Исторические сведения о Богоявленской церкви города Коломны, о селе Бобышеве, находившемся на территории современной Коломны, о древних храмах Коломны, о церковных традициях и роли священномученика Харлампия в жизни города опубликованы в “Московских епархиальных ведомостях”, 1878 год, номер 32. Церковь Богоявления Господня также именуют как Богоявленская церковь в Гончарной слободе или Богоявленская церковь в Бобышевской слободе.
Этот храм встречает всех гостей Коломны, отправляющихся сюда по железной дороге – храм хорошо видно из вагона поезда.
Приводим статью из “Московских епархиальных ведомостей”.
Адрес: 140415, Коломна, Московская область, Гончарная ул., д. 8.
Богоявленская церковь, находящаяся в конце юго-восточной части города Коломны, от центра города отстоит около одной версты, а от губернского своего города — Москвы в 96-ти верстах ((Как значится в клировых ведомостях и, вероятно, по прежнему шоссейному тракту, а по железной дороге более 107 верст.)) построена на возвышенной равнине левого берега Москвы-реки ((Около 2,5 или 3-х верст от церкви сей Москва-река впадает в Оку, где находится Старо-Голутвинский монастырь.)), юго-восточною своей стороною рыходит на Гончарскую улицу, близ которой находится полустанция Московско-Рязанской железной дороги —”Ново-Коломна”, южною стороною на Зачатьевскую улицу, а с западной и северной сторон окружена домами граждаи и приходских священно-церковнослужителей. В древнее время, как известно, здесь было село Бобышево и деревянный храм в честь Зачатия св. и праведных Богоотец Иоакима и Анны (празднуемых церковью 9-го декабря); справедливость чего кроме предания, подтверждается:
“Зачатие св. Анны. Этот храм переименован Богоявленским. Вот предание: супруга Иоанна III, София Палеолог, долго молилась в обителях о чадородии ((То есть о ребенке – Прим. Stupinsky.ru), молилась о том и в коломенских храмах. Пред вратами Троицкой лавры, куда ходила она пешком, совершилось над нею чудо: явился ей св. Сергий и ввергнул ей в недра младенца. Вышив пелену для лавры, она не забыла обетов, данных и в Коломне: вышив хоругвь для здешнего соборного храма ((В “Записке для обозрения русских древностей”, Спб., 1861 г., на странице 56 в подстрочном примечании читаем: “Из древних пелен известны: В Троицкой Сергиевой лавре пелена, шитая великою княгинею Софьею Фоминичною”… Далее:… „Из древних хоругвей известны: В тульском Успенском соборе хоругвь, шитая великою княгинею Софьею Фоминичною”… Известно, что с 16-го октября 1799-го года, т. е. со времени закрытия Коломенской епархии, существовавший здесь архив Тульской духовной консистории, различные древности, украшения и святыни коломенского Успенского собора,— все эти драгоценности, как говорят, на пяти тройках отправлены отсюда были в город Тулу, и с того времени сделались неотемлемой (хотя и несправедливой) собственностью Тульской епархии.)), она поставила на сем месте деревянный Зачатейский. Известно что сын ея, великий князь Василий Иоаннович, разсказывавший боярам и духовным о чуде своего рождения, воздвиг в 1525 году ((По справкам Миллера в 1779 г., как значится в том же сочинении, эта крепость “начата строением в 1525-м, а довершена в 1530-м году”. В Географическом словаре российского государства, печатанном 1804 г. в Москве, значится, что застроена она 7033 (т. е. 1525 г.) Мая в 25, а совершена в 7038 (1530 году) Августа в 15-й день. См. также в 26 Моск[овских] Еп[архиальных] Ведомостей 1869 года статью “Коломна в 1578-м году”.)), коломенские градские стены ((Современный Коломенский кремль – Прим. Stupinsky.ru.)), а пред своей кончиною начал строить такие же и в Троицкой обители, доконченные сыном его Иоанном IV. Он сам часто молился в этих храмах о чадородии то с Соломониею, то с Еленою. Место, где стоял деревянный храм, и где ныне стоит этот каменный, было селом. Вероятно, положение этого подгородного села или пригорода полюбилось великой княгине, и она положила основать на нем свой обетный святый памятник. Впоследствии, при распространении города, село и храм вошли в состав Коломны, как и московские сельские храмы Кудрина и Сущева сделались градскими…”.
- продолжающимся и по сие еще время именованием церкви сей, а равно и улицы ведущей к ней — Зачатьевской;
- существованием в придельном храме Введенском иконы весьма древнего письма в честь Зачатия св. и праведных Богоотец Иоакима и Анны и доселе еще про должающимся празднованием 9-го Декабря, (т. е. дня Зачатия св. и праведных Богоотец Иоакима и Анны);
- некоторыми древними краткими надписями и граматою Царей и великих князей Иоанна и Петра Алексиёвичей, в которых упоминается о существовании на сем месте села Бобышева до половины ХVII-го столетия или до 1684-го года, т. е. до того времени, пока это место не вошло еще окончательно в состав города.
В сочинении Цванчина—Писарева “Прогулка по древнему Коломенскому уезду”, напечатанном в 1843-м году, на страницах 149 и 150 читаем:
Неизвестно, почему автор называет это место селом, выражаясь так: “положение этого подгородного села или пригорода, вероятно, полюбилось Великой княгине, и она положила основать на нем свой обетный святый памятник” – потому ли, что и до сего обстоятельства оно было уже селом, т. е. была уже здесь церковь, или же потому, что селом стало оно после, т. е. со времени только построения на сем месте храма по обету великой княгини. Во всяком случае, если только верно вышеприведенное предание, существование храма на сем месте можно уже относить к концу ХV-го века, потому что София Палеолог, как известно, вступила в брак с великим князем Иоанном III еще в 1472-м году ((В помянутой статье, “Коломна в 1578 году”, как известно, в числе 24-х приходских церквей города Коломны, существовавших в то время, наша церковь и вообще место, занимаемое ею теперь, не поименованы. Вероятно оттого, что достопочтеннейший о. иерей имел в виду только город Коломну, а место, занимаемое нашею церковью теперь, было в то время селом. Жаль что “описание улиц и торговых рядов” им не оставлено, “так как, по его словам, особенного интереса это не представляет”…)).
Давность существования храма на сем месте подтверждается между прочим и другим преданием о более нежели трехсотлетнем существовании в нашем храме иконы Нерукотворенного Образа Господня, с незапамятных еще времен пожертвованной в нашу древнюю Зачатиевскую церковь жителями подгородной Митяевской слободы, или, по древнему названию, жителями деревни Митяева, как из предания известно, участвовавшими в построении Коломенской крепости (1525—1530 г.), и, следовательно, издавна уже принадлежавшими к приходу древней Зачатиевской церкви. О дальнейшей судьбе храма Зачатиевского, построенного великою княгинею Софиею Палеолог, Иванчин-Писарев в своем сочинении не сообщает никаких подробностей. Есть, правда, в его сочинении такое выражение, что “в пожар, истребивший деревянную церковь в конце ХVII-го столетия, спасена была только одна (икона) Нерукотворенного Спасова образа”.
Но, кроме неясности этого выражения (какую именно церковь?) здесь есть еще опечатка или ошибка. Следовало бы сказать, что пожар был в конце XVI, или же в начале ХVII-го столетия, но никак не позднее, ибо в конце ХVII-го столетия (1680—1689 г.) на сем месте построена уже была настоящая каменная Богоявленская церковь, а пред нею, как открывается из кратких вычеканенных надписей (1648—1670 г.) и народного устного предания, была “церковь Всемилостивого Спаса Нерукотвореиного Образа” ((В вычеканенной, например, надписи на окладе иконы Нерукотворенного Образа Господня поминается об украшении иконы сей и устроении престола во граде Коломне, на Бобышеве, обещанием многогрешного раба гостинныя сотня Василия Михайлова сына Волкова в 7156 (1648) году. А это, по преданью, было воспоминание чудесного сохранения иконы сей от пожара… На одном нз колоколов находится следующая вылитая надпись: “Лета 1767 февраля 9-го дня лит сей колокол града Коломны к церкви Богоявления Господня и Всемилостивого Спаса… лил мастер Симеон Возжухин… Нерукотворенного Образа и Введения Пресвятой Богородицы того прихода прихожанами и вкладчиками, а в том колоколе старинной вкладчицы 7161 (1653) году гостинной сотни Матрены Петровой дочери Волковой 30 пуд, данной ею в вечное поминовение”. На задней доске Евангелия, печатанного в 1657 г. на среднике находится находится следующая вычеканенная надпись: “В лето 7176 (1668) января в 23 построено сие Евангелие, на Коломне в церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа”, а на первых трех листах оного подписано: “167 (7167 = 1659 году месяца июня в 1-е сие святое Евангелие, кроме распятия и евангелистов; построил грешной священник Иоанн Сергеев”. На одном из крестов непрестольных вычеканена след[ующая] надпись: “178 (7178 = 1670) году февраля в 1-й день сий святый и животворящий крест на Коломну построен на Коломну во храм Спаса Нерукотворенного Образа, что на Бобышеве”.)).
В копии указа из Коломенского духовного правления от 12 го Ноября 1823-го года за № 410-м значится, что Богоявленский священник Никита Михайлович Дроздов ((Брат Филарета, Архиепископа Московского и Коломенского. – Прим. Stupinsky.ru.)) с приходскими людьми, испрашивая разрешение Его Высокопреосвященства, Филарета Архиепископа Московского и Коломенского, ((сегодня при церкви Богоявления Господня в Коломне находится Музей святителя Филарета – Прим. Stupinsky.ru.)) праздновать Нерукотворенному Образу по примеру праздников, совершаемых во дни храмовые, писал в своем прошении:
“Богоявленская-де их приходская церковь предками их основана была во имя Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, как то видно из списка, на кресте хранящегося в их церкви, и основана была, как они, яко дети церкви сея, заключают, во имя сие предками их не без основательных причин, хотя оные временем от них и сокрыты. Уважая память родоначальников их, а паче благоговея к Святейшему имени того образа, (они) желают праздновать память Нерукотворенного Образа по примеру праздников, совершаемых во дни храмовые, дабы не предать в вечное забвение и причины, коими руководствовались предки их в основании того храма и вместе с тем удовлетворить желанью благоговеющих к сему имени сердец их …” ((При храме нашем в 1-й день августа с давнего времени отправляется служба “Всемилостивому Спасу”; тогда как в соборе, монастырях и прочих Коломенских градских церквах (кроме Спасской) отправляется обыкновенная служба, положенная на ряду. Это отличное от прочих празднование 1-го дня августа не служит ли так же подтверждением того, что в древнее время существовал здесь храм Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа, подобно тому, как продолжающееся доселе празднование 9-го дня декабря служит подтверждением предания о существовании на сем месте в древ нее время храма Зачатиевского?!…)).
При этом прошении, как открывается из того же указа, приложены были две копии с надписей:
- на вышепомянутом кресте (вероятно храмозданном ((“В лето от создания мира 7183, а от Рождества Христова 1680-ое, в граде Коломне, что на посаде, в Гончарах, основана каменная церковь Божия во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а освятися в лето мироздания 7197, а от Рождества Христова 1689, индикта 10-го, месяца Июля в 7-й день во имя Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при державе Благочестивейших Великих Государей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алевсеевича всея великие и малые и белые России самодержцев, при великом Господине Святейшем Кир Иоакиме, патриархе Московском и всея России, а освящена Преосвященным Никитою, Архиепископом Коломенским н Каширским”.)) );
- на окладе значащегося Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ((“Сие святая икона Нерукотворенного Образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа во изображение пречистого лица Его, а писана и украшена, обложена и обнизана в похвалу и славу Великолепного, устроен престол во граде Коломне, на Бобышеве обещанием многогрешного раба своего гостинныя сотни Василия Михайлова сына Волкова в лето 7156 (т. е. 1648)”.)), свидетельствующих о том, что существовавший прежде храм и настоящий каменный построены были в честь Нерукотворенного Образа Господня.
По общему устному преданью народному, подтвержденному и покойным Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским, при освящении им здешнего придельного храма Введенского в 1853 году, “в древнее время существовал здесь деревянный Зачатиевский храм, в котором находилась с давнего времени пожертвованная из деревни Митяева икона Нерукотворенного Образа Спасителя, после пожара истребившого и село Бобышево, и деревянный храм Зачатиевский, икона сие найдена была чудесно сохраненною в пепле после пожара, в воспоминание чего и построена была вместо сгоревшей Зачатиевской церкви другая церковь, — в честь Нерукотворенного Образа Господня” ((Подтверждение предания сего покойным Владыкою заслуживает особенного внимание, потому что священноперковнослужители сего храма по крайней мере с половины прошедшего столетия становятся уже известны как родственники его. Так, упоминаемый в некоторых подписях около 1751-го года священник сей церкви Афанасий Филиппов по женской линии приходился прадедом покойному Владыке. За ним следовал сын его, священник Никита Афанасьевич (1773—1821 г.), дочь которого была за Михаилом Федоровичем Дроздовым,—родителем покойного Владыки; а другой сын его, Михаил Афанасьев, при сей же церкви находился (1769—1836 г.) сперва пономарем, а потом дьячком; дочь Михаила Афанасьева была в замужестве за пономарем сей же церкви Иваном Поликарповым (1810—1825 г.). На место священника Никиты Афанасьева поступил родной брат покойного Владыки Никита Михайлович Дроздов (1821—1839 г.), дочь которого, после уже смерти его, была в замужестве за священником сей церкви Иоанном Алексеевичем Фаворским (1839—1844 г.). Притом же, как известно, покойный Владыка здесь и родился и иногда проводил первые годы детского возраста своего. Таким образом, ему была возможность, так сказать, на самом месте изучать и собирать предания,—предания более живые и подробные.)).
Из всего этого заключить можно, что на месте древней сгоревшей Зачатиевской церкви, если не в конце XVI, то вначале ХVII-го столетия был уже храм во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа и, вероятно, опять так же деревянный.
“В лето от создания мира 7188, а от Рождества Христова 1680-ое, во граде Коломне, что на посаде, в Гончарах, основана каменная церковь Божия во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…” как видно из списка на вышеупомянутом кресте, сохраняющемся и до сего времени. Неизвестным и даже непонятным становится только то обстоятельство, что настоящая “каменная церковь, основанная в честь Нерукотворенного Образа Господня … освятися месяца июля в 7-й день во имя Богоявления Господа Бога и Спаса нашею Иисуса Христа преосвященным Никитою ((Бывши еще Архимандритом Новгородского Кириллова Белозерского монастыря, куда в последние годы своей жизни сослан был в заточение патриарх Никон, Никита становится известен как один из принимавших живое участие в бедственном положении патриарха, как духовник его, как один из спутников его (во время возвращения из заточения) и распорядителей при его кончине. Впрочем недостигши еще Воскресенской обители, куда следовали они с телом почившого патриарха, Архимандрит Никита по повеленью царя вызван был в Москву и вскоре после погребения Никона посвящен в Епископа Архангельского (к Архангельскому собору) и Звенигородского, а с 1682 г. получил в управление Коломенскую епархию. По смерти патриарха Иоакима Архиепископ Никита был представляем в числе избираемых на патриаршество… (Более удовлетворительные сведения о нем найти можно в журнале Стран. В 1863 г. в статье о Никоне патриархе стр. 340—352; в вылитой надписи на чугунной плите в Коломенском Успенском соборе, где погребен он в 1701-м г., а также у Иванчина-Писарева, который отзывается о нем с особенною похвалою).)), архиепископом Коломенским и Каширским…” как далее из той же записи видно. С сего времени и церковь и самое даже место получают уже другое именование.
В объяснение переименования последнего считаем нелишним сделать краткую выпись из грамоты (1685 г.) царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, хранящейся (в подлиннике) в Коломенской городской думе. В 1682 и 1684 годах Коломничи посадские люди, обременяемые частыми службами на Коломне, в торговле же и промышленности своей, а равно и в пастбищах или выгонах для скота стесненные соседними с ними крестьянами села Бобышева и деревни Митяевой, били челом царям и великим князьям о приписке вышеозначенных крестьян с землею и с лугами к ним в Посад по прежнему. Из бывших вследствие сего справок оказалось, что
“по приказу большого дворца в 157 (7157 – 1649) году отписано в отписных книгах слобода стольника Василия Дашкова написано на Коломне на посаде село Бобышево… слободка Выползова… деревня Митяево… в коих крестьянских и бобыльских 103 двора и в том числе многие торговые крестьянские люди, у которых на Коломне есть свои лавки; у иных же деды и отцы были Коломничи посадские люди… По указу царя Алексия Михайловича то село Бобышево и Выползова слободка и деревня Митяева с торговыми и ремесленными людьми и с пашенными крестьянами и бобыли взяты были за стольника Семена Шеина к посаду. В 158 (т. [е.] 1650) году до указу же Алексея Михайловича стольнику Семену Шеину вместо взятой его вотчины села Бобышева и деревни Митяева, отписанных у Коломны и посаду в приказ большого дворца, дано из дворцовых волостей в Коломенском же уезде село Мячково и деревня Санино. И с того уже времени село Бобышево и деревня Митяево состояли в приказе большого дворца, хотя и приписаны были по торговле и промышленности своей к Коломне к посаду в 157 (1649) году; потому (что) вместо их дано было стольнику Семену Шеину из дворцовых Коломенских сел село Мячково и деревня Санино”…
Впрочем и сами цари и великие князья сознавали, что “во дворец из посаду отняты они Бобышевцы напрасно мимо нашего великих Государей указу и Соборного уложения”,— в силу 19-й гл. 8-й ст. которого “вотчины и поместья близкие к посадам следовало устроивать податьми и службами к посадам… Ни в каком городе властелинские, и помешиковы, и вотчинниковы закладчики нигде, опричь их, и не отняты…. И мы, великие государи”, как в заключение грамоты значится “указами того села Бобышева и деревни Митяевой крестьянам и бобылям с землею и со всякими угоди быть к Коломне в посаде, и всякие службы великих государей с Коломничи посадскими людьми служить… и землею и всякими угоди владеть с ними Коломничи посадскими людьми вопче… для того (потому,) что они у самого посада живут и торги у тех крестьян на Коломне всякие есть, да и для того (потому,) что Коломничем посадским людем в земле и в выпусках (для скота) было от них утеснение и ссоры с ними в земле бывали многие”.
Таким образом, село Бобышево, и прежде сего приписанное по своей торговле и промышленности к посаду к Коломне, с 1684-го или 1685-го года ((Из грамоты (1685 г.) открывается, что о приписке к Коломне к посаду села Бобышева и деревни Митяева последовало распоряжение еще в прошедшем 1684-м году.)), уже окончательно входит в состав города: церковь именуется — церковью Богоявления Господня, что на Коломне на посаде, — в Бобышевской слободе, — Гончарской слободе, или же просто—в Гончарах ((Последнее название произошло от гончарного промысла, существовавшого здесь в прежнее время в больших размерах, так как для салотопенных заводов и боен, находившихся в большом количестве недалеко от сего места, требовалось очень много горшков и корчаг огромного размера, (вместимостью иногда до 8 или 9 мер, каковые у некоторых и доселе еще хранятся). Свидетелями гончарного промысла, бывшего здесь, служат еще доселе осколки и черепки, в большом количестве вокруг церкви вырываемые из земли, а также находимые иногда уже в земле горна древнего еще устройства. Не отсюда ли, может быть, и получили начало свое горшки Коломенские?)). По некоторым кратким надписям, восходящим до 1751-го года, видно, что в прошедшем столетии существовала здесь и “другая церковь входа во храм Пресвятые Богородицы, древянное здание, внутри выштукатурена” и, как можно думать, вероятно теплая ((По существовавшему в древнее время обыкновенью, как говорят некоторые из старичков, они помнят еще, как их маленьких брали в этот храм для того, чтобы прощаться с родителями в последнее на масленице (или прощеное) воскресенье.)), вследствие чего в некоторых надписях прошедшего столетия и встречаются такие выражения: “града Коломны, церкви Богоявления Господня да Введения Пресвятые Богородицы“… Когда, кем и по какому случаю основана она была — ничего неизвестно.
Существование ее не простиралось далее первых годов нынешнего столетия. В 1800-м году в прошении к высокопреосвященнейшему Платону, митрополиту Московскому н Коломенскому, священник Никита Афанасьев с прихожанами своими, купцами: Герасимом Ивановым Свиридовым и старостою церковным Галактионом Косминым Курчевским, просили, как сказано в указе из Коломенского духовного правления от 17-го сентября за № 189-м, о дозволении “при оной (Богоявленской) церкви по сторонам построить два придела: по правую — Введения Пресвятые Богородицы, а по левую — Св. Священномученника Харалампия, также и состоящую в самой близости трапезы каменную колокольню по разобрании до основания построить же в большем пространстве и лучшем благолепии…” В 1803-м году постройка была окончена, как значится в замечаниях, сделанных на полях древней описи, составленной еще в конце прошедшого столетия. В 1805-м году священник со старостою, испрашивая позволение высокопреосвященнейшого митрополита Платона употребить леса ((Подмостки, употребляемые при работах, по большей части называются леса. Их ли хотели употребить иа отопление церкви или же стены деревянного храма, получившие такое название (леса) в прошении Священника?… Последнему мнению более благоприятствует и окончание самого прошения)) (или подмостки) на отопление теплой церкви, писали в своем прошении, что “вместо деревянной придельной Введенской церкви, по резолюции его высокопреосвященства, созданы ныне два придела: один — Введения Пресвятые Богородицы, а другой — священномученника Харлампия в трапезе оной Богоявленской церкви, которые его высокопреосвященства благословением прошлого 1804-го года ноября 15-го дня уже и освящены, бывшие же в оной деревянной церкви святые иконы и прочая вся утварь (церковная) помещены употреблением во оных новосозданных двух каменных приделах, а остаются точию одне стены; почему они, по разобрании оных, имеют намерение употребить оный лес на отопку теплой церкви…” ((Копия с Указа из Моск. Дух. Консистории в Колом. Дух. Правление от 25 Генваря 1805 г. за N 188-м.)).
При основании вновь другого придельного храма, Харлампиевского, заслуживающим внимание представляется то обстоятельство, что до сего времени не было известно не только никакого празднования или события, чем-либо ознаменовавшего день, посвященный памяти Св. Священномученника Харлампия, но, как видим из древней описи, в церкви не было даже и иконы в честь сего святого.
Народное предание построение придела в честь Св. Священномученнпка Харлампия приписывает следующему случайному обстоятельству:
“Незадолго до построения придельного Харлампиевского храма (т. е. в последних годах прошедшего столетия) вышеупомянутый купец Герасим Иванов Свиридов, ведя долгое время по гражданским судам иск или спорное дело (из-за получения ли с кого-либо долгов, или из-за получения наследства, — неизвестно) и не надеясь, вероятно, на скорый или интересный для него исход оного, дал обещание – построить храм в честь того святого, которого празднует церковь в день, долженствующий быть окончательным и удачным для него решением спорного дела… Дело это окончилось будто бы в его пользу и окончилось именно 10-го февраля, т. е. в день, посвящаемый церковью памяти св. священномученника Харлампия…”
Как бы подтверждением сего служит между прочим и то обстоятельство, что с недавнего времени, и именно, как говорят, с появлением в городе Коломне холерной эпидемии, имя сего святого сделалось предметом особого уважения и благоговейного чествования здешними гражданами. А до сего времени построение вновь придельного Харлампиевского храма, устроение в нем иконостаса и различные украшения храма и иконы сего святого — все это было делом частной благотворительности, именно купца Свиридова, и, как замечено выше, все это вызвано было случайным обстоятель ством, имеющим свою важность и значение только для него одного.
Тяжесть самых страданий, огромная цифра жертв, вдруг почти похищаемых свирепствовавшею холерою, бесполезность всех предосторожностей и медицинских пособий — с одной стороны, а с другой стороны – обещание Господне, дарованное св. священномученнку Харлампью во время его страданий, что там, “идеже почитаема будет память страданий его… не будет глад и мор, или тлетворный воздух…”, как читается в молитве к нему — все это, вероятно, и побудило граждан искать себе помощи свыше и между прочим у сего св. священномученика. Многие из граждан в это время брали из храма нашего икону сего святого в свои дома или же приезжали для молебствования пред оной в церкви… ((Не с этого ли времени и началось служение общего (от прихожан и многих из граждан) молебна св. священномученку Харлампию, в продолжение целого года по воскресным дням, совершаемое и поныне?…)) По окончании бедствий от холеры, граждане, в благодарственное Господу Богу воспоминание своего избавления, установили, с разрешения Святейшого Синода, совершать ежегодно в четверток пред Троицыным днем (или, по на родному названью, в семик) крестный ход из Коломенского Успенского собора сначала к Астраханской заставе для встречи там иконы преподобного Сергия Радонежского чудотворца из Старо-Голутвина монастыря, а оттуда в Петропавловскую кладбищенскую церковь для совершения “соборне” заупокойной литургии “о скончавшихся от губительные болезни праотец, отец, братий и сродников здесь лежащих”… ((Таковая же ектения в этот день произносится на литургиях и в прочих Коломенских градских храмах.)).
Икона св. священномученика Харлампия в этот день относится в собор и вместе с соборными выносится к Астраханской заставе, а потом в Петропавловскую кладбищенскую церковь. По окончании в оной заупокойной литургии и благодарственного молебна (во время которых икона св. священномученика Харлампия бывает тут же), крестный ход, направляясь обратно в собор чрез Гончарскую улицу, останавливается против нашей церкви. Здесь, по обыкновенью, бывает встреча крестного хода приходскими священноцерковнослужителями, причем св. священномученику Харлампию читается молитва; по окончании оной икона сего святого вносится в церковь и поставляется на прежнем месте, а крестный ход направляется далее к собору.
Оканчивая этим свои заметки, или “краткие сведения о Богоявленской, в городе Коломне, церкви”, священноцерковнослужители оной обращаются к почитателям покойного Владыки и преимущественно к лицам духовным с покорною просьбою своей — сообщать им, по мере возможности, хотя бы краткие, относящиеся к истории той церкви, какие-либо сведения, древние надписи, документы, или вообще какие-либо заметки, которые, по скудости материалов для составления летописи, приняты будут ими с глубокою признательностью.
Автор (предположительно): К. Сироткин
Администратор “История Ступино и Коломны | Stupinsky.ru”
admin@stupinsky.ru