О паролете Гешвенда в Коломне и “Аэросиле” в Ступино: к 100-летию российской гражданской авиации

Маленькая заметка в большой праздник: о разработке первых проектов летательных аппаратов в Коломне (паролет Гешвенда) и лидере авиапромышленности в Ступино в день 100-летия гражданской авиации в России.

Авиация в Коломне: “паролёт” Гешвенда и артель авиаработников

Коломну нельзя назвать центром авиапромышленности, однако, в каком-то смысле можно сказать, что этот город тоже стоял у истоков российской авиации, во многом благодаря тому, что здесь находился один из крупнейших машиностроительных заводов в стране – Коломенский машиностроительный завод А. Е. Струве.

Так, известно, что еще в 1888 году при разработке “паролёта” Федор Романович Гешвенд пишет , что работы по изготовлению паролёта на 6 пассажиров уже начаты на котельном заводе А. Е. Струве в Коломне и в механическом отделе газового завода в Киеве ((Попов, В. А., Шауров, Н. И. Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г: сборник документов. Россия: Gos. izd-vo obor. promyshl., 1956. С. 354.)).

Паролет Гешвенда. Источник: Рынин Н.А. Ракеты и двигатели прямой реакции : (история, теория и техника) / Н. А. Рынин, 1929. - С. 48.
Паролет Гешвенда. Источник: Рынин Н.А. Ракеты и двигатели прямой реакции : (история, теория и техника) / Н. А. Рынин, 1929. – С. 48.

Устройство инженера Ф. Р. Гешвенда “Паролёт” вошло в анналы истории российской авиации как одна из первых попыток сконструировать пассажирское летательное судно. Как понятно из его названия, паролёт, являющийся по своей сути аэропланом, должен был работать на паровом реактивном двигателе. По замыслу инженера, паролёт должен был обеспечить транспортное воздушное сообщение между Киевом и Петербургом.

Инженер Гешвенд предполагал следующие результаты: при взлете скорость устройства могла составлять 104 1/2 версты в час, площадь крыльев – 350 квадратных фунтов, подъемная сила – 81,15 пуда, вес аппарата – 69,6 пудов вместе с используемой в работе (паровой двигатель) водой.

По расчетам инженера, путешествие на паролёте из Москвы в Киев вместе с небольшими остановками должно было составлять 5 часов ((Рынин Н.А. Ракеты и двигатели прямой реакции : (история, теория и техника) / Н. А. Рынин, 1929. – С. 48 – 49)).

План паролета Гешвенда (есть информация об изготовлении в конструкторском бюро А. Е. Струве). Источник: Рынин Н.А. Ракеты и двигатели прямой реакции : (история, теория и техника) / Н. А. Рынин, 1929. - С. 48.
План паролета Гешвенда (есть информация об изготовлении в конструкторском бюро А. Е. Струве). Источник: Рынин Н.А. Ракеты и двигатели прямой реакции : (история, теория и техника) / Н. А. Рынин, 1929. – С. 48.

Однако идея Гешвенда не была одобрена, и проект не получил финансирование, а затем, за смертью автора, и вовсе был закрыт ((Соболев, Д. А. История самолетов. Начальный период / Д. А. Соболев. – Москва: Росспэн, 1995.)).

Интересный факт: в марте 1920 года был утвержден Устав сельскохозяйственно-трудовой артели авиаработников при деревне Семеновской Протопоповской волости Коломенского уезда. Содержание устава общее и не содержит дополнительных сведений для того, чтобы определить, о каких работниках идет речь – пожалуй, это тема для дополнительных исследований. Интересно, что под Уставом стоят подписи председателя правления П. Чернышева, членов правления Буткина (здесь обращаем внимание, что при Семеновской находилось бывшее имение Буткина) и Буракина (или Туракина).

Передний фасад паролета Гешвенда (есть информация об изготовлении в конструкторском бюро А. Е. Струве). Источник: Рынин Н.А. Ракеты и двигатели прямой реакции : (история, теория и техника) / Н. А. Рынин, 1929. - С. 49.
Передний фасад паролета Гешвенда (есть информация об изготовлении в конструкторском бюро А. Е. Струве). Источник: Рынин Н.А. Ракеты и двигатели прямой реакции : (история, теория и техника) / Н. А. Рынин, 1929. – С. 49.

Согласно Уставу, артель была создана в целях

  • заменить отживший способ единоличного ведения сельского хозяйства хозяйством, построенным на товарищеских началах;
  • объединить труд на земле и сделать его более производительным путем применения усовершенствованных способов обработки земли и вообще ведения сельского хозяйства;
  • освободить трудового земледельца от гнета нужды и обеспечить ему материальное существование, нравственное и умственное развитие” ((ЦГАМО. Ф. 4997. Оп. 1. Д. 664. Л. 1.)).

“Аэросила” в Ступино

Научно-производственное предприятие “Аэросила” – одно из старейших в городе Ступино (образовано в 1939 году в качестве ОКБ ((Приказ Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР № 80/К от 22.03.1939.)) ), при этом оно является градообразующим.

Предприятие производит двигатели, винты и детали для самолетов как военного, так и гражданского назначения (например, известного каждому самолета ТУ-154).

Первый автоматический воздушный винт АВ-1, созданный в Ступинском ОКБ, и далее на всех самолетах СССР (за редким исключением) использовались винты и регуляторы Ступинского ОКБ ((НПП “Аэросила” – движение вперед – Сделано у нас [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sdelanounas.ru/blogs/129369/, свободный. – Дата обращения: 08.02.2023)). ОКБ в Ступино (НПП “Аэросила”) занималось в том числе разработками в сфере турбовинтовой авиации и в сфере вспомогательных газотурбинных двигателей ((НПП “Аэросила” – движение вперед – Сделано у нас [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sdelanounas.ru/blogs/129369/, свободный. – Дата обращения: 08.02.2023)).

Памятник ступинцам-машиностроителям. Ступино, бульвар Победы. Фото 2020 года. Источник: архив Залата Т. К.
Памятник ступинцам-машиностроителям. Ступино, бульвар Победы. Фото 2020 года. Источник: архив Залата Т. К.

На 1936 год комбинат поселка Электровоз (сейчас – город Ступино) состоял в ведении Наркомата оборонной промышленности ((По данным Кита Декстера, см. Номерные заводы советской авиапромышленности в 1921–1941 гг – ВикиЧтение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://military.wikireading.ru/54881, свободный. – Дата обращения: 08.02.2023.)):

№ 150 (строительный комбинат № 150), ж/д станция Ступино (Каширский р-н Московской обл.) (не путать с г. Ступино Ярославской обл. — прим. перев.) — завод по обработке цветных металлов, также выпускавший воздушные винты.

Поскольку Ступинский металлургический комбинат производил детали для авиапромышленности, в том числе военно-промышленного комплекса, в советское время в документах он значился просто – Завод N 150.

22 марта 1939 года за подписью Кагановича вышел Приказ Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР № 80/К о создании в Ступино конструкторского бюро и о назначении Константина Ивановича Жданова главным конструктором завода N 150.

В годы Великой Отечественной войны завод выполнял заказы для нужд фронта. А 6 марта 1945 года вышло секретное постановление о вывозе оборудования с немецких заводов – в том числе на завод N 150 Наркомата авиационной промышленности из Ступино постановлялось вывезти в качестве трофейных станки, оснастку, абразивы, инструмент и лабораторное мерительное оборудование для обработки коленвалов авиационных моторов с немецкого завода фирмы Крупп в местечке “Бертоверхе” в Верхней Силезии ((Восстановление экономики Сталинградской области. Репарационные поставки. 1945–1947. Россия: ЛитРес, 2020. – С. 63.)).

В Ступино находится Памятник создателям воздушных винтов (винт АН-70).

Адрес: Ступино, Московская область, Памятник создателям воздушных винтов.

Также в Ступино есть Памятник ступинцам-машиностроителям.

Адрес: Ступино, Московская область, бульвар Победы, Памятник ступинцам-машиностроителям.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Прокрутить вверх