастыре не были разобраны два придела, предположенные к упразднению за ветхостию и теснотою, каковое упразднение и вообще приведение Успенской церкви в благоустройство, по неимению в Брусенском монастыре средств, последовало нескоро в 1862 г., и в ноябре сего года новосоставленная учрежденною коммиссиею опись представлена в консисторию.
К ризничному имуществу по 1866 год прибавлено всякой утвари на сумму 7500 р[ублей] сер[еребром].
Монастырская часовня, в крепостной башне находящаяся, переправлена в 1856 г. и покрыта железом на сумму 730 р.
До поступления Олимпиады не было в монастыре просфорни, не продавалось и просфор для посторонних церквей. В 1853 г. выстроена для просфорни (по левую сторону от въезжих ворот) деревянная одноэтажная келья, крытая тесом, и при ней сарай 1.
Новая каменная просфорня с принадлежностями, построенная в 1866 г., приносит до 600 рублей в год и более.
В 1864 году, 25 марта, в день Благовещения Пресв[ятой] Богородицы, открыта в монастыре (в нижнем этаже настоятельского корпуса) общая для сестер трапеза, начало коей давно положено было внесением в сохр[анную] казну 700 р[ублей], с назначением процентов на заведение общины. К этой сумме, пожертвованной в 1855 г. молдавским старцем, почетная гражданка вдова Анна Осиповна Тупицына 2 прибавила в 1858 году 3000 р[ублей] сер[еребром].
В 1863 г. купцы, родные братья, Петр и Трофим Моисеевичи Щукины обещали на содержание престарелых монахинь внесть в Коломенский общественный банк капитал в 4500 р[ублей] сер[ебром] (внесли в феврале 1864). Известный нам Я. Я. Ермаков пожелал выдавать каждогодно 600 р. на тот же предмет, и вместе с другими благотворителями советовал открывать трапезу немедленно, хоть на 50 только престарелых и беднейших сестер. Но мать Олимпиада считала с своей стороны за лучшее повременить, пока не увеличатся средства на трапезу, или же с надеждою на помощь свыше открывать неотлагательно для всех бедных и нуждающихся сестер, т. е. на 150 чел. из 200 3. Остальные сестры были с хорошим состоянием, или хоть сколько-нибудь имели возможность содержать себя при помощи родных и благодетелей.
Передавая искренно свое мнение Владыке (в 1863 г.), она говорила:
«У меня будет много плачущих и сетующих, если я открою трапезу на слишком ограниченное число сестер, и между последними невольное произойдет разделение, как скоро одне станут пользоваться готовой пищей, а другие будут лишены такой милости».
Вдобавок к трапезным деньгам находила она возможным уделять из процентов (1026 р.) с капитала, положенного вкладчиками на вечное время в пользу собственно сестер монастыря.
Владыка, подумав несколько минут, встал и помолился пред образами; потом, обратясь к Олимпиаде, со слезами молившейся вместе с ним, благословил ее и сказал решительно:
«С Богом начинай, устроят трапезу для всех (нуждающихся) сестер. Тут выйдет общая польза: ты, во-первых, удовлетворишь жертвователей, не охладишь их усердие, которое положил им в сердце сам Бог; а во вторых, ты утешить и своих сестер, принявши их всех за трапезу. Оне поймут, что ты делаешь это из одной любви, не имея на то достаточных средств, и, как истинная мать, желаешь поделиться с ними последним куском хлеба. Господь же всемогущий, пятью хлебами напитавший пять тысяч народа, по вере твоей и по молитвам твоих сестер, пошлет вам необходимое для трапезы».
На прощанье с нею митрополит благословил ее финифтяной, величиною в четверть, иконой святителя Димитрия Ростовского, которую Олимпиада поставила в трапезе при открытии 4. Там же за стеклом хранится подлинное письмо святителя Филарета, писанное на другой день по открытии трапезы, 26 марта 1864 года. Содержание сего письма следующее:
«От Господа мир игумении Олимпиаде и сестрам. С утешением получил я извещение, что в обители вашей открыта общая для сестер трапеза. Остается желать, чтобы она была упрочена и обеспечена; чтобы вы и сестры пользовались ею с благодарением Богу и с молитвою за благотворителей; чтобы время, которое каждая сестра порознь тратила на келейные заботы о пище, обращено было на дела, угодные Богу, и полезные обители. Вновь призываю Божие благословение Якову Яковлевичу (Ермакову) и другим благотворителям. Господь да покрывает милосердием Своим обитель, и вас, и сестер».
1 апреля 1864 года, т. е. вскоре по открытии трапезы, Коломенский 2-й гильдии купец Степан Нефедов Тарусинов дал на общину 2000 р[ублей] сер[ебром], а Бронницкий купец Павел Тимофеич Хоботов 700 р[ублей] в июне месяце. Коломенская купчиха-вдова Александра Ивановна Шкарина, препроводя к митрополиту 5% билеты на 1000 р[ублей] сер[ебром], жертвуемые на вечное время в Брусенскую обитель, просила, в июне 1865 г., начальственного его распоряжения, дабы процентная сумма с 700 р[ублей] поступала ежегодно на поддержание заведенной трапезы, а с остальных 300 на пользу местного причта, за поминовение сродников.
Высокопреосвященный 16 июня приказал:
«Консистории, с прописанием прошения, и с приложением билетов послать настоятельнице указ, чтобы билеты внесены были в опись, чтобы воля благотворительницы была исполняема неупустительно, и чтобы вкладчица была уведомлена по получении».
По смерти Ермакова (1868 г.), сын его Флор Яковлевич стал выдавать ежегодно 800 р[ублей]; от других лиц в разное время (1866 —1872) получено 4600 р[ублей], а всего с 1855 г. собрано на трапезу состоящей в билетах суммы 16200 р[ублей] сер[ебром].
Брусенский монастырь не имел большого леса, и даже лесного участка 5, в котором, по бедности монастыря, настояла крайняя надобность для постройки жилищ сестрам и других необходимых зданий, равно для отопление трехпридельного храма, имевшего духовые печи, и трапезы с поварней. Готовясь открывать трапезу с благословения архипастыря, Олимпиада просила его, в сентябре 1863 г., исходатайствовать Коломенскому девичьему монастырю 150 десятин строевого (елового и соснового) леса, состоящего в даче Баулинской, Богородского уезда, в 22 верстах от Коломны.
По ходатайству митрополита и Св. Синода 6, предписано отвести в пользование монастыря означенный лесной участок, о чем из консистории дано знать монастырю для принятия, в июле 1864 года.
В сентябре того же года, в ответ матушке Владыка отправил из Лавры следующее письмо от 26 числа:
«Божие благословение и мир преподобной игумении Олимпиаде н сестрам обители. Вы пишете, что говорит закон о лесе, и представляете предположение, если не совсем противное закону, но крайней мере не буквально с ним согласное. Не беру на себя подобных личных разрешений, и во всяком случае проект контракта должен быть представлен на разрешение официально».
В октябре официально, впрочем безуспешно, просила она дозволение: из отведенного от казны леса продать крестьянам Василию и Герасиму Сампсоновым 24 дес[ятины] на срубку, за 3600 р[убля] сер[ебром], каковая сумма требовалась на уплату 3000 р[ублей], взятых в долг для постройки некоторых хозяйственных принадлежностей, напр[имер], просторной кухни при трапезе, поварни, большого погреба с амбаром, и на обрытие леса, для сбережение оного, канавою. Кроме того, она устроила в лесу сторожевую избу и еще другую для жилья монахиням (8 и 10 чел[овек]), присматривающим за сохранностью леса; вырыла пруд в 10 саж[ен] и колодезь. Дрова пилились под надзором сестер, из сучьев жгли уголь и привозили в монастырь. Заведены там огороды для овощей и две коровы для масла и молока пустынницам. Игумения часто езжала туда в простой кибитке, запряженной в одну лошадь, и проживала там иногда по неделе и по две, ради уединения и для утешени сестер; все тропинки в лесу и все места знала наизусть. Бывало, возьмет топор с собою и начнет чистить сук на деревьях, показывая сестрам пример трудолюбия. Старалась из всего извлекать пользу и наблюдала во всем экономию; у нее не пропадал без дела ни один сучек, она его сама подбирала и монахинь учила не пренебрегать никакой малостью. Заводя пустынный порядок, дала им правило вычитывать каждодневно полунощницу с утреней, часы и вечерню, а для говений они поочередно приезжали в Коломенскую обитель.
А. Григорий
Администратор “История Ступино и Коломны | Stupinsky.ru”
admin@stupinsky.ru
- Ныне (то есть на 1874 год — Прим. Stupinsky.ru) она — собственность г-ж Колоколовых, живущих в обители.[↩]
- Муж ее Ермолай Филиппович сконч. в 1857 г ., 17 октября, а свекор Филипп Назарович – в 1859-м, 31 марта.[↩]
- В 1848 г. всех сестер было 96.[↩]
- В монастырях читаются во время трапезы Четьи – минеи, подвижнический труд св. Димитрия.[↩]
- VIII тома свод. Зак. Устава Лесного (изд. 1857 г.), статьею 1837 постановлено: «Леса, принадлежащие архиерейским домам, монастырям и церквам по писцовым книгам, дачам, равно находящиеся в числе казенных угодий, отведенных для их содержания в узаконенную пропорцию, состоят в полном распоряжении и пользовании тех архиерейских домов, церквей и монастырей, без всякого участия в управлении их со стороны лесного начальства. Ст. 1338. «Сверх лесов, упомянутых в статье 1337, для подкрепления православных монастырей в способах их существования и в чаянии, что собственная польза побудит их к сбережению лесов, отделяются им там, где возможность позволит, на казенных лесных дачах участки, кои сдаются в их заведывание и управление, с тем, чтобы они охраняя сей лес от истребления, пользовались на первый раз из оного валежником, а впоследствии, когда деревья придут в надлежащий возраст, могли оные употреблять на собственные надобности, с разрешения
Св. Синода (с 1866 г. – епархиальных преосвященных), наблюдая однако же, чтобы лесонасаждение в таких участках не было истощаемым.
Ст. 1339. «Пространство отводимых монастырям лесных участков должно заключать от 5 0 д[есятин] до 150 десятин, смотря по изобилию лесов в сию пропорцию отводить, по возможности, участки из казенных лесов, недостигших еще совершенного возраста, хотя бы находилась в их некоторая часть строевых дерев».[↩] - Указом Св. Синода от 22 ноября 1865 г. предоставлено об отводе монастырям лесных участков, самим епархиальным начальствам входить в сношение непосредственно с местными палатами государственных имуществ, не представляя о сем С в. Синоду , и проч.[↩]