Воспоминания народного артиста СССР Бориса Чиркова о поездке в Озерский район Московской области в 1957 году.

В 1954 году вышел любимый многими фильм “Верные друзья” с Борисом Чирковым, Василием Меркурьевым и Александром Борисовым в главных ролях. Ну, кто из нас не помнит эти строки?

Березы подмосковные
Шумели вдалеке,
Плыла, качалась лодочка
По Яузе-реке...
Борис Чирков в Озерах, Дулебино и Бояркино - воспоминания актера (1957 год).
Борис Чирков в Озерах, Дулебино и Бояркино – воспоминания актера (1957 год).

Через три года после выхода фильма, в 1957 году, московский театр имени Пушкина, среди артистов которого был и Борис Чирков, едет на гастроли в Озерский район. Борис Петрович оставил воспоминания об этих гастролях в “Вечорке” – в том числе и об общении с колхозниками. И, наверное, можно не сомневаться, что знаменитые “Лодочка” и “Речная песенка, или Песня о мелях” были исполнены со сцен сельских домов культуры в Озерском районе. Читайте далее воспоминания артиста.

Читайте также:

Поездка в Озеры

Статью можно прослушать:

Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета Коммунистической партии Советского Союза и Моссовета, 1957, № 304 (10.360), 27 декабря. С. 3.

Борис Чирков. Народный артист СССР

Вечером, по окончании всех семи концертов, выступлений и встреч был банкет. Секретарь горкома партии, Владимир Аникин, провозглашая тост, сказал: “Вы выбрали для своего посещения обыкновенный район. Он ничем не выделяется среди своих соседей, и вспоминают о нем редко. А для нас ваш приезд— большой праздник, и мы бы хотели, чтобы и другие театры столицы последовали бы вашему примеру…”.

Да, Озерский район самый обычный, средний! Но ведь именно таких-то “средних” районов и больше всего у нас. Сто сорок километров от Москвы, а добираться туда на поезде – несколько часов. Да машиной от Коломны в сторону, от шоссе — тридцать шесть километров. И получается, что Озеры рядом с Москвой, а в то же время место далекое.

Клуб в Дулебине новый, построили его только год назад…

Приехали мы в час дня, а, оказывается, нас уже ждут. Давно ждут. В селе Бояркино и в селе Дулебино люди сидят в клубах с самого утра. Сразу же мы и разошлись: кто — на концерт в город, кто — в Бояркино, а мне — ехать в Дулебино. Ехать десять километров. Перебрались через Оку, перевалили через холм и выехали к чудесной долине. Не знают о ней наши художники, а зря. Сколько здесь прелести, настоящей русской, — трудно глаза отвести.

Клуб в Дулебине новый, построили его только год назад 1. Проходим через два больших фойе, через зрительный зал и попадаем на сцену, хорошую, просторную — на ней можно и любой концерт дать, и спектакль сыграть. Зал рассчитан человек на двести, а собралось здесь более трехсот. В обоих больших фойе накурено до синевы, пол закидан окурками. Хороший клуб построили себе колхозники, а вот порядка в нем доброго еще не завели. А ведь в этом и мы, москвичи, тоже виноваты. У нас ведь и опыта и уменья много, — приезжать бы нам сюда почаще, да помочь людям наладить работу клуба, чтобы в нем было интересно, чтобы он стал местом, где можно и отдохнуть, и развлечься, и поучиться. Чтобы клуб стал домом уютным и своим.

Борис Чиркоа (в центре), Василий Меркурьев (справа) , Александр Борисов (слева) и Михаил Пуговкин (на трубе) в фильме "Верные друзья" (1954). "Речная песенка, или Песенка о мелях".
Борис Чирков (в центре), Василий Меркурьев (справа) , Александр Борисов (слева) и Михаил Пуговкин (на трубе) в фильме “Верные друзья” (1954). “Речная песенка, или Песенка о мелях”.

– Пойдемте к одному нашему колхознику, в его новый дом, — пригласил нас Алексей Николаевич. Большой, чистый, просторный дом. Шестьдесят квадратных метров жилой площади на четверых его жильцов!

– Вот только фасад-то куда вышел, Василий Сергеевич, — упрекнул председатель хозяина. — Как же ты задом ко всей деревне оборотился?

А что, если бы в Дулебине побывали архитектор из Москвы и художник? Ведь они бы смогли посоветовать Василию Сергеевичу, как лучше расположить дом, распланировать участок, сделать свое жилище не только удобным, но и красивым. Ведь люди этого хотят не только в городе, но и в деревне. А разве не стоило бы приехать сюда садоводу, портному, писателю? Совет каждого из них здесь нужен, важен, полезен. Дулебинцы строят свои дома из шлакобетона — сами придумали. А, может быть, столичные строители приехали бы к ним и подсказали бы им еще как-нибудь использовать местные ресурсы. А, может быть, в Дулебине можно делать черепицу? И дома с яркими, красочными крышами будут выглядеть нарядными и красивыми.

Ну, а теперь вернемся к рассказу о нашей поездке. В Бояркине и Дулебине все население собралось в помещения клубов, чтобы встретиться с гостями — столичными артистами. Когда в одном из зрительных залов распорядители пытались уговорить старушку, усевшуюся в первом ряду, освободить место, так как здесь будет не концерт, а беседа артистов с участниками местной самодеятельности, она категорически ответила:

— И не уговаривайте, милок, — никуда я не уйду. Видела наших артистов только в кино, а теперь вот они, живые, здесь!

Ну разве же можно было настаивать? Осталась бабушка, остались и все другие пожилые люди, что засели в этом зале за несколько часов до начала встречи. Не расходилась и толпа, терпеливо стоявшая у входа. Мы радовались тому, что так сильна тяга у озеровцев к искусству, что наши фильмы и спектакли хорошо известны и здесь, что мы — желанные гости, Мы радовались тому, что население города покинуло свои жилища, чтобы встретиться с нами. А нам бы следовало и приза- думаться и упрекнуть себя за то, что мы впервые приехали в Озеры. Мы должны были упрекнуть себя за то, что позабыли и об Озерах, и о многих других таких же городках, где зрители, наши благодарные зрители, так хотят увидеть нас и так ждут нашего искусства. Мы виноваты в том, что заботимся только о тех зрителях, что сами приходят к нам в театр, и забываем о тех, что живут в маленьких городах и поселках. Там нет своих театров, редко бывают концерты, а жители этих поселков так же любят искусство и так же нуждаются в нем, как и москвичи. Давайте сделаем все, что в наших силах, чтобы встречи с этими людьми не были бы такими чрезвычайными происшествиями!

Товарищи актеры! От имени коллектива театра имени Пушкина и от лица тех зрителей, с которыми мы встретились, обращаюсь с этим призывом к вам: давайте дружить и чаще встречаться с нашими зрителями, живущими в столичной области. Не только они будут рады вам, а вы сами почувствуете большую радость и высокое удовлетворение от этих встреч, они дадут вам и массу новых для вас впечатлений и прибавят вам сил для вашей творческой работы.

Список литературы и источников, примечания
  1. То есть в 1956 году. – Stupinsky.ru.[]

Поделиться:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Индеец
5 месяцев назад

А сейчас никто не приедет даже за деньги, если только не за большие)

1
0
Оставьте комментарий!x
Прокрутить вверх