Беседа на освящение придельного Храма Божией Матери в Тихвинском соборе города Коломны

Из собрания рукописей Митрополита Московского и Коломенского Филарета.

Зачитана Леонидом (Краснопевковым), еп. Дмитровским.

Российская государственная библиотека, отдел рукописей, Ф. 316. Оп. 20. Д. 18.

Беседа на освящение придельного Храма Божией Матери в Тихвинском соборе города Коломны

Сентября 17 дня, 1861

Окончившим путь приятно отдыхать: но приятно и оглянуться на начало и продолжение пути и на перенесенные трудности. Так, среди приятных часов обновления сего храма, но неприятно будет вспомнить его прежнее существование и путь обновления (зачеркнуто: исправлено на «воссоздания») его.

В прошедшем столетии, усердием гражданина сего града, раба Божия Иоанна (купца Ивана Мещанинова. — stupinsky.ru), создан здесь храм; и много лет им довольствовались, но потом начали находить его не довольно пространным.

Радостна жалоба, что храм тесен: она показывает, что он имеет довольно молящихся. И едва ли не больше радостна жалоба, что храм становится тесным: это показывает, что число молящихся умножается. Господи, умножи и благослови любящих дом Твой земный и чрез него веди их в Твой дом небесный.

Приснопамятный раб Божий Филипп (купец Филипп Тупицын. — stupinsky.ru), ктитор сего храма по должности, возымел усердие сделаться действительным храмоздателем, чрез распространение сего храма. Но у других благорасположенных граждан возникла другая мысль: создать отдельный, пространный (зачеркнуто: исправлено на «совершенно новый») храм. Произошла борьба мнений; и предприятие подверглось колебаниям и остановкам.

Мнение раба Божия Филиппа превозмогло: но ему не суждено было совершить предприятие. Провидение Божие его хранило до тех пор, пока дело решительно утвердилось в его руках; и вскоре Господь, приняв его твердое намерение, как самое дело, призвал его в будущий век.

Что будет с его предприятием? — думали, вероятно, видевшие кончину его. Но Господь устроил так, что наследовавшие временное его достояние, наследовали и его благочестивое усердие, и предприятие совершилось. Исполнилось даже то, что показалось бы невероятным прежде исполнения. В созидании сего храма исполнились оба мнения, прежде взаимно противоборствовавшие. Предпринято распространение храма: но вот вы не видите ничего старого, а видите совершенно новый, пространный, величественный, благостный храм.

Да радуется душа, начавшая Богоугодный подвиг, и душа, благословенно совершившая оный.

Утешимся все. И наипаче прославим Бога, Который дарует благие намерения, и благословляет исполнение их.

Се ныне благословите Господа вси рабы Господни, стоящие в храм Господни, во дворех дому Бога нашего (Пс., 133).

Ныне, когда здесь уготован новый престол Царю славы, Господу нашему Иисусу Христу; — когда сей престол, чтобы ему быть хотя несколько достойным сего высочайшего Царя, очищен омовением и освящен миропомазанием, по некоему подобию человека крещаемого и миропомазуемого, которого душа также должна быть престолом нисходящей на нее благодати Божией, — когда в сем алтаре от огня кадила возжен новый свет, в знамение света Христова в душах, воссиявшего при содействии огня молитвы; — когда сей алтарь и храм исполнен благоуханием фимиама, в знамение осеняющей благодати Святаго Духа, призываемой молитвой веры; — года в уготовленный таким образом храм и алтарь, в знамении мощей святых , невидимо, но но действительно вниде Царь славы (Пс. XXIII. 9).

Христос Бог наш — ныне познайте Его таинственное, благодатное здесь присутствие; возблагоговейте пред Его величием; возрадуйтесь о его близости. Се ныне благословите Господа вси рабы Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

И только ли ныне? Господь пришел ныне во храм сей не для того только, чтобы посетить его ныне, но чтобы вселиться в нем и пребывать. Ибо так сказал Сам Господь еще о древнем ветхозаветном храме: избрах и освятих дом сей, да будет имя Мое ту даже до века, и будут очи Мои, сердце Мое ту во вся дни (2 Пар. VIII.16). И если такое обетование дано было ветхозаветному храму, в котором были только тени, образы и предначертания истины: то, без сомнения, еще в большей силе принадлежит то же обетование новозаветному, христианскому храму, в котором явлены благодать и истина Иисус Христом (Иоа.1.17). Там были Богописанные крижали заповедей, обличающих и осуждающих грех, но не избавляющих от него: здесь изреченное сыном Божиим Евангелие царствия Божия, спасающее человека грешника. Там была манна, хлеб, падавший с неба, который Израиль тяне ядоша и умроша: здесь истинный хлеб небесный, таинственное животворящее тело Христово, которое вкушающий с верою жив будет во веки (Иоа.VI.58). Там кров жертвенных животных кроплением подавала наружное на время очищение: здесь приемлемая с верою кровь Христова, иже Духом Святым себе принесе непорочна Богу, внутренно и совершенно очищает совесть нашу от мертвых дел (Евр.9.14). Из сего само собою открывается, как присущ освященному храму Бог и Господь наш Иисус Христос. Не только очи Его здесь, то есть, Он благопромыслительно взирает на души предстоящих здесь; не только сердце Его здесь, то есть, Он с любовью и милосердием внемлет молитвам предстоящих здесь; но вместе с сим здесь пребывает Его благодатная сила, осеняющая души, просвещающая умы, услаждающая сердца, духовно животная и спасительная.

Итак не ныне только, но и во всякое время благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храм Господни. Когда входит в храм Господень, помысли, что здесь присутствует Господь Сил, Царь славы, — что Господь Сил, которому тысячи и тмы Сил небесных, Ангелов и Архангелов со страхом служат, — что Царь славы, которого славы исполнены и не вмещают небо и земля, — снизошел, вселился в сей малый пред величием Его храм, ради тебя, малое создание Божие, чтобы здесь облегчить тебе доступ к нему, чтобы здесь открыть тебе сокровища благодати. Возблагоговей пред Его величием. Почудись Его снисхождению. Принеси Ему хвалу и благодарение, соединяя твое сердечное славословие с гласом славословия церковного. Скажи с Царем Пророком: благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его (Пс. 102,1).  Господи, что есть человек, яко помниши его, или сын человек, ябо посещаеши его? (Пс. 8,5).

Мы более расположены обращаться к Богу с жалобами на наши недостатки, нужды, скорби, бедствия и приносить Ему различные прошения: потому преимущественно напоминаю вам не опускать молитвы славословия. Не слышите ли, как священнослужитель каждое Богослужение начинает славословием? Благословен Бог наш. Слава Единосущной Троице. Благословенно царство Пресвятыя Троицы. Потом предлагает он молитвенные прошения, и заключает новым славословием. Не забывайте и вы предварять и заключать молитву прошения молитвою славословия.

Почему так? — Потому что в молитве прошения вы думаете о себе: а молитву славословия приносите собственно для Бога. Молитвою прошения вы ищете блага себе: молитвою славословия приносите духовную жертву Богу.

Можешь ли надеяться дара, если не усердствует принести жертву? Если приходящий просит милости у Царя земного, всемерно тщится воздать честь Его Величеству: коль ми паче приходящий просит милости у Царя Небесного, должен от чистого сердца принести честь и славу Его величию, премудрости и благости.

Слышали вы, что очи Господни в храме. Очи же Господни светлейшии солнца суть. Оне проникают души ваши; видят ваши сокровенные мысли, желания, дела, настоящие, прошедшие, будущие. Итак берегитесь, чтобы не принести пред Господа мыслей, желаний и дел, нечистых и греховных, от которых Он отвращает очи. Тщитесь приносить во храм Его мысли чистые, желания непорочные и, если недостает чистых дел, приносите, по крайней мере, искреннее покаяние.

Слышали вы, что сердце Господне во храме. Итак, если Господь благоволит принять вас здесь с любовию и милосердием: то берегитесь, чтобы не приступать к Нему с сердцем холодным, или пристрастных к миру и плоти. Всяцем хранением блюди сердце твое, для мира собственного, наипаче же для Бога: от сих бо исходиша живота. (Притч. 4, 23).

Божие же благословение, благодатное и спасительное, да приидет на всех предстоящих пред Господом, на добродеющих во святом храме сем, на творящих дела благочестия и человеколюбия, на отцев семейств и на семейства, и на всякую душу, ищущую благодатной помощи Божией. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *