Содержание

В дореволюционный России и на Руси в целом, строительство церкви было очень важным событием для всех верующих сословий.

В этот момент деревня становилась селом, которое фактически являлось малым религиозным центром, объединявшим прихожан.

Жители всех окрестных деревушек и хуторков независимо от классовых различий составляли церковный приход, на который распространялась сфера влияния храма. Религиозные центры всегда притягивали к себе население. В села приходили новые жители, ремесленники, появлялись ярмарки. Нередко при церквях открывали школы, богадельни и училища. Крупные села часто становились волостными центрами. Все это положительно сказывалось на экономическом развитии населенного пункта.

Столь знаменательное событие, как возведение церкви, иногда отмечали установкой памятной доски настене постройки – так называемой, храмозданной плиты. Сделаны они были чаще всего из известняка, реже из более прочного и ценного камня. На плите в основном указывалась информация о датах строительства, освящения, имена святых, во имя которых возведен храм, имена церковнослужителей, участвовавших при освящении, а так же имена людей, которые жертвовали средства на строительство либо принимали в нем активное участие. В отдельных случаях подобные плиты устанавливали в честь ремонта, реконструкции построек, либо освящения новых пределов.

Читайте также:

[display-posts category=”xonyatino” order=”ASC”]

В настоящее время такие памятные плиты – достаточно редкое явление. Не на каждой церкви они были установлены, а многие были уничтожены в годы советской власти. В соседнем Никитском уезде хорошим образцом служит известняковая храмозданная плита на стене Покровской церкви села Никоновское (ныне Раменский р-н). Она была установлена, по всей видимости, в 1741 году – это дата освящения, указанная на ней. Другие памятники такого рода в ближайшей округе мне пока не известны.

Храмозданная плита на стене Покровской церкви села Никоновское.
Фотография автора.

Но в памяти было воспоминание о другой памятной плите у одного из местных храмов. Году в 2004 или 2005 я побывал в с.Хонятино Ступинского района, посмотрел на Покровский храм, развалины приходской школы, посетил старинное кладбище. Среди старинных надгробий я заметил тогда, разбитую плиту с текстом какого-то
мемориального содержания, частично затянувшуюся землей, поросшую травой и мхом. В тот день не удалось полностью прочесть надписей, потому что требовалась расчистка, а времени на это не хватало, но в памяти осталось одно прочитанное слово без окончания – «император».

С того времени в Хонятино я не бывал несколько лет и вновь оказался у церкви только в 2008 году. Про эту плиту я помнил, и решил подробно ее изучить, но увы – найти уже не смог, хотя кладбище не большое. Вместо нее у стен храма увидел гранитное надгробие, на котором написано:

“Под сим камнем погребено тело строителя и украсителя святого храма сего Якова Григорьевича Удалова / сконч. 20 октября в 8 ч. утра 1906г.”

Через некоторое время я снова побывал на Хонятинском кладбище, сделал несколько снимков храма, но плиту найти уже не надеялся, посчитав ее бесследно исчезнувшей. Прошло 8 лет с того момента, как на обломках плиты я прочитал слово «император». В памяти все стало весьма туманно, детали стерлись вовсе, «император» или все же «императрица» было высечено на камне?… И был ли камень? С тех пор я побывал на многих старинных погостах, множество церквей повидал, и не исключено, что было это совсем в другом месте.

Но не так давно в краеведческой группе «Исток» появился проект «Домодедовский некрополь». Его суть заключается в исследовании старинных надгробий, как памятников некрополистики и эпиграфики. В связи с этим больше внимания стало уделяться кладбищам, где сохранились исторические объекты. И вот 2 сентября 2013 года я снова приехал в Хонятино, что бы наметить примерный план изучения погоста и посмотреть в каком состоянии находятся надгробия 19-н.20 вв.

С юго-восточной стороны храма удалось найти могилу отца волостного старшины Глебовской волости Алексея Яковлевича Никифорова, который находился на этой должности после 1910 года. Отец его, Яков Иванович Никифоров умер в 1910 году. Его надгробие, представляло из себя известняковую плиту, на которой был установлен чугунный крест, от которого осталось только основание с табличкой.

В нескольких метрах от апсиды храма под сильно разросшимся кустом находится белокаменное надгробие священника: «Под сим камнем погребено тело умершего Георгиевского погоста
священника Иоанна Алексяева
/ жена Настасья Матвяева коей от роду было 52 года».

Судя по форме надгробия и шрифту можно предположить, что датируется оно второй третью 19 века.

Фотография автора

Интерес вызывает фраза «Георгиевского погоста» – пока нигде не встречалось такого употребления термина относительно Хонятинского храма Георгия Победоносца (Покровского), в письменных источниках.

Но самое главное в этой истории заключается в другом – что бы прочитать надпись на этом надгробии, нужно было забраться в куст, потому как ветки частично закрывали текст. И вот, пробираясь к «саркофагу» я заметил в корнях этого куста уголок белокаменной плиты, на которой различались буквы… Так спустя 8 лет снова нашлась памятная плита у Покровской церкви с. Хонятино!

Плита практически полностью затянулась почвой, а между ее фрагментами проросли отростки кустарника – из-за этого ее практически не возможно было найти. Это место сразу было расчищено от листьев, половина куста спилена и можно было приступить к расчистке самой плиты. В результате выяснилось, что 1/3 часть ее утрачена, а оставшаяся расколота на 4 фрагмента. Правая нижняя утраченная часть была заменена кем то, примерно подходящим по форме обломком гладкой плиты. Известняк, из которого она сделана, в достаточно хорошем состоянии и текст читается без проблем.

Фотография автора

Сохранилось следующее содержание:«………………Духа Аминь……..тъ…………/Хри/стова………/авгу/ста 29 дня……….а…………….ние /госуда/ря Императора Николая II гопри Митрополите Московском Владимире положено основание сему св. престолу во имя Предтечи Господня Иоанна священноде/йств/ ием …………….наго п.Борзецова ……………………………………..никова и местн/аго/………………………ва при попечен/ии/…………………………………………церокв.старсты …………………….Карцева Ивана …………………….нина Анастас/ии/…………………………….ва Петра
Гач…………Николая Скво/рцова?/……….»

Вокруг плиты недостающих обломков найдено не было. Увы, точная дата остается неизвестной, так же как и имена попечителей. Однако из сохранившихся фрагментов слов можно сделать некоторые предположения.

Известно, что настоятелем храма на Борзецовом погосте в Малино, который находится в 10 км к югу, и который упоминается на плите, с 1885 по 1916 гг. был Постников Иоанн Иоаннович, протоиерей. С 1894 по 1916 гг. находился на должности благочинного 4-го Коломенского округа, при этом принимал участие во многих мероприятиях, связанных со строительством и ремонтом храмов. Вероятно, недостающие части слов на плите можно дополнить фразой «…/благочин/наго п.Борзецова /Иоанна Пост/никова. В списке попечителей на плите значится фамилия Карцев. Известно, что в с. Хонятино попечителем Хонятинской церковно-приходской школы на 1899 год был И.Карцев. В 1900 году кроме И.Карцева был избран попечителем этой же школы купец Алексей Карцев. Кроме этого, на 1904 год волостным старшиной Глебовской волости был Карцев Федор Никифорович, который перед 1908 годом был переизбран, а его место занял Грушин Дмитрий Кузьмич. Волостное правление тогда находилось в с.Хонятино. Таким образом, есть три претендента, имя одного из которых могло быть высечено на памятной плите. Вероятно, кто то из них принимал участие в сборе средств на храм, либо оказывал какую либо иную помощь. Но фамилия «Карцевы» в Хонятино распространенная, поэтому точно ничего сказать на данный момент не возможно. На церковном кладбище и сейчас лежат Карцевы, жившие в 20в.

Но самое интересное, что на плите идет речь о пределе во имя Иоанна Предтечи. На данный момент нет сведений о том, что в Покровском (Георгиевском) храме села Хонятино был такой предел. Судя по всему, он существовал совсем не долго. Версия о том, что памятная плита привезена из другой церкви представляется мало вероятной, но требует проверки. К слову о датировке плиты необходимо добавить, что Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Василий Никифорович Богоявленский) носил этот титул с 1898 по 1912 год. Таким образом, этот 14-летний промежуток правления Николая Второго и будет временем изготовления данной плиты. Для уточнения требуется архивная работа, которая может пролить свет на многие детали этого события, увековеченного на памятной доске из с. Хонятино.

Вспомогательные источники:
1.Памятные книжки московской губернии 1895-1914гг.

2.http://malino.net/

3. http://www.temples.ru/

Поделиться:

Прокрутить вверх