Свежие записи

Рубрики

Погода

Средняя цена за бензин

Средние цены на бензин в России

Метки

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Мы в ВК

Свежие комментарии

    Архивы

    Из истории Карасёвской лесной дачи и её окрестностей

    Вместо предисловия

    На написание этого небольшого очерка меня вдохновил интересный пост Евгения Новикова о природном заказнике «Карасёвская лесная дача» в Коломенском городском округе — https://vk.com/wall174224_3629. То, что написано ниже, можно считать маленьким дополнением к тому, что описано Евгением Новиковым.

    Первые письменные упоминания о лесном массиве в районе современного села Карасево относятся к последней четверти XVI в. – речь идет о «Писцовых книгах Московского государства». При описании земель упоминалось количество удобной и неудобной земли (поросшей кустарником), в том числе и леса. О размерах лесного массива в те стародавние времена можно судить, проанализировав описание земельных дач сел, деревень и пустошей, располагавшихся вокруг и на территории современного леса.

    Continue reading “Из истории Карасёвской лесной дачи и её окрестностей” »

    FacebookTwitterGoogle+VKLiveJournalOdnoklassnikiОтправить

    Н. Султанов о памятниках древнего зодчества в Коломенском и Бронницком уездах

    Перепечатано на сайте: http://stupinsky.ru/viewtopic.php?f=12&p=1531#p1531, 10.03.2018, впервые процитировано 10.03.2018.
    Авторский текст, перепечатка: Залата Т. (T.Larina)

    Видный архитектор, историк архитектуры, искусствовед, директор Института гражданских инженеров Николай Владимирович Султанов (1850 — 1908) летом 1882 года посетил Коломну, Коломенский уезд, город Бронницы и село Марково и по результатам своего путешествия провел исследование в области древнерусской архитектуры, что и вылилось в его выступление в собрании Санкт-Петербургского общества архитекторов и публикацию в специализированном журнале «Зодчий».

    Архитектор Николай Владимирович Султанов. Источник: https://ru.wikipedia.org/

     

    Сообщение Н.В. Султанова, несомненно, было интересно его современникам, но именно сегодня его наблюдения и чертежи, зафиксированные на бумаге, представляют особенно большой интерес с исторической точки зрения и с точки зрения краеведения, ведь взгляд профессионального архитектора помогает заглянуть глубже в существо и нюансы архитектурных особенностей нескольких ярких памятников древнего зодчества Коломенского и Бронницкого уездов.
    Из журнала «Зодчий», 1883 г., стр. 50 — 53.
    Чертежи Н.В. Султанова, журнал «Зодчий», 1883 г., листы 5, 6.

    Continue reading “Н. Султанов о памятниках древнего зодчества в Коломенском и Бронницком уездах” »

    Ступино против Сергиева Посада: игра Высшей лиги Подмосковья по баскетболу в Ступино

    О сносе гаражей — выпуск программы «Народ хочет знать» на «АВТОРАДИО Ступино 107.6 FM» от 22.03.2018

    «Оттепель» приходит в Ступино


    #ступино #музей #ступинскиймузей #концерт #оттепель #stupino #museum #stupinomuseum

    Выставка живых тропических бабочек в Ступинском историко-краеведческом музее


    #ступино #ступинскиймузей #выставка #бабочки#выставкатропических бабочек #stupino #museum #stupinomuseum #butterflies

    Что упало, то пропало!

    Источник публикации: http://stupinsky.ru/viewtopic.php?p=221#p221, 06.10.2013, впервые опубликовано 07.09.2009.
    Автор: Залата Т. (T.Larina)

    Конечно, это не совсем подходящий заголовок. Ничто никуда не падало, но, тем не менее, пропало…
    Время идет, стирает многое не только из памяти, но и из реальной жизни. Если взглянуть хотя бы на маленький пятачок земли, то получится, что в старину на нем умещалось гораздо больше, чем есть сейчас. Было больше сел, церквей, а нынешние ручьи, которые сейчас не носят, казалось бы, никакого названия, тогда были речками.
    Сейчас, наверное, мало кто знает, но в стародавние времена в нынешней деревне Ламоново ( а тогда — Ламаново, по данным «Писцовой книги Московского государства»), владении Василия Дмитриевича Копнина, была церковь Покрова Пресвятой Богоматери. Видимо, храм был деревянным, раз канул навсегда, возможно, сгорев. Причем канул не позднее 70-х гг. XVI века, а это значит, что церковь была довольно древней. Само же Ламоново в дальнейшем закрепило за собой статус «погоста» — населенного места, где когда-то был храм…
    Село Нефедьево тоже не избежало подобной участи. В XVI в. в этом владении Ивана Хлопова была церковь Пресвятой Богородицы, деревянная, что и отражено в «Писцовых книгах Московского государства»: «С. Нефедьево, под ним прудецъ, а в селе церк. соборъ Пречистыя Богородицы, древяна, клецки».
    В селе Троице-Голочелово вплоть до начала XVII века находился женский Троицкий монастырь. В Смутное время его разграбили и разрушили, не оставив практически и следа от него. Но всё же Голочелово обзавелось впоследствии храмом. И даже не одним. Но это уже совсем другая история…
    А исчезали порой и сами селения. Память о них осталась в некоторых документах XVIII века. Места, где когда-то существовали деревни и села, а затем перестали быть жилыми, назывались пустошами. Они ещё носили названия деревень, но уже не были таковыми. Среди пустошей можно отметить, например, пустошь Буньково, что на реке Бунчихе. Там тоже когда-то было село, но уже в XVI веке превратилось в пустошь. Позднее, в XIX вв. здесь была усадьба помещика С. П. Моргунова, а по Памятным книжкам конца XIX — начала XX упомянуто, что в пустоши Буньково находилась усадьба фабриканта Чистякова. Между нынешней деревней Буньково и селом Щапово, видимо, находилась деревня Тетеркино на берегу речки Костенки (на картах XVIII указана некая пустошь Тетерка). Сейчас здесь сельскохозяйственное поле.
    Была и деревня Хирино недалеко от села Покровского, что на Северке. Сейчас на карте не встретишь этот населенный пункт, а когда-то это был действительно населенный пункт, причем населенный издревле: на берегу реки находились Хиринские курганы. В «Писцовых книгах Московского государства» указана «пустошь Хирина за Григорием Хириным».

    Продолжение следует…

    Выропаевские курганы

    Перепечатано на сайте: http://stupinsky.ru/viewtopic.php?p=220#p220, 06.10.2013, впервые процитировано 26.08.2009.
    Деревня Выропаевка (Ворыпаевка) находится в Коломенском районе Московской области.
    Цитита из монографии Мазурова А.Б. «Средневековая Коломна в XIV — первой половине XVI в.», М, 2001., страницы 503 — 507, статья «Одна из первых находок вятических древностей»:

    Continue reading “Выропаевские курганы” »

    Троице — Лобаново

    Источник публикации: http://stupinsky.ru/viewtopic.php?p=219#p219, 06.10.2013, впервые опубликовано 26.08.2009.
    Автор: Залата Т. (T.Larina)

    Троице-Лобаново находится в Большеалексеевском сельском округе Ступинского района Московской области.
    Село Троице-Лобаново известно своими владельцами, бесспорно, людьми именитыми. Но есть здесь кое-что такое, что заставляет остановиться, погулять в старинном липовом парке, посмотреть на старинную церковь (XVI век).
    Троицкое-Лобаново располагалось в Левичином стане на речке Брусенке.

    Башня церковной ограды в с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Башня церковной ограды в с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Башня церковной ограды в с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Башня церковной ограды в с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Это древнее село, которое существовало не позднее XVI века, о чем говорят и исторические карты С. Б. Веселовского и В. Н. Перцова. Селами Микулиным, Заворовым, находящимися в том же стане, владели Годуновы. В «Писцовых книгах Московского государства» (1577-1578 — изд. в 1872 г.) упоминается Яков Афанасьевич Годунов. А вот Троице-Лобановым владели в XVII в. князья Лобановы-Ростовские, которые в XVIII веке передали Троице-Лобаново в приданое княжне Параскаве Михайловне Лобановой-Ростовской, вышедшей замуж за Семена Федоровича Волконского. Позже село купили у графа Бобринского Азанчевские. В адрес-календаре на 1890 год упомянута усадьба в Троице-Лобаново за Софьей Николаевной Азанчевской.

    Троицкий храм с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Троицкий храм с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Троицкий храм с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Троицкий храм с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    В Троице-Лобаново, был господский дом, была усадьба.
    К сожалению, далеко не всё сохранилось в Троице-Лобаново, что бы напоминало о роскошной усадьбе с парком. Но всё же есть кое-что: церковь Живоначальной Троицы, развалины былого великолепия и парк, в котором в советское время был пионерлагерь.

    Усадебный дом в с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Усадебный дом в с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Остатки усадебного парка в с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Остатки усадебного парка в с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Остатки усадебного парка в с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Остатки усадебного парка в с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Остатки усадебного парка в с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Остатки усадебного парка в с. Троице-Лобаново. 2009 г.

    Троицкая церковь была выстроена, по некоторым источникам, не позже 1578 года, освящена при царе Алексее Михайловича и Патриархе Иосафе II, имеет два придела — Успенский и Никольский. Видимо, с этим годом связано первое упоминание в Писцовых книгах Московского государства. При Волконских, в 1767 году, была построена каменная колокольня Троицкой церкви. При церкви имелось кладбище.
    Весьма примечательна история с колоколом храма (по упоминанию Н.Д. Иванчина-Писарева), с появлением которого связана почти легендарная история.

    Надпись на колоколе храма в с. Троице-Лобаново. Из книги Н.Д. Иванчина-Писарева

    Надпись на колоколе храма в с. Троице-Лобаново. Из книги Н.Д. Иванчина-Писарева «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» (1844).

    На колоколе изображен портрет шведского короля Карла XI. «Благовестник» был найден князем Волконским в пруду во время его чистки; расспросив старожилов, князь выяснил, что существовало предание, будто князь Лобанов-Ростовский, прежний владелец Троице-Лобаново, привезжий данный колокол «неизвестно откуда», повесил его на колокольне Троицкого храма; однажды во время службы (заутреня) мощный звук разбудил и испугал князя, после чего тот велел скинуть колокол в пруд. Князь Волконский такой находке подарил вторую жизнь, вновь поместив её на колокольню.
    По словам Н. Д. Иванчина-Писарева («Прогулка по древнему Коломенскому уезду»),

    «звон этого благовестника слышен далеко в окрестности, вблизи же слишком резок, ибо в нем много серебра».

    Позже, в XIX веке, к церкви была пристроена трапезная. Годы лихолетья не обошли стороной храм, но в данный момент ведутся ремонтные работы по восстановлению первоначального облика церкви. Ныне Троице-Лобановский храм имеет статус патриаршего подворья. Если пройти чуть подальше, можно наткнуться на остатки усадебного комплекса. В нем, как уже упоминалось, размещался когда-то пионерский лагерь. Остались пруды, в одном из которых ныне устроено футбольное поле, руины строений, два флигеля, остатки обширного сада и парка. В дореволюционной России село Троице-Лобаново было волостным центром Бронницкого уезда, главой волостного центра был, по данным на 1890 г., крестьянин, старшина Иван Трифонович Солонин. В волость входили села Агашкино, Акатово, Авдотьино, Каменка, Никоновское, Натальино, Покровское, Ярцево, Хирино и т.д. В Троице-Лобаново были земская школа и квартира урядника. К интересным особенностям фауны этих мест можно отнести обитание пчел-плотников в 1940-1950-хх гг. XX века в с. Троице-Лобаново и Б. Алексеевское. Эти пчелы, одиночные, черного цвета, занесены в Красную книгу, поскольку это быстро сокращающийся в численности вид.

    Шкинь

    Источник публикации: http://stupinsky.ru/viewtopic.php?p=218#p218, 06.10.2013, впервые опубликовано 26.08.2009.
    Автор: Залата Т. (T.Larina)

    Шкинь находится в Коломенском районе Московской области, входит в Непецинское сельское поселение.

    Общий вид на с. Шкинь. 2009 г.

    Общий вид на с. Шкинь. 2009 г.

    Конечно же, самая главная достопримечательность этого села — это уникальная церковь Духосошествия. Но обо всём по порядку.
    Село находится на реке Северке, притоке Москвы-реки (легенду о р. Северке см. в статье о Коломне).
    Как уже упоминалось выше, принадлежало село генералу Г.И. Бибикову. Ранее здесь была усадьба, от которой сохранились только Духовская церковь и остатки усадебной постройки. Ещё одной местной исторической знаменитостью является юродивый Данилушка (Д.И. Васильев). О нем речь пойдет ниже.
    Первое упоминание о Шкини можно встретить в духовной грамоте великого князя Василия Васильевича от 1461 года. Село он передает «своей княгине» — супруге Марии Ярославне, которая владела также рядом коломенских сел.

    «<…>Да даю своей княгине село Серкизовское и с Мезынкою и со всеми селцы и с деревнями, да село Высокое и с деревнями и с бортью, да село Шкинь и с деревнями».

    По итогам межевания от 1767 года Шкинь принадлежала полковнику Петру Михайловичу Приклонскому. В XVIII веке в селе насчитывалось население около 209 душ. Шкиньское владение, которое включало в себя и село Борисово с Новоселками, было очень крупным. Южной границей стала река Осёнка, северной — Северка.

    Старинное каменное здание в с. Шкинь неизвестного назначения. 2009 г.

    Старинное каменное здание в с. Шкинь неизвестного назначения. 2009 г.

    По состоянию на 1890 год в селе проживало 149 человек. Через 9 лет в Шкини было уже 304 человека. В селе располагалась земская школа, а сама Шкинь принадлежала Непецинской волости Коломенского уезда.
    При селе Шкини крестьянин Иван Васильевич Добрынин имел мельницу, маслобойню, крупорушку и лавку. При своем хозяйстве И. В. Добрынин имел двух приказчиков, один из которых занимался управлением дел на мельнице.
    В ведомости («Сведения о частно-владельческих землях Коломенского уезда», 1894 г.) владелец указал в своем имении следующие строения:

    «Деревянные крытые тесами в лесу, изба деревянная; крыши тесами и сарай из хворосту крыты соломой».

    По данным 1909 года в Шкини находилась церковно-приходская школа, земское училище и казенная винная лавка. Почему казенная? Сергей Юльевич Витте в 1894 году ввел винную монополию, которая действовала вплоть до 1913 года, поэтому винные лавки могли быть только казенными.
    В 1861 году в селе произошло крестьянское восстание при генерале Д.Г. Бибикове.

    Храм Духосошествия с. Шкинь. 2009 г.

    Храм Духосошествия с. Шкинь. 2009 г.

    И вот, наконец, обозрев вкратце историю села, можно подойти и к истории удивительного, необычного храма — Духовской церкви (1794-1798 гг., заложена ещё в XV веке, а открыта в 1800 году). Выстроена она была, как уже упоминалось, при генерал-майоре Г.И. Бибикове зодчим Родионом Казаковым (не путать с архитектором Матвеем Казаковым, он был учителем Родиона!), по некоторым предположениям — Иоганом Веттером (ссылка — иное мнение). По своему проекту церковь повторяет Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге.

    Троицкий собор Александро-Невской лавры

    Троицкий собор Александро-Невской лавры Источник: http://www.sedmitza.ru/text/524336.html

    Если смотреть сверху, то церковь будет напоминать по своей форме крест:

    Имеет две колокольни, расположенные симметрично. Этот храм можно отнести к стилю классицизма, характерному для архитектуры XVIII века, к тому же классицизма зрелого.

    Местночтимый святой - юродивый Даниил (Данилушка)

    Местночтимый святой — юродивый Даниил (Данилушка)

    Большой вклад в развитие храма внёс юродивый Даниил. Подробнее о его духовном подвиге рассказали «Московские епархиальные ведомости» в год его кончины — 1884-й:

    «Корреспонденция из Коломны.
    Покорнейше прошу Вас поместить в Ваших назидательных «Московских Церковных Ведомостях» биографию достойного памяти юродивого новопредставленного Даниила.
    Почивший о Господе раб Божий Даниил подвизался в юродстве 40 лет, преимущественно в городе Коломне, собиравши подаяние, которое и отсылал на украшение и нужды храма Божия в село Шкинь Коломенского уезда. Благодаря трудам юродивого храм сей в настоящее время — в самом цветущем состоянии; можно безошибочно сказать, что от креста и до камня основания в храме, все устроено стараниями покойного. Описываю последние дни жизни, кончину и торжественное погребение покойного раба Божия Даниила.
    Зимнее время раб Божий Даниил часть проводил в доме церковного старосты Шкинской церкви и однажды перед сырной неделей, вышед из дому, зашиб себе ногу, — образовалась болезнь, и неутомимый труженик принужден был лечь в постель; пролежавши около 10 недель больной был отправлен в город в земскую больницу, где и был до своей кончины. Незадолго до смерти покойного многие жители города узнали, где находился больной, и многие спешили посетить его. Накануне своей кончины страдалец исповедался и причастился Святых Христовых Тайн и 18 августа сего года в 2 1/2 часа пополудни, простившись с близкими, мирно скончался в полной памяти.
    Весть о кончине проводившего многие годы в юродстве быстро разнеслась по городу, и толпы жителей всех сословий и состояний спешили в больницу, где со дня смерти до погребения усердствующими священнослужителями совершались панихиды при гробе почившего. Всё нужное к погребению было немедленно пожертвовано; имущества покойного, как не было при его жизни, там и после смерти ничего не оказалось. В день погребения двор больницы был переполнен собравшимися провожать гроб покойного в городской собор; после утренней панихиды тело покойного в предшествии многих священников и в сопровождении многих граждан было вынесено в собор, который в это время был переполнен молящимися.
    Литургию совершал о. протоиерей собора в сослужении 2 священников. после пения запричастного стиха один из служивших литургию настоятель Воскресенской церкви о.Крылов произнес прекрасную проповедь, заставившую многих проливать слезы. К погребению присоединились еще 7 священников из городских церквей; по окончании обряда похоронная процессия направилась к Московской заставе. Бренные останки покойного, как усердного благотворителя, были похоронены в храме села Шкинь. Несмотря на дождливую погоду, народу было множество. Это было 20 августа. У незнающих личности покойного невольно явится вопрос: что за причина посещения многочисленной и разнообразной публики болящего? Вследствие чего стекалась большая часть граждан к гробу почившего и в храм Божий? Что за заслуги? Что за труды? Что за жизнь? За что такое усердие? Откуда рождаются слезы при молитве за бедного, странного и чуждого всем человека? Вот и ответ.
    Раб Божий новопреставленный Даниил происходит от родителей своих, сильных приверженцев раскола. Юный сын, по внушению Духа Божия, оказался чуждым раскола и очень часто втайне от своих домашних посещал храм Божий, где постепенно усовершенствовался в вере и пламенной любви к Богу чрез усердную молитву и внимательное слушание слова Божия. Родители с прискорбием замечали уклонение от их обрядов и частое посещение храма, и в сильном гневе наказывали, били и нередко среди зимы, оставляя его в одном нижнем белье, запирали в холодную комнату, но все старания отклонить сына от его спасительного пути оказались бесполезными. Благочестивый отрок остался твердым в своих поступках. Ни болезни, ни скорбь, ни какие мучения, ни голод, ни холод — ничто не могло отклонить отрока от правды и истинной любви Божией. И вот однажды Даниил, видя препятствие на каждом шагу от своих домашних для продолжения истинного служения своего Господу, задается мыслию покинуть все, что препятствует ему на его спасительном пути, и он, недолго думая, в одну из зимних ночей, оставшись в одном нижнем белье, с непокрытой головой и босой, тайно убегает из дома родительского и спешит к храму Божию, который находился в нескольких верстах от его дома, здесь изливается в своей пламенной молитве пред Господом, и укрепленный свыше, не оглядываясь назад, вступает на один из труднейших подвигов юродства Христа ради. С 15-летнего возраста и до дня своей кончины ревностный труженик переносил все тягости и лишения, исполненный пламенною верою, он хорошо знал, что Господь поможет ему перенести все, что для человека кажется невозможным. Он не заботился, по слову Евангелия, что есть и что пить и во что одеваться, помня слова Спасителя: «Трудящийся достоин пропитания». Он совершенно не имел ничего собственного, не пользовался ни одной полушкой, отдавая все на храм Божий, постоянно ходил с непокрытою головой и босой, в одном только нижнем белье. Господь видел труды Своего подвижника и сердечную любовь и веру, укреплял его и согревал его сердце.
    Вот в таких-то трудах подвизался раб Божий новопредставленный Даниил. получивши болезнь и предчувствую приближение своей кончины, страдалец без ропота переносит последнее и умирает с молитвою и духовною радостию, напутствуемый Святыми Тайнами и благословением Церкви. Кто из граждан Коломны не знал сего труженика, постоянно ходившего по улицам города как летом, так и холодною осенью, а нередко и зимой, собиравшего подаяние между жителями. И вот эти подающие и знающие его в день погребения пришли помолиться о душе праведного. долго-долго еще останется в памяти граждан это потрясающее душу каждого отдание последнего христианского долга почившему о Господе. Никто из присутствующих не погнушался, несмотря на свое выдающееся значение в городе, поклониться праху покойного и дать последнее целование, с пожеланием царства небесного скончавшемуся подвижнику».

    Коломенский купеческий сын Василий Бурцев.
    Московские епархиальные ведомости. -1884.- № 39.

    В советское время, как и многие другие храмы, Духовская церковь была закрыта, находилась в запустении. Этот период длился с середины 30-х гг. до 1992 года. А в 60-х гг. здесь, наверное, по печальной традиции, располагался склад, причем, в процессе приспособления церковной постройки для хозяйственных нужд, были разрушены многие детали церкви, а упавший колокол также покалечил храм.

    Храм Духосошествия с. Шкинь - алтарная часть. 2009 г.

    Храм Духосошествия с. Шкинь — алтарная часть. 2009 г.

    Сейчас церковь Духосошествия находится не в лучшем состоянии, но реставрируется. Возможно, недалек будет тот день, когда мы увидим и без того ныне прекрасный храм в его первоначальном убранстве и красе.
    Шкиньская церковь до революции…

    Храм Духосошествия в с. Шкинь. 1915 г.

    Храм Духосошествия в с. Шкинь. 1915 г. Источник: www.temples.ru

    Храм Духосошествия в с. Шкинь. 1915 г.

    Храм Духосошествия в с. Шкинь. 1915 г. Источник: www.temples.ru

    …и сейчас.

    Храм Духосошествия с. Шкинь. 2009 г.

    Храм Духосошествия с. Шкинь. 2009 г.

    До сих пор храм мучается: в 2008 году из церкви была похищена чудотворная икона Серафима Саровского. И не одна она. По версии следствия, совершила это преступная группа. Причем, один из похитителей скончался. Иконы были возвращены церкви.
    Подробности дела о похищенных шкиньских иконах.