Ступинский городской округ

Обсуждаем то, что интересно

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Шкинь

Источник публикации: http://stupinsky.ru/viewtopic.php?p=218#p218, 06.10.2013, впервые опубликовано 26.08.2009.
Автор: Залата Т. (T.Larina)

Шкинь находится в Коломенском районе Московской области, входит в Непецинское сельское поселение.

Общий вид на с. Шкинь. 2009 г.

Общий вид на с. Шкинь. 2009 г.

Конечно же, самая главная достопримечательность этого села — это уникальная церковь Духосошествия. Но обо всём по порядку.
Село находится на реке Северке, притоке Москвы-реки (легенду о р. Северке см. в статье о Коломне).
Как уже упоминалось выше, принадлежало село генералу Г.И. Бибикову. Ранее здесь была усадьба, от которой сохранились только Духовская церковь и остатки усадебной постройки. Ещё одной местной исторической знаменитостью является юродивый Данилушка (Д.И. Васильев). О нем речь пойдет ниже.
Первое упоминание о Шкини можно встретить в духовной грамоте великого князя Василия Васильевича от 1461 года. Село он передает «своей княгине» — супруге Марии Ярославне, которая владела также рядом коломенских сел.

«<…>Да даю своей княгине село Серкизовское и с Мезынкою и со всеми селцы и с деревнями, да село Высокое и с деревнями и с бортью, да село Шкинь и с деревнями».

По итогам межевания от 1767 года Шкинь принадлежала полковнику Петру Михайловичу Приклонскому. В XVIII веке в селе насчитывалось население около 209 душ. Шкиньское владение, которое включало в себя и село Борисово с Новоселками, было очень крупным. Южной границей стала река Осёнка, северной — Северка.

Старинное каменное здание в с. Шкинь неизвестного назначения. 2009 г.

Старинное каменное здание в с. Шкинь неизвестного назначения. 2009 г.

По состоянию на 1890 год в селе проживало 149 человек. Через 9 лет в Шкини было уже 304 человека. В селе располагалась земская школа, а сама Шкинь принадлежала Непецинской волости Коломенского уезда.
При селе Шкини крестьянин Иван Васильевич Добрынин имел мельницу, маслобойню, крупорушку и лавку. При своем хозяйстве И. В. Добрынин имел двух приказчиков, один из которых занимался управлением дел на мельнице.
В ведомости («Сведения о частно-владельческих землях Коломенского уезда», 1894 г.) владелец указал в своем имении следующие строения:

«Деревянные крытые тесами в лесу, изба деревянная; крыши тесами и сарай из хворосту крыты соломой».

По данным 1909 года в Шкини находилась церковно-приходская школа, земское училище и казенная винная лавка. Почему казенная? Сергей Юльевич Витте в 1894 году ввел винную монополию, которая действовала вплоть до 1913 года, поэтому винные лавки могли быть только казенными.
В 1861 году в селе произошло крестьянское восстание при генерале Д.Г. Бибикове.

Храм Духосошествия с. Шкинь. 2009 г.

Храм Духосошествия с. Шкинь. 2009 г.

И вот, наконец, обозрев вкратце историю села, можно подойти и к истории удивительного, необычного храма — Духовской церкви (1794-1798 гг., заложена ещё в XV веке, а открыта в 1800 году). Выстроена она была, как уже упоминалось, при генерал-майоре Г.И. Бибикове зодчим Родионом Казаковым (не путать с архитектором Матвеем Казаковым, он был учителем Родиона!), по некоторым предположениям — Иоганом Веттером (ссылка — иное мнение). По своему проекту церковь повторяет Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге.

Троицкий собор Александро-Невской лавры

Троицкий собор Александро-Невской лавры Источник: http://www.sedmitza.ru/text/524336.html

Если смотреть сверху, то церковь будет напоминать по своей форме крест:

Имеет две колокольни, расположенные симметрично. Этот храм можно отнести к стилю классицизма, характерному для архитектуры XVIII века, к тому же классицизма зрелого.

Местночтимый святой - юродивый Даниил (Данилушка)

Местночтимый святой — юродивый Даниил (Данилушка)

Большой вклад в развитие храма внёс юродивый Даниил. Подробнее о его духовном подвиге рассказали «Московские епархиальные ведомости» в год его кончины — 1884-й:

«Корреспонденция из Коломны.
Покорнейше прошу Вас поместить в Ваших назидательных «Московских Церковных Ведомостях» биографию достойного памяти юродивого новопредставленного Даниила.
Почивший о Господе раб Божий Даниил подвизался в юродстве 40 лет, преимущественно в городе Коломне, собиравши подаяние, которое и отсылал на украшение и нужды храма Божия в село Шкинь Коломенского уезда. Благодаря трудам юродивого храм сей в настоящее время — в самом цветущем состоянии; можно безошибочно сказать, что от креста и до камня основания в храме, все устроено стараниями покойного. Описываю последние дни жизни, кончину и торжественное погребение покойного раба Божия Даниила.
Зимнее время раб Божий Даниил часть проводил в доме церковного старосты Шкинской церкви и однажды перед сырной неделей, вышед из дому, зашиб себе ногу, — образовалась болезнь, и неутомимый труженик принужден был лечь в постель; пролежавши около 10 недель больной был отправлен в город в земскую больницу, где и был до своей кончины. Незадолго до смерти покойного многие жители города узнали, где находился больной, и многие спешили посетить его. Накануне своей кончины страдалец исповедался и причастился Святых Христовых Тайн и 18 августа сего года в 2 1/2 часа пополудни, простившись с близкими, мирно скончался в полной памяти.
Весть о кончине проводившего многие годы в юродстве быстро разнеслась по городу, и толпы жителей всех сословий и состояний спешили в больницу, где со дня смерти до погребения усердствующими священнослужителями совершались панихиды при гробе почившего. Всё нужное к погребению было немедленно пожертвовано; имущества покойного, как не было при его жизни, там и после смерти ничего не оказалось. В день погребения двор больницы был переполнен собравшимися провожать гроб покойного в городской собор; после утренней панихиды тело покойного в предшествии многих священников и в сопровождении многих граждан было вынесено в собор, который в это время был переполнен молящимися.
Литургию совершал о. протоиерей собора в сослужении 2 священников. после пения запричастного стиха один из служивших литургию настоятель Воскресенской церкви о.Крылов произнес прекрасную проповедь, заставившую многих проливать слезы. К погребению присоединились еще 7 священников из городских церквей; по окончании обряда похоронная процессия направилась к Московской заставе. Бренные останки покойного, как усердного благотворителя, были похоронены в храме села Шкинь. Несмотря на дождливую погоду, народу было множество. Это было 20 августа. У незнающих личности покойного невольно явится вопрос: что за причина посещения многочисленной и разнообразной публики болящего? Вследствие чего стекалась большая часть граждан к гробу почившего и в храм Божий? Что за заслуги? Что за труды? Что за жизнь? За что такое усердие? Откуда рождаются слезы при молитве за бедного, странного и чуждого всем человека? Вот и ответ.
Раб Божий новопреставленный Даниил происходит от родителей своих, сильных приверженцев раскола. Юный сын, по внушению Духа Божия, оказался чуждым раскола и очень часто втайне от своих домашних посещал храм Божий, где постепенно усовершенствовался в вере и пламенной любви к Богу чрез усердную молитву и внимательное слушание слова Божия. Родители с прискорбием замечали уклонение от их обрядов и частое посещение храма, и в сильном гневе наказывали, били и нередко среди зимы, оставляя его в одном нижнем белье, запирали в холодную комнату, но все старания отклонить сына от его спасительного пути оказались бесполезными. Благочестивый отрок остался твердым в своих поступках. Ни болезни, ни скорбь, ни какие мучения, ни голод, ни холод — ничто не могло отклонить отрока от правды и истинной любви Божией. И вот однажды Даниил, видя препятствие на каждом шагу от своих домашних для продолжения истинного служения своего Господу, задается мыслию покинуть все, что препятствует ему на его спасительном пути, и он, недолго думая, в одну из зимних ночей, оставшись в одном нижнем белье, с непокрытой головой и босой, тайно убегает из дома родительского и спешит к храму Божию, который находился в нескольких верстах от его дома, здесь изливается в своей пламенной молитве пред Господом, и укрепленный свыше, не оглядываясь назад, вступает на один из труднейших подвигов юродства Христа ради. С 15-летнего возраста и до дня своей кончины ревностный труженик переносил все тягости и лишения, исполненный пламенною верою, он хорошо знал, что Господь поможет ему перенести все, что для человека кажется невозможным. Он не заботился, по слову Евангелия, что есть и что пить и во что одеваться, помня слова Спасителя: «Трудящийся достоин пропитания». Он совершенно не имел ничего собственного, не пользовался ни одной полушкой, отдавая все на храм Божий, постоянно ходил с непокрытою головой и босой, в одном только нижнем белье. Господь видел труды Своего подвижника и сердечную любовь и веру, укреплял его и согревал его сердце.
Вот в таких-то трудах подвизался раб Божий новопредставленный Даниил. получивши болезнь и предчувствую приближение своей кончины, страдалец без ропота переносит последнее и умирает с молитвою и духовною радостию, напутствуемый Святыми Тайнами и благословением Церкви. Кто из граждан Коломны не знал сего труженика, постоянно ходившего по улицам города как летом, так и холодною осенью, а нередко и зимой, собиравшего подаяние между жителями. И вот эти подающие и знающие его в день погребения пришли помолиться о душе праведного. долго-долго еще останется в памяти граждан это потрясающее душу каждого отдание последнего христианского долга почившему о Господе. Никто из присутствующих не погнушался, несмотря на свое выдающееся значение в городе, поклониться праху покойного и дать последнее целование, с пожеланием царства небесного скончавшемуся подвижнику».

Коломенский купеческий сын Василий Бурцев.
Московские епархиальные ведомости. -1884.- № 39.

В советское время, как и многие другие храмы, Духовская церковь была закрыта, находилась в запустении. Этот период длился с середины 30-х гг. до 1992 года. А в 60-х гг. здесь, наверное, по печальной традиции, располагался склад, причем, в процессе приспособления церковной постройки для хозяйственных нужд, были разрушены многие детали церкви, а упавший колокол также покалечил храм.

Храм Духосошествия с. Шкинь - алтарная часть. 2009 г.

Храм Духосошествия с. Шкинь — алтарная часть. 2009 г.

Сейчас церковь Духосошествия находится не в лучшем состоянии, но реставрируется. Возможно, недалек будет тот день, когда мы увидим и без того ныне прекрасный храм в его первоначальном убранстве и красе.
Шкиньская церковь до революции…

Храм Духосошествия в с. Шкинь. 1915 г.

Храм Духосошествия в с. Шкинь. 1915 г. Источник: www.temples.ru

Храм Духосошествия в с. Шкинь. 1915 г.

Храм Духосошествия в с. Шкинь. 1915 г. Источник: www.temples.ru

…и сейчас.

Храм Духосошествия с. Шкинь. 2009 г.

Храм Духосошествия с. Шкинь. 2009 г.

До сих пор храм мучается: в 2008 году из церкви была похищена чудотворная икона Серафима Саровского. И не одна она. По версии следствия, совершила это преступная группа. Причем, один из похитителей скончался. Иконы были возвращены церкви.
Подробности дела о похищенных шкиньских иконах.

FacebookTwitterGoogle+VKLiveJournalOdnoklassnikiОтправить

Авдотьино

Источник публикации: http://stupinsky.ru/viewtopic.php?p=217#p217, 06.10.2013, впервые опубликовано 20.07.2009.
Автор: Залата Т. (T.Larina)

Село находится в Ступинском районе Московской области, рядом с поселком Большое Алексеевское, входит в Аксиньинское сельское поселение. Авдотьино находится между реками Кононовка и Северка.

 

Неопределенное здание. Возможно, кузница.

Неопределенное здание. Возможно, кузница.

Носит загадочное название — «масонская усадьба». Это связано с именем журналиста, сатирика, писателя и масона екатерининской эпохи Н.И. Новикова. В селе находится Тихвинская церковь, остатки усадебной постройки и крестьянских домов, представляющих собой спроектированные самим Новиковым удобные строения для крепостных. Авдотьино — родовое село Новиковых. Здесь Николай Новиков родился и умер. Андрей Федорович, предок Н.И.Новикова, в XVII веке получил во владение это село. Кроме того, Новиковы владели селами Непецино, Суково, Тарбушево (по данным на XVIII век).
Во времена Новикова село носило название Тихвинское-Авдотьино и входило в Алексеевскую волость Никитского уезда (по данным 1766-1770 гг.). Рядом с Авдотьино находился участок и церковной земли. По данным на 1769 год, в селе проживало 95 душ.

Авдотьино. Флигель усадьбы Н. И. Новикова.

Авдотьино. Флигель усадьбы Н. И. Новикова. Автор: Н. Антонова. Авдотьино. М., 1994 Источник: https://pastvu.com/

Авдотьино — довольно красивое и загадочное место. В 80-е гг. здесь снимали знаменитый фильм Марка Захарова «Формула любви» — при просмотре картины можно заметить Тихвинскую церковь и сцены на Северке. Саму же усадьбу снимали в Ляхово, которое находится не так далеко от Авдотьино.


«Опять у нашего барина ипохондрия сделалась» — фрагмент из к/ф «Формула любви» с р. Северкой, реж. М. Захаров, 1984.

И персонаж этого фильма, Алексей Федяшин, если помните, нырнул в речку Северку, что протекает через Авдотьино. Загадок Авдотьино хранит тоже немало. Живы до сей поры легенды об авдотьинских подземельях. Подробнее материал о них можно посмотреть здесь. Было также установлено, что подземные ходы направляются также и к усадьбе Марьинка.

Авдотьино. Бывшее здание школы.

Авдотьино. Бывшее здание школы. Автор: Н. Антонова. Авдотьино. М., 1994. Источник: https://pastvu.com/

(Кстати, в разговоре с местными жителями удалось выяснить, что в каменном флигеле — том немногом, что уцелело от усадьбы — до недавнего времени жили люди, пока не произошел пожар; жители Авдотьино таинственно упомянули о том, что «подвал в доме хороший» — это ли не намек о том, что существуют подземные ходы?).

Мост через р. Северку в Авдотьино

Мост через р. Северку в Авдотьино

Новиков Н.И.

Новиков Н.И.
Ссылка на фотографию: http://ru.wikipedia.org

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году. Родился в Авдотьине. И последние годы своей жизни (22 года) также провел в своем родовом имении, после заточения в Шлиссельбургской крепости. Новиков был не только талантливым журналистом, публицистом, издающим такие журналы, как «Трутень», «Живописец», «Кошелек». Эти издания критиковали существующие крепостнические порядки и вообще были, как это можно было бы назвать, «на злобу дня». Однако екатерининский, пусть и просвещенный, но всё-таки абсолютизм не мог и допустить таких разговоров. Николая Ивановича заточили на целых 15 лет в Шлиссельбургскую крепость, в том числе и за масонскую деятельность.

Каменный флигель усадьбы Н. И. Новикова. 2009 г.

Каменный флигель усадьбы Н. И. Новикова. 2009 г.

Уже упоминалось о том, что Новикову претило крепостничество. И, под конец жизни практически оторванный от активной общественной жизни, журналистской деятельности, Николай Иванович решает облегчить быт хотя бы крестьянам в своем селе, в Авдотьино. На его средства были выстроены каменные (!) дома, добротные, очень качественные и небывалые по тем временам для крестьянского сословия, на несколько семей (сохранились 8 таких домов); он раздавал хлеб крестьянам во время голода, даже появилась специальная организация крестьянской взаимопомощи; для дворовых был сооружен отдельный дом. Новиков помогал также и крестьянам окрестных деревень.

Один из крестьянских домов, построенных Н. И. Новиковым в Авдотьино.

Один из крестьянских домов, построенных Н. И. Новиковым в Авдотьино. Дома стоят вдоль центральной улицы села. В них до сих пор живут люди.

Однако сам «ревнитель русского Просвещения» жил в деревянном усадебном доме, правда, с оранжереей, парком и фруктовым садом. До наших дней дом не дожил — усадьба была продана за долги. Остались лишь Тихвинская церковь и каменный флигель (в нем располагалась богадельня).

Церковь Тихвинской иконы Божией матери с. Авдотьино (сер. XVIII в.).

Церковь Тихвинской иконы Божией матери с. Авдотьино (сер. XVIII в.).

Авдотьино. Тихвинская церковь.

Авдотьино. Тихвинская церковь. Автор: Н. Антонова. Авдотьино. М., 1994.

Примечательна Тихвинская церковь, выстроенная в период с 1749 по 1753 год. Эта постройка относится к стилю позднего барокко. Здесь похоронен сам Н.И. Новиков. Колокольня построена была чуть позже, в 1789 году.
Вот вам и загадочная русская усадьба… Тут и история, тут и загадки, тут и легенды, тут и просто жизнь.

Общий вид пасеки Авдотьино-Тихвинской сельскохозяйственной колонии. 1930 г.

Аннотация: Общий вид пасеки Авдотьино-Тихвинской сельскохозяйственной колонии. 1930 г. Источник: РГАКФД РФ

В советское время в Авдотьино был создан колхоз «Пламя», являвшийся передовым. Своего расцвета этот колхоз достиг во время председательствования Евдокии Терентьевны Егоровой. Также она была и председателем сельсовета Авдотьино (1927 г.)[1].

Председатель правления колхоза

Председатель правления колхоза «Пламя» Евдокия Терентьевна Егорова , руководящая колхозом в течение 19 лет, в домашней обстановке. За свою работу Е.Т.Терентьева награждена орденом Трудового Красного Знамени. Дата съемки: 28.01.1948 Источник: РГАКФД РФ

Список использованной литературы:
1. Официальный сайт администрации сельского поселения Аксиньинское — Краеведческий календарь на 2012 г.. — http://www.aksinino-smr.ru/content/view/534.

Коломна

Источник публикации: http://stupinsky.ru/viewtopic.php?p=216#p216, 06.10.2013, впервые опубликовано 20.07.2009.
Автор: Залата Т. (T.Larina)

Справедливости ради надо рассказать сначала о Коломне. И это неспроста. Издревле очень многие села и деревни Ступинского района, в том числе и села Аксиньинского СО, Малино и других окрестных мест, относились к Коломне; этими селами владели коломенские и рязанские бояре и дворяне. Так что Коломна имеет непосредственное отношение к нашим окрестным селам, в том числе и к Буньково.

Коломну по праву можно считать преемницей или, если хотите, уменьшенной копией Москвы. И правда: она младше первопрестольной всего-то на 30 лет! Первое упоминание о Коломне встречается в 1177 году в Лаврентьевской летописи. Безусловно, эта дата основания города является очень условной, поскольку первые поселения на территории нынешней Коломны возникли ещё в VI в. до н.э. и были это поселения финно-угорских племен. Существовало несколько городищ и в начале нашей эры.
Первые племена славян-вятичей появились здесь на рубеже XI-XII вв. Археологические исследования показали, что уже в конце XIII- XIV вв. в Коломне существовало уже довольно оформившееся поселение: были найдены следы обгоревшей деревянной мостовой того времени и остатки частоколов — заборов, разделявших усадьбы, в Древней Руси. Уже в 80-х гг. XII века Коломна упоминается как место, с которым связаны распри и междоусобицы князей: упоминается рязанский князь Глеб и владимиро-суздальский Всеволод Большое Гнездо. Последний мстил князю Глебу за взятие Москвы походом на Рязань. Естественно, по пути ему и встретилась Коломна, которая уже обозначилась как город довольно влиятельный и важный в стратегическом отношении. Примерно в это же время появляется и первая информация о коломенском князе Всеволоде Глебовиче, следовательно, это удельный князь (судя по отчеству), ведь Коломна относилась к Рязанскому княжеству.
Уже упоминалось о том, что город был стратегически важным объектом. Расположенный в устье реки Москвы при впадении в крупнейшую Оку, город был и развитым в торговом отношении, и центром неоднократного сбора войск. Здесь собирались и перед походом на Чернигов объединенные рати Владимиро-Суздальского княжества и Рязанского, и, чуть позже, войска Дмитрия Донского перед походом на Куликово поле. Коломна неоднократно подвергалась набегам татар и недругов, разорялась, поджигалась.
В торговом отношении Коломна также была «продвинутым» городом. Судя по одной из версий о происхождении названия города, на берегу реки был менок — рынок. И река, по этой версии, получила название Коломенка ( как бы «около мена», река около мена). От названия реки и произошло название города. Но это всего лишь одна из версий. Точной истории происхождения пока что не установлено.
Татаро-монгольское нашествие добралось и до Коломны. Из всех русских княжеств первой перенесла удар Рязань. Затем — Коломна. 1 января 1238 года состоялось сражение с Батыем, в результате которого город был разорен и сожжен. Как и любой город той эпохи (кроме Новгорода, участь которого была облегчена), Коломна несла все тяготы ига. Сохранилась и дошла до наших дней легенда о церкви на Оленьем Вражке. Олений Вражек — это урочище. По легенде, горожане при набеге захватчиков, спрятались в этой церкви и молились о спасении. Бог услышал молитву, разверз землю и скрыл церковь с горожанами. Говорят, что колокола продолжали звонить даже из-под земли. Сейчас здесь проходит улица Олений Вражек. Церкви там нет.
Одним из первых гербов Коломны считается эмблема мифического животного, найденного у древнейшей каменной церкви Подмосковья — церкви Иоанна Предтечи в Городищах. Существует несколько версий происхождения этого барельефа. Подробнее о них, а также об изменениях герба города можно прочитать здесь.

http://town-kolomna.chat.ru/EMBLEMS/index.htm

Между тем, Коломна продолжала быть объектом набегов монголо-татар — уже в 1239 году её вновь разоряют.
Так получилось, что Коломна была первым городом, присоединенным к тогда ещё молодому и небольшому Московскому княжеству. Произошло это в 1301 году в правление московского князя Даниила Московского. Таким образом, с Коломны начался процесс присоединения городов к Москве, а затем и централизации вокруг неё. Спустя 27 лет Коломна уже упоминается в завещании Ивана Калиты. В 1353 году (примерно) произошло крупное событие и в духовной жизни города: учреждается Коломенская епархия.
Часто Коломну связывают с именем князя Дмитрия Донского, что справедливо: город был завещан юному князю. Он любил этот город, совершал отсюда походы. Даже, по легенде, венчался он здесь, в храме Воскресения Словущего, с княжной Евдокией Дмитриевной.
Во времена правления Дмитрия Ивановича Донского был основан Голутвин монастырь (Старо-Голутвин) (1374 г.), построен кафедральный Успенский собор (1379-82) в память о победе над татарами в битве на р. Воже, Бобренев монастырь (1380 г.). История Успенского собора довольно интересна. Он неоднократно перестраивался, а в 1380 году неожиданно рухнул. Причина была в ошибках при строительстве. Поэтому поистине второе рождение собор получил уже после Куликовой битвы; именно тогда появились росписи и иконы знаменитого русского иконописца Феофана Грека. Нельзя думать, что тот собор, который стоит сейчас — и есть первоначальный. Нынешнее строение было возведено в XVII веке Мелентием Алексеевым.

 

Успенский собор г. Коломны

Успенский собор г. Коломны

Храм «натерпелся» сполна: в XVIII веке сгорел иконостас, в начале XIX века был передел глав собора. Во времена Великой Отечественной войны блестящие купола замазали черной краской, очевидно, из соображений безопасности при обстрелах с воздуха. Но краска оказалась настолько едкой, что отмыть её смогли только в 90-х гг. XX столетия, причем, не до конца. Именно поэтому реставраторы вынуждены были несколько видоизменить купола: покрыть их зеленым цветом. В соборе в советское время располагались склады (что, собственно, неудивительно). Да и не только в нем одном.
15 августа 1380 года, на Девичьем поле в Коломне (сейчас здесь располагается улица с одноименным названием), Дмитрий Донской проводит смотр войск перед походом на Куликово поле. Это крупнейшее событие — ведь войска-то были объединенными! — отразилось и в знаменитой «Задонщине»: «Трубы трубят на Коломне…» Появилась легенда, связанная с этим смотром и рекой Северкой. Как известно, объединенные войска шли из Москвы. Уже на подходе к Коломне, 14 августа, Дмитрий Донской, по легенде, съел горсть земли — что-то вроде клятвы верности Родине. Он сплюнул в реку эту черную слюну, и с тех пор река в Северке мутная (не знаю, правда или не правда, а вода там действительно мутная и темная).
В 1385 году Коломна вновь отошла к Рязани (через захват её рязанским князем), но, затем, быстро вернулась к Москве.
На протяжении XV века Коломна претерпела много событий: повоевала с Рязанью, отошла в кормление литовскому князю, четырежды горела, укрыла Василия Темного, изгнанного из Москвы Юрием Галицко-Волынским, отойти Шемяке; Коломну посещали и иностранцы — венецианцы Иосафато Барбаро и Амвросий Контарини.
В XVI веке Василий III делает Коломну своей резиденцией, и в период с 25 мая 1525 года по 15 августа 1531 года в городе возводится каменный кремль. Это важнейшее событие не только в истории города, но и в истории Московской земли, поскольку Коломна располагалась в весьма удобном месте. Она, как и ряд других городов и монастырей того времени (Серпухов, Белопесоцкий монастырь, например), выполняла функцию оборонительной точки на подходе к Москве. Город-«страховщик», точнее его крепостные стены, должны были быть прочнее, мощнее и толще стен Московского кремля. Площадь Коломенского кремля практически равна площади Московского, но, при этом, стены его действительно мощнее.

Коломна, Девичье поле

Коломна, Набережная Дм. Донского

Кремль строился по прототипу Москвы. Он содержал 17 башен. Возводился зодчими-итальянцами Алевизами Большим и Малым.
Более подробное описание истории Коломенского кремля и его схема:
http://town-kolomna.chat.ru/HIS/kreml.htm
Со временем, особенно после утраты своего оборонного значения, кремлевские стены начали ветшать. Писатель Н.П. Гиляров-Платонов, уроженец Коломны, вспоминает то, с каким грохотом практически на его глазах обрушилась одна из самых мощных башен кремля — Свиблова. Будучи ещё гимназистом, он возвращался после занятий рекой, и вдруг его поразил грохот — башня рухнула. До наших дней кремль дошел не полностью: уцелело только 6 башен и Пятницкие ворота. Но каких башен! «Визитной карточкой» города по праву считается Коломенская, или Маринкина. Название свое она получила от имени польской авантюристки Смутного времени Марины Мнишек. После всех её приключений, несостоявшуюся царицу заключили в Коломенскую башню. По легенде, Марина превратилась в сороку и вылетела в бойницу. Кстати,
В Смутное время коломенцы одними из первых присоединились ко второму ополчению в 1612 году. До этого Марина Мнишек с сыном Иваном находилась в Москве, позже к ней примкнул атаман Иван Заруцкий. Уже после заточения Марины встал вопрос о наказании аферистки-смутьянки. Но как? Марина была полячкой, казнить её не могли — только заточить в крепость, что и сделали. Казнить можно было только её малолетнего сына Ивана — сына Лжедмитрия II. И казнили. Говорят, что когда это сделали, то Марина прокляла воцарившуюся династию.
В 70-х гг. XVII века через Коломну проезжал иностранец Адам Олеарий, оставивший рисунок Коломны, а также воспоминания и впечатления о городе.

Гравюра с панорамой Коломны из книги А. Олеария "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".

Гравюра с панорамой Коломны из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». http://town-kolomna.chat.ru/

Русский военный флот начался в 1667 году, при строительстве верфи в селе Дединово Коломенского уезда.
В 1682 году появился памятник шатрового церковного зодчества — Соборная колокольня. Храм горел в 1739 году, от чего часть колоколов растопилась, часть — упали. В XVIII веке на Колокольне располагались часы с боем. Во времена строительства этой церкви, шатровый стиль был популярен, но позже его запретила Церковь.
В ходе административной петровской реформы 1708 года появилась Московская губерния, к которой присоединили Коломенский уезд. В начале XVIII века в Коломне возводится каменный храм Николы-на-Посаде, аналогов которому нет во всей России. Он наряден, праздничен, а уникальность её состоит в интересном украшении из множества «кокошников».
В 1723 году была основана Коломенская духовная семинария, которая стала выпускать коломенское ( и не только) священство. Одним из выпускников этого заведения был будущий митрополит Московский и Коломенский Филарет (Василий Дроздов) — поистине уникальный человек. Подробнее его биографию можно почитать здесь. С Коломной неразрывно связано имя ещё одного выдающегося человека — писателя Ивана Ивановича Лажечникова. Писатель-историк, он родился в Коломне, провел здесь своё детство. Воспоминания о городе детства отразились в написании некоторых произведений: так, в романе «Ледяной дом», он упоминает коломенскую пастильницу. И действительно, в период XVIII-XIX вв. коломенская пастила славилась и была своеобразной «визитной карточкой» города.

План застройки города, утвержденный в 1784 году (Автор - Казаков) http://town-kolomna.chat.ru/

План застройки города, утвержденный в 1784 году (Автор — Казаков)
http://town-kolomna.chat.ru/

В екатерининскую эпоху Коломну посещал известный русский зодчий Матвей Федорович Казаков. Город ему понравился. И архитектор «приложил руку» к его усовершенствованию и украшению: Бобренев и Голутвин монастыри получили «фирменные» башенки, построена Вознесенская церковь.

В 1799 году Петр I упразднил Коломенскую епархию. Всё переводилось в Тулу. А бывшая епископская резиденция превратилась в Ново-Голутвин монастырь.
В силу самых различных обстоятельств, в Коломне бывали композитор Алябьев, автор знаменитого «Соловья», и Н. Карамзин. Первый жил в городе, будучи в ссылке, а второй — проездом. Бывала в Коломне и Ахматова. Даже в стихотворении «Поздний ответ» поэтесса запечатлела Маринкину башню (стихотворение было посвящено Марине Цветаевой).
В 1846 году в Коломне родился известный ученый, редактор словаря Брокгауза и Ефрона И.И. Янжул. Коломну посещали министр финансов С. Ю. Витте, Николай II. В 1861 году в селах Шкинь и Борисово Коломенского уезда были крестьянские волнения в имениях генерала Д.Т. Бибикова.
В 1863 году произошло важное событие не только в истории города, но и в истории российской промышленности: был основан инженером А.Е. Струве Коломенский машиностроительный завод (КМЗ). За этим предприятием прочно закрепилась репутация промышленного гиганта: завод производил огромное количество мостов, пароходов, поездов и т.д. Бородинский, Крымский и Краснохолмский мосты в Москве — родом с КМЗ. Литейный мост в Петербурге тоже изготовил и построил КМЗ. Выпускались локомобили, подъемные краны, прочие приборы. Первый российский трамвай также был сооружен здесь. Могли изготавливать и автомобили, но инициативу эту не поддержало Правительство. Отвергнута была и идея об изготовлении КМЗ дизельных локомотивов. А ведь это могло быть впервые в мировой практике!
Город развивался, открывались больницы, училища, благотворители строили на пожертвования храмы. В 1874 году в Коломне открыта фотомастерская М. Бортняевой. Стали появляться фотографии города, которые очень важны и нужны тогда, когда хочется взглянуть на Коломну такой, какой она была в конце XIX-начале XX вв.
В 1902 году Коломна наконец-то получила свой водопровод.
Безусловно, революционные события и 1905, и 1917 года не обошли стороной Коломну. Были и стачки, и забастовки, был организован Совет крестьянских депутатов.
В Советский период город прирастал новыми районами и застраивался. Развивалась транспортная сеть, получили известность коломенские трамваи. Памятники старины (в основном, церкви и монастыри) претерпевали не лучшие времена: были заброшеными, в них устраивали склады и гаражи, а некоторые храмы и вовсе «обезглавили». В Коломне сняли не один фильм: ещё бы, ведь её атмосфера, её природа привлекает к себе кинорежиссеров. Это и «Аферисты», и «Адмирал», и «Мачеха», и сериал «Громовы» и т.д.
Сейчас постепенно возвращается старинный облик города, расцветает туризм, возрождается паломничество. Чем живет Коломенский кремль сейчас, можно узнать здесь. Проходят различные мероприятия, акции. Город живет, и это радует. Правда, на мой взгляд, есть одно НО: вместе с восстановлением культурных памятников, происходит «переусердствование», благодаря которому Коломна теряет свою индивидуальность, самобытность и камерность. Та Коломна, которая была 5 лет назад, была, пусть и с разрушенными куполами, но более самобытной, потому что усилия по её облагораживанию не были чрезмерными. Хотя это нисколько не умаляет незабываемой атмосферы старинного провинциального городка.

Угловая башенка в ограде Голутвинского монастыря. 1912 г. Автор: С. М. Прокудин-Горский

Угловая башенка в ограде Голутвинского монастыря. 1912 г. Автор: С. М. Прокудин-Горский

Общий вид Голутвинского мужского монастыря с запада. Собор преп. Сергия Радонежского. 1912 г. Автор: С. М. Прокудин-Горский

Голутвинский монастырь с юго-востока. 1912 г. Автор: С. М. Прокудин-Горский

Голутвинский монастырь с юго-востока. 1912 г. Автор: С. М. Прокудин-Горский

Коломна. Река Москва.

Коломна. Река Москва.

Соборная улица. Коломна

Соборная улица. Коломна

Коломна, ул. Казакова. 2015 г.

Коломна, ул. Казакова. 2015 г.

Старая Коломна. 2015 г.

Старая Коломна. 2015 г.

Коломенский кремль и Маринкина башня. 2007 г.

Коломенский кремль и Маринкина башня. 2007 г.

Коломна, Соборная площадь. 2007 г.

Коломна, Соборная площадь. 2007 г.

Локомобиль Коломенского машиностроительного завода. Коломна, 2007 г.

Локомобиль Коломенского машиностроительного завода. Коломна, 2007 г.

Фоторепортаж Сергея Демянюка с выставки под названием «Кукла: от обряда до игры» в Ступинском историко-краеведческом музее

Новый экспонат историко-краеведческого музея Ступино

Самолёт — в дар музею

Выставка «Кукла: от обряда до игры» в историко-краеведческом музее Ступино

Статистика Большеалексеевской земской школы

В Коломне прошла VIII Всероссийская научно-практическая конференция «VIII Открытые Абакумовские чтения»

Усатые смотрители подмосковных музеев

На пороге Серпуховского историко- художественного музея посетителей встречает штатный сотрудник, с оформленной трудовой книжкой, — рыжий обаятельный кот Марай. За довольно приличную плату для четвероногого — 30 котлет в месяц и «премиальную» рыбку — Марай выполняет почетную миссию экскурсовода и смотрителя, а также своего рода визитной карточки музея.
Такое имя Марай получил неслучайно: особняк, в котором находится музей, до революции принадлежал купчихе Анне Мараевой. Вот и этот рыжий «домовой», вернее, «музейный» продолжает старые традиции, только, в отличие от Анны Мараевой, он не собирает художественные ценности, а следит за порядком и радует посетителей музея.
Этот смотритель, помимо приятной «работы» и «зарплаты», обрёл ещё и настоящую популярность: с Мамаем так и норовят сделать селфи, а в популярной социальной сети у кота есть даже есть свой аккаунт.

«Сотрудник» ещё одного музея — художественной галереи «Лига» в Коломне — пёс Рекс. С «Лигой» он уже давно — ещё с тех пор, когда галерея находилась на территории женского Брусенского монастыря. Теперь этот пёс аристократичных манер обитает на улице Лажечникова — сюда переехала художественная галерея.
В галерее он находится в статусе экскурсовода — именно с такой «должностью» выпущены именные магниты с изображением Рекса. Пёс очень обаятельный, правда, уже в преклонном возрасте, поэтому предпочитает спокойно отдыхать в комнатах галереи. Тем не менее, ухо он всегда держит востро и все равно следит за порядком.
Собака уже стала знаменитостью не только среди туристов, посещающих древнюю Коломну, но и среди местных жителей. А он держит марку: неизменно с радостью встречает гостей галереи и исправно исполняет свои обязанности «музейного».

Авторское право © 2009 - 2018, Stupinsky.ru. Все Права Защищены.